в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 11.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПРИКАЗ ФТС РФ от 10.04.2008 N 396 "О РЕГЛАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ"
действует Редакция от 10.04.2008 Подробная информация
ПРИКАЗ ФТС РФ от 10.04.2008 N 396 "О РЕГЛАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ"

III. Разработка законопроекта. Основные требования к подготовке концепции законопроекта, проекта технического задания на его разработку, а также текста законопроекта

10. Одним из основных этапов разработки законопроекта является разработка его концепции (далее - концепция) и проекта технического задания на его разработку (далее - техническое задание).

Требование о подготовке концепции не распространяется на законопроекты, разработанные в порядке, предусмотренном Федеральным закономмеждународных договорах Российской Федерации", законопроекты о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их выполнении, законопроекты о технических регламентах, законопроекты о внесении изменений в связи с принятием федеральных законов, в случае, если изменения носят редакционный или юридико-технический характер, законопроекты о переносе срока вступления в силу федеральных законов или их отдельных положений, а также законопроекты, необходимость подготовки которых вытекает из решений Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Разработку концепции и технического задания осуществляет Управление с участием подразделений - соисполнителей до 1 мая текущего года.

Разработку концепции, а также технического задания в зависимости от сложности законопроекта, объема предполагаемого регулирования общественных отношений ФТС России может осуществлять самостоятельно или с привлечением научно - исследовательских организаций.

12. К разработке концепции привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие необходимым знанием законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

При ее разработке изучается, обобщается и анализируется экономическая, социологическая, статистическая информация, проводятся необходимые расчеты, учитывается зарубежный опыт.

13. В концепции должны быть определены:

- основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространено действие закона, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

- место будущего закона в системе действующего законодательства в соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 12, ст. 1260; 2002, N 40, ст. 3905; 2005, N 28, ст. 2865), с указанием положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и, при наличии, зарубежной правоприменительной практики;

- социально-экономические, финансовые, политические, юридические и иные последствия реализации будущего федерального закона.

14. Техническое задание должно содержать следующие разделы:

- "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование";

- "Заказчик и разработчики законопроекта";

- "Перечень документов, подлежащих разработке";

- "Примерная структура законопроекта";

- "Виды, этапы и сроки работы";

- "Порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта)";

- "Порядок приемки работы".

15. В разделе "Основание для разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывают полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, его форму, вид, а также рабочее наименование.

16. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указывают полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указывают только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п.

Заказчиком является ФТС России. По законопроектам, разрабатываемым на основании поручений Правительства Российской Федерации, заказчиком выступает Правительство Российской Федерации.

17. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указывают подлежащие разработке документы:

- законопроект или пакет законопроектов;

- перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;

- пояснительную записку;

- финансово - экономическое обоснование;

- расчеты социально - экономических последствий принятия закона;

- проекты распоряжений Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и о назначении официального представителя;

- другие необходимые документы.

18. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяют этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится так же, как и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться разработка его концепции, отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.

19. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Его структура должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.

20. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта. Если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.

21. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливают порядок предварительного согласования законопроекта и требования к его приемке, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут привлекаться в соответствии с установленным порядком специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Минюста России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

22. По законопроектам об установлении, о введении или об отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты, об изменении условий налогообложения, об осуществлении государственных займов (заимствований), изменении финансовых обязательств государства, а также по законопроектам, предусматривающим расходование средств из федерального бюджета, составляется финансово - экономическое обоснование, являющееся документом, содержащим финансово - экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования реализации будущего закона.

23. Управление направляет согласованную с подразделениями соисполнителями и завизированную статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России концепцию и техническое задание на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

После согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти концепция направляется Управлением в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения научной правовой экспертизы.

Согласованная концепция с приложением копий писем федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей о согласовании концепции и заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации направляется Управлением для проведения правовой экспертизы в Минюст России.

24. При внесении предложения о разработке законопроекта и о включении его в проект плана Правительства Российской Федерации на соответствующий год согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти концепция и техническое задание представляются в установленном порядке в Минюст России для решения вопроса о целесообразности внесения законопроекта в указанный проект плана Правительства Российской Федерации.

25. Предложения о разработке законопроектов должны содержать:

- рабочее наименование законопроекта;

- концепцию, включающую в себя его общую характеристику и основные положения;

- техническое задание;

- этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей - разработчиков законопроекта;

- срок представления законопроекта в Правительство Российской Федерации;

- ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.

26. Если разработка законопроекта предусмотрена правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации, концепция и техническое задание с заключениями Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по результатам проведенной ими правовой экспертизы направляются Минюстом России на утверждение в Правительство Российской Федерации.

27. К тексту законопроекта предъявляются следующие требования:

1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;

2) законопроект, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);

3) определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста;

4) нормативное содержание законопроекта в зависимости от предмета правового регулирования, его объема и формы должно иметь следующую структуру:

- общие положения (определяются предмет и основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации и др.);

- определение используемых понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве);

- изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;

- определение санкций за нарушение установленных правовых норм;

- переходные и заключительные положения;

- отдельная статья о вступлении закона в силу;

5) нормативные предписания оформляются, как правило, в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и наименование;

6) значительный по объему законопроект можно разделять на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование; разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими;

7) статьи можно разделять на части с нумерацией арабскими цифрами, но без наименования, части статей можно разделять на пункты и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита со скобкой, а также на абзацы (пункты, подпункты и абзацы начинаются со строчной буквы и заканчиваются точкой с запятой);

8) в кодифицированных актах можно выделять общую часть, содержащую положения общенормативного значения, и особенную часть, содержащую конкретные нормативные предписания;

9) содержание правовых норм должно быть логически последовательным, не допускающим различного толкования; следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией, не допускать использования эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.), не включать в законопроект положения ненормативного характера и бланкетные нормы;

10) в законопроекте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие Конституции Российской Федерации, действующего федерального конституционного закона, федерального закона, следует обязательно указывать соответствующую статью Конституции Российской Федерации или реквизиты соответствующего акта;

11) положения об изменениях, дополнениях или признании нормативных правовых актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых актов в связи с принятием данного закона включаются в текст законопроекта отдельной статьей;

12) в заключительной главе или статье располагают заключительные и переходные положения законопроекта, в которых указывают:

- порядок введения закона в действие;

- поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о подготовке и принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию закона, а также о приведении своих нормативных правовых актов в соответствие принятому закону;

- порядок и условия применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие после вступления закона в силу.

28. Вместе с текстом законопроекта разрабатываются следующие материалы: пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости разработки законопроекта, изложение его концепции;

- финансово-экономическое обоснование, содержащее расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющее источники финансирования расходов по реализации будущего закона;

- перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона (далее - перечень актов);

- проект распоряжения Президента Российской Федерации или распоряжения (постановления) Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;

- иные акты и материалы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

29. Если законопроектом предусматривается возложение на Правительство Российской Федерации обязанности регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается примерный текст предполагаемых норм.

30. Подразделение - соисполнитель по законопроекту в соответствии с Планом на текущий год направляет по запросу Управления дополнительные материалы, необходимые для подготовки концепции, текста законопроекта, а также пояснительной записки к нему и иных актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

31. Подготовку финансово-экономического обоснования по запросу Управления осуществляет подразделение-соисполнитель по законопроекту, в компетенцию которого входит предмет подготавливаемого законопроекта. Обоснование должно основываться на тщательном финансовом, экономическом, статистическом анализах и содержать точные расчеты и сведения об источниках финансирования на текущий и (или) последующие годы. Указанное подразделение - соисполнитель по законопроекту до направления, подготовленного финансово-экономического обоснования в Управление представляет его в Главное финансово-экономическое управление, которое проводит его экспертизу и готовит заключение по нему.

32. Управление обеспечивает направление на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (в том числе на заключение в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) подготовленные в соответствии с Планом и завизированные статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России текст законопроекта, пояснительную записку к нему, финансово-экономическое обоснование, перечень актов. Согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Управление привлекает для межведомственного согласования должностных лиц соответствующих подразделений-соисполнителей.

33. Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и завизированный статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России законопроект с приложением копий писем соисполнителей о согласовании законопроекта или таблицей разногласий направляется Управлением на правовое заключение в Минюст России.

34. После получения заключений Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации завизированный руководителем ФТС России законопроект с приложением подлинников писем соисполнителей о согласовании законопроекта или таблицей разногласий направляется Управлением в Правительство Российской Федерации.

35. Допускается разработка и согласование одновременно концепции, технического задания и текста законопроекта, с необходимым пакетом документов, если его разработка предусмотрена поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

  • Главная
  • ПРИКАЗ ФТС РФ от 10.04.2008 N 396 "О РЕГЛАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ"