в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ ФСТ РФ от 17.09.2008 N 173-э/5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПОСТАВЩИКАМИ ГАЗА"
отменен/утратил силу Редакция от 17.09.2008 Подробная информация
ПРИКАЗ ФСТ РФ от 17.09.2008 N 173-э/5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПОСТАВЩИКАМИ ГАЗА"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПОСТАВЩИКАМИ ГАЗА

I. Общие положения

1. Настоящие методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями) (далее - Методические указания), разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504).

2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям газа (далее - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги), а также особенности ее применения.

3. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитанная в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяется для оплаты снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа (организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности) конечным потребителям при реализации газа, оптовая цена на который подлежит государственному регулированию.

II. Основные положения определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги

4. Расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги предусматривает его установление на уровне, обеспечивающем организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получение планируемого объема выручки от оказания услуг в размере, необходимом для:

а) возмещения экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг;

б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых при поставках газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности);

в) учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Регулирование платы за снабженческо-сбытовые услуги основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.

6. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности:

а) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги полностью;

б) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не учитываются;

в) иные доходы и расходы учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности;

г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используются при формировании чистой прибыли.

7. Фактические и плановые расходы организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.

При расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги применяются:

- цены (тарифы), регулируемые государством;

- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, конкурсов (тендеров);

- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия размера платы за снабженческо-сбытовые услуги;

- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.

8. Полученная организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в течение периода с начала формирования экономии расходов до истечения 3 лет после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

9. При проведении расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с ФСТ России графику в течение нескольких лет.

10. В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.

В случае если в предыдущем периоде регулирования размер платы за снабженческо-сбытовые услуги конкретной организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, был продифференцирован по группам с использованием коэффициентов сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, отличных от приведенных в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги в текущем периоде регулирования дифференцируется для указанной организации по группам, приведенным в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям, с применением коэффициентов сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, уровень которых определяется ФСТ России в диапазоне между значениями коэффициентов приложения N 1 к настоящим Методическим указаниям и принятых в предыдущем периоде регулирования.

С учетом возможных ограничений по изменению (формированию) конечных цен на газ, структуры потребления газа населением, возможного изменения налогового окружения и других факторов ФСТ России в возможно короткий срок приводит дифференциацию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в соответствие с коэффициентами, приведенными в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.

11. Для целей настоящих Методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.

12. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из:

- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо в пересчете на год, в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год;

- фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Отнесение всех конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа газораспределительными организациями на собственные технологические нужды и потери в газораспределительных сетях) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям.

При установлении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для конечных потребителей газа, которые после изменения принципов отнесения к группам переходят в группу с более высоким коэффициентом сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, допускается поэтапное доведение размера платы до уровня, установленного для указанной группы потребителей газа в Приложении 1 при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.

13. В случае если поставщик газа осуществляет регулируемую деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированного по различным субъектам Российской Федерации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей деятельности поставщика газа.

14. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитываемый в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливается в рублях и копейках на 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.

III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги

15. Для утверждения (пересмотра) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, вместе с заявлением об установлении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги представляет в ФСТ России следующие материалы:

- расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с обосновывающими материалами по формам приложений N N 2 - 5;

- бухгалтерский баланс (с приложениями) на последнюю отчетную дату;

- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;

- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;

- планы капитальных вложений на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;

- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.

16. Представляемые материалы должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.

Копии бухгалтерских документов должны быть заверены в установленном порядке.

17. В случае необходимости ФСТ России запрашивает дополнительные материалы.

18. Пересмотр размера платы за снабженческо-сбытовые услуги может проводиться по инициативе организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или ФСТ России. При пересмотре размера платы за снабженческо-сбытовые услуги по инициативе ФСТ России организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, обязана представить в месячный срок с момента запроса ФСТ России требуемые документы.

19. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги утверждается не менее чем на год. В случае если установление размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не совпадает с началом календарного года, допускается их установление до конца календарного года.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги может быть пересмотрен в течение года в связи с обращением организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности, либо в случае получения организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, незапланированной прибыли, или иных обоснованных причин.

IV. Принципы расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги

20. Средний размер платы за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается по следующей формуле:

Т_ср.с.с.у =Р_с.с.у - С_пр. + Н_пр. + ЧП, (1)
V_к.п.

где:

Р_с.с.у - расходы организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, связанные с оказанием снабженческо-сбытовых услуг конечным потребителям газа, за исключением расходов на приобретение газа по регулируемой оптовой цене;

С_пр. - сальдо обоснованных прочих доходов и расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, связанных с оказанием снабженческо-сбытовых услуг;

Н_пр. - сумма налога на прибыль организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в части прибыли, получаемой от оказания снабженческо-сбытовых услуг;

ЧП - сумма чистой прибыли организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, необходимой для покрытия согласованных с ФСТ России расходов из чистой прибыли по регулируемому виду деятельности;

V_к.п. - объем поставки газа конечным потребителям.

Объем поставки газа принимается в расчете платы (и в целях расчета стоимости услуг) исходя из следующих его стандартных параметров:

- температура t = 20 °C;

- давление p = 760 мм рт.ст.;

- влажность = 0%.

Плата за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается (применяется) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания поставляемого газа.

Объемы поставки газа принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом соотнесения договорных (плановых) объемов поставки газа с динамикой поставки газа за последние 3 года.

21. Необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается исходя из суммы следующих показателей:

- средств, необходимых для погашения привлеченного на долгосрочной основе заемного капитала (основной суммы долга) в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с ФСТ России;

- средств, направляемых на капитальные вложения за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности;

- средств на создание резервного фонда в части, относимой на регулируемый вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством;

- средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности.

22. Сумма налога на прибыль (Н_пр.) рассчитывается исходя из условия обеспечения организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получения необходимого объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:

Н_пр. =(ЧП + Р_с.с.у - Р'_с.с.у - С_пр. + С'_пр.) x К_пр., (2)
(1 - К_пр.)

где:

Р'_с.с.у, С'_пр. - сумма расходов, входящих в состав себестоимости, а также сальдо обоснованных прочих доходов и расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, соответственно, отнесенных на регулируемый вид деятельности, учитываемых в целях налогообложения;

K_пр. - ставка начисления налога на прибыль.

23. Дифференцированный по группам конечных потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (Т_с.с.у.i) рассчитывается по следующей формуле:

T_с.с.у.i = T_с.с.б. x К_i,(3)

где:

T_с.с.б - базовый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги;

К_i - коэффициент удельной сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, установленный для i-й объемной группы потребителей.

24. Базовый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа (T_с.с.б.) определяется по следующей формуле:

(4)

где:

V_i - годовой объем поставки газа i-той группе конечных потребителей;

m - количество групп конечных потребителей, для которых проводится дифференциация платы за снабженческо-сбытовые услуги.

V. Особенности расчета платы за снабженческо-сбытовые услуги

25. В случае если фактический объем поставки газа конечному потребителю (в разрезе точек подключения) в течение года по всем договорам поставки выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, применяемый к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе, рассчитывается по следующей формуле:

(5)

где:

T(2)_с.с.у - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой был отнесен конечный потребитель после уточнения его объемных показателей;

T(1)_С.с.у - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленный соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к которой конечный потребитель был отнесен первоначально;

k - порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был отнесен к другой объемной группе;

V_i - объем поставки газа конечному потребителю, который был отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.

В случае если значение T(k)_с.с.у.расч., рассчитываемого по формуле (5), оказывается отрицательным, то плата за снабженческо-сбытовые услуги в этом месяце не применяется, а размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, применяемый к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю, в следующем месяце рассчитывается по следующей формуле:

(6)

В случае, если значение T(k+1)_с.с.у.расч., рассчитываемого по формуле (6), вновь оказывается отрицательным, то плата за снабженческо-сбытовые услуги в этом месяце не взимается, а расчет по формуле (6) повторяется каждый месяц до получения положительного значения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В случае, если значение T(k)_с.с.у.расч., рассчитываемого по формуле (5), оказывается отрицательным и при этом конечный потребитель ликвидируется, то проводится перерасчет за прошлые периоды.

26. В случае если для организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, предусмотрено отнесение конечных потребителей к группам, по которым продифференцирован размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным или газотранспортным сетям, то особенности расчета платы, изложенные выше в данном разделе настоящих Методических указаний, применяются также в отношении отдельных точек подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным или газотранспортным сетям. При этом рекомендуется указывать в договорах объемы поставки газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.

  • Главная
  • ПРИКАЗ ФСТ РФ от 17.09.2008 N 173-э/5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПОСТАВЩИКАМИ ГАЗА"