в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 15.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ ФТС РФ от 15.04.2008 N 403 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ"
действует Редакция от 15.04.2008 Подробная информация
ПРИКАЗ ФТС РФ от 15.04.2008 N 403 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ"

II. Требования охраны труда должностных лиц и работников при организации и проведении работ в таможенных органах

2.1. Требования охраны труда при досмотре автотранспортных средств и перевозимых на них товаров

2.1.1. Досмотр автотранспортных средств и перевозимых на них товаров должен производиться на специально оборудованных таможенными органами досмотровых площадках с навесами, смотровыми ямами, эстакадами, подъемно-транспортными механизмами, знаками безопасности и знаками дорожного движения. Площадки должны быть хорошо освещены и покрыты не из скользящего материала, а в зимнее время года очищены от снега и посыпаны песком.

2.1.2. Ямы и эстакады должны иметь переходные мостики, направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможного падения автотранспортного средства в смотровую яму или эстакаду во время его передвижения.

2.1.3. Переходить через досмотровые ямы или эстакады следует только по переходным мостикам.

2.1.4. Находиться на подножках, крыльях, крышах полуприцепов, прицепов, кузовов, кабин во время движения автотранспортного средства запрещается.

2.1.5. Таможенный досмотр автотранспортного средства с работающим двигателем и незаторможенными колесами запрещается.

2.1.6. В случае выполнения досмотровых операций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенное автотранспортное средство специальные козелки, а под неснятые колеса - упоры (башмаки).

2.1.7. Запрещается:

допускать запуск двигателя и отъезд автотранспортного средства с места досмотра до окончания досмотра;

производить досмотровые работы автотранспортного средства со снятыми колесами, вывешенного только на подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

подкладывать под вывешенное автотранспортное средство диски колес, кирпичи и другие предметы, не предназначенные специально для этой цели;

производить досмотр автотранспортных средств на открытых, незащищенных площадках в грозу, метель, при сильном ветре и интенсивных атмосферных осадках.

2.1.8. При досмотре двигателя у автотранспортного средства с поднимающейся кабиной предварительно следует лично проверить крепление кабины упорной штангой.

2.1.9. При необходимости досмотра приборов и частей двигателя автотранспортного средства вскрытие их производит водитель автотранспортного средства.

2.1.10. В дождь, снегопад, гололед - соблюдать осторожность при входе в полуприцеп, прицеп, кузов, кабину и выходе из них, подножки должны быть очищены от грязи, снега, льда.

2.1.11. При вскрытии автофургонов с товаром необходимо находиться на безопасном расстоянии от открывающихся дверей во избежание травм в случае выпадения товара или ушиба дверью автофургона.

2.1.12. При досмотре автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами применяются лестницы-стремянки.

2.1.13. В случае возникновения необходимости в разборке автотранспортных средств для досмотра его отдельных агрегатов (двигателя, заднего и переднего мостов и т.д.) их снятие производится на отдельной (специальной) площадке или в боксе при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими полную безопасность досмотра, до разборки автотранспортного средства топливо и масло должны быть слиты в специальные емкости.

2.1.14. Для устранения опасности ожога или поражения электрическим током при досмотре необходимо соблюдать осторожность при прикосновении к горячим частям двигателя, кузова, электрооборудованию автотранспортного средства.

2.1.15. Должностные лица и работники таможенных органов, работающие на автотранспорте, электроустановках, разгрузочно-погрузочных механизмах, осуществляющие строповку, должны пройти специальное обучение, аттестацию и иметь соответствующее удостоверение, аттестация должностных лиц и работников таможенных органов производится в специализированных учебных центрах соответствующего профиля.

2.1.16. Досмотр автотранспортных средств, перевозящих опасные товары, а также бензобаков автотранспортных средств необходимо производить с соблюдением требований в соответствии с пунктом 6 раздела II настоящих Правил.

2.1.17. При досмотре автотранспортного средства должен быть исключен доступ в кабину всех лиц во избежание запуска двигателя и движения автотранспортного средства, при этом зажигание должно быть выключено, ключи зажигания должны находиться у водителя или старшего машины, рычаг переключения коробки передач должен находиться в нейтральном положении и автотранспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.

2.2. Требования охраны труда при досмотре железнодорожных транспортных средств и перевозимых на них товаров

2.2.1. При нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной от них близости для производства таможенного досмотра подвижного состава должностные лица обязаны соблюдать следующие меры безопасности:

проходить вдоль путей только по их обочине или посередине междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами, сцепками вагонов, предметами, выступающими за пределы очертания габаритов погрузки и подвижного состава;

обращать внимание во избежание падения на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации и связи);

при выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состава по этому пути;

переходить путь под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии на опасном расстоянии подвижного состава;

не становиться на стрелочном переводе между остряком и рамным рельсом и в желоб электропривода;

при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться только тормозными площадками, предварительно проверив надежность подножек и поручней, при сходе с тормозной площадки держаться за поручни и спускаться лицом к вагону;

переход через пути в районе стрелок нужно осуществлять не доходя до предельного столбика не менее чем на 20 метров;

обход стоящего подвижного состава разрешен на расстоянии не ближе 3-х метров, а разрыв между вагонами должен быть не менее 5 метров.

2.2.2. Начинать таможенной осмотр и досмотр железнодорожного состава только после его полной остановки в присутствии представителя железнодорожного состава. При входе и выходе из вагона необходимо убедиться в исправности подножки, а также в отсутствии движущихся по смежному пути на опасном расстоянии вагонов, поездов. При спуске из вагона поезда необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону поезда. Проверять цистерны, вагоны с легковоспламеняющимися веществами с помощью щупов из цветных металлов во избежание образования искры.

2.2.3. Во время досмотра вагонов необходимо соблюдать правила электробезопасности, досмотр объектов вагона производится только после того, как будет получен доклад от поездного электромеханика или проводника, сопровождающего сотрудника, о том, что токоведущие части отключены.

2.2.4. Доступ к электрощиту может быть произведен только в присутствии проводника вагона, при работе с досмотровыми проволочными щупами в межпотолочных пространствах вагонов, где проходит электропроводка, необходимо, чтобы ручки щупов имели диэлектрическую изоляцию, обеспечивающую безопасность досмотровой работы.

2.2.5. При открытии дверей товарных вагонов следует находиться за пределами проема двери, во избежание возможного травмирования выпадающим из вагона товаром. При открытии и закрытии дверей вагонов не разрешается держать руки на нижней направляющей дверной рейке, по которой перемещается подвижной ролик.

2.2.6. Осмотр локомотива производится только в присутствии члена локомотивной бригады при неработающем двигателе, отключении от контактной сети и опущенном пантографе (токосъемнике).

2.2.7. Вскрытие и демонтаж механизмов и емкостей должны производиться по требованию должностного лица таможенного органа членами локомотивной бригады.

2.2.8. На электрифицированных участках железнодорожных линий недопустимо приближение к проводам контактной сети, а также к электрооборудованию, находящемуся под высоким напряжением, на расстояние менее 2-х метров.

2.2.9. Должностные лица таможенных органов должны знать значение действующих звуковых и световых сигналов, установленных в местах таможенного оформления транспортных средств и предусмотренных инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации <*>.


<*> Утверждена Министерством путей сообщения Российской Федерации 26 мая 2000 г., N ЦРБ-757 (Источник опубликования: издание Министерства путей сообщения Российской Федерации 2000 г.).

2.2.10. Должностным лицам таможенных органов запрещается:

производить досмотр при плохом самочувствии или в нетрезвом состоянии;

садиться на ходу поезда и спрыгивать с тормозной площадки вагонов при движении поезда до полной его остановки;

переходить или перепрыгивать с одного вагона на другой как на движущемся, так и на стоящем составе;

ходить внутри колеи путей и по концам шпал;

переходить пути по централизованным стрелкам, наступать на рельсы и крестовины, становиться между рамным рельсом и остряком, в промежуток между рельсом и контррельсом;

перебегать путь перед движущимся составом, переходить междупутье в тех местах, где располагаются различные детали конструкций, кучи мусора, снега, шлака, ледяные покрытия;

переходить на другую сторону состава под вагонами, автосцепкой и в местах растяжек, если состав растянут менее чем на 5 метров;

садиться на рельс и шпалы, а также укрываться под вагоном во время дождя или снегопада;

находиться на междупутье при безостановочном проследовании поездов по станции;

находиться на расстоянии менее 2-х метров от ближайшего рельса пути, по которому следует поезд;

стоять в открытых дверях товарных вагонов при маневровых передвижениях;

становиться на буксу, держаться за борт и в таком положении передвигаться с поездом;

передвигаться на подножках локомотивов;

подниматься на крыши вагонов цистерн, полувагонов, рефрижераторов до отключения контактной сети и ее заземления;

наступать на электрические провода и кабели, дотрагиваться до оборванных проводов контактной сети, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций, а также дотрагиваться до каких-либо предметов, находящихся на проводах контактной сети.

2.2.11. При работе по досмотру контейнеров должностным лицам таможенных органов запрещается находиться в местах, над которыми переносятся контейнеры. Для досмотра контейнеры необходимо выставлять из зоны работы кранов.

2.2.12. При вскрытии контейнеров следует находиться в безопасном месте во избежание травм в случае выпадения предметов из контейнера.

2.2.13. Досмотр ящиков должен производиться только при полностью снятых крышках.

2.3. Требования охраны труда при досмотре воздушных судов и перевозимых на них товаров

2.3.1. Выход на летное поле должностных лиц таможенных органов разрешается только по служебным удостоверениям.

2.3.2. При нахождении на летном поле должностные лица таможенных органов должны соблюдать особую осторожность и постоянно наблюдать за движением воздушных судов, средств механизации и автотрапов.

2.3.3. Во время работы на летном поле должностным лицам таможенных органов запрещается:

передвигаться по летному полю на транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей;

при следовании к стоянке самолета на автобусе стоять у открытых дверей, выпрыгивать или запрыгивать в них на ходу;

перебегать перед любым движущимся транспортом;

заходить в аэродромной зоне в места, ограниченные запрещающими знаками или щитами;

подходить к воздушному судну до полной остановки его двигателей, а также находиться на расстоянии менее 50 метров при работающих двигателях;

проходить впереди или сзади движущегося воздушного судна, если расстояние до них менее 100 метров;

стоять вдоль продольной оси самолета и пересекать ее, если горят самолетные фары, означающие проверку радиолокационной системы;

стоять ближе одного метра с правой стороны носовой части самолета у датчика-прибора РИО-3М во избежание облучения радиоактивными изотопами.

2.3.4. Подниматься на борт воздушного судна и спускаться с него можно только по установленным для этих целей специальным трапам или лестницам (стремянкам). Трап должен устанавливаться на четыре опоры, а лестница (стремянка) закрепляться. Использование неисправных, а также замасленных или покрытых снегом (льдом) трапов, лестниц (стремянок) запрещается. В ночное время на трапе должно быть включено освещение.

2.3.5. При выходе из воздушного судна необходимо убедиться, что трап, лестница (стремянка) не убраны.

2.3.6. Досмотр всех помещений воздушного судна производится только в присутствии представителя экипажа, любые части воздушного судна, приборы, оборудование должны быть предъявлены к таможенному контролю только бортинженером или бортмехаником, а в случае отказа - специалистом аэропорта.

2.3.7. При производстве погрузо-разгрузочных работ запрещается находиться в проемах открытых люков воздушного судна, а также под поднятым товаром.

2.3.8. Досмотр товаров должен производиться только в специально выделенных для этого местах.

2.3.9. Запрещается проводить досмотр рядом со штабелированными ящиками, движущимися механизмами, электрическими сетями.

2.3.10. При досмотре товаров, затянутых металлической лентой, необходимо соблюдать осторожность при вскрытии во избежание травмирования резко распрямляющейся лентой рук и лица.

2.4. Требования охраны труда при досмотре морских, речных судов и перевозимых на них товаров

2.4.1. Инструктаж по охране труда перед отправлением наряда для досмотра судна, стоящего на рейде, должен провести старший смены с обязательной записью в журнале; во время прибытия досмотровой группы на таможенное судно инструктаж также проводит помощник капитана таможенного судна с записью в вахтенный журнал.

2.4.2. Для доставки досмотровой группы на суда, стоящие на рейде, используются таможенные суда или плавсредства портового флота (далее - плавсредства), приспособленные для перевозки людей.

2.4.3. Плавсредства должны быть укомплектованы дополнительными спасательными средствами по числу личного состава досмотровой группы.

2.4.4. Посадка досмотровых групп с необорудованных мест и на не полностью пришвартованное плавсредство запрещается, посадкой и высадкой досмотровых групп руководит вахтенный помощник командира таможенного судна или администрация плавсредств.

2.4.5. Прием и высадку досмотровых групп на открытых рейдах разрешается производить при волнении моря не выше двух баллов, при наличии более сильного волнения на море прием и высадка должны производиться после перевода судна в место, где волнение не превышает указанной величины.

2.4.6. Должностные лица, находящиеся на плавсредстве, обязаны выполнять судовые правила и установленный на судне порядок службы и жизни, при этом им запрещается:

заходить за местные заграждения;

держать руки на планшире фальшборта при отходе от причала или от борта судна или при подходе к ним;

отталкиваться руками или ногами от причальной стенки или от корпуса судна при швартовке (отшвартовке);

заходить без разрешения в служебные помещения и на рабочие места экипажа плавсредства;

находиться вблизи швартовых устройств во время швартовочных операций.

2.4.7. К моменту приема и высадки досмотровых групп с плавсредства досматриваемое судно должно стоять на якоре, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала или лежать в дрейфе. При наличии сильного ветра или течений судовые машины могут работать, чтобы обеспечить достаточную устойчивость судна.

2.4.8. Плавсредства с досмотровыми группами должны подходить к досматриваемым судам, стоящим на рейде, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала и лежащим в дрейфе, с подветренной стороны и во время высадки и посадки людей удерживаться на месте фаллинями и швартовыми. Применение кранцев обязательно.

2.4.9. Для высадки досмотровых групп с плавсредства на суда, стоящие на рейде, на рейдовой бочке (бочках) у точечного причала или лежащие в дрейфе, и обратно должен устанавливаться парадный трап.

2.4.10. В исключительных случаях, когда установка парадного трапа невозможна, может использоваться шторм-трап, грузовая сетка или специальная люлька с амортизаторами. При высадке и посадке с помощью грузовой сетки в нее должна устанавливаться прочная деревянная площадка, снабженная мягкими амортизаторами. При отсутствии амортизаторов на месте опускания площадки должно укладываться достаточное количество амортизирующих материалов (матрацы, тюфяки, маты и т.д.). При подъеме и опускании сетка должна удерживаться оттяжками. Разрешение на высадку и посадку при помощи шторм-трапов, грузовых сеток и т.д. дает только капитан судна, которое подлежит таможенному досмотру.

2.4.11. При посадке или высадке с помощью шторм-трапов должностные лица таможенных органов должны подниматься или спускаться по одному.

2.4.12. Поднимаясь или спускаясь по трапу, необходимо держаться за тросы обеими руками (имея постоянно три точки опоры). В холодный период года спуск и поднятие по трапу производить с помощью страховки.

2.4.13. Переход с плавсредства на трап или шторм-трап при наличии зыби должен производиться при наивысшем положении плавсредства у борта судна. Переход в промежуточных и нижних положениях запрещается. После перехода на шторм-трап следует быстро подниматься наверх.

2.4.14. К подъему на судно по шторм-трапу допускаются только те должностные лица таможенных органов, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы на высоте, не страдающие морской болезнью и обладающие достаточной физической подготовкой.

2.4.15. Решение о возможности высадки на судно, стоящее на рейде, принимает старший таможенной смены.

2.4.16. В процессе швартовых операций к причалу запрещается находиться вблизи линии натяжения тросов.

2.4.17. Переходить с берега на борт судна, с борта на борт и обратно разрешается только по установленным и хорошо закрепленным трапам и переходным мостикам.

2.4.18. Трапы или переходные мостики должны быть исправны и снабжены поручнями или леерами. Под трапом или переходным мостиком должна быть натянута ограждающая сетка, а место установки оборудовано спасательным кругом. Пользование неисправными, а также не очищенными от снега и льда трапами и мостиками запрещается.

2.4.19. Если верхний конец трапа или переходного мостика опирается на фальшборт, то спуск на палубу разрешается только в том случае, если для этого установлен прочно укрепленный полутрап, имеющий поручни.

2.4.20. При движении по трапам и мостикам не допускается создание встречных потоков, а также пользование ими во время перемещения по ним грузов.

2.4.21. Подъем на судно и сход с него в шлюзах разрешается только после полного подъема судна в шлюзе с соблюдением указанных правил.

2.4.22. При наличии на судах палубного груза, уложенного по всей площади, следует ходить по возможности только по специально устроенным проходам или мостикам.

2.4.23. Вскрытие трюмов, люков, а также судовых механизмов для досмотра необходимо производить при участии специалиста судокоманды.

2.4.24. При спуске в трюм необходимо держаться за поручни или скобы обеими руками.

2.4.25. Досмотр в замкнутых пространствах (цистерны, междонные пространства, трюмы и другие труднодоступные помещения) необходимо выполнять в составе группы не менее чем из двух человек, один из которых является наблюдающим.

2.4.26. При возникновении опасности или несчастных случаев с должностными лицами таможенных органов, работающими в замкнутом или труднодоступном помещении, наблюдающий обязан немедленно принять меры к эвакуации пострадавшего из этих помещений и оказать ему необходимую помощь. В случае необходимости должен позвать на помощь других лиц, находящихся вблизи.

2.4.27. При открытии или закрытии трюмов, а также когда трюмы закрыты не полностью, запрещается ходить по бимсам и лючинам, не уложенным прочно в зазоры бимсов.

2.4.28. Во время досмотра все судовые помещения должны быть освещены.

2.4.29. Досмотр аккумуляторных помещений, распределительных электрощитов, а также других мест, находящихся под напряжением, разрешается только в присутствии и с помощью специалиста судокоманды и после отключения токоведущих частей. Технические средства таможенного контроля должны иметь диэлектрические ручки для защиты от поражения электротоком.

2.4.30. Досмотр машинного отделения разрешается только при остановке машины в присутствии и с помощью специалиста судокоманды.

2.4.31. Во время погрузочно-разгрузочных работ запрещается находиться в просвете трюма и в радиусе действия стрелы крана или лебедки на палубе судна или на причале. При операциях грейферными кранами запрещается находиться вблизи места захвата и высыпания товара.

2.4.32. Запрещается находиться на крайнем ряду уложенного штабеля высотой более двух метров, перепрыгивание со штабеля на штабель, нахождение около штабеля товара, если существует опасность его развала. Особенно внимательным необходимо быть около штабелей бочек, труб и других легко перекатывающихся товаров.

2.4.33. Необходимо соблюдать осторожность во время действия портовых механизмов; не прикасаться к их движущимся и токоведущим частям.

2.4.34. Находясь на территории порта в зоне грузовых операций, должностные лица таможенных органов обязаны носить каски.

2.4.35. Передвигаться по территории порта на автотранспортных средствах и погрузочных механизмах, не приспособленных для перевозки людей, должностным лицам таможенных органов запрещается.

2.5. Требования охраны труда при обращении с оружием, боеприпасами и специальными средствами

2.5.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники, которым выдается оружие, должны проходить обучение по программе подготовки на право ношения оружия и специальных средств <*>.


<*> Источник опубликования: "Российская газета" N 146, 31 июля 1997 г.

Эта программа включает:

изучение условий, пределов применения и использования огнестрельного оружия и специальных средств, материальной части оружия, боеприпасов к нему;

изучение мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и специальными средствами, порядок их хранения и ношения;

изучение приемов и правил стрельбы из стрелкового оружия;

практическое выполнение стрельб.

2.5.2. Результаты обучения и сдачи зачета по разделам программы с практическим выполнением стрельб с заключением начальника таможенного органа, дающего право на ношение оружия и специальных средств, оформляются в виде ведомости, выписка из которой хранится в личном деле.

2.5.3. Контроль за организацией учета, хранения, выдачи, транспортировки оружия и боеприпасов, а также за соблюдением правил применения оружия и специальных средств в таможенных органах Российской Федерации осуществляется с учетом требований нормативных и иных правовых актов ФТС России.

2.5.4. Перед заступлением на службу или выполнением стрельб начальники соответствующих структурных подразделений проводят инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. При получении оружия и сдаче необходимо производить контрольный осмотр на предмет разряженности и исправности, а также проверять разряженность оружия перед чисткой в строго отведенном месте. Во время полевых занятий, при переездах по железной дороге и на машинах пистолет носить в кобуре на ремне, который должен быть прочно пристегнут и правильно подогнан, чтобы кобура не ударялась о твердые предметы. При движении на занятие и на походе автомат переносить на ремне в положении "На ремень", "За спину" и "На грудь". Ремень должен быть подогнан так, чтобы автомат не ударялся о твердые предметы, снаряжение. Автомат переносится с присоединенным магазином и, как правило, со сложенным прикладом. Остальные магазины находятся в подсумке. Во время перерывов между занятиями, а также на привалах автомат находится у автоматчика. При передвижении на автомобилях, железнодорожным и водным транспортом автоматы устанавливаются в специальных пирамидах, если их нет, то автомат можно держать в руках или положить на полку так, чтобы он не мог упасть или получить повреждение.

2.5.5. При обращении с оружием запрещается:

производить заряжание или разряжение оружия в неустановленном месте;

хранить оружие с патроном в патроннике и со взведенным курком;

без необходимости снимать оружие с предохранителя;

оставлять оружие без присмотра;

досылать без необходимости патрон в патронник;

осуществлять перевозку оружия в транспорте с присоединенным магазином, кроме случаев, когда производится инкассирование, перевозка особо ценных грузов или имеются данные о возможном нападении на сотрудников по маршруту следования;

целиться из оружия в людей или направлять его в сторону, где могут быть люди, а при выполнении стрельб вести огонь за пределы опасных направлений или сектора стрельбы;

небрежно обращаться с оружием и боеприпасами, самостоятельно устранять какие-либо задержки при стрельбе или неисправности в оружии;

пользоваться непригодными для стрельбы боеприпасами, имеющими коррозию на капсюлях, трещины и помятости гильз или пуль, которые препятствуют снаряжению магазина или вхождению патрона в патронник, или снаряжать оружие не табельными боеприпасами;

носить пистолет вне кобуры и патроны россыпью;

нарушать другие меры безопасности, установленные для каждого конкретного вида оружия.

2.5.6. Безопасность при стрельбе обеспечивается четкой организацией стрельб, точным соблюдением мер безопасности, высокой дисциплинированностью.

2.5.7. При выполнении стрельб запрещается:

извлекать оружие из кобуры без разрешения руководителя стрельб;

заряжать оружие боевыми или холостыми патронами без команды руководителя стрельбы;

направлять оружие, независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону возможного появления людей;

самостоятельно выходить на огневой рубеж и открывать огонь без команды руководителя стрельб;

вести огонь из оружия до команды "Огонь", после команды "Стой! Прекратить стрельбу", из неисправного оружия, в опасных направлениях, при поднятом белом флаге (фонаре) на пункте управления стрельбища (тира);

оставлять на огневом рубеже без присмотра оружие, передавать его другим лицам.

2.5.8. При проведении учебных стрельб организатор обязан обеспечить наличие медицинского работника.

2.5.9. Руководитель стрельб лично проверяет у проводивших учебную стрельбу оружие на предмет отсутствия боеприпасов в оружии и постановки оружия на предохранитель с докладом стрелявшего "Оружие разряжено и поставлено на предохранитель".

2.5.10. Лица, не знающие мер безопасности, к стрельбе и обслуживанию стрельбы не допускаются.

2.6. Требования охраны труда при досмотре опасных товаров и перевозящих их транспортных средств

2.6.1. К опасным товарам относятся вещества, предметы или материалы, имеющие опасные свойства и требующие при таможенном досмотре соблюдения специальных условий и особых мер предосторожности. Несоблюдение этих условий или неосторожное обращение с опасными товарами при таможенном досмотре может привести к взрыву или пожару транспортных средств и товаров, а также к отравлению, ожогам, радиоактивному облучению, увечью или гибели людей.

Все опасные товары в зависимости от их свойств и степени опасности можно разделить на следующие группы:

взрывчатые вещества;

вещества, способные к образованию взрывчатых смесей;

сжатые и сжиженные газы;

самовозгорающиеся;

воспламеняющиеся от действия воды;

легковоспламеняющиеся;

едкие;

ядовитые и отравляющие;

радиоактивные.

2.6.2. На грузовом месте с опасными товарами должна быть нанесена транспортная маркировка. Кроме маркировки должно быть наименование товара и знаки опасности. Досматривать такие товары разрешается после получения полной информации о товаре и с соответствующими мерами предосторожности. При необходимости - в присутствии специалистов.

2.6.3. Трюмы судов, помещения вагонов, железнодорожных и автомобильных цистерн, отсеки прицепов, полуприцепов грузовых автомашин и отсеки воздушных судов, в которых перевозятся (или перевозились) опасные товары, до начала досмотра должны быть тщательно проветрены. Вход в такие помещения разрешается только при страховке другим лицом, наличии шланговых, изолирующих противогазов, взрывобезопасных электросветильников, после получения специального инструктажа.

2.6.4. Для освещения при досмотре транспортных средств, перевозящих опасные товары, разрешается пользоваться только электрическими фонарями и светильниками во взрывобезопасном исполнении.

2.6.5. Курение во время досмотра запрещается.

2.6.6. Досмотр опасных товаров, автотранспорта, оборудованного газобаллонными установками, где возможно появление искрового разряда от статического электричества, следует производить только в хлопчатобумажной одежде.

2.6.7. Закрытие крышек люков автоцистерн, перевозящих воспламеняющиеся вещества, должно производиться осторожно, без резких ударов крышки о горловину люка.

2.6.8. При обнаружении во время таможенного оформления товаров, следующих без инструкции по обращению с ними, должны быть приняты все меры предосторожности. При необходимости вызываются специалисты.

2.6.9. Если во время таможенного оформления и досмотра будет обнаружено, что повреждена тара, разлиты или разбросаны опасные вещества и т.д., то досмотр немедленно прекращается до устранения транспортной организацией обнаруженных дефектов.

2.6.10. Таможенный досмотр опасных товаров должен производиться в специальной одежде и обуви с использованием средств индивидуальной защиты. Если во время досмотра предохранительная одежда испачкана опасными веществами, то она должна быть немедленно сменена и передана на обработку.

2.6.11. Особую осторожность и тщательность необходимо проявлять при досмотре транспортных средств, перевозящих упаковки с радиоактивными веществами. При досмотре радиоактивных веществ необходимо получить и применять дозиметрический прибор. При обнаружении радиоактивного излучения и обнаружении радиоактивных товаров с нарушенной упаковкой досмотр немедленно прекращается до устранения обнаруженных дефектов.

2.6.12. При подозрении, что лица, участвующее в досмотре, могли подвергнуться облучению, они немедленно направляются в медицинское учреждение.

2.6.13. Лица, досматривающие транспортные средства с радиоактивными веществами, должны строго соблюдать требования радиационной безопасности и личной гигиены <1>.


<1> Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" ("Российская газета" от 17 января 1996 г. N 9).

2.7. Требования охраны труда при досмотре пассажиров, ручной клади и багажа

2.7.1. До начала досмотра ручной клади и багажа лица, проводившие досмотр, должны путем опроса пассажира выяснить, нет ли в его вещах оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных бритв, лезвий для безопасных бритв, иголок, режущих и колющих предметов, которые могут при досмотре нанести травму.

2.7.2. При досмотре пассажиров, ручной клади и багажа следует знать опасные факторы, которые могут действовать на проверяющего в процессе выполнения работ вручную:

острые, режущие, стеклянные и другие опасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к травме;

неаккуратное обращение с жидкостями, неизвестными веществами, которые могут оказаться легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, агрессивными жидкостями, ядовитыми соединениями, что может привести к ожогам кожных покровов, дыхательных путей и отравлениям;

поражающее действие электрического тока электропитания вспомогательных средств досмотра при прохождении через тело человека может вызвать ожоги, остановку дыхания, сердца;

недостаточная освещенность рабочей зоны приводит к повышению утомляемости, безопасности труда и в итоге - к получению травмы.

2.7.3. При досмотре ручной клади и багажа следует использовать защитные мази, кремы для рук. После окончания досмотра необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом.

2.7.4. Следует быть осторожным, когда досмотр производится без перекладывания вещей, путем прощупывания содержимого ручной клади и багажа.

2.7.5. При досмотре ручной клади и багажа запрещается:

пользоваться неисправными электроприборами;

проверять под напряжением разобранные электроприборы и механизмы;

досматривать на весу стеклянные и другие бьющиеся предметы;

досматривать без предварительной консультации с должностными лицами подразделений информационно-технического отдела (ИТО), отделов технических средств таможенного контроля (ТСТК) и связи, отделов и отделений технических средств контроля (ТСК) приборы, действующие на принципе возвратно-пружинных механизмов;

нюхать и определять на вкус любые вещества;

разливать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости;

самому извлекать закамуфлированные или доступные взрывные устройства.

2.7.6. При задержании предметов ручной клади и багажа, вес которых превышает установленные предельные нормы для переноски тяжестей, должны применяться средства малой механизации.

2.8. Требования охраны труда при досмотре международных почтовых отправлений

2.8.1. Досмотр международных почтовых отправлений производится в специально отведенных и оборудованных для этой цели предприятиями связи помещениях.

2.8.2. Вскрытие мешков с корреспонденцией и посылками должно производиться на специальных столах.

2.8.3. В помещениях, оборудованных транспортерами и другими средствами доставки почтовых отправлений, переходить через эти средства разрешается только через специально оборудованные переходные площадки.

2.8.4. Запрещается:

включать транспортеры и другие средства механизации, которые обслуживаются сотрудниками предприятий связи;

становиться на ленты транспортеров, рольганги и эскалаторы;

при образовании затора посылок на движущемся транспортере и других средствах механизации прикасаться к посылкам, способствуя их передвижению;

пользоваться грузовыми лифтами, не предназначенными для подъема людей;

прикасаться к токоведущим частям электроустановок.

2.9. Требования охраны труда при проведении спортивных и иных массовых мероприятий

2.9.1. Массовыми мероприятиями следует считать мероприятия с большим числом участников (семинары-совещания, тренировки и учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п.). В организационно-распорядительные документы (приказы и распоряжения) спортивных и массовых мероприятий необходимо включать требования о проведении целевых инструктажей по охране труда.

2.9.2. К физкультурно-оздоровительным и спортивным мероприятиям по физической и специально-прикладной подготовке допускаются лица, имеющие соответствующую подготовку и разрешение врача.

2.9.3. Организаторы и участники спортивных мероприятий должны:

проводить спортивные мероприятия и тренировки по утвержденному плану в соответствии с положением о соревновании;

иметь медицинское заключение;

иметь соответствующую спортивную одежду и обувь;

иметь и применять индивидуальные средства защиты;

иметь навыки оказания первой доврачебной помощи.

2.9.4. Спортивные мероприятия проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) по таможенному органу на основании календарного плана спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований.

2.9.5. Запрещается участвовать в спортивных мероприятиях с одетыми цепочками, кольцами, серьгами, которые могут нанести травму участнику спортивных мероприятий, и быть не в спортивной одежде и обуви.

2.9.6. При ухудшении самочувствия или получении травмы необходимо прекратить занятия, доложить руководителю (представителю) проведения спортивного мероприятия, обратиться в медпункт.

2.9.7. Для предупреждения травматизма руководитель спортивного мероприятия обязан обеспечить:

проведение целевого инструктажа по охране труда по каждому виду соревнований;

соблюдение мер безопасности и предупреждение травматизма при проведении спортивных мероприятий;

четкую организацию и соблюдение методики занятий;

высокую дисциплинированность, выполнение приемов страховки и самостраховки;

своевременную подготовку мест для проведения занятий и инвентаря;

присутствие медработника на спортивных мероприятиях.

2.9.8. Для предупреждения травматизма необходимо выполнять следующие требования:

а) по гимнастике:

проверить исправность гимнастических снарядов, наличие и исправность матов и ям для соскоков;

во время занятий на тренажерах и упражнениях, связанных с подъемом тяжестей, необходимо убедиться в надежной фиксации замков, штанги, гантели;

перед выполнением упражнений на перекладине протереть ее наждачной бумагой, а затем ветошью;

обеспечить при выполнении упражнений на снарядах помощь и страховку;

при индивидуальном занятии занимающийся несет персональную ответственность за соблюдение мер безопасности;

б) по рукопашному бою:

использовать маски, перчатки, бинты и другие специальные защитные снаряжения;

строго соблюдать при выполнении приемов боя с автоматом в движении последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между обучаемыми;

применять при изучении приемов обезоруживания штыки, ножи с надетыми на них ножнами или макеты автоматов с мягкими наконечниками;

начинать выхватывания оружия, выкручивание рук и болевые приемы быстро, а заканчивать плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера немедленно прекращать выполнение приема. Удары ножом, кулаком и ногой отрабатывать на чучелах и мишенях;

страховать при выполнении захватов и бросков партнера, поддерживая его за руку, не допускать падения на него;

в) по плаванию:

проводить занятия по плаванию с личным составом, умеющим плавать, на оборудованных водных станциях (спасательными, медицинскими службами и средствами) или в бассейнах, с не умеющими плавать - в специально оборудованных местах с глубиной воды не более 1,2 м;

не допускать на водных станциях наличия поломанных досок и торчащих гвоздей на плотах, мостиках, поворотных щитах, ныряния в местах с неисследованным дном и вблизи плотов, понтонов и других предметов, представляющих опасность, а также нырять с борта бассейнов при глубине менее 1,5 м;

запрещать во время прыжков в воду плавание около вышки, очередному обучаемому разрешать прыгать не ранее чем предыдущий отплывет от места входа в воду на расстояние не менее 5 м;

прекращать занятие, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения: озноб, "гусиная кожа", посинение губ;

г) по лыжной подготовке:

проверить обеспеченность личного состава теплым обмундированием и обувью;

при сильном морозе и встречном ветре чаще сменять направляющих и организовывать взаимное наблюдение;

следить, чтобы при движении крепления не сдавливали ноги;

при потере чувствительности пальцев ног снять лыжи и двигаться ускоренным шагом или бегом;

д) при преодолении травянистых и лесных склонов:

при движении по травянистому склону ногу выносить вперед нужно расслабленно, корпус держать свободно, нагибаясь вперед тем больше, чем тяжелее груз и круче склон;

при подъеме "в лоб" ступни ног ставить под углом друг к другу, разводя носки "елочкой". С увеличением крутизны склона угол между ступнями увеличивается, а шаг делается короче, нога ставится на всю ступню;

по крутым длинным травянистым склонам передвигаться необходимо зигзагами, если склон покрыт отдельными камнями, то двигаться вплотную один за другим, чтобы в случае срыва камня успеть его задержать; при невозможности задержать покатившийся камень необходимо подать сигнал;

при движении по лесным склонам деревья и кустарник используют в качестве опоры.

  • Главная
  • ПРИКАЗ ФТС РФ от 15.04.2008 N 403 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ"