в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 23.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 23.10.2008 Подробная информация
УКАЗ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 23.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Глава 1. Организация гарнизонной службы. Должностные лица гарнизона и их обязанности

Общие положения

10. В каждом гарнизоне назначаются начальник гарнизона, другие должностные лица гарнизона и формируется военная комендатура.

11. Начальник территориального гарнизона назначается приказом командующего войсками военного округа, как правило, из числа командующих армиями или командиров корпусов, штабы которых дислоцированы в столицах (краевых, областных центрах) субъектов Российской Федерации, их заместителей и им равных. Если такие штабы в столицах (краевых, областных центрах) субъектов Российской Федерации не дислоцируются, то начальником территориального гарнизона может быть назначен военный комиссар субъекта Российской Федерации.

Начальник местного гарнизона назначается приказом начальника территориального гарнизона, как правило, из числа командиров соединений или воинских частей. До получения приказа в исполнение обязанностей начальника гарнизона вступает командир (начальник), старший по воинской должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию.

О вступлении в исполнение обязанностей начальники гарнизонов объявляют в своих приказах и докладывают: начальник территориального гарнизона - командующему войсками военного округа, а начальник местного гарнизона - начальнику территориального гарнизона. Они также докладывают об этом своим непосредственным начальникам и информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы местного самоуправления, с которыми им предстоит взаимодействовать.

12. Начальниками Московского и Санкт-Петербургского территориальных гарнизонов являются командующие войсками соответствующих военных округов, штабы которых дислоцированы в этих городах.

13. Начальник гарнизона руководство гарнизонной службой осуществляет лично, через назначенных должностных лиц гарнизона и военную комендатуру с привлечением командиров соединений (воинских частей) гарнизона и их штабов.

Военный комендант гарнизона назначается приказом должностного лица, имеющего в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы право назначения на данную штатную воинскую должность.

14. Начальник территориального гарнизона и военный комендант территориального гарнизона одновременно являются соответственно начальником и военным комендантом местного гарнизона столицы (краевого, областного центра) субъекта Российской Федерации.

В городах Москве и Санкт-Петербурге военные коменданты территориальных гарнизонов одновременно являются военными комендантами этих городов. При организации гарнизонной и караульной служб они руководствуются требованиями настоящего Устава и положениями о военных комендатурах городов, комендантами которых являются.

В крупных городах могут назначаться военные коменданты районов, которые подчиняются военному коменданту гарнизона и в пределах своего района исполняют обязанности применительно к статьям 28 - 34 настоящего Устава.

В исключительных случаях в местных гарнизонах, где нет штатных военных комендатур, для исполнения обязанностей военного коменданта местного гарнизона назначается офицер, а его помощниками - офицеры и прапорщики (мичманы) из воинских частей данного гарнизона.

15. В территориальном гарнизоне военный комиссар субъекта Российской Федерации обычно назначается заместителем начальника гарнизона. В гарнизонах, где военный комиссар является начальником территориального гарнизона, заместителем начальника территориального гарнизона обычно назначается заместитель военного комиссара субъекта Российской Федерации.

16. При совместной дислокации в территориальном гарнизоне воинских частей нескольких видов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов из их состава назначаются нештатные помощники военного коменданта гарнизона.

17. В гарнизонах, где базируются воинские части (корабли) Военно-Морского Флота, приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом назначается старший морской начальник. В своей деятельности он руководствуется статьей 24 настоящего Устава и указаниями командующего войсками военного округа (начальника гарнизона).

18. В гарнизонах из числа соответствующих должностных лиц, старших по воинской должности, приказом начальника гарнизона назначаются:

заместитель начальника территориального гарнизона;

заместитель начальника гарнизона по воспитательной работе;

заместитель начальника гарнизона по тылу;

помощник начальника гарнизона по правовой работе;

начальник связи гарнизона;

начальник службы радиационной, химической и биологической защиты гарнизона;

начальник медицинской службы гарнизона;

начальник экологической службы гарнизона;

начальник ветеринарно-санитарной службы гарнизона;

старший начальник финансово-экономической службы гарнизона;

начальник противопожарной службы гарнизона;

военный дирижер гарнизона (при наличии военного оркестра в одной из воинских частей гарнизона).

При размещении в военном городке нескольких воинских частей, входящих в состав различных соединений (объединений) Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, приказом, как правило, начальника местного гарнизона из числа командиров воинских частей назначается старший военного городка.

В случае размещения в военном городке нескольких воинских частей одного соединения (объединения) старший военного городка назначается приказом командира этого соединения (командующего объединением), о чем информируется начальник местного гарнизона.

Начальник гарнизонной гауптвахты назначается приказом командующего войсками военного округа.

Все должностные лица гарнизона подчиняются непосредственно начальнику гарнизона, а начальник гарнизонной гауптвахты и военный дирижер - военному коменданту гарнизона.

19. Все должностные лица гарнизона, за исключением лиц, входящих в состав военной комендатуры гарнизона, исполняют свои должностные обязанности по совместительству.

20. Военная комендатура гарнизона возглавляется военным комендантом и является основным органом управления гарнизонной службой. Она предназначена для выполнения следующих основных задач:

обеспечение согласованности действий воинских частей гарнизона при переводе с мирного на военное время;

разработка мероприятий и организация контроля за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины в гарнизоне;

разработка совместно с должностными лицами гарнизона, командирами и штабами воинских частей плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы (статья 22 настоящего Устава) и организация его выполнения;

организация караульной службы по охране и обороне гарнизонных объектов, контроль за ее несением;

поддержание постоянного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления; решение задач, связанных с организацией гарнизонной службы, местной обороны, проведением совместных мероприятий;

организация мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарных проступках (приложение N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации);

содержание на гарнизонной гауптвахте задержанных военнослужащих; подвергнутых дисциплинарному аресту; осужденных к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте; подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; подсудимых (обвиняемых в совершении преступлений и заключенных под стражу, уголовные дела которых приняты к производству судами); осужденных военным судом, в отношении которых приговор не вступил в законную силу (далее - военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте);

предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, совершаемых военнослужащими, не проходящими военную службу в воинских частях данного местного гарнизона, и в других особых случаях, определенных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации; организация и проведение соответствующих разбирательств и осуществление функций органа дознания;

оказание помощи территориальным подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации и органам прокуратуры Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, совершивших преступление или самовольно оставивших воинскую часть, их конвоировании, а также в розыске военных водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись, угнанных и похищенных транспортных средств воинских частей;

планирование мероприятий и организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления при введении чрезвычайного положения на территории гарнизона, в том числе в случае привлечения войск к обеспечению режима чрезвычайного положения, а также для ликвидации в случае возникновения (угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий и эпизоотий (далее - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера);

участие в подготовке мероприятий, посвященных праздничным, памятным дням и дням воинской славы; контроль за подготовкой войск гарнизона к парадам и обеспечение по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления порядка во время подготовки и проведения парадов и других мероприятий с участием войск;

учет воинских частей, дислоцирующихся в гарнизоне, а также воинских команд и военнослужащих, прибывших в командировку и отпуск;

учет и хранение оружия и боеприпасов, изъятых у задержанных военнослужащих;

учет воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях гарнизонов, и принятие мер по содержанию их в надлежащем порядке;

обеспечение взаимодействия между пожарными командами гарнизона, вызов сил и средств, предусмотренных планом противопожарной охраны, при возникновении пожара на объектах гарнизона.

21. Информация о местонахождении военной комендатуры местного гарнизона должна иметься во всех воинских частях гарнизона и быть доступна для лиц, обращающихся в военную комендатуру по вопросам, касающимся гарнизонной службы.

Военный комендант гарнизона должен представить номера телефонов и адрес военной комендатуры местного гарнизона в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные места (театры, дома культуры, кинотеатры, клубы, гостиницы), а также в справочники абонентов телефонной сети.

Требования по размещению и оборудованию военной комендатуры гарнизона изложены в приложении N 12.

Военная комендатура местного гарнизона при отсутствии штатных транспортных средств обеспечивается ими за счет воинских частей согласно плану, утвержденному начальником гарнизона.

22. В каждом гарнизоне в соответствии с приказами вышестоящих начальников и на основании решения начальника гарнизона разрабатывается план мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы. Составными разделами этого плана являются мероприятия, обеспечивающие:

организацию управления войсками гарнизона и их взаимодействия при переводе с мирного на военное время;

введение в гарнизоне чрезвычайного положения и обеспечение его режима, а также действия войск при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поддержание воинской дисциплины и порядка в гарнизоне, предупреждение совершения военнослужащими правонарушений;

выполнение задач по охране и обороне гарнизонных объектов (план размещения, охраны и обороны объектов местного гарнизона, а также расписание гарнизонных караулов прилагаются к плану мероприятий);

организацию взаимодействия по розыску и задержанию военнослужащих, совершивших преступления или самовольно оставивших воинские части или места несения службы с оружием;

выполнение задач местной обороны гарнизона, а также взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

выполнение требований безопасности военной службы (применительно к главе 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации);

выполнение задач по обеспечению в гарнизоне безопасности дорожного движения транспортных средств воинских частей гарнизона и предупреждение дорожно-транспортных происшествий с их участием (с приложением плана организации службы ВАИ гарнизона).

В план по решению начальника гарнизона могут включаться другие разделы, отдельные мероприятия, а также разрабатываемые должностными лицами гарнизона в виде приложений планы, определенные в их обязанностях, исходя из состава гарнизона, особенностей его дислокации, оперативной обстановки, климатических и иных условий.

План мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы территориального гарнизона утверждается командующим войсками военного округа, а местного гарнизона - начальником территориального гарнизона. План ежегодно или по необходимости уточняется.

Начальник гарнизона

23. Начальник гарнизона отвечает за организацию выполнения плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы; организацию и несение гарнизонной службы и службы гарнизонными караулами; поддержание в гарнизоне воинской дисциплины; организацию противодействия терроризму в гарнизоне; обеспечение необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск; организацию и проведение мероприятий местной обороны и взаимодействие с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; обеспечение пожарной безопасности в гарнизоне, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Начальник территориального гарнизона по вопросам гарнизонной и караульной служб подчиняется командующему войсками военного округа, а начальник местного гарнизона - начальнику территориального гарнизона. Они являются прямыми начальниками по этим вопросам для всех военнослужащих гарнизона, включая командиров соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в состав гарнизона, а также для старшего морского начальника.

Начальник гарнизона имеет право в необходимых случаях для выполнения задач гарнизонной службы привлекать личный состав и транспортные средства воинских частей гарнизона.

24. Начальник гарнизона обязан:

повседневно руководить деятельностью должностных лиц гарнизона;

рассматривать и утверждать планы и другие документы, представляемые должностными лицами гарнизона, определенные в их обязанностях;

разрабатывать и представлять на утверждение командующему войсками военного округа (начальнику территориального гарнизона) план мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы (статья 22 настоящего Устава) и обеспечивать его выполнение;

ежеквартально анализировать состояние гарнизонной и караульной служб, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения в гарнизоне и подводить итоги работы с командирами воинских частей и их заместителями по воспитательной работе, определять меры по предупреждению правонарушений, соблюдению требований безопасности военной службы, повышению бдительности и сохранению государственной тайны;

организовывать охрану и оборону гарнизонных объектов, устанавливать порядок допуска на объекты, находящиеся под охраной гарнизонных караулов;

организовывать мероприятия по противодействию терроризму в гарнизоне, осуществлять непосредственное руководство выделенными для этой цели силами и средствами;

организовывать противовоздушную оборону, защиту войск и объектов местной обороны от ядерного, химического и биологического оружия в условиях военного положения и при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение пожарной безопасности в гарнизоне и контролировать их состояние;

организовывать и постоянно поддерживать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими деятельность на территории гарнизона, разрешать вопросы, связанные с организацией гарнизонной службы, местной обороны, проведением совместных мероприятий, а также с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, удовлетворением других их нужд и запросов;

проверять не реже одного раза в месяц лично и через назначенных лиц несение службы гарнизонным нарядом, соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гарнизонной гауптвахте (приложение N 14), а начальник территориального гарнизона, кроме того, лично и через должностных лиц военной комендатуры территориального гарнизона - выполнение указанных задач в подчиненных местных гарнизонах;

обеспечивать исполнение уголовного наказания в виде ареста с отбыванием наказания на гауптвахте для осужденных военнослужащих;

проводить лично или назначать разбирательство проступков военнослужащих, не проходящих службу в воинских частях данного гарнизона, привлекать их к ответственности, а в случае совершения ими преступления возбуждать уголовное дело, немедленно уведомлять об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; при осуждении военнослужащих, не проходящих службу в гарнизоне, к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте или содержанию в дисциплинарной воинской части организовывать их отправку к месту отбывания наказания;

размещать по указанию командующего войсками военного округа воинские части (подразделения, команды), прибывающие в гарнизон;

устанавливать для воинских частей гарнизона порядок пользования объектами учебно-материальной базы и тыла, использования водных объектов для водоснабжения войск, определять места, время и порядок купания людей, а также контролировать выполнение требований безопасности на водных объектах;

определять и доводить до личного состава гарнизона состав нештатной юридической консультации гарнизона, время, место и порядок ее работы;

руководить работой квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) по расквартированию воинских частей, а также деятельностью жилищной комиссии гарнизона, руководствуясь законодательством Российской Федерации, рассматривать и утверждать распределение жилой площади в гарнизоне;

осуществлять контроль за выполнением мероприятий по соблюдению требований безопасности военной службы, в том числе по безопасности дорожного движения, рациональному использованию природных ресурсов; проверять содержание воинскими частями зданий, территорий военных городков и сооружений общегарнизонного пользования, а при оставлении их воинскими частями организовывать охрану;

выделять в порядке, определенном настоящим Уставом, воинские части (подразделения) в случае возникновения (угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для их ликвидации (предупреждения);

устанавливать и объявлять в территориальном гарнизоне время перехода военнослужащих на ношение зимней и летней формы одежды, а также начало и конец отопительного сезона в гарнизоне;

проводить парады войск гарнизона и другие мероприятия с участием войск, назначать в необходимых случаях почетные караулы, принимать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления меры по содержанию в надлежащем порядке воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах, братских могил и воинских памятников, находящихся на территории гарнизона;

докладывать ежеквартально командующему войсками военного округа (начальнику территориального гарнизона) о состоянии воинской дисциплины в гарнизоне и решении других задач гарнизонной службы.

Начальник гарнизона является начальником местной обороны гарнизона и исполняет соответствующие обязанности, установленные Министром обороны Российской Федерации.

25. Начальник гарнизона встречает, докладывает им и сопровождает прибывших в расположение гарнизона:

Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации;

маршалов Российской Федерации, генералов армии, адмиралов флота и всех своих прямых начальников.

В случае прибытия в гарнизон офицеров для выполнения служебных заданий прямых начальников по вопросам гарнизонной и караульной служб начальник гарнизона представляется лишь старшим по воинскому званию.

Начальник гарнизона г. Москвы в случаях, определенных настоящей статьей, кроме того, руководствуется особыми указаниями.

26. При временном убытии из гарнизона (в отпуск, в длительную командировку) начальник территориального гарнизона передает исполнение своих обязанностей заместителю начальника территориального гарнизона (начальник местного гарнизона - лицу, назначенному временно исполнять обязанности по его штатной воинской должности), объявляет об этом приказом и докладывает командующему войсками военного округа (начальнику территориального гарнизона).

Заместитель начальника территориального гарнизона

27. Заместитель начальника территориального гарнизона подчиняется начальнику гарнизона. В своей деятельности он руководствуется статьей 24 настоящего Устава и указаниями начальника гарнизона. В отсутствие начальника гарнизона он исполняет обязанности начальника территориального гарнизона.

Военный комендант гарнизона

28. Военный комендант гарнизона отвечает за несение службы гарнизонным нарядом, организацию контроля за поведением военнослужащих на улицах и в иных общественных местах, а также за выполнение других задач, возложенных на военную комендатуру статьей 20 настоящего Устава.

Указания и распоряжения военного коменданта территориального гарнизона по вопросам гарнизонной и караульной служб обязательны для исполнения военным комендантом местного гарнизона.

При проведении в жизнь решений начальника гарнизона военный комендант гарнизона имеет право отдавать приказания от его имени, докладывая ему о наиболее важных.

29. Военный комендант гарнизона обязан:

осуществлять контроль за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины, правил ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия, своевременно выявлять другие нарушения воинской дисциплины и происшествия в гарнизоне, не связанные с внутренней службой в воинских частях; действуя, как указано в статьях 30 и 31 настоящего Устава, лично проводить или назначать по этим случаям разбирательства, докладывать о них и о принятых мерах начальнику гарнизона, а о преступлениях и происшествиях, кроме того, уведомлять военного прокурора гарнизона и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

участвовать по указанию начальника гарнизона в разработке плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы, а также инструкций на случай объявления тревоги в гарнизоне, чрезвычайного положения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поддерживать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими деятельность на территории гарнизона, по вопросам, касающимся выполнения задач гарнизонной службы, возложенных на военную комендатуру;

организовывать несение караульной службы по охране и обороне гарнизонных объектов в соответствии с расписанием караулов, патрулирование в гарнизоне;

разрабатывать по указанию начальника гарнизона план размещения, охраны и обороны местного гарнизона, а также расписание гарнизонных караулов, ведомость гарнизонного наряда, табели постам (приложения N 1, 2 и 3), схемы расположения постов, схему патрулирования для гарнизонных патрулей, инструкции должностным лицам гарнизонного наряда;

докладывать начальнику гарнизона предложения по оборудованию объектов техническими средствами охраны, сокращению численности гарнизонного наряда, улучшению порядка и условий несения им службы;

составлять график проверки караулов должностными лицами гарнизона и осуществлять контроль за его выполнением;

проверять не реже двух раз в месяц подготовку подразделений и лиц, назначенных в гарнизонный наряд, проведение развода гарнизонного наряда и несение службы гарнизонными караулами, патрулями, готовность дежурного подразделения гарнизона, состояние постов и караульных помещений. Военный комендант территориального гарнизона, кроме того, проверяет качество выполнения указанных задач в местных гарнизонах;

проверять не реже одного раза в месяц наличие и состояние запаса боеприпасов в караулах, делая отметку в книге учета;

осуществлять контроль за готовностью сил и средств местной обороны к выполнению задач;

рассматривать ведомость наряда военных оркестров воинских частей и представлять ее на утверждение начальнику гарнизона;

инструктировать дежурного по гарнизону, его помощника, командира дежурного подразделения и состав патрулей перед заступлением в наряд, вручать дежурному по гарнизону записки с паролями, а начальникам патрулей выдавать необходимые документы и средства связи;

просматривать ежедневно постовые ведомости гарнизонных караулов и принимать безотлагательные меры по устранению отмеченных недостатков;

проверять не реже одного раза в неделю соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гарнизонной гауптвахте (приложение N 14); давать начальнику гауптвахты письменное приказание о направлении военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, в баню, о направлении по письменному требованию следователя, органа дознания или суда заключенных под стражу подозреваемых, обвиняемых, задержанных, а также заключенных под стражу по судебному решению и являющихся подсудимыми на допрос или в суд, а также о направлении заболевших в военно-медицинское учреждение (подразделение);

анализировать состояние несения службы гарнизонным нарядом, соблюдение требований безопасности военной службы при выполнении задач гарнизонной службы и ежемесячно докладывать начальнику гарнизона выводы и предложения по их улучшению и устранению причин, порождающих нарушения;

оказывать помощь территориальным органам внутренних дел Российской Федерации и органам прокуратуры Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, совершивших преступление или самовольно оставивших воинские части, их конвоировании, в розыске военных водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являлись, а также угнанных и похищенных транспортных средств воинских частей;

распределять по указанию начальника гарнизона между воинскими частями места для купания, осуществлять контроль за их оборудованием, организацией и несением службы дежурными командами пловцов и дежурными фельдшерами (санитарными инструкторами);

определять совместно с начальником связи гарнизона необходимые средства связи для управления гарнизонными караулами и гарнизонными патрулями;

проверять охрану военных городков воинских частей, убывших на полевые выходы (в лагеря) или выбывших из состава гарнизона;

размещать временно находящиеся в гарнизоне подразделения (команды) и отдельных военнослужащих, обеспечивая их, а также караулы, сопровождающие транспорты с воинскими грузами, довольствием согласно аттестатам;

вести учет воинских частей гарнизона, отдельных подразделений (команд), а также военнослужащих, прибывших в командировку или отпуск (приложение N 13), и осуществлять контроль за своевременным их убытием к месту службы;

принимать меры по оказанию медицинской помощи заболевшим военнослужащим, находящимся в отпусках на территории гарнизона;

вести учет и организовывать хранение оружия и боеприпасов, изъятых у задержанных военнослужащих;

контролировать подготовку войск гарнизона к парадам, согласовывать мероприятия по поддержанию порядка с органами государственной власти и органами местного самоуправления во время подготовки и проведения парадов и других гарнизонных мероприятий с участием войск;

назначать и подготавливать по указанию начальника гарнизона почетные караулы от воинских частей, организовывать похороны умерших военнослужащих и лиц, при погребении которых назначается почетный эскорт;

вести учет воинских захоронений, расположенных на закрытых территориях гарнизонов, закреплять их за воинскими частями, контролировать их состояние, принимать меры по содержанию их в надлежащем порядке.

Военный комендант гарнизона является начальником штаба местной обороны гарнизона и исполняет соответствующие обязанности, установленные Министром обороны Российской Федерации.

30. Военный комендант гарнизона лично и через подчиненных ему должностных лиц обязан требовать от военнослужащих строгого соблюдения воинской дисциплины на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте общего пользования, в других общественных местах, не оставляя без воздействия ни одного их проступка. При этом не должно допускаться унижения их личного достоинства, причинения им физических страданий и проявления к ним грубости.

Военный комендант гарнизона в случае нарушения воинской дисциплины младшими и равными ему по воинскому званию военнослужащими обязан:

сделать напоминание и (или) организовать занятия по строевой подготовке и изучению общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы) с военнослужащими, нарушившими правила ношения военной формы одежды и (или) выполнения воинского приветствия;

организовать выполнение мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке в отношении военнослужащих, находящихся в гарнизоне (приложение N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации);

проводить лично или назначать разбирательство в отношении военнослужащих, совершивших грубый дисциплинарный проступок, и применить дисциплинарное взыскание в пределах предоставленной ему дисциплинарной власти или направить материалы разбирательства командиру воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, для принятия решения.

Задержанные военнослужащие содержатся в комнатах для задержанных военнослужащих военной комендатуры гарнизона либо в камерах для задержанных военнослужащих на гарнизонной гауптвахте. Срок задержания военнослужащего не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест, - 48 часов.

Срок задержания военнослужащего исчисляется с момента его доставления в военную комендатуру (воинскую часть), а при его нахождении в состоянии опьянения - со времени вытрезвления.

В случае нарушения воинской дисциплины военнослужащим, старшим по воинскому званию, военный комендант гарнизона обращается к нему и от имени начальника гарнизона требует прекратить нарушение воинской дисциплины. При необходимости принятия более решительных мер военный комендант гарнизона немедленно докладывает об этом начальнику гарнизона и действует по его указанию.

Обо всех мерах, принятых в отношении военнослужащего, допустившего нарушение воинской дисциплины, военный комендант гарнизона сообщает командиру воинской части, делая соответствующую отметку в отпускном билете, командировочном удостоверении или предписании этого военнослужащего, и докладывает начальнику гарнизона.

31. Военный комендант гарнизона, если необходимо, требует от военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину, а также в случае, если имеются достаточные основания подозревать его в совершении преступления или грубого нарушения воинской дисциплины, предъявить документы, удостоверяющие его личность, а при их отсутствии или неправильном оформлении задерживает военнослужащего и помещает его в комнату для задержанных военнослужащих военной комендатуры гарнизона либо в камеру для задержанных военнослужащих на гарнизонной гауптвахте.

Если личность задержанного военнослужащего из-за отсутствия у него документов не может быть установлена в течение трех часов, военный комендант гарнизона немедленно докладывает об этом начальнику гарнизона, сообщает военному прокурору, а при подозрении в совершении преступления и руководителю военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Решение в отношении этого военнослужащего должно быть принято не позднее чем через 48 часов с момента его задержания.

32. Учет задержанных военнослужащих ведется: в военной комендатуре гарнизона - в книге учета задержанных военнослужащих по установленной форме (воинское звание, фамилия, имя и отчество, номер войсковой части, ее почтовый адрес, подчиненность и наименование военного округа, кем и за что задержан, принятые вещи, документы и деньги, кому сообщено и какие приняты меры); на гауптвахте - в книге учета военнослужащих, содержащихся на гауптвахте (приложение N 14).

33. При возникновении (угрозе возникновения) в воинских частях гарнизона или на гарнизонных объектах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также какого-либо происшествия в гарнизонных караулах военный комендант гарнизона немедленно докладывает об этом начальнику гарнизона, прибывает на место происшествия и принимает необходимые меры.

34. Если военнослужащий, находящийся в отпуске или командировке, не может прибыть к месту своей службы вследствие заболевания или иных независящих от него обстоятельств, военный комендант гарнизона немедленно сообщает о причине задержки военнослужащего командиру воинской части, из которой военнослужащий прибыл. В случае заболевания военнослужащего он по распоряжению военного коменданта гарнизона освидетельствуется врачом и при необходимости направляется на стационарное лечение.

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий), а также пожара, другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске, военным комендантом гарнизона предоставляется военнослужащему отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, о чем немедленно извещается командир воинской части, из которой прибыл военнослужащий.

О времени убытия военнослужащего к месту службы, о сроке и причине его задержки военный комендант гарнизона делает отметку в документах военнослужащего и в книге учета военнослужащих, находящихся в командировке и отпуске (приложение N 13).

Помощник военного коменданта гарнизона

35. Помощник военного коменданта гарнизона подчиняется военному коменданту гарнизона. В своей деятельности он, а также помощники военного коменданта гарнизона по видам Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам руководствуются статьей 29 настоящего Устава и указаниями военного коменданта гарнизона.

Общие обязанности должностных лиц гарнизона, назначаемых начальником гарнизона

36. Должностные лица гарнизона, указанные в статье 18 настоящего Устава, кроме заместителя начальника территориального гарнизона, старшего военного городка и начальника гарнизонной гауптвахты, отвечают за организацию и проведение гарнизонных мероприятий по своей специальности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, приказами (приказаниями) вышестоящих командиров (начальников).

Должностные лица гарнизона обязаны:

участвовать в разработке плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы, указанного в статье 22 настоящего Устава, в части, касающейся их специальности, и обеспечивать его исполнение;

проводить в войсках гарнизона не реже одного раза в месяц проверку выполнения задач гарнизонной службы, касающихся их специальности, оказывать в пределах своих полномочий необходимую помощь в решении этих задач;

поддерживать взаимодействие с соответствующими службами (управлениями, отделами) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в интересах выполнения задач гарнизонной службы, касающихся их специальности.

Должностные лица гарнизона по вопросам, касающимся их специальности, имеют право:

проводить в воинских частях гарнизона внезапные проверки организации и качества выполнения задач гарнизонной службы;

давать указания и рекомендации командирам воинских частей гарнизона и начальникам соответствующих служб этих воинских частей (должностные лица территориального гарнизона, кроме того, - соответствующим должностным лицам местного гарнизона) по обеспечению выполнения задач гарнизонной службы, оказывать им в пределах своих полномочий необходимую помощь.

Обо всех обнаруженных недостатках и мерах, принятых для их устранения, должностные лица гарнизона докладывают начальнику гарнизона, а при необходимости информируют и военного коменданта гарнизона.

Заместитель начальника гарнизона по воспитательной работе

37. Заместитель начальника гарнизона по воспитательной работе отвечает за организацию и проведение общегарнизонных мероприятий по укреплению воинской дисциплины в гарнизоне, а также за организацию информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической и культурно-досуговой работы.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние военнослужащих, совместно с органами военной юстиции вырабатывать и докладывать начальнику гарнизона меры по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;

проводить работу, направленную на повышение бдительности, особенно в воинских частях (подразделениях), несущих боевое дежурство (боевую службу), а также на сохранение государственной тайны;

организовывать общественно-государственную подготовку, информационно-пропагандистскую работу и информирование военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала воинских частей, непосредственно подчиненных начальнику гарнизона;

изучать запросы и настроение личного состава, обеспечивать социально-правовую защищенность военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала воинских частей гарнизона;

устанавливать и поддерживать тесную связь с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации и через них способствовать удовлетворению социальных нужд военнослужащих и членов их семей;

организовывать и проводить по утвержденному плану общегарнизонные культурно-досуговые мероприятия;

руководить работой культурно-досуговых организаций гарнизона, разрабатывать и представлять на утверждение начальнику гарнизона план организации культурного досуга военнослужащих гарнизона, членов их семей и лиц гражданского персонала воинских частей гарнизона;

совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями участвовать в проведении мероприятий по героико-патриотическому и интернациональному воспитанию населения, особенно молодежи;

принимать участие в решении задач местной обороны;

проводить работу по соблюдению требований безопасности военной службы;

проявлять постоянную заботу об охране здоровья военнослужащих, обеспечении их всеми видами довольствия по установленным нормам, о быте и обустройстве войск гарнизона, об обеспечении их казарменным фондом, а также о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и их семьям положенных им жилых помещений;

проверять не реже одного раза в месяц несение службы гарнизонными караулами, соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гарнизонной гауптвахте (приложение N 14), а также организацию и проведение воспитательной работы с личным составом караулов и военнослужащими, содержащимися на гауптвахте;

своевременно докладывать начальнику гарнизона о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине в войсках гарнизона, а также о предстоящих и проведенных общегарнизонных мероприятиях.

Заместитель начальника гарнизона по тылу

38. Заместитель начальника гарнизона по тылу отвечает за своевременное проведение гарнизонных мероприятий по тыловому обеспечению воинских частей, военной комендатуры гарнизона, гарнизонных караулов, а также за выполнение ими требований пожарной безопасности, мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

разрабатывать план хозяйственной деятельности по обеспечению выполнения задач гарнизонной службы (использование воинскими частями гарнизона хлебопекарных предприятий, холодильников, боен, предприятий бытового обслуживания и военной торговли, централизованных перевозок автомобильным транспортом гарнизона и др.), представлять его на утверждение начальнику гарнизона и контролировать выполнение;

организовывать централизованный подвоз материальных средств для воинских частей гарнизона и проведение ими мероприятий по экономии горючего и других материальных средств;

следить за своевременной разгрузкой железнодорожных вагонов и судов (барж), прибывших в адрес воинских частей гарнизона, и вывозом в установленные сроки воинских грузов с территории железнодорожной станции (порта), а при необходимости принимать меры по ускорению выполнения работ;

участвовать в работе жилищной комиссии гарнизона, контролировать учет и распределение жилой площади в воинских частях, своевременно представлять начальнику гарнизона предложения по использованию жилого фонда и осуществлять прием посетителей по жилищным вопросам;

обеспечивать гарнизонные предприятия бытового обслуживания и военной торговли помещениями, мебелью и непроизводственным механическим оборудованием для столовых, а также отопление, освещение и водоснабжение этих помещений; выделять для подвоза товаров необходимые транспортные средства;

организовывать контроль за работой гарнизонных предприятий бытового обслуживания и военной торговли, наличием необходимого ассортимента товаров в них в целях наиболее полного и качественного обслуживания военнослужащих и членов их семей;

контролировать качество выпечки хлеба на гарнизонных и гражданских хлебопекарных предприятиях, обеспечивающих хлебом воинские части гарнизона;

проводить с офицерами служб тыла воинских частей гарнизона мероприятия по обмену опытом работы тыла и ведения войскового хозяйства;

изучать экономическое состояние района дислокации воинских частей гарнизона в целях лучшего использования ими местных ресурсов;

организовать обеспечение пожарной безопасности в воинских частях гарнизона.

Помощник начальника гарнизона по правовой работе

39. Помощник начальника гарнизона по правовой работе отвечает за правовое обеспечение деятельности должностных лиц гарнизона и несет ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов служебных документов, разрабатываемых в гарнизоне.

Он обязан:

осуществлять правовую экспертизу проектов служебных документов, представляемых на подпись (утверждение) начальнику гарнизона;

представлять заключения и справки начальнику гарнизона, давать разъяснения должностным лицам гарнизона о соответствии подготавливаемых или принятых ими решений законодательству Российской Федерации, приказам и директивам вышестоящих начальников, а также по вопросам защиты прав и законных интересов воинских частей гарнизона, военнослужащих, лиц гражданского персонала гарнизона и членов их семей;

консультировать должностных лиц гарнизона по правовым вопросам, возникающим в процессе их служебной деятельности;

организовывать работу нештатной юридической консультации гарнизона, проводить консультации по юридическим вопросам военнослужащих, лиц гражданского персонала гарнизона и граждан, уволенных с военной службы, членов их семей;

участвовать в организации и проведении в гарнизоне мероприятий по правовому обучению;

участвовать в правовом обеспечении гарнизонных мероприятий по укреплению воинской дисциплины, улучшению гарнизонной и караульной служб;

участвовать в проводимых начальником гарнизона приемах военнослужащих, лиц гражданского персонала гарнизона и граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.

Начальник связи гарнизона

40. Начальник связи гарнизона отвечает за организацию и состояние связи в гарнизоне.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

разрабатывать и представлять на утверждение начальнику гарнизона план организации и обеспечения внутригарнизонной связи и контролировать ее состояние;

осуществлять контроль за организацией и постоянной готовностью системы оповещения должностных лиц местной обороны, военных объектов, военнослужащих и членов их семей, проживающих в военных городках гарнизона, об угрозе нападения противника, а также в случае возникновения (угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

решать с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями связи вопросы использования их средств связи в интересах воинских частей гарнизона;

представлять вышестоящему начальнику связи заявки на необходимые средства связи и эксплуатационные материалы для обеспечения внутригарнизонной и межгарнизонной связи;

принимать меры по обеспечению связью военной комендатуры, гарнизонных караулов, патрулей и контрольных постов ВАИ, своевременно организовывать ремонт имеющихся у них средств связи;

разрабатывать мероприятия по безопасности связи, соблюдению правил ведения переговоров по средствам связи и осуществлять контроль за их выполнением.

Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты гарнизона

41. Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты гарнизона отвечает за организацию и выполнение гарнизонных мероприятий по защите от последствий применения ядерного, химического и биологического оружия и аварий (разрушений) радиационно и химически опасных объектов.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

организовывать в гарнизоне мероприятия по вопросам радиационной, химической и биологической защиты и обеспечивать их выполнение;

организовывать через дежурного по гарнизону оповещение войск гарнизона об изменении радиационной, химической и биологической обстановки;

знать метеорологическую обстановку в приземном слое, которую необходимо учитывать при возникновении (угрозе возникновения) аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах.

Начальник медицинской службы гарнизона

42. Начальник медицинской службы гарнизона отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также осуществляет контроль за выполнением санитарных правил в гарнизоне.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

разрабатывать общегарнизонные лечебно-профилактические, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и организовывать их выполнение;

анализировать заболеваемость личного состава и своевременно докладывать начальнику гарнизона предложения о проведении необходимых мероприятий;

проверять санитарно-эпидемическое состояние гарнизона, содержание территорий воинских частей, пригодность воды для питья и хозяйственных целей, санитарное состояние гарнизонных столовых, хлебопекарных предприятий, боен, холодильников, предприятий бытового обслуживания и военной торговли, мест купания личного состава воинских частей гарнизона и принимать меры по устранению выявленных недостатков;

проверять не реже одного раза в месяц санитарное состояние помещений гарнизонных караулов и гауптвахты; организовывать медицинские и телесные осмотры военнослужащих, содержащихся на гарнизонной гауптвахте, а также при необходимости медицинское освидетельствование доставленных и задержанных военнослужащих и предоставлять медицинскую помощь нуждающимся в ней; еженедельно организовывать медицинский контроль за выполнением правил личной и общественной гигиены;

организовывать медицинское обеспечение воинских частей гарнизона, не имеющих специалистов медицинской службы, временно находящихся в гарнизоне отдельных военнослужащих, подразделений (команд) и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях;

планировать и осуществлять контроль за проведением лечебной практики и организацией дежурств врачей воинских частей гарнизона в военно-медицинских учреждениях;

привлекать с разрешения начальника гарнизона специалистов медицинской службы воинских частей гарнизона к проведению лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в гарнизоне;

контролировать работу гарнизонных военно-медицинских учреждений и руководить деятельностью гарнизонных военно-врачебной и санаторно-отборочной комиссий;

следить за содержанием больных в госпиталях гарнизона и больных военнослужащих, находящихся в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, и за своевременной их выпиской, периодически делать обходы этих больных;

разрабатывать совместно с начальником гарнизонной поликлиники (госпиталя) план проведения углубленного медицинского обследования личного состава воинских частей гарнизона;

участвовать в проведении мероприятий по медицинскому обследованию и освидетельствованию граждан, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу по контракту;

участвовать совместно с территориальными органами здравоохранения в разработке и выполнении мероприятий по улучшению санитарного состояния районов дислокации воинских частей гарнизона;

следить за обслуживанием воинских частей гарнизона учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения и предприятиями (хлебопекарнями, бойнями и др.);

организовывать медицинское обеспечение воинских частей, привлекаемых на парады, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и на другие гарнизонные мероприятия с участием войск;

организовывать по указанию начальника гарнизона проверку санитарного состояния проходящих воинских эшелонов, а также периодически наблюдать за санитарным состоянием залов ожидания для военнослужащих на железнодорожных станциях (в портах, аэропортах);

проводить по плану, утвержденному начальником гарнизона, мероприятия по обмену опытом работы специалистов медицинской службы воинских частей гарнизона и повышению их квалификации;

контролировать проводимую в гарнизоне подготовку пребывающих в запасе граждан - специалистов медицинской службы;

немедленно докладывать начальнику гарнизона о происшествиях, повлекших ранения или смерть военнослужащих, случаях инфекционных заболеваний в воинских частях и среди местного населения и мерах, принимаемых для прекращения этих заболеваний.

Начальник экологической службы гарнизона

43. Начальник экологической службы гарнизона отвечает за своевременное проведение гарнизонных мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды, защите интересов военнослужащих, лиц гражданского персонала и населения от возможного негативного воздействия деятельности воинских частей гарнизона на окружающую среду, предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах воинских частей гарнизона.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

разрабатывать и представлять на утверждение начальнику гарнизона план обеспечения экологической безопасности гарнизона;

осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

участвовать в реализации мероприятий по обеспечению экологической безопасности, предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах дислокации и деятельности воинских частей гарнизона;

докладывать начальнику гарнизона об экологической обстановке в местах дислокации и деятельности воинских частей гарнизона и необходимых мерах по ее улучшению.

В гарнизонах, не имеющих специалистов органов экологической безопасности, мероприятия экологического обеспечения воинских частей осуществляются согласно плану обеспечения экологической безопасности войск военного округа.

Начальник ветеринарно-санитарной службы гарнизона

44. Начальник ветеринарно-санитарной службы гарнизона отвечает за организацию и проведение мероприятий, направленных на защиту здоровья военнослужащих от болезней, общих для человека и животных, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, продовольственного сырья, поступающих на обеспечение воинских частей и реализуемых предприятиями военной торговли, проведение профилактической, противоэпизоотической и лечебно-ветеринарной работы в воинских частях гарнизона.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

организовывать совместно с медицинской службой проведение мероприятий по охране здоровья личного состава воинских частей и других граждан, находящихся на территории гарнизона, от болезней, общих для человека и животных, а также от заболеваний и поражений, которые могут возникнуть при потреблении продуктов, подвергшихся воздействию радиационных, химических и биологических средств;

контролировать ветеринарно-санитарное состояние предприятий-поставщиков, предприятий военной торговли и других предприятий, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами на территории гарнизона (военных городков), качество поставляемых ими продукции, фуража и животных для нужд гарнизона и проводить экспертизу продовольствия на всех этапах его обращения;

осуществлять ветеринарное обслуживание животных воинских частей, давать заключение о выбраковке, убое и порядке использования животных обеспечиваемых воинских частей, выдавать в установленном порядке ветеринарные сопроводительные документы на подконтрольные ветеринарному надзору грузы;

планировать и осуществлять проведение ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий, проверять эпизоотическое состояние территории гарнизона, привлекая для этой цели с разрешения начальника гарнизона специалистов ветеринарно-санитарной службы обеспечиваемых воинских частей;

участвовать в разработке территориальными органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор, и органами по карантину растений мероприятий по улучшению ветеринарно-санитарного, эпизоотического и фитосанитарного состояния района дислокации воинских частей;

контролировать работу учреждений ветеринарно-санитарной службы гарнизона;

докладывать начальнику гарнизона о ветеринарно-санитарном состоянии гарнизона (обеспечиваемых воинских частей) и необходимых мерах по его улучшению;

проверять по указанию начальника гарнизона ветеринарно-санитарное состояние проходящих воинских эшелонов;

проводить по плану, утвержденному начальником гарнизона, мероприятия по обмену опытом работы специалистов ветеринарно-санитарной службы воинских частей гарнизона и повышению их квалификации;

немедленно докладывать начальнику гарнизона о случаях заразных заболеваний среди животных, принадлежащих воинским частям и местному населению, принимать меры по ликвидации этих заболеваний.

В гарнизонах, не имеющих специалистов ветеринарно-санитарной службы, мероприятия ветеринарно-санитарного обеспечения воинских частей осуществляются согласно плану ветеринарного обеспечения войск военного округа.

Старший начальник финансово-экономической службы гарнизона

45. Старший начальник финансово-экономической службы гарнизона отвечает за организацию и проведение в гарнизоне мероприятий по финансовому обеспечению воинских частей, своевременную выплату денежного довольствия (заработной платы), других установленных выплат и выполнение указаний начальника гарнизона и начальника финансово-экономического управления военного округа по финансовым вопросам.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

осуществлять контроль за своевременным представлением воинскими частями гарнизона довольствующим финансовым органам финансово-плановых документов и установленной отчетности;

представлять на утверждение начальнику гарнизона согласованный с банковскими учреждениями график получения воинскими частями гарнизона денежных средств для выплаты денежного довольствия (заработной платы) и других установленных выплат;

осуществлять контроль за соблюдением воинскими частями установленного порядка доставки наличных денежных средств из учреждений банков;

проводить по поручению финансово-экономического управления военного округа предварительную проверку расчетно-платежных ведомостей на выплату денежного довольствия (заработной платы) и других установленных выплат личному составу воинских частей гарнизона;

проводить со специалистами финансово-экономической службы воинских частей гарнизона занятия по изучению нормативных документов по финансово-экономическим вопросам в соответствии с планом, утвержденным начальником гарнизона;

инструктировать внутренние проверочные комиссии воинских частей гарнизона;

осуществлять контроль за обеспечением сохранности денежных средств, проводить внезапные проверки касс в воинских частях гарнизона по планам, утвержденным начальником гарнизона, и докладывать ему и начальнику финансово-экономического управления военного округа о результатах работы;

проверять по поручению финансово-экономического управления военного округа отдельные вопросы финансово-экономической деятельности и реализацию предложений по актам ревизий и проверок воинских частей гарнизона;

проводить разъяснительную работу среди личного состава воинских частей гарнизона по вопросам финансового и пенсионного обеспечения.

Начальник противопожарной службы гарнизона

46. Начальник противопожарной службы гарнизона непосредственно отвечает за организацию обеспечения пожарной безопасности в гарнизоне, постоянную готовность штатных и нештатных пожарных команд гарнизона (далее - пожарные команды воинских частей гарнизона), а также за осуществление пожарного надзора и организацию тушения пожаров в воинских частях гарнизона.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

разрабатывать план противопожарной охраны гарнизона, согласовывать его с органами управления и подразделениями пожарной охраны федеральных органов исполнительной власти и утверждать у начальника гарнизона;

проверять состояние пожарной безопасности воинских частей гарнизона, подготавливать ежеквартальный анализ пожарной безопасности воинских частей гарнизона и доводить его до начальника гарнизона, а также разрабатывать на основе этого анализа предложения, направленные на обеспечение пожарной безопасности в гарнизоне;

контролировать поддержание в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению пожарных команд воинских частей гарнизона, следить за содержанием в исправном состоянии средств пожаротушения на гарнизонных объектах и в воинских частях гарнизона;

осуществлять взаимодействие с органами управления и подразделениями пожарной охраны федеральных органов исполнительной власти;

проводить инструктажи и занятия по специальной подготовке с начальниками противопожарных служб и начальниками пожарных команд воинских частей гарнизона;

принимать меры по устранению командирами воинских частей недостатков в противопожарном состоянии объектов воинских частей гарнизона. Запрещать пользование неисправными приборами отопления и освещения, а также приостанавливать эксплуатацию помещений, где создана угроза пожара;

проверять противопожарное состояние жилых и нежилых помещений воинских частей, убывших на полевые выходы или выбывших из состава гарнизона, а также жилых домов и общежитий в военных городках гарнизона;

проводить не реже одного раза в квартал тренировки по оповещению о пожаре и вызову пожарных команд воинских частей к месту пожара согласно расчету сил и средств в гарнизоне;

вызывать при возникновении пожара в гарнизоне пожарные команды воинских частей гарнизона и местные пожарные команды и руководить тушением пожара;

организовывать и контролировать специальную подготовку пожарных команд воинских частей гарнизона;

осуществлять контроль за обеспеченностью гарнизонных объектов и подразделений пожарным имуществом;

привлекать с разрешения начальника гарнизона специалистов противопожарной службы воинских частей для проверки состояния пожарной безопасности объектов воинских частей гарнизона;

проводить по плану, утвержденному начальником гарнизона, учения пожарных команд воинских частей гарнизона и учебные пожарные тревоги на особо важных взрывоопасных гарнизонных объектах;

докладывать начальнику гарнизона, а в его отсутствие военному коменданту гарнизона о возникновении пожара в гарнизоне и мерах, принятых для его тушения; участвовать в работе комиссий по проведению расследования обстоятельств и причин возникновения пожара;

своевременно докладывать начальнику гарнизона о недостатках в состоянии пожарной безопасности гарнизона и предложения по их устранению.

Военный дирижер гарнизона

47. Военный дирижер гарнизона отвечает за обеспечение общегарнизонных мероприятий военными оркестрами воинских частей и за подготовку сводного военного оркестра гарнизона.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

организовывать обслуживание воинских частей гарнизона, не имеющих своих оркестров, военными оркестрами других воинских частей гарнизона и оказывать помощь командирам этих воинских частей в подготовке сигналистов-барабанщиков;

составлять ежемесячно ведомости наряда военных оркестров воинских частей на развод гарнизонного наряда и для других гарнизонных мероприятий;

контролировать по плану, утвержденному начальником гарнизона, специальную подготовку военных оркестров воинских частей гарнизона, а также качество воспроизведения техническими средствами музыки и музыкальных сигналов развода гарнизонного наряда;

проводить строевую и специальную подготовку сводного военного оркестра гарнизона и руководить им;

руководить инструкторско-методическими занятиями с военными дирижерами и старшинами военных оркестров воинских частей, проводить концерты сводного военного оркестра для личного состава воинских частей гарнизона.

Начальник квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона)

48. Начальник квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) отвечает за организацию эксплуатации, своевременное проведение ремонта и учет казарменно-жилищного фонда, а также за обеспечение квартирным довольствием воинских частей, приписанных к квартирно-эксплуатационной части. Он подчиняется начальнику квартирно-эксплуатационного управления (отдела) военного округа. По вопросам использования казарменного фонда, распределения жилых помещений и обустройства войск он выполняет указания начальников гарнизонов, обслуживаемых квартирно-эксплуатационной частью.

В дополнение к изложенному в статье 36 настоящего Устава он обязан:

докладывать начальникам обслуживаемых гарнизонов предложения и расчеты по использованию казарменно-жилищного фонда гарнизонов и представлять органам государственной власти и органам местного самоуправления заявки на выделение недостающего фонда;

представлять начальникам гарнизонов на утверждение планы распределения жилых помещений в гарнизонах и вести учет всей жилой площади, закрепленной за гарнизонами;

участвовать в проведении мероприятий местной обороны объектов, а также мероприятий по соблюдению требований безопасности военной службы и обеспечению рационального использования природных ресурсов в гарнизонах;

вести учет защитных и специальных сооружений местной обороны, природоохранных объектов, сооружений и систем гарнизонов и осуществлять контроль за их правильной эксплуатацией, сохранностью и содержанием;

проверять правильность эксплуатации воинскими частями зданий, коммунальных установок, казарменного инвентаря и мебели, принимать меры по их сохранению и своевременному ремонту;

разрабатывать и представлять начальникам гарнизонов на утверждение планы по благоустройству, озеленению, ограждению и уборке территорий военных городков гарнизонов и контролировать их выполнение;

руководить работами по ремонту казарменно-жилищного фонда, бытовых предприятий и других зданий воинских частей и осуществлять контроль за их выполнением;

обеспечивать воинские части всеми видами квартирного довольствия и проверять правильность его использования;

организовывать обеспечение воинских частей электроэнергией, водой, местными строительными материалами и контролировать правильность их потребления;

организовывать правильную эксплуатацию и содержание зданий и сооружений на полигонах;

осуществлять руководство по техническим вопросам квартирно-эксплуатационной службой в воинских частях, находящихся на обслуживании квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона);

проверять правильность заполнения заявок воинских частей для получения материальных и денежных средств на квартирное довольствие, составлять сводные заявки и представлять их в вышестоящие довольствующие органы;

вести учет военных городков, зданий в них, коммунального оборудования, жилищного фонда по всем видам квартирного довольствия и денежных средств, отпускаемых на квартирное довольствие.

Военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта)

49. Военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) исполняет обязанности военного коменданта гарнизона по контролю за несением службы караулами, сопровождающими воинские грузы, патрулями, а также по организации контроля за поведением военнослужащих в границах своего участка и станции (порта, аэропорта). При исполнении этих обязанностей военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) подчиняется начальнику гарнизона и взаимодействует с военным комендантом гарнизона.

Ему подчиняются начальники воинских эшелонов, команд и караулов, сопровождающих транспорты с воинскими грузами и находящихся на путях сообщения, а также гарнизонные патрули, назначаемые для патрулирования на железнодорожных станциях (в портах, аэропортах).

Военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) обязан:

встречать прибывшие на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) пассажирские поезда (морские, речные, воздушные суда) с воинскими командами, воинские эшелоны и транспорты с воинскими грузами, сопровождаемые караулами, или высылать для этой цели своих помощников; проверять состояние воинской дисциплины, материальное обеспечение и бытовое обслуживание военнослужащих, а также крепление вооружения, военной техники, материальных средств и других грузов;

осуществлять контроль за поддержанием воинской дисциплины, соблюдением правил ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия военнослужащими, находящимися на территории железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта);

задерживать, а при необходимости снимать с поездов, морских (речных) и воздушных судов военнослужащих, грубо нарушающих воинскую дисциплину или совершивших преступление, проводить по этим фактам разбирательство;

устанавливать и поддерживать порядок в воинских залах, определять очередность обслуживания пассажиров в воинских кассах;

отправлять без задержки караулы, направляющиеся для получения грузов и охраны их в пути следования или возвращающиеся в свою воинскую часть;

инструктировать состав гарнизонных патрулей, назначаемых для патрулирования на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт), и контролировать несение ими службы;

проверять несение службы гарнизонными караулами, расположенными на территории железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта), а также караулами, сопровождающими транспорты с воинскими грузами;

инструктировать начальников эшелонов, команд и караулов по правилам перевозки и требованиям безопасности, особенно при следовании по электрифицированным железнодорожным участкам; проверять выполнение требований пожарной безопасности в проходящих воинских эшелонах и транспортах с воинскими грузами;

следить за санитарным состоянием залов ожидания для военнослужащих на вокзале и проходящих воинских эшелонов, вагонов с караулами, а также принимать меры по оказанию медицинской помощи военнослужащим, заболевшим или пострадавшим в пути следования;

докладывать начальнику гарнизона обо всех происшествиях, о нарушениях военнослужащими воинской дисциплины, а также о простоях железнодорожных вагонов и судов с воинскими грузами, прибывшими в адрес воинских частей гарнизона, и о принятых мерах;

уведомлять военного прокурора гарнизона и руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации о преступлениях и происшествиях на территории железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта).

50. В случае нарушения военнослужащими воинской дисциплины военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) руководствуется статьей 30 настоящего Устава. Задержанного за нарушение воинской дисциплины военнослужащего комендант при необходимости направляет в военную комендатуру гарнизона, вызывая патруль и транспортное средство.

Старший военного городка

51. Старший военного городка отвечает за поддержание воинской дисциплины и порядка на территории военного городка, в том числе за осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также за организацию выполнения мероприятий местной обороны. Он обязан:

устанавливать и поддерживать порядок выполнения служебных задач и мероприятий по обеспечению повседневной деятельности, общих для воинских частей, дислоцируемых в военном городке;

разрабатывать и представлять на утверждение начальнику местного гарнизона план размещения, охраны и обороны военного городка, организовывать его выполнение, а также выполнение мероприятий по противодействию терроризму;

контролировать исполнение плана мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы (статья 22 настоящего Устава) в части, касающейся воинских частей, дислоцируемых на территории военного городка;

контролировать лично и через офицеров подчиненного штаба службу наряда на контрольно-пропускных пунктах, содержание территорий, закрепленных за воинскими частями, выполнение общих для воинских частей, дислоцируемых в военном городке, мероприятий и задач гарнизонной службы.

Указания старшего военного городка по этим вопросам являются обязательными для всех командиров воинских частей (подразделений), дислоцируемых в военном городке.

52. Старший военного городка для поддержания порядка и контроля за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины на территории военного городка в указанных начальником гарнизона границах назначает при необходимости внутренние патрули, а для обеспечения безопасности дорожного движения - инспекторов ВАИ. Эти патрули и инспекторы ВАИ несут службу в соответствии с порядком, определенным настоящим Уставом для гарнизонного наряда. Они подчиняются дежурному по воинской части, командир которой является старшим военного городка.

Начальник гарнизонной гауптвахты

53. Начальник гарнизонной гауптвахты отвечает за соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гауптвахте, поддержание порядка на гауптвахте, а также за сохранность имущества и оборудования гауптвахты. Ему подчиняется начальник караула при гауптвахте.

54. Начальник гарнизонной гауптвахты обязан:

принимать военнослужащих, подлежащих содержанию на гауптвахте, проверяя наличие и правильность оформления соответствующих документов, а также вести учет таких военнослужащих и обеспечивать точное выполнение правил их содержания (приложение N 14);

хранить документы, служащие основанием для содержания военнослужащих на гауптвахте (протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, постановление или определение суда, копия приговора), и обеспечивать сохранность других документов и вещей военнослужащих, содержащихся на гауптвахте;

инструктировать начальника караула при гауптвахте по прибытии караула к месту несения службы;

вручать заступающему начальнику караула именные списки военнослужащих, содержащихся на гауптвахте (приложение N 14), своевременно вносить в эти списки необходимые изменения;

проверять не реже одного раза в неделю проведение утренних осмотров и вечерних проверок военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, по камерам;

устанавливать порядок вывода и охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, во время умывания, приема пищи, отправления естественных потребностей и прогулки;

давать начальнику караула письменные указания об освобождении с гауптвахты содержащихся на ней военнослужащих (приложение N 14); о направлении по письменному приказанию военного коменданта военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, в баню; о направлении по письменному требованию следователя, органа дознания или суда задержанных военнослужащих, а также заключенных под стражу по постановлению или определению суда и являющихся подсудимыми на допрос или в суд;

организовывать и проводить с военнослужащими, подвергнутыми дисциплинарному аресту, занятия по строевой подготовке и изучению воинских уставов; проводить воспитательную работу с военнослужащими, содержащимися на гауптвахте;

следить за санитарным и противопожарным состоянием гауптвахты и караульного помещения, за их своевременной уборкой, освещением и отоплением;

сообщать начальнику медицинской службы гарнизона о заболевших военнослужащих, содержащихся на гауптвахте; при наличии заключения врача о необходимости отправить заболевшего в лечебное учреждение докладывать об этом военному коменданту гарнизона;

следить за исправным состоянием камер военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, технических средств охраны, оборудования и инвентаря гауптвахты, караульного помещения и постов, а также за своевременным их ремонтом; принимать меры по совершенствованию оборудования гауптвахты;

принимать и передавать в порядке подчиненности предложения, заявления и жалобы, поступающие от военнослужащих, содержащихся на гауптвахте;

проверять ежедневно правильность несения службы караулом при гауптвахте, делая об этом соответствующие записи в постовой ведомости;

докладывать ежедневно военному коменданту гарнизона о состоянии воинской дисциплины на гауптвахте, числе военнослужащих, принятых за день, и общем числе военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, наличии свободных мест, а о происшествиях - немедленно;

хранить и вести учет воинских уставов, военно-учебной литературы и выдавать их для проведения занятий с военнослужащими, содержащимися на гауптвахте;

встречать начальника гарнизона, его прямых начальников, заместителей начальника гарнизона и военного коменданта гарнизона, лиц, прибывших для руководства проведением инспектирования (проверки) войск, и по их поручению - офицеров из инспекторской (проверяющей) группы, а также военных прокуроров, их заместителей и помощников, руководителей и следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случаях, указанных в приложении N 14, представляться им и сопровождать их по расположению гауптвахты.

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 23.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"