в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.09.2008 N 705 "О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2009-2015 ГОДЫ)"
не действует Редакция от 20.09.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.09.2008 N 705 "О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2009-2015 ГОДЫ)"

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2009-2015 ГОДЫ)

I. Введение

Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы) (далее - Программа), разработанная в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон) и Программой развития атомной отрасли Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г., предусматривает мероприятия по комплексной и системной реализации задач, поставленных перед атомной отраслью Российской Федерации, включая выполнение мероприятий, определенных соответствующими федеральными и отраслевыми (ведомственными) целевыми программами.

II. Цели и задачи Программы

Программа направлена на достижение стратегических целей атомной отрасли Российской Федерации, призванных обеспечить:

геополитические интересы Российской Федерации и поддержание ее ядерного щита на количественном и тактико-техническом уровне, гарантирующем проведение политики ядерного сдерживания;

энергонезависимость и гарантированное энергоснабжение населения и экономики страны при безусловном выполнении норм ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

создание компании, объединяющей организации атомного энергопромышленного комплекса, способной стать доминирующим участником мирового рынка ядерных технологий;

инновационное развитие отрасли, включая разработку ядерных реакторных установок нового поколения и технологию замкнутого топливного цикла.

Достижение поставленных целей осуществляется путем расширенного воспроизводства продукции атомной отрасли Российской Федерации на основе развития ядерного оружейного, атомного энергопромышленного и научно-технического комплексов, а также комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, сохранения единства технологических цепочек на базе инновационного развития, повышения международной конкурентоспособности продукции и услуг, совершенствования механизма государственного управления использованием атомной энергии.

В связи с этим Программа предусматривает:

выполнение в полном объеме заданий, установленных государственной программой вооружения, государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области ядерного сдерживания;

обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности при использовании атомной энергии, совершенствование системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии;

создание государственных систем обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, вывода объектов использования атомной энергии из эксплуатации, включая решение накопленных и отложенных проблем;

обеспечение инновационного развития атомного энергопромышленного комплекса, направленного на укрепление позиций российских организаций на мировом рынке ядерных материалов, оборудования и технологий;

комплексное развитие научного потенциала отрасли, обеспечивающего расширение фундаментальных и прикладных исследований, разработку технологии замыкания ядерного топливного цикла, разработку проектов ядерных энергоустановок нового поколения и создание стендовой базы для их апробации, расширение сферы применения ядерных технологий в различных отраслях экономики и медицины;

создание высокоэффективной системы управления атомной отраслью Российской Федерации.

III. Порядок формирования и этапы реализации Программы

Программа осуществляется в 2009-2015 годах. Предложения о внесении изменений в Программу во исполнение актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), включая принятие новых целевых программ, вносятся Госкорпорацией "Росатом" в Правительство Российской Федерации в установленном порядке на основании решений ее наблюдательного совета.

Программа, ее мероприятия, показатели и индикаторы также могут быть изменены при принятии в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации решений в части уточнения макроэкономических параметров и сценарных условий, актуализации приоритетных задач развития отдельных отраслей и направлений деятельности, при уточнении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, а также по итогам государственного регулирования цен на соответствующие виды продукции и при принятии Правительством Российской Федерации расчетной модели оптового рынка электрической энергии (мощности) или иных правил на рынке электрической энергии (мощности).

Программа объединяет мероприятия, реализуемые в соответствии с принятыми в установленном порядке федеральными целевыми программами, заданиями государственного оборонного заказа и международными обязательствами в области использования атомной энергии, а также мероприятия по реализации государственных полномочий в установленной сфере деятельности, исполнение которых возложено на Госкорпорацию "Росатом" Федеральным законом.

Мероприятия Программы сгруппированы по следующим основным направлениям деятельности Госкорпорации "Росатом":

направление 1 "Обеспечение стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса";

направление 2 "Обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и выполнение норм ядерной и радиационной безопасности";

направление 3 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России";

направление 4 "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли Российской Федерации";

направление 5 "Осуществление государственных полномочий в сфере управления использованием атомной энергии, реализация социальной и кадровой политики в организациях и на предприятиях Госкорпорации "Росатом".

Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа.

Первый этап (2009-2011 годы) представляет собой переходный период, в течение которого осуществляется реорганизация подведомственных предприятий и учреждений в порядке, установленном Федеральным законом. При этом Госкорпорация "Росатом" является государственным заказчиком и главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении федеральных целевых программ "Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)", "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы.

На первом этапе обеспечивается выполнение организациями и предприятиями Госкорпорации "Росатом" в полном объеме мероприятий, включенных в указанные федеральные целевые программы, и достижение их целевых показателей и индикаторов.

Реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", с 2009 года будет осуществляться в соответствии с Программой. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий указанной федеральной целевой программы, передаются Госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

На втором этапе (2012-2015 годы) завершаются мероприятия по реорганизации предприятий и учреждений отрасли и обеспечению функционирования Госкорпорации "Росатом" как единого организационно-правового, производственно-технологического и научно-технического комплекса атомной отрасли Российской Федерации. В этот период должны быть выполнены основные мероприятия по формированию атомного энергопромышленного комплекса России, созданию условий для формирования финансовых ресурсов и научно-технической базы для инновационного развития атомной отрасли Российской Федерации.

На втором этапе по решению наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" обеспечивается разработка программы деятельности Госкорпорации "Росатом" на следующий долгосрочный период.

IV. Мероприятия Программы и показатели ее реализации

Мероприятия по направлению 1 "Обеспечение стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса" включают мероприятия, направленные на создание современной, экономически эффективной, консолидированной структуры, способной гибко реагировать на изменения военно-политической обстановки и возникающие угрозы, обеспечивающей реализацию политики Российской Федерации в области гарантированного ядерного сдерживания в условиях отсутствия натурных ядерных испытаний, ограничения стратегического наступательного потенциала, развертывания противоракетной обороны США, возрастающей роли нестратегического ядерного оружия, новых повышенных требований по безопасности и защищенности от террористических действий, выполнение которых предусмотрено федеральными целевыми программами "Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" и "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)", а также заданиями государственного оборонного заказа.

Одновременно в течение первого этапа реализации Программы должна быть подготовлена программа развития и реформирования ядерного оружейного комплекса. Мероприятия этой программы должны быть направлены на создание исследовательского комплекса, способного в долгосрочной перспективе обеспечить конкурентоспособность ядерного оружейного комплекса России.

Основными целевыми показателями реализации мероприятий по направлению 1 являются:

ежегодное выполнение государственного оборонного заказа в полном объеме;

выполнение показателей, установленных соответствующими федеральными целевыми программами;

выполнение в 2009-2011 годах комплекса мероприятий по реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий.

Мероприятия по направлению 1 "Обеспечение стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса" и объемы их финансирования представлены в приложениях N 1 (совершенно секретно) и 2 (совершенно секретно).

Мероприятия по направлению 2 "Обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и выполнение норм ядерной и радиационной безопасности" включают мероприятия федеральных целевых программ "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", а также мероприятия, финансируемые за счет средств резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и развития и формируемых в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основными целевыми показателями выполнения мероприятий по направлению 2 являются:

в 2008-2011 годах:

завершение реорганизации соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий и создание инфраструктурных комплексов по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

развитие нормативной правовой базы по вопросу обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;

в 2012-2015 годах:

ввод в эксплуатацию хранилищ отработавшего ядерного топлива общим объемом 44 тыс. тонн;

ввод в эксплуатацию хранилищ радиоактивных отходов общим объемом 19,6 тыс. куб. метров;

подготовка к выводу из эксплуатации 181 ядерно и радиационно опасного объекта;

ликвидация 36 остановленных ядерно и радиационно опасных объектов;

реабилитация 1482 тыс. кв. метров радиационно загрязненных территорий.

В результате выполнения мероприятий Программы будут созданы новые технологии по промышленной переработке отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, а также опытно-демонстрационный центр по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий.

Объемы финансирования мероприятий по направлению 2 "Обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и выполнение норм ядерной и радиационной безопасности" представлены в приложении N 3.

Мероприятия по направлению 3 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России" включают мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года", а также мероприятия, выполняемые организациями атомного энергопромышленного комплекса по развитию мощностей ядерного топливного цикла.

Основным результатом реализации Программы в части развития атомного энергопромышленного комплекса России является доведение в 2015 году общей мощности атомных электростанций до 33 ГВт и годовой выработки электроэнергии атомными электростанциями до 234,4 млрд. кВт х ч, что составит 145 процентов от уровня 2008 года.

Другим важным итогом реализации Программы станет обеспечение темпов ввода энергоблоков установленной электрической мощностью не менее 2 ГВт в год за счет собственных средств Госкорпорации "Росатом" после 2015 года.

При принятии в установленном порядке Правительством Российской Федерации решения о сооружении Балтийской атомной электрической станции перечень мероприятий будет дополнен мероприятиями с соответствующей корректировкой потребности в инвестиционных ресурсах и источников финансирования.

Показатели и индикаторы реализации мероприятий по направлению 3 представлены в приложении N 4, перечень мероприятий по направлению 3 - в приложении N 5, объемы финансирования по направлению 3 - в приложении N 6.

Мероприятия по направлению 4 "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли Российской Федерации" реализуются в соответствии с федеральными целевыми программами "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы.

Основными результатами реализации Программы по направлению 4 будут:

завершение к 2012 году структурных преобразований научного комплекса атомной отрасли Российской Федерации и создание современной инфраструктуры для проведения научных исследований по разработке ядерных реакторных установок нового поколения, формирование единого научного центра;

переход к инновационным технологиям развития атомной энергетики.

После утверждения федеральной целевой программы по вопросам ядерных энерготехнологий нового поколения Программа будет дополнена мероприятиями, которые направлены на решение следующих задач:

разработка научно-технологических направлений инновационной атомной энергетики, включая разработку перспективных технологий реакторов четвертого поколения, создание новых экспериментальных стендов и специального оборудования, модернизацию и развитие экспериментально-стендовой базы, разработку технологий и создание производства смешанного оксидного топлива для реактора на быстрых нейтронах БН-800, разработку материалов и технологий замкнутого топливного цикла для ядерных энергетических систем с реакторами на быстрых и тепловых нейтронах нового поколения;

разработка технологии производства смешанного оксидного топлива и строительство топливного модуля в рамках опытно-демонстрационного центра;

завершение проектирования пристанционного комплекса ядерного топливного цикла.

Объемы финансирования мероприятий по направлению 4 представлены в приложении N 7.

Мероприятия по направлению 5 "Осуществление государственных полномочий в сфере управления использованием атомной энергии, реализация социальной и кадровой политики в организациях и на предприятиях Госкорпорации "Росатом" включают следующие мероприятия:

обеспечение безопасного использования атомной энергии;

проведение мониторинга ядерной и радиационной безопасности;

учет и контроль ядерных материалов;

управление государственным запасом специального сырья и делящихся материалов;

обеспечение физической защиты ядерных материалов и объектов использования атомной энергии;

выполнение государственных заданий в установленной сфере деятельности;

поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

выполнение международных обязательств в части режима нераспространения ядерного оружия;

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности Госкорпорации "Росатом";

разработка и утверждение концепции социальной политики Госкорпорации "Росатом", включая создание системы добровольного медицинского страхования работников атомной отрасли Российской Федерации, системы дополнительного пенсионного обеспечения указанных работников и разработку мер их социальной поддержки;

разработка и утверждение концепции централизованной системы кадрового мониторинга, аудита и ротации кадров;

создание национального ядерного университета;

выполнение обязательств Российской Федерации по реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР, предусмотренных Соглашением о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР и Соглашением о привилегиях и иммунитетах Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР. В рамках мероприятий по выполнению международного проекта ИТЭР обязательством Российской Стороны является создание и поставка на площадку строительства высокотехнологичного оборудования основных систем реактора по закрепленной за Российской Федерацией номенклатуре.

В целом в сфере международного сотрудничества деятельность Госкорпорации "Росатом" направлена на реализацию следующих задач:

обеспечение выполнения российскими организациями международных конвенций в установленной сфере деятельности;

развитие многоуровневой системы отношений с иностранными государствами и международными организациями и выполнение международных обязательств Российской Федерации, входящих в компетенцию Госкорпорации "Росатом":

обеспечение расширения доступа российских компаний, производимых ими товаров и услуг на мировой рынок, снятие дискриминационных ограничений в отношении деятельности российских компаний;

участие в совершенствовании правовой базы в области внешнеэкономической деятельности;

обеспечение условий для построения стратегических корпоративных альянсов и осуществления крупных международных проектов;

расширение и систематизация российского участия в деятельности Международного агентства по атомной энергии и других международных организаций в установленной сфере деятельности.

На выполнение определенных Федеральным законом государственных полномочий в установленной сфере деятельности Госкорпорация "Росатом" получает субсидии за счет средств федерального бюджета.

Объемы финансирования мероприятий по направлению 5 представлены в приложении N 8.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств Госкорпорации "Росатом" и ее организаций и предприятий.

Общий объем средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию Программы в ценах соответствующих лет, рассчитан в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития страны и индексами-дефляторами.

Собственные средства организаций и предприятий Госкорпорации "Росатом" предполагается направить на реализацию следующих мероприятий:

разработка и сооружение атомных электростанций малой мощности;

развитие пристанционных мощностей по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

совершенствование технологий добычи природного урана;

развитие разделительно-сублиматного производства;

разработка новых технологий и установок для газоцентрифужного обогащения урана;

реконструкция и модернизация производственной базы фабрикации ядерного топлива;

подготовка и переподготовка кадров.

Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 г. N 576 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития" собственные средства организаций и предприятий Госкорпорации "Росатом" будут направляться на выполнение мероприятий по утилизации отходов, возникающих при использовании атомной энергии, и выводу объектов использования атомной энергии из эксплуатации.

Средства резерва развития, формируемого федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 68 "Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития", направляются в установленном порядке на сооружение новых объектов и на реконструкцию и модернизацию действующих.

Средства федерального бюджета, получаемые Госкорпорацией "Росатом" в качестве имущественного взноса Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы в части развития атомного энергопромышленного комплекса России могут по решению наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" направляться в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" с последующим направлением дочерним и зависимым обществам на реализацию указанных мероприятий.

Общий объем финансирования Программы представлен в приложении N 9.

VI. Результаты реализации Программы

Реализация Программы должна обеспечить:

стабильное функционирование ядерного оружейного комплекса, его конкурентоспособность и необходимый уровень обороноспособности государства;

систему государственных гарантий безопасного использования атомной энергии;

энергонезависимость и гарантированное энергоснабжение отраслей экономики и населения за счет интенсивного развития атомной энергетики;

конкурентоспособность российских организаций и технологий атомного энергопромышленного комплекса России на мировом ядерном рынке;

создание единого комплекса организаций атомной отрасли Российской Федерации, обладающего инновационными ресурсами, позволяющими занимать значимое положение на мировом ядерном рынке;

инновационное развитие атомных технологий, включая создание новой стендовой базы и инфраструктуры для разработки ядерных установок нового поколения и проведения модельных исследований в целях разработки к 2020 году ядерной установки нового поколения;

расширение сферы применения технологий атомной отрасли, увеличение доли на рынках инновационных технологий в сопредельных сферах деятельности, включая индустрию сверхпроводников, водоподготовку (включая опреснение воды), медицинскую технику, электронику, технические средства охраны, лазерные, ускорительные и плазменные технологии.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.09.2008 N 705 "О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2009-2015 ГОДЫ)"