Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2008 N 1197-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2013 ГОДЫ"
Концепция федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы" (далее соответственно - Концепция, Программа) разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высокими уровнями сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации и 550 населенных пунктов с населением около 2 млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности проявлений сейсмической активности, в том числе землетрясение мощностью 9 баллов, произошедшее на Алтае в 2003 году, и серия землетрясений мощностью 10 баллов, произошедших в 2006 году в Корякском автономном округе.
По экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов капитального строительства жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).
Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.
В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению жилого фонда и отдельных объектов коммунальной инфраструктуры.
Вместе с тем указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечены необходимыми материальными ресурсами.
Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное предупреждение землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность этого природного явления не позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
В этой связи в качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:
минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб, наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;
создание необходимых условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их последствий.
Ключевые мероприятия Программы будут направлены на повышение сейсмической устойчивости объектов жилищного фонда, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также на предотвращение негативных последствий разрушения объектов коммунальной инфраструктуры.
Концепцией предусматривается достижение следующих стратегических целей:
повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;
сокращение объемов финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления последствий разрушительных землетрясений;
повышение уровня координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по минимизации возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз для жизни и здоровья населения, а также разрушений жизненно важных объектов.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомТребуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных территорий Российской Федерации, расположенных в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности жилищного фонда, устойчивое функционирование значимых инфраструктурных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, а также водоотведения и т. д.), мест массового пребывания населения, в том числе общественного и жилого назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указанные значимые и многофункциональные объекты с учетом важности их функционирования в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по повышению их сейсмической устойчивости требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.
Недостаточная результативность федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690, которая действовала до 2006 года, в первую очередь была обусловлена следующими причинами:
нечеткость ее целей;
фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации мероприятий указанной программы;
недостаточность задействованных ресурсов для достижения целей указанной программы.
Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) был определен в размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При этом объем недофинансирования указанной программы за 2002-2006 годы составил 9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).
Реализацию программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) предполагалось осуществить в 2 этапа:
второй этап - 2006-2010 годы.
На первом этапе реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное указанной программой финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов жизнеобеспечения не осуществлялось.
В рамках первого этапа реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической опасности территорий некоторых субъектов Российской Федерации и на разработку конкретных технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов. После подведения итогов этого этапа и признания его результатов неэффективными было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р о прекращении реализации указанной программы.
Разработку и реализацию Программы предполагается осуществлять на новой концептуальной основе.
Концепция базируется на следующих принципах:
сейсмическое районирование территории Российской Федерации и уточнение ранее составленных прогнозов;
системный подход к повышению устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения;
научное обоснование приоритетности в реализации инвестиционных и практических мероприятий;
применение четких критериев отбора жизненно важных объектов, требующих сейсмоусиления;
учет региональных особенностей, включая природные и экономические факторы;
ориентация прикладных научных исследований на достижение практических результатов в области модернизации нормативного и экономического регулирования основных вопросов обеспечения сейсмической безопасности.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаПо экспертным оценкам, до 50 процентов зданий и сооружений общественного и жилого назначения, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.
Прежде всего необходимо выделить среди них объекты жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей, системы жизнеобеспечения, здания и сооружения, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объекты, разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.
Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что субъекты Российской Федерации, расположенные в сейсмических районах, имеют наименьший уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости основных объектов и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться сроки достижения требуемых результатов в 2-3 раза, а затраты привлекаемых на эти цели ресурсов - в 3-5 раз.
IV. Возможные варианты решения проблемыДля обеспечения требований по сейсмической устойчивости зданий и сооружений могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы.
Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.
Вместе с тем предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая для принятия решения о целесообразности проведения работ по сейсмоусилению объектов и определения объема средств на их выполнение.
В связи с этим мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом.
Кроме того, при значительном увеличении количества строящихся и реконструируемых объектов может возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в сейсмических районах. При этом возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.
Такой подход требует установления четких критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на цели сейсмоусиления объектов.
Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
По предварительным оценкам ученых и независимых экспертов, первоочередного сейсмоусиления требуют около 20 тыс. объектов различного целевого назначения, в том числе жилых домов. При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного сейсмоусиления и защиты, составляет около 24-30 млн. кв. метров и оценивается в 400-450 млрд. рублей.
При использовании этого варианта решения проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной потребности в финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий Программы, с учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.
Второй вариант решения проблемы ограничивает область программно-целевой разработки достижением требуемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий.
Исходя из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.
Первый этап (2009-2010 годы) является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.
На первом этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные работы.
На этом этапе также предусмотрена возможность реализации мероприятий по сейсмоусилению расположенных на наиболее сейсмически опасных территориях объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.
Второй этап (2011-2013 годы) является основным и предполагает проведение работ, обеспечивающих сейсмическую безопасность зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.
Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий Программы в рамках указанных этапов позволяет получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости их реализации.
Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомРеализацию Программы предлагается осуществить в 2009-2013 годах в 2 этапа:
первый этап - 2009-2010 годы;
второй этап - 2011-2013 годы.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы (по годам)Концепцией предусматривается основная цель Программы - достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического и экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов;
сейсмоусиление объектов жилищного фонда, объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, а также зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих национальную безопасность;
создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмически опасных территориях.
Указанные задачи отвечают государственной системе достижения целей в сфере обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.
Концепцией предусматриваются целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы, представленные в приложении N 1.
Для оценки реализации Программы предполагается использование следующих целевых показателей:
снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
увеличение полноты, достоверности и доступности информации о нормативно установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыПредварительно общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 72000 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 48000 млн. рублей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - 22000 млн. рублей;
внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.
Расходы на капитальные вложения составят 99,6 процента (71691 млн. рублей), а затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и видам расходов представлены в приложениях N 2-4.
При расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых для выделения на софинансирование объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывалось осуществление обязательного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) внебюджетных источников.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом предусматривается обязательное финансирование в объемах, определенных Программой.
Предложения по ресурсному обеспечению Программы и соотношению расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные средства, привлекаемые на цели сейсмоусиления.
Формирование предложений по распределению инвестиционных затрат на указанных условиях позволит с высокой степенью вероятности завершить запланированные мероприятия Программы и исключить проблемные вопросы их ресурсного обеспечения в дотационных регионах.
Уточнение объектов в составе мероприятий Программы по основным направлениям ее реализации будет осуществляться с учетом заявок субъектов Российской Федерации при условии использования на цели сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемыЭкономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы, предусмотренных в приложении N 1 к Концепции.
С учетом взаимосвязи отдельных показателей общая оценка экономической эффективности и результативности Программы выполнена для каждого ее варианта с использованием 2 групп показателей, характеризующих:
снижение потерь, понесенных вследствие землетрясений, в результате реализации первоочередных мероприятий Программы по сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;
повышение общей расчетной экономической эффективности комплекса мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях.
Численные значения показателей экономической эффективности Программы в период ее реализации определены приблизительно и при разработке проекта Программы должны быть уточнены с учетом оценки эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.
Эффективность и результативность предлагаемого варианта решения проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация мероприятий Программы позволит снизить социальный, экономический и экологический риск в сейсмических районах Российской Федерации, уменьшить потери, понесенные населением в результате разрушительных землетрясений, создать условия для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий, минимизировать ущерб, наносимый зданиям и сооружениям в результате сейсмических проявлений.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыФедеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, предлагается определить Министерство регионального развития Российской Федерации.
Кроме того, к формированию и реализации Программы предлагается привлечь Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам ПрограммыПредлагается определить:
государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации;
государственными заказчиками Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации;
разработчиком Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования ПрограммыРеализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
исследования по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения населения;
формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей, разработка специальных мер сейсмической защиты;
разработка и реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов Российской Федерации (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях) и сооружений с массовым сосредоточением людей;
развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.
Основу мероприятий Программы, касающихся исследований по оценке сейсмического риска и совершенствования нормативных правовых актов, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, направленные на:
разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсморайонированию территорий поселений и городских округов;
совершенствование государственного управления территорий и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
разработку технических регламентов, включающих в себя в том числе требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмически опасных районах;
развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер обеспечения сейсмической безопасности.
Основные мероприятия Программы по формированию системы мониторинга сейсмической устойчивости жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей и сейсмической защите указанных объектов и сооружений направлены на:
разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга;
создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости сооружений.
Концепцией предусматривается обеспечение реализации неотложных мероприятий по сейсмоусилению жилых домов, а также основных объектов и систем жизнеобеспечения, задействованных в единой системе реагирования в чрезвычайных ситуациях, снижение их уязвимости и повышение устойчивости в условиях землетрясений разрушительной силы, развитие и совершенствование систем и методов технической диагностики жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры.
Мероприятия Программы по развитию системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений направлены на повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии основных объектов систем жизнеобеспечения и уровне сейсмических рисков, в том числе в интересах развития экономики, объектов инфраструктуры и жилищного строительства.
Предполагается, что указанные мероприятия обеспечат решение следующих вопросов:
расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;
разработка и ведение информационных и аналитических экспертных систем и баз данных для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности, выработка вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;
обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.
Предполагаемые объемы финансирования по основным направлениям реализации Программы представлены в приложении N 3 к Концепции.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий ПрограммыПеречень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений государственных заказчиков и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы.
При формировании перечня мероприятий Программы будут соблюдены требования законодательства Российской Федерации и нормативы целевого выделения средств с учетом дефицита сейсмостойкости систем жизнеобеспечения и стратегически значимых объектов в разрезе субъектов Российской Федерации.
XIII. Предложения по формам и методам управления реализацией ПрограммыМеханизм реализации Программы формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере повышения сейсмической устойчивости жизненно важных объектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы включает в себя:
стратегическое планирование и прогнозирование;
применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
Концепцией предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
В связи с этим предполагается ежеквартальный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.
Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
организует текущее управление реализацией Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
подготавливает целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы на очередной год в квартальном разрезе;
организует мониторинг хода реализации Программы;
несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий,
привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы.
Государственные заказчики Программы:
ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы;
организуют внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а также осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы;
осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также осуществляют анализ и контроль рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
предоставляют государственному заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты о ходе реализации Программы и об использовании бюджетных средств.
Государственные заказчики Программы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместные действия по реализации мероприятий Программы.
Средства федерального бюджета предоставляются при условии наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации и после представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об использовании средств в пропорциональном соотношении, установленном для финансового обеспечения мероприятия Программы.
В целях организации взаимодействия государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут заключаться соответствующие соглашения.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 15.08.2008 N 1197-р