в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 609 (ред. от 19.11.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ГРАЖДАНСКИМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не действует Редакция от 19.11.2008 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 609 (ред. от 19.11.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ГРАЖДАНСКИМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Глава III РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ

3.1. Организация расследования

3.1.1. Расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента.

Общий срок расследования авиационного инцидента не должен превышать 10 суток, если не требуется проведение дополнительных исследований.

Продление срока расследования допускается с разрешения ФАС России по запросу председателя комиссии.

3.1.2. Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя и членов комиссии. Специалисты, привлекаемые к работе комиссии, могут входить в состав ее рабочих органов (подкомиссий и рабочих групп) или использоваться в качестве экспертов.

3.1.3. Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством председателя. Права и обязанности участников расследования авиационного инцидента, определяемые настоящими Правилами, приведены в Приложении 2.

3.1.4. Комиссия по расследованию авиационного инцидента пользуется правами, установленными воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе имеет право:

- беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна для выяснения обстоятельств авиационного инцидента;

- обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту потерпевшего бедствие воздушного судна либо вовлеченное в авиационный инцидент извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;

- поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного инцидента;

- привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- опрашивать очевидцев авиационного инцидента, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному инциденту, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;

- изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта воздушного судна, подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;

- затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным инцидентом;

- проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

3.1.5. При расследовании авиационного инцидента с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации государство разработчика, государство изготовителя, государство регистрации и государство эксплуатанта имеют право назначать своего уполномоченного представителя для участия в расследовании, а также советников для оказания уполномоченному представителю необходимой помощи.

3.1.6. Степень участия уполномоченных представителей государств и их советников определяется Приложением 13 к Конвенции ИКАО и дает им право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:

- посещать место авиационного инцидента;

- осматривать воздушное судно;

- получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;

- иметь доступ к относящимся к делу вещественным доказательствам;

- получать относящиеся к делу документы;

- участвовать в считывании записей полетной информации;

- участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного инцидента, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования;

- принимать участие в совещаниях, связанных с формулированием выводов, причин и рекомендаций по инциденту;

- делать заявления в отношении различных аспектов расследования.

Уполномоченный представитель и его советники обязаны предоставлять государству, проводящему расследование, всю имеющуюся у них соответствующую информацию и не должны распространять информацию о ходе и результатах расследования без согласия государства, проводящего расследование.

3.1.7. Уполномоченные представители иностранных государств, их советники и эксперты в состав комиссии не входят.

Координация действий комиссии и представителей иностранных государств, разрешение всех вопросов, возникающих у последних в связи с проведением расследования, возлагается на председателя комиссии.

Все вопросы, связанные с участием в расследовании представителей иностранных государств, решаются председателем комиссии через уполномоченных представителей этих государств.

3.1.8. Региональные управления ФАС России места события и места базирования организации-владельца (эксплуатанта) воздушного судна, потерпевшего инцидент, а также организация-владелец (эксплуатант) и организация ГА места события обязаны принять участие в расследовании авиационного инцидента и осуществлять координацию действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного инцидента.

3.1.9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, командование войсковых частей, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного инцидента, в том числе выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного инцидента, обеспечивать транспортировку и проведение необходимых работ и исследований авиационной техники в интересах расследования авиационного инцидента.

3.1.10. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с привлечением организаций ГА создают членам комиссии по расследованию авиационного инцидента и привлекаемым к расследованию авиационного инцидента специалистам все необходимые условия для проведения работ на месте авиационного инцидента, в том числе обеспечивают соответствующими одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами и средствами связи, необходимым снаряжением, расходными материалами, проживанием и питанием.

3.1.11. Работы на месте авиационного инцидента, проводимые в целях расследования, в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуации.

3.1.12. Расходы на обеспечение работы комиссии по расследованию авиационного инцидента финансируются за счет средств федерального бюджета, а также за счет централизованных в установленном законом порядке средств организаций гражданской авиации с последующим возмещением этих средств за счет виновных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Порядок финансирования работ по расследованию авиационного инцидента устанавливается специально уполномоченным органом Российской Федерации в области финансов.

3.2. Оповещение об авиационном инциденте

3.2.1. Диспетчеры АДП, ПДСП, РЦ ЕС ОрВД (МДП), ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД, ГЦ ППВД при получении информации об авиационном инциденте передают первичное сообщение о случившемся и последующую информацию в соответствии с утверждаемым ФАС России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации".

3.2.2. Первичное сообщение об авиационном инциденте с воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства, как правило, передается представителем организации ГА Российской Федерации в государстве места события в соответствии с "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации", в том числе в обязательном порядке в МАК и ФАС России, которые незамедлительно информируют об этом МИД России.

В случае отсутствия представительства организации ГА Российской Федерации в государстве, на территории которого произошел инцидент, первичное сообщение может быть передано по оперативным дипломатическим каналам или по каналам органов ОрВД членами экипажа или официальным представительством Российской Федерации, аккредитованным в государстве места события.

3.2.3. Руководитель РУ ФАС России, на территории которого произошел инцидент, по получении первичного сообщения немедленно передает первоначальное донесение в МАК, ФАС России, Минэкономики России, региональное управление ФСБ России, а в случае необходимости - органу войск ПВО и командному пункту военного округа.

Первоначальное донесение должно содержать следующую информацию:

- вид события;

- дату, время (местное и UTC), место авиационного инцидента;

- тип, государственный и регистрационный опознавательный знак, заводской номер и принадлежность воздушного судна;

- метеоусловия в момент авиационного инцидента (если последний был связан с метеоусловиями):

- фамилию, имя, отчество командира воздушного судна (проверяющего и его должность):

- характер задания, номер рейса;

- обстоятельства авиационного инцидента, достоверно известные к моменту подачи донесения, признаки отказа, если он имел место;

- число членов экипажа и пассажиров на борту воздушного судна;

- степень повреждения воздушного судна.

Отсутствие каких-либо из указанных сведений не должно задерживать передачу первоначального донесения. В донесении не должны содержаться предположительные сведения об обстоятельствах и причинах авиационного инцидента.

3.3. Первоначальные действия должностных лиц при авиационном инциденте

3.3.1. С момента авиационного инцидента ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного инцидента возлагается на руководителя организации ГА и руководителя РУ ФАС России, в районе и на территории ответственности которых произошел авиационный инцидент, а до их прибытия - на командира воздушного судна.

С момента прибытия комиссии на место события ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии.

3.3.2. Руководитель РУ ФАС России, организации ГА места события по получении сообщения об авиационном инциденте:

- принимает меры по исключению доступа к месту авиационного инцидента посторонних лиц;

- организует проведение медицинского контроля состояния здоровья членов экипажа и, при необходимости, диспетчеров службы движения и других лиц авиационного персонала в объеме, предусмотренном специальными документами;

- получает объяснительные записки от членов экипажа и должностных лиц, ответственных за подготовку и обеспечение полета;

- принимает необходимые меры по сохранению бортовой документации и бортовых самописцев, оказавшихся н месте авиационного инцидента. Изъятие бортовых самописцев должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов;

- организует документальное фиксирование (путем фотографирования, видеозаписи или составления схем) признаков, которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды (отложения льда, копоти на поверхности воздушного судна, характерных следов от движения воздушного судна по земле, ВПП и т.п.);

- составляет кроки места авиационного инцидента:

- организует внеочередное контрольное наблюдение за погодой, а если авиационный инцидент произошел вне аэродрома, обеспечивает сбор метеоданных с ближайших АМСГ (АМЦ) и метеостанций;

- дает, при необходимости, указание о прекращении заправки и опечатывании емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационный инцидент:

- организует, при необходимости, изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотопленок фоторегистраторов с индикаторов посадочного радиолокатора, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств; летных книжек, летных дел и медицинских книжек всех членов экипажа; формуляров воздушного судна, двигателей и агрегатов, дефектных ведомостей и карт-нарядов на техническое обслуживание; инструментов и контрольной аппаратуры, которая использовалась при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом; документов, характеризующих состояние летного поля, количество и качество заправленных ГСМ; метеодокументов, характеризующих метеоусловия в районе места события, аэродрома и по маршруту полета;

- принимает меры по отстранению, при необходимости, от выполнения своих обязанностей экипажа воздушного судна, персонала наземных служб, непосредственно осуществлявших подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением;

Примечание. Указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей решением соответствующего руководителя по согласованию с председателем комиссии.

Все материалы, полученные в результате первоначальных действий должностных лиц при авиационном инциденте, должны передаваться в комиссию по расследованию авиационного инцидента.

3.3.3. Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие и расшифровка записей бортовых самописцев до прибытия комиссии запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии.

3.3.4. Руководители организаций разработчика, изготовителя, владельца (эксплуатанта) авиационной техники, а также организаций, выполнявших ремонт, ОрВД, техническое и аэродромное обслуживание воздушного судна, потерпевшего авиационный инцидент, обязаны по получении информации об авиационном инциденте принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся соответственно к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, обеспечению его полета.

3.4. Организация и порядок работы комиссии по расследованию

3.4.1. Решения по основным методическим и организационным вопросам расследования принимаются комиссией, при этом председатель комиссии обладает правом окончательного решения.

Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право отразить свое мнение в любой приемлемой форме.

Председатель комиссии организует, проводит и контролирует все этапы расследования, координирует действия всех участников расследования.

3.4.2. По прибытии на место авиационного инцидента председатель комиссии по расследованию проводит организационное заседание, на котором объявляет приказ о назначении комиссии, заслушивает должностных лиц, осуществлявших первоначальные действия на месте авиационного инцидента, об обстоятельствах события и проделанной работе, создает рабочие органы комиссии и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания.

Указания председателя комиссии по вопросам, связанным с расследованием авиационного инцидента, являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами, связанными с расследованием авиационного инцидента и обеспечением работы комиссии.

3.4.3. Работа комиссии по расследованию авиационного инцидента осуществляется по плану.

Исследования объектов авиационной техники (проверка их работоспособности), эксперименты на месте работы комиссии проводятся по предварительно составленным планам (программам), которые подписываются представителями участвующих в расследовании сторон, утверждаются председателем комиссии и прикладываются к материалам расследования.

3.4.4. Председатель комиссии по расследованию авиационного инцидента может дать разрешение на замену отказавшего агрегата (детали) и ввод в соответствии с НТЭРАТ ГА воздушного судна в строй в установленном порядке до прибытия представителей промышленности, ремонтной организации и владельца воздушного судна в случае, если в ходе расследования бесспорно установлено, что причиной авиационного инцидента является отказ (неисправность) авиационной техники, который может быть устранен заменой отказавшего агрегата (детали). Отказавший агрегат (деталь) сохраняется в неприкосновенности до прибытия представителей заинтересованных организаций, участвующих в расследовании.

В случае направления отказавших агрегатов на исследование разрешение на ввод воздушного судна в строй дает комиссия по расследованию авиационного инцидента. Решение комиссии оформляется протоколом.

В исключительных случаях разрешается перегонка воздушного судна на базовый аэродром до завершения расследования инцидента. При этом составляется технический акт о состоянии воздушного судна, в котором обосновывается возможность безопасного перелета и оговариваются условия перелета и меры безопасности. Акт подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии по расследованию инцидента.

3.4.5. Действия членов комиссии, подкомиссий и рабочих групп, имеющие одновременно уголовно-процессуальный характер, т.e. направленные на сбор доказательственных материалов (изъятие и передача на хранение записей бортовых и наземных самописцев и их носителей и т.д.) должны осуществляться с ведома правоохранительного органа, проводящего предварительное следствие, если таковое имеет место.

3.4.6. Техническая документация (в том числе детали узлов и агрегатов, прошедшие лабораторные исследования, и документы на них) хранятся до получения письменного разрешения на их уничтожение от органов следствия или суда.

3.4.7. Итоговым документом работы комиссии по расследованию авиационного инцидента является Отчет по результатам расследования авиационного инцидента, который составляется с учетом результатов проведенных работ (Приложение 11).

3.4.8. Проект отчета по результатам расследования авиационного инцидента представляется председателем комиссии на обсуждение членам комиссии. При возникновении разногласий по содержанию Отчет готовится в редакции, предлагаемой председателем комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием отчета, обязан в течение суток представить особое мнение в письменном виде.

В особом мнении указываются конкретные мотивы несогласия с их обоснованием, а также предлагаемые формулировки. Особое мнение рассматривается членами комиссии с обязательным оформлением протокола.

Отчет подписывается председателем и всеми членами комиссии.

Если в результате рассмотрения особое мнение не было учтено в отчете, член комиссии, представивший его, подписывает отчет с пометкой "С особым мнением".

Аналогичный порядок должен соблюдаться при составлении и подписании отчетов подкомиссий и рабочих групп.

В любом случае особое мнение остается приложенным к отчету комиссии, подкомиссии, рабочей группы.

3.4.9. Председатель комиссии по расследованию представляет Отчет на утверждение руководителю полномочного органа, назначившего расследование авиационного инцидента.

3.4.10. К Отчету по результатам расследования авиационного инцидента прилагаются следующие материалы:

- осциллограммы записи бортовых регистраторов с необходимыми тарировочными данными по всем регистрируемым каналам от момента времени за 1 мин до появления отклонений до их ликвидации или до окончания полета;

- результаты исследования авиатехники;

- выписки из записей бортовых и наземных магнитофонов;

- информационный отчет МАСУ "Безопасность" (прилагается только к экземпляру, направляемому в ФАС России);

- объяснительные записки и протоколы опроса.

По требованию любого из членов комиссии к отчету могут прилагаться и другие документы.

3.4.11. Утвержденный Отчет по результатам расследования авиационного инцидента с приложениями направляется:

- в ФАС России;

- в МАК;

- в ГЦ БПВТ;

- ОКБ-разработчику воздушного судна;

- в головную научно-исследовательскую организацию Минэкономики России;

- в РУ ФАС России организации-владельца (эксплуатанта) воздушного судна;

- владельцу (эксплуатанту) воздушного судна;

- в Госкомэкологии России, если авиационный инцидент связан с неблагоприятными метеоусловиями и/или неудовлетворительным метеообеспечением.

Материалы расследования серьезных авиационных инцидентов должны направляться в территориальные органы прокуратуры и следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 854)

Один экземпляр материалов остается в делах РУ ФАС России, на территории ответственности которого проводилось расследование.

3.5. Участие специалистов Российской Федерации в расследовании авиационных инцидентов с воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства

3.5.1. Расследование авиационного инцидента, произошедшего на территории другого государства, с воздушным судном зарегистрированным или эксплуатируемым в Российской Федерации, или участие в таком расследовании, проводимом государством места события, осуществляется комиссией, назначенной ФАС России.

Для этих целей выделяется уполномоченный представитель от ФАС России и формируется группа специалистов с привлечением, при необходимости, представителей других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

При расследовании авиационного инцидента с гражданским воздушным судном, разработанным и/или изготовленным в Российской Федерации, но не зарегистрированным и не эксплуатирующимся в Российской Федерации, на территории других государств группу российских специалистов для участия в расследовании формирует МАК. При этом представитель МАК назначается Уполномоченным по расследованию - руководителем группы.

3.5.2. При расследовании авиационного инцидента с воздушным судном Российской Федерации на территории иностранного государства права уполномоченного представителя и советников определяются Приложением 13 к Конвенции ИКАО и приведены в п.2.1.7.2 настоящих Правил.

Все вопросы, возникающие в ходе расследования, решаются уполномоченным представителем через уполномоченного по расследованию (председателя комиссии) государства, проводящего расследование.

3.5.3. Дипломатические представительства, консульские учреждения и представительства организаций ГА Российской Федерации в государстве места события, а также представители владельца (эксплуатанта) воздушного судна обязаны оказывать всемерное содействие группе специалистов, участвующих в расследовании, в том числе в обеспечении транспортом, связью, помещениями для работы и отдыха, питанием и др.

3.5.4. По результатам участия в расследовании авиационного инцидента уполномоченный представитель с группой специалистов составляют справку, которая направляется в заинтересованные организации.

3.5.5. В случае если в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО государство места события передает проведение расследования авиационного инцидента на своей территории Российской Федерации, такое расследование проводится в соответствии с требованиями настоящих Правил, насколько это практически осуществимо при соблюдении стандартов и рекомендаций Приложения 13 к Конвенции ИКАО.

3.6. Организация и проведение исследований при расследовании авиационных инцидентов

3.6.1. Необходимость проведения специальных исследований определяется комиссией по расследованию авиационного инцидента.

3.6.2. Организация-исполнитель исследований определяется комиссией по расследованию авиационного инцидента.

Если воздушное судно или его агрегаты, представляющие интерес для расследования, изготовлены в другом государстве и есть необходимость в проведении исследований в организациях этого государства, то решение о проведении таких исследований принимается комиссией по согласованию с уполномоченным представителем государства изготовителя, разработчика, регистрации или эксплуатанта.

3.6.3. Основанием для проведения исследований является техническое задание комиссии По расследованию авиационного инцидента. В техническом задании подробно указывается цель проведения исследований и, при необходимости, организации-соисполнители, с участием которых должны быть проведены исследования.

К техническому заданию прикладывается справка с изложением в необходимом объеме обстоятельств авиационного инцидента, данных о воздушном судне и объекте исследования, их ремонте и техническом обслуживании.

3.6.4. Объекты, подлежащие исследованию, направляются в адрес организации-исполнителя не позднее 15 суток с момента принятия решения об исследовании. Порядок проведения исследований отказавших объектов авиационной техники в организациях ГА и авиационной промышленности определяется с учетом требований настоящих Правил межведомственной инструкцией, при этом сроки проведения исследований не должны превышать:

- по отдельным деталям и агрегатам - 45 суток;

- по исследованиям двигателей и комплексным исследованиям - 60 суток.

3.6.5. По получении объекта для проведения исследований, организация-исполнитель определяет дату начала исследований и направляет уведомление об этом организациям-соисполнителям с приглашением принять участие в исследованиях.

Срок начала исследований должен определяться с учетом возможности прибытия представителей организаций-соисполнителей. Этот срок не должен превышать 5 суток с момента получения объекта.

В случае неприбытия представителей организаций-соисполнителей к указанному сроку организация-исполнитель проводит исследования самостоятельно.

Исследования проводятся под контролем комиссии по расследованию по согласованным с представителями организаций-соисполнителей планам (программам) и методикам, которые представляются в комиссию для сведения.

3.6.6. Исследования объектов авиационной техники при расследовании авиационного инцидента, как правило, выполняются комиссией по расследованию на базе организаций ГА. Разборка и исследование объектов авиатехники, причиной отказа которых предполагается конструктивно-производственный недостаток или неудовлетворительный ремонт, должны проводиться с обязательным участием представителей промышленности или ремонтных организаций соответственно.

При этом на указанных представителей возлагается обеспечение исследований необходимыми технической документацией, информационными материалами, специальным инструментом и оснасткой, отсутствующими в эксплуатирующих подразделениях.

Примечание: Разборка и исследование объектов авиатехники, отказ которых привел к серьезному инциденту, могут проводиться на базе ГЦ БПВТ или при обязательном участии его представителя.

3.6.7. При расследовании серьезных инцидентов для комплексного исследования причин и факторов полетная информация в соответствии с требованием "Инструкции об организации и проведении исследований при расследовании инцидентов" должна направляться в ГЦ БПВТ.

3.6.8. При расследовании инцидентов исследование полетной информации проводится, как правило, на базе соответствующего авиапредприятия в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке обработки и анализа полетной информации при расследовании инцидентов".

Примечание: В случае необходимости получения нерегистрируемых параметров бортовыми устройствами регистрации или при некачественной записи носители информации направлять в ГЦ БП‚T в соответствии с требованиями "Инструкции об организации и проведении исследований при расследовании инцидентов".

3.6.9. Специалисты организаций-соисполнителей, принимающих участие в исследовании, имеют право:

- высказывать свои предложения по порядку, методике и объему проведения исследований;

- участвовать в проведении исследований и знакомиться со всеми относящимися к ним материалами;

- принимать участие в обсуждении хода исследований и их результатов;

- подписывать отчет или прилагать к нему свое аргументированное мнение, которое является неотъемлемой частью заключения.

3.6.10. Исследования объектов авиационной техники и расшифровка записей бортовых самописцев при расследовании авиационных инцидентов с иностранными воздушными судами на территории Российской Федерации проводятся на базе соответствующих организаций Российской Федерации.

При отсутствии технической возможности проведения этих работ в Российской Федерации они могут быть выполнены в другом государстве с обязательным присутствием полномочных представителей комиссии по расследованию авиационного инцидента. Организация таких исследований осуществляется по согласованию с полномочным органом в области расследования соответствующего государства.

3.6.11. Отчет по результатам исследований является неотъемлемой частью материалов расследования. Отчет no расследованию составляется с учетом результатов исследований по их завершении.

3.6.12. Объекты авиационной техники, прошедшие исследования, хранятся в головной организации - исполнителе исследований в течение 3 месяцев после утверждения Окончательного отчета по результатам расследования.

По истечении указанного срока направляется запрос владельцу воздушного судна на утилизацию объектов.

В случае если по факту инцидента правоохранительными органами проводилось следствие, организация - владелец воздушного судна согласует с ними вопрос об утилизации и сообщает о принятом решении организации-исполнителю исследований.

Уничтожение объектов, прошедших исследование, без разрешения владельца воздушного судна, согласованного при необходимости с правоохранительными органами, запрещается.

Носители полетной информации бортовых самописцев вместе с градуировочными данными хранятся в организации-исполнителе исследований постоянно*.


* Допускается хранение информации на носителях ПЭВМ.

3.7. Проведение разборов по результатам расследования

После завершения расследования авиационного инцидента в организации ГА владельца или эксплуатанта воздушного судна, с которым произошел авиационный инцидент, проводится разбор обстоятельств, причин и факторов авиационного инцидента.

3.8. Разработка мероприятий по результатам расследования авиационных инцидентов

3.8.1. Комиссия по расследованию авиационного инцидента разрабатывает рекомендации по повышению безопасности полетов на основании анализа информации, полученной в ходе расследования. При разработке рекомендаций учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной транспортной системы, в том числе и не оказавшие непосредственное влияние на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

3.8.2. Мероприятия по результатам расследования авиационных инцидентов разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию. Основанием для разработки мероприятий является утвержденный отчет с приложениями.

3.8.3. Разработанные мероприятия оформляются в виде планов мероприятий (ведомственных и межведомственных) или, когда требуются единичные меры, приказами по министерству (ведомству) или иными распорядительными документами.

3.8.4. Для разработки планов мероприятий (или иных распорядительных документов) по реализации рекомендаций комиссий по расследованию авиационных инцидентов устанавливаются следующие сроки:

- 20 суток для межведомственных планов;

- 10 суток для ведомственных планов и иных распорядительных документов.

3.8.5. Ответственными за организацию разработки мероприятий являются ФАС России и Минэкономики России.

Ответственными за разработку мероприятий являются:

- от ФАС России - управление (организация ГА) по направлению деятельности;

- от Минэкономики России - разработчик воздушного судна (двигателя).

3.8.6. При разработке межведомственных мероприятий ответственные разработчики по получении отчета с приложениями совместно разрабатывают план мероприятий (или иной распорядительный документ), согласовывают его с организациями-исполнителями и соисполнителями работ и утверждают его в ФАС России и Минэкономики России.

При разработке ведомственных планов мероприятий эти функции выполняет ответственный разработчик мероприятий.

3.8.7. ГЦ БПВТ ФАС России ведет учет всех рекомендаций комиссий по расследованию, планов мероприятий и иных распорядительных документов, относящихся к компетенции ФАС России.

Аналогичный учет ведет Минэкономики России, ОКБ - разработчики авиационной техники и структурные подразделения ФАС России в части, их касающейся.

3.8.8. Порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий, их учета, финансирования и контроля за реализацией, а также доведения их до организаций-исполнителей и соисполнителей и органа, назначившего расследование, определяется межведомственной инструкцией.

Россылка планов мероприятий должна осуществляться в срок не более 10 дней с момента их утверждения.

3.8.9. Контроль з реализацией разработанных мероприятий осуществляют ФАС России и Минэкономики России.

3.9. Учет и анализ авиационных инцидентов

3.9.1. Каждый авиационный инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации подлежит обязательному учету.

3.9.2. Учет авиационных инцидентов проводится в организации ГА, которой принадлежит воздушное судно и на территории которого произошел авиационный инцидент, в региональных управлениях гражданской авиации и соответствующих подразделениях других министерств и ведомств, ФАС России, и Минэкономики России.

Порядок ведения учета определяется ведомственными инструкциями.

ФАС России и Минэкономики России проводят периодически в согласованные сроки взаимный обмен информацией об авиационных инцидентах.

3.9.3. Первоначальные донесения об авиационных инцидентах, поступившие в ФАС России, регистрируются единым учетным номером и вводятся в МАСУ "Безопасность".

Вся последующая информация об авиационных инцидентах, включая рекомендации комиссии по расследованию и мероприятия по их реализации, регистрируется и вводится под тем же единым учетным номером, что и первоначальные данные.

3.9.4. С целью повышения эффективности работ по предупреждению авиационных происшествий проводится анализ результатов расследования авиационных инцидентов межведомственной рабочей группой (МРГ), состоящей из специалистов организаций ГА и авиационной промышленности (ГЦ БПВТ, ОКБ, головные НИИ Минэкономики России).

Состав и порядок работы группы утверждается ФАС России и Минэкономики России.

На рабочую группу возлагается выполнение следующих задач:

- рассмотрение результатов расследования авиационных инцидентов, определение степени опасности особой ситуации, выявление серьезных авиационных инцидентов;

- рассмотрение рекомендаций комиссий по расследованию серьезных авиационных инцидентов, оценка эффективности ранее разработанных мероприятий и выработка на основе этого предложений по направленности профилактических работ (доработка авиационной техники, повышение уровня профессиональной подготовки экипажей, совершенствование летной и технической документации и т.п.);

- обобщение, систематизация и анализ данных об авиационных инцидентах с разработкой рекомендаций;

- оценка достаточности и достоверности материалов (отчетов) расследования серьезных инцидентов и сделанных на их основании заключений комиссии.

3.10. Порядок рассмотрения материалов расследования авиационных инцидентов

3.10.1. Материалы расследования инцидентов по типам воздушных судов ежеквартально рассматриваются организациями, входящими в состав рабочих групп, по мере их поступления в ГЦ БПВТ с использованием статистических данных АС "Надежность" и информации разработчика, заводов-изготовителей о ранее проведенных мероприятиях по отказавшей авиатехнике.

Результаты рассмотрения оформляются ежеквартальным совместным протоколом и направляются в:

- ФАС России;

- МАК;

- Минэкономики России;

- ОКБ - разработчики воздушных судов.

В протоколе указываются:

- перечень рассмотренных авиационных инцидентов с классификацией их по степени опасности особой ситуации;

- перечень событий, отнесенных к серьезным авиационным инцидентам;

- рекомендации по разработке профилактических мероприятий, выданные комиссией и предложенные МРГ по результатам расследования серьезных авиационных инцидентов;

- недостатки расследования и оформления материалов по серьезным инцидентам;

- рекомендации по разработке профилактических мероприятий, выданные комиссией и предложенные МРГ по результатам расследования серьезных авиационных инцидентов;

- недостатки расследования и оформления материалов отчетов по серьезным авиационным инцидентам.

По результатам работы МРГ за год ГЦ БПВТ разрабатывает отчет-справку, утверждаемую ФАС России и Минэкономики России.

Отчет-справка содержит:

- количественные данные по рассмотренным инцидентам;

- перечень событий, отнесенных к серьезным инцидентам;

- обобщенные рекомендации по повторяющимся причинам серьезных инцидентов;

- недостатки расследований серьезных инцидентов.

Материалы годового отчета-справки используются ФАС России в информационных бюллетенях для авиапредприятий ГА.

3.10.2. После получения уточнений о причинах отказов объектов авиатехники, отправленных на исследование, и Протоколов МРГ ФАС России вводит в МАСУ "Безопасность" скорректированные сведения.

3.10.3. На основе рекомендаций комиссий по расследованию серьезных инцидентов и Протоколов МРГ ФАС России, ОКБ - разработчики воздушных судов, управления ФАС России по направлениям своей деятельности по получении Протоколов МРГ принимают решение о необходимости уточнения планов мероприятий, разработанных в соответствии с требованиями раздела 3.8 настоящих Правил.

Примечание: В случае если в процессе рассмотрения серьезного авиационного инцидента выявится необходимость принятия безотлагательных мер по обеспечению безопасности полетов, по представлению МРГ, ОКБ - разработчик воздушных судов и ФАС России принимают об этом внеочередное решение.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 609 (ред. от 19.11.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ГРАЖДАНСКИМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"