в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 16.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009)
действует Редакция от 10.03.2009 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009)

2. Предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров

В целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами предполагается создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры).

Многофункциональные центры создаются для обеспечения предоставления комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "одного окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), происходит без участия заявителя.

Задачами создания многофункциональных центров являются:

реализация принципа "одного окна", включающего создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра, а также предоставление возможности организациям и гражданам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;

организация деятельности, касающейся полного информирования граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;

оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет принятия административных регламентов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;

сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;

оптимизация получения заявителями услуг, в предоставлении которых участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе соглашений между этими органами;

организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра;

организация информационного обмена с федеральным интернет-порталом государственных услуг, региональными порталами государственных услуг.

Многофункциональный центр:

организует взаимодействие с заявителями, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями;

организует работу по приему документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги, по первичной обработке документов и выдаче заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги;

организует доставку полученных документов в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, участвующие в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также получение и обработку результатов предоставления государственных и муниципальных услуг;

организует предоставление дополнительных услуг;

обеспечивает создание и поддержание работы центра обработки телефонных обращений, "горячей линии" по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг;

обеспечивает учет количества посетителей, обслуживаемых за определенный период (день, неделю, месяц), по видам предоставляемых государственных и муниципальных услуг с указанием среднего времени ожидания приема и обслуживания.

Взаимодействие органов государственной власти с получателями государственных и муниципальных услуг производится лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также посредством сети Интернет (в том числе через интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре.

Необходимо обеспечить своевременную публикацию в сети Интернет информации о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых на базе многофункционального центра.

Предусматривается обеспечить возможность регистрации поступивших обращений заявителей в системе электронного документооборота соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления непосредственно с автоматизированного рабочего места оператора многофункционального центра и автоматического формирования выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в многофункциональный центр, а также передачи в соответствии с правилами документооборота заявления и представленного заявителем пакета документов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В целях распространения практики создания многофункциональных центров предполагается разработать единые требования, определяющие комплексы взаимоувязанных государственных услуг, соответствующие им типовые инфраструктурные решения и организационно-административные модели взаимодействия представителей различных органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках функционирования центров.

Предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет

В рамках организации взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в процессе предоставления государственных услуг предусматривается также широко использовать возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет. Перевод взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной услуги и снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти.

Наибольший эффект от оказания услуг в электронном виде может быть получен в случае, если предоставление этих услуг требует обращения в различные органы государственной власти или их взаимодействия между собой, за счет интеграции поддерживающих соответствующие процессы ведомственных информационных систем и автоматизации процедур информационного обмена между ними.

На первом этапе необходимо определить перечень государственных услуг, подлежащих первоочередному переводу в электронный вид. Критерием отбора являются социальная и общественная значимость государственной услуги, а также социально-экономический эффект от ее перевода в электронный вид.

При этом можно выделить следующие приоритетные группы государственных услуг для внедрения электронных средств коммуникации в процессы их предоставления:

государственные услуги в сфере учета объектов недвижимости, а также регистрации прав на них и сделок с ними;

государственные услуги в сфере обеспечения социальной помощи и социальных выплат;

государственные услуги по оформлению правового состояния граждан;

государственные услуги в сфере получения разрешений для предпринимательской деятельности.

На втором этапе определяется порядок и очередность перевода услуг в электронный вид, проводится модернизация ведомственных информационных систем.

Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия

Автоматизация процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, а также обеспечение доступа к ним других государственных органов требуют создания единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности. В этих целях необходимо обеспечить:

создание единой межведомственной сети обмена данными, которая объединит ведомственные и региональные информационные сети и обеспечит возможность передачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;

формирование общероссийского государственного информационного центра;

определение требований к порядку ввода в эксплуатацию информационных систем, используемых для оказания государственных услуг, и порядок их эксплуатации, включая порядок обновления версий программ для электронно-вычислительных машин.

Единая межведомственная сеть обмена данными должна быть территориально распределенной, охватывающей практически всю территорию России, то есть узлы размещаются практически во всех городах дислокации федеральных органов исполнительной власти (включая их территориальные подразделения) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивают возможность присоединения существующих ведомственных сетей федеральных органов государственной власти, региональных сетей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и сетей хозяйствующих субъектов с целью обеспечения межведомственного обмена. К создаваемой сети подключаются центральные аппараты федеральных органов государственной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав сети также входят узлы доступа к сети Интернет, которые позволят осуществить доступ организациям и гражданам посредством сети Интернет к государственным информационным ресурсам и услугам электронного правительства с обеспечением подлинности и целостности передаваемой информации.

При этом сеть должна обеспечивать возможность передачи информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, с выполнением требований по обеспечению информационной безопасности на сетевом уровне.

Создаваемая в результате подключения органов государственной власти и бюджетных организаций единая инфраструктура передачи данных обеспечит:

комплексное оказание широкого спектра современных телекоммуникационных услуг (в том числе по передаче данных, речи и видео, IP-телефонии и видеоконференцсвязи) на базе унифицированных и модульно наращиваемых технических решений;

формирование телекоммуникационного пространства в интересах органов государственной власти и граждан Российской Федерации, обеспечивающего информационный обмен в соответствии с установленными регламентами, с использованием единых протоколов связи и технологий взаимодействия;

гарантированный уровень безопасности государственных информационных систем, ресурсов и технологий.

В целях автоматизации процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, а также обеспечения доступа к ним органов государственной власти формируется общероссийский государственный информационный центр.

Общероссийский государственный информационный центр представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде.

Основными задачами общероссийского государственного информационного центра являются:

предоставление органам государственной власти и органам местного самоуправления программно-аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуры в процессе оказания государственных услуг в электронном виде, а также обеспечения информационного взаимодействия в рамках функционирования государственных информационных систем;

реализация единого информационно-технологического пространства в интересах обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения доступа к государственным информационным системам;

создание единого пространства электронной цифровой подписи для унифицированного оказания государственных услуг в электронном виде и обеспечения межведомственного информационного взаимодействия на территории Российской Федерации;

создание единого пространства идентификационных элементов, обеспечивающего регламентированное предоставление государственных услуг в электронном виде и доступ к государственным информационным системам;

обеспечение функционирования единой системы информационно-справочной поддержки организаций и граждан по вопросам получения государственных услуг в электронном виде, а также информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг в электронном виде;

обеспечение гарантий того, что электронные сообщения своевременно предоставляются определенному получателю с обеспечением фиксации времени, с обеспечением целостности, подлинности, авторства и конфиденциальности и возможности предоставления необходимых свидетельств, позволяющих восстановить ход событий в процессе оказания государственных услуг в электронном виде и при межведомственном информационном взаимодействии;

обеспечение защиты передаваемых через общероссийский государственный информационный центр сведений от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с использованием сертифицированных по требованиям безопасности информации в Российской Федерации средств криптографической и технической защиты информации.

Информационное взаимодействие государственных органов между собой, с организациями и гражданами осуществляется с помощью использования современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи. В результате такого взаимодействия можно однозначно определить (идентифицировать) участников информационного взаимодействия, правомочность уполномоченных должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих информационное взаимодействие, дату и время осуществления информационного взаимодействия, а также гарантировать идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим участником информационного взаимодействия.

Построение и функционирование общероссийского государственного информационного центра основывается на следующих принципах:

применение единых требований к техническим и программным средствам, порядок формирования которых утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых информационных систем органов государственной власти, информационных систем органов местного самоуправления и иных информационных систем, используемых при оказании государственных услуг в электронном виде организациям и гражданам;

техническая поддержка применения средств электронной цифровой подписи при оказании государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде и межведомственном информационном взаимодействии посредством общероссийского государственного информационного центра;

персональная ответственность участников информационного взаимодействия за полноту и достоверность сведений, их своевременную передачу и изменение, а также хранение и уничтожение в установленном порядке;

однократный ввод и многократное использование информации в процессе оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде;

минимизация издержек, в том числе финансовых и временных, организаций и граждан при получении государственных услуг в электронном виде;

обеспечение гарантии конфиденциальности при получении государственных услуг в электронном виде за счет совокупности организационных, организационно-технических, физических и информационных мероприятий;

использование единых технологий, форматов, протоколов и регламентов информационного взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами через общероссийский государственный информационный центр в процессе предоставления государственных услуг в электронном виде;

применение унифицированных программно-технических средств для обеспечения информационного взаимодействия между существующими и вновь создаваемыми информационными системами органов государственной власти и местного самоуправления, а также при обеспечении регламентированного доступа к государственным информационным системам в процессе оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра;

реализация единой технологии предоставления информации о деятельности органов государственной власти в электронной форме;

обеспечение технологической возможности осуществления платежей за оказанные государственные услуги в случаях, когда законодательством Российской Федерации установлена платная основа оказания таких услуг, через общероссийский государственный информационный центр;

использование органами государственной власти программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра в рамках процессов предоставления государственных услуг в электронном виде, а также информационного взаимодействия в рамках функционирования государственных информационных систем на бесплатной основе;

реализация прав организаций и граждан пользоваться услугами общероссийского государственного информационного центра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результатом создания и развития общероссийского государственного информационного центра станет формирование необходимой технологической, информационной и организационной инфраструктуры для обеспечения безопасного и надежного обмена информацией в рамках всей системы государственного управления.

Участники информационного взаимодействия, их права и обязанности в процессе оказания государственной услуги в электронном виде посредством общероссийского государственного информационного центра определяются регламентом оказания соответствующей государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение технологической совместимости информационных систем органов государственной власти при оказании межведомственных государственных услуг в электронном виде основывается:

на использовании для доступа к электронным сервисам государственных органов в качестве единственного универсального клиента интернет-браузера без нестандартных расширений и надстроек;

на учете нужд пользователей с физическими недостатками при проектировании и реализации сайтов органов государственной власти в сети Интернет;

на учете нужд пользователей, не располагающих высокоскоростным соединением с сетью Интернет;

на использовании стандартных форматов электронных документов при документарном файловом взаимодействии с организациями и гражданами;

на стимулировании использования в государственных информационных системах свободного программного обеспечения;

на использовании открытых стандартов, зафиксированных в перечне (своде) требований по технологической совместимости государственных информационных систем при взаимодействии органов государственной власти между собой, с организациями и гражданами, в том числе при проведении государственных закупок информационных систем.

Развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота

В целях повышения эффективности государственного управления требуется завершить работы по созданию и внедрению защищенной технологической системы межведомственного электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный информационный и документационный обмен между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. При этом должна быть гарантирована достоверность и целостность передаваемой информации.

В соответствии с генеральной схемой (системным проектом) защищенной информационно-коммуникационной среды системы межведомственного электронного документооборота органов государственной власти выполнены первоочередные работы по созданию головных узлов системы в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации. Создан фрагмент защищенной инфраструктуры, позволяющий производить обмен электронными сообщениями с применением средств шифрования, электронной цифровой подписи и осуществлять доступ к информационным ресурсам.

Начнутся с 2008 года работы по созданию на основе инфраструктуры защищенной системы межведомственного электронного документооборота распределенной системы контроля исполнения поручений Президента Российской Федерации.

Система межведомственного электронного документооборота создается для осуществления защищенного обмена электронными сообщениями. При этом в переходный период электронные документы предполагается дублировать документами, подготовленными на бумажных носителях.

Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов

В условиях перехода государственных органов на программно-целевые методы планирования, принципы проектного управления и систему ключевых показателей необходимо обеспечить широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятельностью органов государственной власти.

Совершенствование на основе информационно-коммуникационных технологий системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления позволит повысить качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов государственной власти.

Унификация и автоматизация процедур сбора и согласования ведомственных планов и отчетности об их исполнении в рамках создания единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов позволит значительно повысить качество принимаемых решений на всех уровнях государственного управления и ужесточить контроль за их исполнением.

В рамках развития системы предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга, а также ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах. Важной составляющей этой системы должны стать государственные информационно-статистические ресурсы.

Для обеспечения эффективного управления деятельностью органов государственной власти необходимо осуществить внедрение и развитие комплексных информационно-аналитических систем управления деятельностью этих органов, в том числе систем управления проектами, систем формирования ведомственной управленческой отчетности, систем управления финансовыми и другими ресурсами. Выбор конкретных решений осуществляется с учетом масштаба и задач деятельности ведомства.

Формирование необходимой нормативной правовой базы формирования электронного правительства

Существующая нормативная правовая база не обеспечивает достаточного регулирования сложившегося многообразия отношений, возникающих в рамках создания и использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, и не соответствует международной практике. Действующие нормативные правовые акты не согласованы между собой и регламентируют только отдельные аспекты информационного обмена между органами государственной власти, хозяйствующими субъектами и гражданами.

Формирование нормативной правовой базы предполагается направить на обеспечение правовых условий создания и деятельности электронного правительства, создание правовой основы для обеспечения эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в этой сфере.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы необходимо обеспечить:

развитие законодательства Российской Федерации, обеспечивающего использование электронной цифровой подписи в Российской Федерации, гармонизированного с международными правовыми актами;

внесение изменений в нормативные правовые акты о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд в целях обеспечения технологической совместимости информационных систем органов государственной власти при проведении закупок продукции для государственных нужд, в том числе на условиях проведения совместных конкурсов в целях экономии на количестве закупок;

внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации с целью урегулирования отношений, связанных с внедрением и совершенствованием в органах государственной власти систем электронного документирования, электронного документооборота, электронных архивов на основе единых принципов и правил, открытых стандартов форматов электронных документов, а также с созданием и эксплуатацией государственных информационных систем, обеспечением их технологической и семантической совместимости и установлением единообразных требований по информационной безопасности;

подготовку системы нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти в процессе выполнения закрепленных за ними функций, идентификации участников электронного взаимодействия, деятельности уполномоченных органов государственной власти в электронном информационном обмене;

внесение изменений в Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования, ведения, использования и архивного хранения различных регистров, реестров и кадастров, классификаторов и номенклатур, устанавливающих формальные различия их между собой, а также ответственность ведомств за их создание, ведение и архивное хранение.

Одновременно необходимо разработать требования к выполнению административных регламентов с помощью информационных систем, включающих:

порядок определения состава данных, используемых при выполнении государственных услуг (учетных данных), а также регламентных действий (событий), приводящих к изменению учетных данных (учетных событий) в процессе оказания государственных услуг;

порядок регистрации всех учетных событий, лиц, производящих изменения учетных данных, а также момента времени осуществления изменений;

порядок обеспечения достоверности и юридической значимости данных в электронной форме, используемых при выполнении административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

порядок протоколирования (регистрации) всех юридически значимых административных процедур и административных действий, выполняемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

порядок восстановления состояния учетных данных на любой момент времени в прошлом;

порядок определения должностных лиц органа государственной власти, ответственных за выполнение административных регламентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Также определяются организационные требования к порядку функционирования информационных систем, используемых при оказании государственных услуг, в частности:

к порядку ввода информационных систем в эксплуатацию, их эксплуатации и прекращения их эксплуатации;

к порядку исправления выявленных ошибок в используемых при выполнении административных регламентов программах для электронно-вычислительных машин и порядку обновления версий программ для электронно-вычислительных машин;

к порядку публикации (раскрытия) исходных текстов программ для электронно-вычислительных машин, используемых при выполнении административных регламентов в электронном виде, и порядку обеспечения соответствия опубликованных исходных текстов фактически исполняемому коду в эксплуатируемых информационных системах органов государственной власти;

к порядку публикации (раскрытия) технических спецификаций, описывающих интерфейсы информационных систем, используемые для взаимодействия с информационными системами получателей услуги.

Совершенствование нормативной правовой базы позволит устранить отставание законодательства Российской Федерации в этой области от потребностей общества и характера общественных отношений, а также создать целостную правовую систему и гармонизировать законодательство Российской Федерации с общепризнанными нормами и принципами международного права.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р (ред. от 10.03.2009)