Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У "ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ"
Приложения
Приложение 1
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
<*> Для банков, имеющих размер собственных средств (капитала), эквивалентный менее 5 млн. евро.
<**> Для банков, имеющих размер собственных средств (капитала), эквивалентный 5 млн. евро и выше.
Приложение 2
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
Приложение 3
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
Приложение 4
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
<*> 4 балла присваиваются показателю ПЛ8 в случае наличия факта невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов.
Приложение 5
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
Приложение 6
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
Примечания к заполнению таблицы.
1. К вопросу 1.
В зависимости от масштабов деятельности банка достаточным может быть признано наличие сотрудника (сотрудников), осуществляющих соответствующие функции.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать:
насколько деятельность подразделения (сотрудника, сотрудников), ответственного за оценку уровня принимаемых рисков (далее - подразделение), соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренним документам банка;
охватывает ли деятельность подразделения основные риски, присущие деятельности банка;
обеспечена ли независимость подразделения от подразделений банка, осуществляющих операции (сделки), несущие риски потерь.
2. К вопросу 2.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать наличие у членов совета директоров (наблюдательного совета) банка высшего экономического или юридического образования, опыта работы на руководящих должностях в области управления финансами, бухгалтерского учета и (или) правового обеспечения в других отраслях экономики (не менее 2 лет).
В случае осуществления банком в существенных для него масштабах (5 и более процентов от величины собственных средств (капитала) банка) специфических операций, то есть операций, не связанных с кредитованием, инвестированием и дилингом (например, операций по проектному финансированию, факторингу, лизингу, форфейтингу), а также операций по кредитованию высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики (космическая и атомная отрасли, самолето- и кораблестроение и иные отрасли экономики) необходимо, чтобы отдельные члены совета директоров (наблюдательного совета) банка обладали знаниями и опытом работы в данных областях.
3. К вопросу 3.
При оценке осуществления советом директоров (наблюдательным советом) банка контроля за деятельностью банка в части соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренних документов банка в области управления рисками, необходимо проанализировать:
3.1. позволяет ли периодичность проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) банка осуществлять функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации и уставом банка, в том числе по рассмотрению отчетов деятельности исполнительного органа о текущих результатах деятельности банка, ходе выполнения планов стратегического планирования, итогов проверок, проводимых Банком России, а также отчетов службы внутреннего контроля;
3.2. утверждает ли совет директоров (наблюдательный совет) банка внутренние документы банка по управлению рисками, определяющие процедуры по предотвращению конфликта интересов при принятии управленческих решений, а также внутренние документы по иным вопросам, предусмотренным актами Банка России, определяющими современные подходы к организации корпоративного управления в банках;
3.3. руководствуются ли члены совета директоров (наблюдательного совета) банка при осуществлении своих полномочий рекомендациями Банка России по современным подходам к организации корпоративного управления в банках.
4. К вопросу 5.
4.1. При оценке наличия внутренних документов по управлению основными рисками, присущими деятельности банка (кредитным, рыночным, процентным, риском потери ликвидности, операционным и иным рискам, существенным для деятельности банка), необходимо исходить из степени подверженности банка данным рискам, а также из соответствия внутренних документов по управлению рисками требованиям, предъявляемым к такого рода документам. В связи с этим необходимо оценить, установлены ли данными документами:
4.1.1. распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими по управлению рисками банка;
4.1.2. порядок выявления, измерения (оценки) и определения приемлемых уровней рисков (то есть уровней, не приводящих к возникновению реальной угрозы интересам вкладчиков и кредиторов банка);
4.1.3. порядок мониторинга (постоянного наблюдения) за рисками;
4.1.4. методы контроля (ограничения, снижения, компенсации) рисков;
4.1.5. порядок информационного обеспечения подразделений, ответственных за принимаемые риски, по вопросам управления рисками;
4.1.6. порядок осуществления контроля за эффективностью управления рисками;
4.1.7. методики и процедуры установления предельных значений (лимитов) рисков для филиалов и внутренних структурных подразделений банка;
4.2. в документах по вопросам управления кредитным риском:
4.2.1. процедуры предоставления ссуд, включая принятие решений об их выдаче;
4.2.2. методика определения и порядок установления лимитов (лимит риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков) на отрасль (сектор) экономики, прочие лимиты);
4.2.3. методы по оценке финансового положения заемщиков;
4.2.4. требования, предъявляемые к обеспечению по ссудам;
4.2.5. процедуры оценки качества ссуд;
4.3. в документах по вопросам управления риском ликвидности:
4.3.1. процедуры по управлению краткосрочной и среднесрочной ликвидностью;
4.3.2. порядок установления лимитов (максимальная величина разрыва ликвидности, соотношение предоставленных кредитов и средств на счетах клиентов, лимит на использование остатков на расчетных счетах клиентов для формирования портфеля срочных инструментов, прочие лимиты);
4.3.3. мероприятия по восполнению ликвидности в случае возникновения ее дефицита;
4.4. в документах по вопросам управления рыночным риском:
4.4.1. процедуры управления рыночным риском, включая организационную структуру (функции и подчиненность структурных подразделений, занимающихся заключением сделок, сопровождением и администрированием сделок, оформлением операций, расчетами, обработкой данных, ведением учета по осуществленным сделкам);
4.4.2. методики измерения рисков;
4.4.3. порядок установления лимитов (включая виды инструментов, на которые устанавливаются лимиты, типы лимитов);
4.5. в документах по вопросам управления процентным риском - методики оценки процентного риска;
4.6. в документах по вопросам управления операционным риском:
4.6.1. процедуры оценки операционных рисков, характерных для различных направлений деятельности банка;
4.6.2. методика оценки и анализа вероятности наступления операционных рисков и расчета величин возможных потерь.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, соблюдены ли банком в его внутренних документах по управлению рисками требования нормативных и иных актов Банка России, определяющих организацию и порядок управления отдельными видами типичных банковских рисков (например, Инструкции Банка России N 110-И в части установления контроля за ежедневным выполнением обязательных нормативов, Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489; 22 декабря 2004 года N 6222 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7; от 31 декабря 2004 года N 74) (далее - Положение Банка России N 242-П)).
5. К вопросу 7.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать, носят ли стресс-тесты комплексный характер, то есть охватывают ли они основные риски, присущие деятельности банка (кредитный, рыночный, процентный, риск потери ликвидности, операционный и иные риски, существенные для деятельности банка).
6. К вопросу 8.
При оценке данного вопроса следует исходить из следующего:
1 балл присваивается в случае, если оценка всех 4 групп показателей оценки капитала, качества активов, доходности и ликвидности, а также оценка всех показателей, входящих в состав данных групп, меньше либо равна 2 баллам;
2 балла присваиваются в случае, если оценка всех 4 групп показателей оценки капитала, качества активов, доходности и ликвидности меньше либо равна 2 баллам при оценке хуже, чем 2 балла отдельных показателей внутри групп;
3 балла присваиваются в случае, если оценка 3 групп из групп показателей оценки капитала, качества активов, доходности и ликвидности меньше или равна 2 баллам;
4 балла присваиваются в случае, если оценка 2 и более групп из групп показателей оценки капитала, качества активов, доходности и ликвидности хуже чем 2 балла.
Приложение 7
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
N п/п | Вопросы | Вес | Балл |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Соответствуют ли внутренние документы банка, регламентирующие правила организации системы внутреннего контроля, требованиям Банка России? | 1 | |
2. | Осуществляют ли органы управления банка внутренний контроль в соответствии с требованиями и полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами банка? | 2 | |
3. | Осуществляется ли в банке контроль за распределением полномочий при совершении операций (сделок)? | 2 | |
4. | Осуществляется ли в банке контроль за управлением информационными потоками? | 2 | |
5. | По всем ли направлениям деятельности (банковским продуктам) приняты внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы), регламентирующие осуществление внутреннего контроля? | 1 | |
6. | Позволяет ли организация службы внутреннего контроля банка эффективно осуществлять возложенные на нее функции? | 3 | |
7. | Осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка контроль за деятельностью службы внутреннего контроля? | 2 | |
8. | Функционирует ли в банке структурное подразделение (ответственный сотрудник) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 1 | |
9. | Соответствует ли ответственный сотрудник (сотрудники структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требованиям Банка России? | 3 | |
10. | Имеются ли в банке правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 2 | |
11. | Позволяет ли система внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уделять повышенное внимание операциям клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска и обеспечить документальное фиксирование информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036)? | 3 | |
12. | Соблюдаются ли правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 3 | |
13. | Обеспечивает ли банк в процессе своей деятельности соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в том числе определяющих порядок и сроки представления отчетности, а также порядок обязательного резервирования? | 3 | |
14. | Обеспечивает ли банк своевременное выполнение требований Банка России в части устранения выявленных в его деятельности нарушений и недостатков, а также реализацию рекомендаций Банка России? | 3 |
Примечания к заполнению таблицы.
1. К вопросу 6.
При оценке данного вопроса следует исходить из требований Положения Банка России N 242-П, обращая внимание на следующее:
обеспечивает ли подотчетность службы внутреннего контроля банка и выполняемые ею функции независимость, объективность и беспристрастность данной службы;
обладают ли служащие службы внутреннего контроля банка достаточными знаниями о банковской деятельности, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки для выполнения служебных обязанностей;
утверждаются ли советом директоров (наблюдательным советом) банка планы проверок службы внутреннего контроля;
выполняются ли планы проверок службы внутреннего контроля банка;
осуществляет ли служба внутреннего контроля банка свою деятельность на постоянной основе;
контролирует ли служба внутреннего контроля банка полноту использования принятой органами управления банка методологии управления банковскими рисками, оценку ее эффективности и соответствия масштабам проводимых операций и принимаемым рискам с учетом операций филиалов банка, оценку достоверности учета и отчетности банка и надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;
охватывают ли проверки службы внутреннего контроля банка основные направления деятельности банка;
рассматриваются ли органами управления рекомендации службы внутреннего контроля банка по устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков и принимаются ли они к исполнению подразделениями банка.
Кроме того, необходимо учитывать, выявляются ли службой внутреннего контроля банка недостатки и нарушения в деятельности банка, устанавливаемые в ходе проверок, проводимых Банком России.
2. К вопросу 7.
При оценке данного вопроса следует учитывать, рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) банка отчеты службы внутреннего контроля банка, принимаются ли данные отчеты во внимание при решении вопросов о назначении (освобождении) членов исполнительного органа от занимаемых ими должностей.
3. К вопросу 8.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать степень соответствия деятельности подразделения (сотрудника) банка требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренних документов банка. Также следует оценить использование рекомендаций Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (принимая при этом во внимание специфику деятельности банка (его филиалов) и специфику деятельности его клиентов).
4. К вопросу 10.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать не только наличие в банке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и утверждены ли они руководителем банка, согласованы ли они с территориальным учреждением Банка России, а также соответствуют ли данные правила на момент проведения оценки требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России. Также оценивается степень учета рекомендаций Банка России по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иных рекомендаций Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (исходя из специфики деятельности банка (его филиалов) и специфики деятельности его клиентов).
5. К вопросу 13.
При оценке данного вопроса следует исходить из следующего:
1 балл присваивается в случае, если в течение последних 6 месяцев отсутствуют факты применения Банком России мер, предусмотренных статьями 38 и (или) 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку однократно применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения меры, предусмотренные частью 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафов и требований об устранении выявленных нарушений, но их применение не связано с принятием банком повышенных рисков, а также наличием фактов нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и их применение связано с принятием банком повышенных рисков, а также нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку ежемесячно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", либо имеются основания для их применения, и предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Приложение 8
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
Примечания к заполнению таблицы.
1. К вопросу 1.
При оценке данного вопроса следует учитывать не только наличие Стратегии развития банка, но и утверждена ли она общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом) банка.
2. К вопросу 3.
При оценке данного вопроса необходимо оценить последовательность реализации намеченных в Стратегии развития банка планов с учетом взаимосвязи стратегических решений в отношении:
развития выбранных направлений деятельности (банковских продуктов) банка;
обеспечения соответствия предусмотренных Стратегией развития банка направлений и объемов деятельности возможностям и ресурсной базе банка;
обеспечения соответствия операций установленным требованиям и нормам.
При оценке Стратегии развития банка, имеющего филиалы, необходимо также учитывать:
соответствуют ли направления развития филиальной сети банка выбранным направлениям развития банка, определенным Стратегией его развития;
учтено ли в Стратегии развития банка состояние рынка банковских услуг в регионах, в которых действуют его филиалы либо планируется открытие новых филиалов, оценены ли банком конкурентные преимущества, которые он имеет либо будет иметь в регионах, где действуют его филиалы либо планируется их открытие;
оценено ли банком потенциальное влияние вновь открываемых филиалов на результаты деятельности и капитал банка, значения обязательных нормативов деятельности, а также оценку показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности.
3. К вопросу 4.
При оценке данного вопроса следует учитывать, насколько эффективно банк предполагает использовать имеющиеся у него возможности, например, планирует ли он увеличить собственные средства (капитал), ресурсную базу, развивать филиальную сеть, в том числе путем приобретения филиалов, присоединения (слияния) других (другими) банков (банками).
4. К вопросу 7.
При оценке данного вопроса следует учитывать, осуществляется ли банком контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий, предусмотренных в планах по реализации целей, определенных Стратегией развития банка.
Приложение 9
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
1. Показатель ПУ1.
1.1. При оценке показателя ПУ1:
1 балл присваивается в случае, если банк раскрывает информацию без нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России;
2 балла присваиваются в случае, если установленные нарушения по раскрытию информации не оказывают существенного влияния на идентификацию лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего приложения, однако имеются ошибки или недостаточность раскрытия сведений, характеризующих указанных лиц;
3 балла присваиваются в случае, если информация раскрыта банком неполно или некорректно.
1.2. Под раскрытием информации понимается соблюдение банком с учетом особенностей, связанных с его организационно-правовой формой, требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, которые устанавливают состав, сроки и формы представления Банку России и заинтересованным лицам информации о лицах (группах лиц), владеющих на правах собственности акциями (долями) банка, а также иных лицах (группах лиц), представление информации о которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
2. Показатель ПУ2.
2.1. При оценке показателя ПУ2:
2.1.1. 1 балл присваивается в случае, если информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, доступна неопределенному кругу лиц;
2.1.2. 2 балла присваиваются в случае, если информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, доступна по меньшей мере Банку России;
2.1.3. 3 балла присваиваются в случае, если информация о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, не доступна Банку России.
2.2. Для целей настоящего Указания под группой лиц понимается группа лиц, признаваемая таковой в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079).
2.2.1. К лицам (группе лиц), оказывающим прямо существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, относятся лица (группа лиц), обладающие полномочиями, вытекающими из вещных прав на голосующие акции (доли) банка, а также прав, вытекающих из договоров доверительного управления, поручения, комиссии, агентских договоров или других сделок, или по иным основаниям, если указанные права предоставляют лицу (лицам, входящим в группу лиц) возможность участвовать в управлении банка наравне с учредителями (участниками).
2.2.2. К лицам (группе лиц), оказывающим косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, относятся лица (группа лиц), обладающие следующими полномочиями в отношении лиц, указанных в подпункте 2.2.1 настоящего пункта:
назначать или определять избрание единоличного исполнительного органа и (или) более четверти состава коллегиального исполнительного органа банка либо определять избрание более четверти состава совета директоров (наблюдательного совета) банка;
в силу прав собственности на голосующие акции (доли) юридического лица (лиц, входящих в группу лиц), вхождения в состав группы лиц или аффилированных лиц или договора давать обязательные для исполнения указания по реализации лицом (группой лиц), указанным (указанной) в подпункте 2.2.1 настоящего пункта, прав на участие в управлении банком.
2.2.3. Банку России (в письменной форме) и (или) неопределенному кругу лиц (в форме, установленной законодательством Российской Федерации) представляется следующая информация о лицах (группе лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка:
для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), гражданство, место жительства (наименование города, населенного пункта) (для сведений о месте жительства физического лица достаточным является их представление только Банку России);
для юридических лиц - полное официальное наименование, местонахождение (почтовый адрес), основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице - резиденте, зарегистрированном до 1 июля 2002 года).
2.2.4. При оценке доступности информации в состав лиц (групп лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, не включаются:
а) лицо (группа лиц), оказывающее (оказывающая) существенное влияние прямо - при наличии лиц (группы лиц), обладающих полномочиями, указанными в подпункте 2.2.2 настоящего пункта;
б) резиденты офшорных зон (за исключением банков, которые не пользуются льготным налоговым режимом и правом не раскрывать и не представлять информацию в надзорный орган страны местонахождения при проведении финансовых операций);
в) юридические лица, имеющие неудовлетворительную структуру активов.
Под неудовлетворительной структурой активов в целях настоящего Указания понимается структура активов, при которой долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения (уменьшенные на суммы инвестиций в дочерние, зависимые общества и другие организации (за исключением инвестиций в акции (доли) кредитной организации), вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги; а также приобретенные векселя, эмитентами которых являются юридические лица, акции которых обращаются на организованных рынках ценных бумаг) составляют более 90 процентов валюты баланса юридического лица;
г) устойчивые формы объединения имущества юридических и (или) физических лиц, не связанные с образованием юридического лица (паевые инвестиционные фонды, иные формы доверительного управления имуществом (собственностью)).
2.2.5. Информация о лицах (группе лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, оценивается как доступная, если информация, представленная в соответствии с подпунктом 2.2.3 настоящего пункта, позволяет определить:
физических лиц, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывают существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также созданных ими унитарных предприятий, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывают существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
юридических лиц, которые в силу масштабов своей коммерческой деятельности и структуры собственности являются относительно независимыми от своих учредителей (участников), которые прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывают существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
К таким лицам не относятся лица, которые имеют хотя бы один из признаков, определенных в подпункте 2.2.4 настоящего пункта.
3. Показатель ПУ3.
3.1. При оценке показателя ПУ3:
3.1.1. 1 балл присваивается в случае, если значение коэффициента ПС3 меньше 10 процентов;
3.1.2. 2 балла присваиваются в случае, если значение коэффициента ПС3 составляет от 10 процентов (включительно) до 40 процентов;
3.1.3. 3 балла присваиваются в случае, если значение коэффициента ПС3 составляет от 40 процентов (включительно) и более.
3.2. Коэффициент ПС3 рассчитывается по формуле:
ПС3 = (О : Г) x 100%,
где:
О - общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) банка, находящиеся в собственности резидентов офшорных зон, а также в собственности лиц, на решения органов управления которых резиденты офшорных зон единолично или в составе группы лиц могут оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние. В показатель О не включаются:
количество голосов, приходящееся на голосующие акции (доли) банка, находящиеся в собственности резидентов офшорных зон, а также в собственности лиц, на решения органов управления которых резиденты офшорных зон единолично или в составе группы лиц могут оказывать прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние в случае, если банк представляет в надзорный орган информацию об иных лицах (группах лиц) (за исключением указанных в подпункте 2.2.4 пункта 2.2 настоящего Приложения), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
количество голосов, приходящееся на голосующие акции (доли) банка, находящиеся в собственности кредитных организаций - резидентов офшорных зон, если указанные кредитные организации не пользуются льготным налоговым режимом и правом не раскрывать и не представлять в надзорный орган страны местонахождения информацию при проведении финансовых операций;
количество голосов, приходящееся на голосующие акции (доли) банка, находящиеся в собственности юридических лиц (групп лиц), которые в соответствии с порядком расчета показателя ПУ2, установленного пунктом 2 настоящего приложения, являются лицами (группами лиц), оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
Г - общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) банка.
4. Перечень информации и документов, которые могут быть проанализированы для оценки прозрачности структуры собственности банка:
4.1. учредительные документы банка и учредительные документы юридических лиц, владеющих акциями (долями) банка;
4.2. список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (участников) банка;
4.3. протоколы общих собраний акционеров (участников) банка (очередных годовых и внеочередных), которыми располагает территориальное учреждение Банка России, включающие:
данные о присутствующих на собрании акционерах (участниках) банка, количество принадлежащих им голосующих акций (голосов);
вопросы, включенные в повестку общих собраний акционеров (участников) банка, в том числе: избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительного органа банка, досрочное прекращение его полномочий (если уставом банка решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета));
данные о результатах голосования.
4.4. Предложения акционеров (участников) банка, внесенные для включения в повестку годового общего собрания акционеров (участников), и выдвинутые ими кандидаты в органы управления банка.
4.5. Информация о решениях совета директоров (наблюдательного совета) банка, требованиях ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора (индивидуального аудитора, аудиторской организации), а также акционеров (акционера), являющихся (являющегося) владельцами (владельцем) не менее 10 процентов голосующих акций общества на дату предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, - для банка, действующего в форме акционерного общества.
4.6. Информация о требованиях исполнительного органа общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора (индивидуального аудитора, аудиторской организации), а также участников общества о созыве внеочередного общего собрания участников - для банка, действующего в форме общества с ограниченной ответственностью.
4.7. Информация о составе совета директоров (наблюдательного совета) банка:
каким акционером (участником) банка была выдвинута кандидатура в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка для голосования на собрании, количество принадлежащих ему голосующих акций (голосов);
количество голосующих акций (голосов), принадлежащих непосредственно каждому члену указанного органа управления банка.
4.8. Информация о составе коллегиального исполнительного органа банка:
каким акционером (участником) банка была выдвинута кандидатура для голосования на собрании. В случае если уставом банка решение этого вопроса отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) банка, каким членом совета директоров (наблюдательного совета) банка предложена кандидатура и интересы какого акционера (участника) банка представляет данный член совета директоров (наблюдательного совета) банка. Количество принадлежащих ему голосующих акций (голосов);
количество голосующих акций (голосов), принадлежащих непосредственно каждому члену указанного органа управления банка.
4.9. Информация о единоличном исполнительном органе (руководителе) банка:
каким акционером (участником) банка была выдвинута кандидатура единоличного исполнительного органа банка для голосования на собрании, количество принадлежащих ему (им) голосующих акций (голосов);
количество голосующих акций (голосов), принадлежащих непосредственно руководителю банка.
4.10. Информация о решениях совета директоров (наблюдательного совета) банка, в том числе о голосовании по вопросу избрания коллегиального исполнительного органа банка в случае, если такое право предоставлено уставом банка совету директоров (наблюдательному совету) банка.
4.11. Информация о приобретателе (группе приобретателей), содержащаяся:
в уведомлениях о приобретении и (или) получении в доверительное управление более 1 процента акций (долей) банка;
в ходатайствах на получение предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление более 20 процентов акций (долей) банка;
в представленных заявителями материалах о согласовании (уведомлении) сделок по приобретению акций (долей) банка с Федеральным антимонопольным органом в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
4.12. Информация, содержащаяся в зарегистрированных проспектах ценных бумаг, отчетах об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и ежеквартальных отчетах эмитентов эмиссионных ценных бумаг банка-эмитента, в том числе:
о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, в том числе являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, членами коллегиального исполнительного органа управления эмитента, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления эмитента, а также сведения о характере любых родственных связей между указанными лицами;
о размере доли участия лиц, входящих в органы управления эмитента (включая исполнительные органы), в уставном капитале эмитента, доли принадлежащих указанным лицам обыкновенных акций банка, а также сведения о предоставленных этим лицам опционов на акции банка;
сведения об участниках (акционерах) банка, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, в том числе о размере доли участника (акционера) банка в его уставном капитале, а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций банка, а также сведения об участниках (акционерах) таких лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного капитала или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций;
сведения об изменениях в составе и о размере участия участников (акционеров) банка, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, за 5 последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет.
4.13. Сведения о раскрытых банком-эмитентом сообщениях о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента в части сведений о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
4.14. Сведения, содержащиеся в бизнес-планах банка, отчетности об аффилированных лицах банка, участниках банковского холдинга.
4.15. Представленные банком документально подтвержденные сведения о структуре собственности, в том числе определяющие лиц (группу лиц), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У "ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ"