в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2008 N 681-р (ред. от 10.03.2009)
действует Редакция от 10.03.2009 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2008 N 681-р (ред. от 10.03.2009)

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009-2013 ГОДАХ"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

1. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Пространственные и геофизические особенности нашей страны, ее роль в глобальных и региональных отношениях делают Российскую Федерацию ведущей морской державой.

Данное положение Российской Федерации объясняется также наличием значительного потенциала в виде запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в глобальной экономике и представляет собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.

Состояние и тенденции развития рыбного хозяйства в мире в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов, за право их использования.

Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

При этом рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной, меховой и обувной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной и химической промышленности, сферы транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающего безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.

В этой связи большинством государств, имеющих береговую линию большой протяженности, проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и обеспечивается создание таких правовых и экономических условий, которые бы позволяли рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.

До 80-х годов прошлого столетия рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики нашей страны. По объему добычи рыбы СССР был лидером мирового рыболовства. Однако с начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.

К 2006 году сократились по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза добыча водных биологических ресурсов и в 1,2 раза производство пищевой рыбной продукции, что привело к тому, что среднедушевое потребление рыбных продуктов в Российской Федерации сократилось по сравнению с 80-ми годами прошлого века почти в 2 раза и составляет 12,6 кг при рекомендуемом Российской академией медицинских наук объеме потребления 23,7 кг.

При этом среднедушевое потребление рыбных продуктов ведущих мировых рыболовных держав характеризуется следующими показателями: Япония - 64,7 кг, США - 22,6 кг, Китай - 25,7 кг, Норвегия - 47,4 кг.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время потенциал страны используется недостаточно эффективно.

Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Флот обеспечивает около 90 процентов общего объема вылова водных биологических ресурсов. На судах сосредоточено более 75 процентов производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции.

Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68 процентов и подходит к критическим отметкам.

Около 33 процентов внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является фактически реэкспортом водных биологических ресурсов, выловленных российскими рыбопромысловыми судами и поставленных зарубежным компаниям в виде сырья. Тем самым увеличиваются трансграничные издержки, связанные с обеспечением страны рыбной продукцией. При сохранении преимущественно сырьевого характера экспорта рыбных товаров рентабельность внешней торговли снижается.

Несмотря на сохранение общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем, связанных с воспроизводством водных биологических ресурсов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб.

При этом государственная политика заключается в пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов ценными промысловыми видами водных биологических ресурсов. За счет искусственного воспроизводства обеспечивается более 90 процентов запасов осетровых видов рыб бассейнов Каспийского и Азовского морей и около 60 процентов запасов тихоокеанских лососей.

Основными проблемами отечественного берегового рыбоперерабатывающего сектора являются исчерпание потенциальных возможностей материально-технической базы и отсутствие достаточного количества сырья для дальнейшего производства отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18 процентов уровня 1990 года. Физический износ основных производственных фондов приближается к 60 процентам.

Уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства в целом по стране остается низким. Так, производственные мощности задействованы по консервному производству на 44,8 процента, кулинарному производству - на 42,1 процента, коптильному производству - на 23,4 процента, морозильному производству - на 26 процентов.

В целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота портовое хозяйство в настоящее время объединяет 16 терминалов, 7 из которых имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта рыбных терминалов в морских портах в Российской Федерации составляет более 20 км (глубина воды у причалов - до 12 м).

Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т. п.) построены в 50-60-х годах прошлого века и имеют значительную изношенность или находятся в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.

Данные обстоятельства способствуют переориентации поставок продукции российских рыбохозяйственных организаций в морские порты зарубежных стран.

Среди негативных явлений, присущих рыбохозяйственному комплексу, особняком стоит проблема, связанная с незаконным промыслом водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, без кардинального решения которой говорить об экономическом оздоровлении отрасли в ближайшей перспективе сложно.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства, масштабы его не снижаются, что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации Российской Федерации на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны.

Наше государство несет огромные потери как финансовые - от недополучения налогов и сборов в бюджеты всех уровней, сокрытия валютной выручки, так и связанные с сокращением или почти полным уничтожением наиболее ценных запасов водных биологических ресурсов.

По оценкам экспертов, ежегодно Российская Федерация теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долларов США.

Недостаточная оснащенность современных судов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны водных биологических ресурсов, не позволяет эффективно противостоять браконьерству.

Кризисные тенденции в развитии рыбохозяйственного комплекса приобрели свойства самоподдерживающегося процесса и предопределяют в перспективе возникновение следующих факторов:

рост упущенной выгоды;

обострение социально-экономической ситуации в прибрежных регионах страны;

увеличение импорта на внутреннем рынке рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью и актуализация угрозы продовольственной недостаточности;

сужение внутренних рынков для судостроения и судоремонта, а также ряда отраслей, производящих продукцию материально-технического снабжения и снаряжения рыбопромыслового флота.

Необходимость преодоления проблем, связанных с развитием рыбохозяйственного комплекса, отражена в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

Основы формирования и реализации единой государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса на долгосрочный период определены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.

Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы основными направлениями деятельности в части рыбохозяйственного комплекса определены:

развитие материально-технической базы, включая развитие береговых рыбоперерабатывающих организаций;

приведение стандартов качества продукции в соответствие с международной практикой;

развитие инфраструктуры в морских портах в Российской Федерации и снижение административных барьеров при ввозе и вывозе рыбного сырья и продукции из указанного порта;

развитие промысла в районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств, включая развитие аквакультуры;

реконструкция и модернизация рыбоводных заводов.

По результатам рассмотрения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке и принятии Концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах" (далее - Программа).

Программа направлена на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:

масштабность и государственная значимость проблемы;

ресурсоемкость решения проблемы;

федеральное значение проблемы, что определяется наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов, эффективное включение страны в мировую торговлю);

нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;

определенные органами государственной власти федерального уровня условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:

режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования, режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);

режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах в Российской Федерации;

режим налогообложения и налогового администрирования;

режим регулирования внешнеторговой деятельности;

режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынке;

тарифы на услуги инфраструктурных отраслей (прежде всего портового хозяйства, железнодорожного транспорта);

необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;

потребность в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса.

Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать выводы о неприемлемости принятия инерционного сценария развития отрасли (без реализации Программы).

Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.

В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это отрицательно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.

Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативно-правовой базы.

Значительный урон развитию отрасли нанесло резкое сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.

Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в морских портах в Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций.

Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. Так, конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снижает эффективность внешнеторговых операций.

Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы текущего производственного потребления обусловили рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.

Как следствие, средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в 2000-2006 годах он составил 1,7 процента).

Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование с расплатой выловленной рыбой превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается эластичность поставок продукции отечественными производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбных товаров, которые производит и Российская Федерация.

Еще одним элементом адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах сопряжен с дополнительными издержками в материально-техническом снабжении и реализации продукции. Стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Это сопровождалось переориентацией на объекты промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы экономического роста и возможности материально-технической базы, заложенной еще в 70 - 80-е годы прошлого века. Институциональные преобразования последнего времени не привели к формированию эффективного рыночного механизма его функционирования.

Инерция развития рыбохозяйственного комплекса будет определяться следующими факторами:

слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие темпы обновления основного капитала, а, следовательно, и незначительные возможности технологической адаптации организаций к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;

низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбных товаров, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли организаций сферы обращения в розничной цене рыбных товаров;

неэффективная корпоративная структура комплекса, ограничивающая возможность маневра производственными ресурсами, отсутствие значительного прогресса в институциональной реинтеграции рыбохозяйственного комплекса (низкие темпы концентрации капитала в форме вертикально или горизонтально интегрированных компаний);

отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в зарубежных странах.

Государственная политика развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что способно принести определенные положительные результаты. Так, приведение объема выделяемых водных биологических ресурсов в соответствие с производственными характеристиками флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет увеличения загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативно-правовых актов по прибрежному рыболовству способно создать предпосылки для более полного использования имеющихся водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания рыбопромысловых судов в морских портах в Российской Федерации. Однако без внедрения новых для нашей страны принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса, включая частно-государственное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности указанные прогрессивные изменения не смогут переломить негативные тенденции.

Ожидаемое увеличение спроса на рыбные товары внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции отечественного производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта по этому виду продовольственных ресурсов.

Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских рыбохозяйственных организаций от зарубежных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также от низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации с точки зрения режима обслуживания судов, условий ремонта.

Учитывая то, что наблюдается тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих исключительных экономических зон, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую растущее внешнеэкономическое и внешнеполитическое давление на нашу страну со стороны зарубежных государств.

Отсутствие государственных мер по полному освоению общих допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.

Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказывается на достоверности оценок общих допустимых уловов промысловых видов рыб. В 2012 году всем научно-исследовательским судам основного типа, используемым в настоящее время для выполнения научно-исследовательских работ, исполнится 25 лет. В настоящее время обеспечиваются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. И если не реализовать программу строительства новых научно-исследовательских судов, то после 2013 года российские морские ресурсные исследования будут практически прекращены. Ресурсные исследования играют важную роль в нормативно-правовом и организационном обеспечении промысла. Кроме того, одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость непрерывного их проведения. Поэтому сокращение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиций Российской Федерации в ее отношениях с мировыми рыболовными державами.

В полной мере негативные последствия инерционного сценария развития проявятся в 2009-2013 годах, то есть инерционное развитие не позволит в дальнейшем не только существенно нарастить производство отечественных рыбных товаров, но и поддержать его на достигнутом уровне вследствие технологической деградации и сокращения производственных мощностей, сужения ресурсной базы рыболовства.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах проблемы

Были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие рыбохозяйственного комплекса, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.

В рамках первого варианта реализуются меры по совершенствованию нормативно-правовых, материальных и организационных механизмов, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности, неэффективного или варварского использования водных биологических ресурсов.

При оценке этого подхода к преодолению проблем развития рыбохозяйственного комплекса следует исходить из того, что для многих рыбохозяйственных организаций различного рода нарушения являются единственным возможным в условиях кризиса способом обеспечения приемлемого уровня рентабельности.

Если одновременно не предпринять усилия по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса и системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса в данном секторе экономики и предопределит в среднесрочной перспективе выход из бизнеса значительного количества рыбохозяйственных организаций, спад объема производства, негативные социально-экономические последствия как для прибрежных регионов, так и для страны в целом.

Институциональными факторами риска при реализации данного подхода к решению проблем развития рыбохозяйственного комплекса являются:

неопределенность в отношении сроков формирования необходимых элементов нормативной правовой базы;

значительное сопротивление неформальных институтов теневой экономики.

Государственная поддержка при первом варианте решения проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета отдельных инвестиционных проектов, имеющих характер разового мероприятия и отражающих единичные интересы отрасли.

Данный вариант малоэффективен, поскольку принятие решений Правительством Российской Федерации по единичным инвестиционным проектам не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного преодоления проблем рыбохозяйственного комплекса.

Риски при реализации этого варианта связаны с длительностью согласования и принятия решений по отдельным проблемам и, соответственно, отсутствием увязки по срокам выполнения мероприятий, что приведет к увеличению затрат и, в конечном итоге, невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием данного подхода также будет потеря возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие рыбохозяйственного комплекса.

При втором варианте решения проблемы развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется на основе комплексного подхода в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации стратегическими приоритетами развития отрасли.

Основой второго варианта является масштабное обновление материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса путем строительства и реконструкции объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, коренного обновления научного флота, флота, используемого для воспроизводства водных биологических ресурсов, строительства и реконструкции причалов, гидротехнических сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации, развитие научной базы воспроизводства водных биологических ресурсов путем инвестирования объектов федеральной собственности за счет средств федерального бюджета.

Данные мероприятия государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на организацию частного сектора в части обновления рыбодобывающего флота, рыбоперерабатывающего сектора, создадут условия для активизации промысла в открытых районах Мирового океана, а также для наращивания объемов производства продукции, полученной в результате реализации мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов.

Активизация научных исследований позволит преодолеть критическое отставание российских рыбохозяйственных организаций от зарубежных конкурентов по технологическому уровню.

Принятие ряда нормативных правовых актов по поставке водных биологических ресурсов и продукции из них на территорию Российской Федерации вместе с укреплением материально-технической базы органов государственной власти, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов, позволит снизить уровень теневой экономики и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов.

Основной риск базового подхода заключается в том, что все мероприятия, не будучи увязанными в единую программу, не дадут должного эффекта и могут привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса страны.

Кроме того, Программа базируется на государственной поддержке намеченных к реализации мероприятий, и изменение ее объемов способно в значительной мере повлиять на результативность и эффективность ее реализации.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Политика развития рыбохозяйственного комплекса должна быть направлена на внедрение действенных механизмов управления хозяйственной деятельностью, увеличение и повышение эффективности инвестиций, что позволит создать институциональные и материальные предпосылки для существенного улучшения качества рыбных товаров, роста объема и рентабельности их производства.

Программа будет осуществлена за 5-летний период (2009-2013 годы).

Программные мероприятия представлены по следующим 8 направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации:

строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;

строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов);

строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для целей воспроизводства водных биологических ресурсов;

строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания (далее - государственный контроль);

обновление рыбообрабатывающего оборудования в рыбоперерабатывающих организациях;

строительство и модернизация рыбопромысловых судов;

реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;

научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.

6. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам

Цель программы - обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбные товары при опережающем росте предложения отечественной рыбной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;

повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;

расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;

увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;

удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.

Показателями Программы являются:

объем добычи водных биологических ресурсов;

объем производства товарной пищевой рыбной продукции, включая продукцию расширенного ассортимента;

количество внедренных технологий производства товарной пищевой рыбной продукции;

количество новых методов и технологий, повышающих эффективность воспроизводства и акклиматизации ценных видов водных биологических ресурсов.

Целевыми индикаторами Программы являются:

прирост выпуска молоди ценных промысловых видов рыб в естественные водоемы и водохранилища;

прирост объема разведанных запасов и потенциала добычи водных биологических ресурсов;

прирост объема добычи водных биологических ресурсов;

обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов;

доля проконтролированных объемов вылова водных биологических ресурсов;

прирост объема перевалки грузов рыбными терминалами морских портов в Российской Федерации;

прирост объема отгруженной рыбной продукции в стоимостном выражении.

Интегральными целевыми индикаторами Программы являются:

среднедушевое потребление товарной пищевой рыбной продукции;

доля отечественной товарной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке;

степень освоения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.

7. Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Прогнозный объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит - 61831,1 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 32439,3 млн. рублей (52,46 процента);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 340 млн. рублей (0,55 процента);

за счет средств внебюджетных источников (средства организаций рыбохозяйственного комплекса, банковские кредиты и другие) - 29051,8 млн. рублей (46,98 процента).

Объемы финансирования Программы по государственным заказчикам приведены в приложении N 2.

Объем ресурсного обеспечения Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определялся по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы. Объем капитальных вложений рассчитан на основе предварительного анализа проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов), портовых сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации, строительства научно-исследовательских судов, судов, используемых для воспроизводства водных биологических ресурсов, обеспечения государственного контроля в области охраны водных биологических ресурсов.

При формировании мероприятий Программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, будут получены подтверждения потенциальных инвесторов о намерениях инвестировать собственные и привлеченные средства.

При финансировании мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на условиях софинансирования учитывается возможность пропорционального сокращения общего объема финансирования за счет средств федерального бюджета при уменьшении объема финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Программа предусматривает к 2013 году доведение объема улова водных биологических ресурсов до 4,7 млн. тонн (что превышает уровень 2006 года на 42,4 процента), а объема производства товарной пищевой рыбной продукции до 3,4 млн. тонн (рост к 2006 году на 14,4 процента). Осуществление мероприятий Программы позволит производить переработку водных биологических ресурсов как на судах рыбопромыслового флота, так и в береговых рыбоперерабатывающих организациях. В результате возрастет доля рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится и в повышении эффективности внешней торговли. Средняя стоимость 1 тонны пищевой рыбной продукции, реализованной на внешнем рынке, возрастет по сравнению с 2006 годом на 11 процентов, а экспортно-импортное сальдо - на 63 процента.

Это позволит обеспечить удовлетворение растущего внутреннего спроса на товарную пищевую рыбную продукцию при одновременном увеличении доли отечественной продукции в товарных ресурсах: среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет до 16 кг, доля отечественной продукции достигнет 80,1 процента, что обеспечит Российской Федерации состояние продовольственной достаточности по данной группе товаров.

Повышение эффективности государственного контроля в сфере охраны водных биологических ресурсов будет определяться ростом проконтролированного объема вылова водных биологических ресурсов по отношению к общим допустимым уловам с 48 до 85 процентов.

Улучшение в перспективе ассортимента и качества вырабатываемой продукции, рост производительности труда, особенно на рыбопромысловом флоте, осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению рыбохозяйственных организаций позволят поднять рентабельность рыбохозяйственного комплекса к 2013 году в среднем до 12 процентов. Это увеличит базу налогообложения и доход бюджетов субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью Российской Федерации.

Эффективность Программы определяется совокупностью стоимостных и натуральных показателей, рассчитываемых на основе показателей эффективности включаемых в Программу инвестиционных проектов.

При оценке эффективности инвестиционных проектов Программы использованы следующие показатели:

коммерческая (финансовая) эффективность (финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников);

бюджетная эффективность (финансовые последствия реализации проекта для федерального и регионального бюджетов);

социальная эффективность (последствия реализации проекта для населения региона и внебюджетных социальных фондов).

В 2016 году при достижении проектной мощности всеми предусмотренными Программой объектами капитального строительства основные показатели деятельности отрасли, связанные с реализацией Программы, будут выражаться в следующих результатах, определяющих влияние Программы на изменение социально-экономического положения страны (в ценах 2016 года):

прирост величины валового регионального продукта - около 40 млрд. рублей;

увеличение объема промышленного производства - более 80 млрд. рублей;

увеличение доходной части бюджета (от сбора дополнительных налогов) - около 20 млрд. рублей.

Реализация Программы позволит создать 8,4 тыс. рабочих мест.

Реализация намеченных в Программе мероприятий, особенно в части развития флота, воспроизводства водных биологических ресурсов, будет иметь мультипликативный эффект в смежных отраслях российской экономики (судостроение, судоремонт, машиностроение, тарное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля) и способствовать решению задачи повышения темпов социально-экономического развития Российской Федерации.

9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы и участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. Государственными заказчиками Программы выступают Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Ответственными за разработку Программы являются Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Ответственным за реализацию Программы является Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.

10. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

Государственные капитальные вложения будут направлены на реализацию инвестиционных проектов по объектам, находящимся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Государственные капитальные вложения планируется направить на строительство и реконструкцию объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов), причалов рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации, на строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для воспроизводства водных биологических ресурсов, обеспечения государственного контроля в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Реализация инвестиционных проектов за счет государственных капитальных вложений позволит осуществить:

строительство 35 и реконструкцию 23 заводов по воспроизводству водных биологических ресурсов в 23 субъектах Российской Федерации;

реконструкцию 8 научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов) в 7 субъектах Российской Федерации;

реконструкцию гидротехнических сооружений 11 рыбных терминалов в морских портах в Дальневосточном, Северо-Западном и Южном регионах;

строительство 8 судов для целей воспроизводства;

строительство 4 научно-исследовательских судов для работы в открытых частях Мирового океана и 23 научно-исследовательских судов для работы в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

строительство 2 патрульных судов, 208 моторных лодок и малых плавучих средств для обеспечения государственного контроля в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предполагается использовать на обеспечение:

развития экспедиционного промысла водных биологических ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;

осуществление мероприятий по увеличению объема искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;

разработки новых технологий глубокой переработки водных биологических ресурсов.

Расходование средств федерального бюджета по указанным направлениям будет осуществляться на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За счет внебюджетных источников будут реализованы инвестиционные проекты по строительству и модернизации рыбопромысловых судов, обновлению и модернизации рыбообрабатывающего оборудования, строительству и реконструкции объектов, связанных с реализацией технологий выращивания водных биологических ресурсов, по развитию инфраструктуры рыбных терминалов морских портов Российской Федерации, будут проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по выявлению возможностей и подготовке технологий вылова водных биологических ресурсов с больших глубин Мирового океана.

Объемы финансирования Программы по направлениям и источникам финансирования приведены в приложении N 3.

Объемы финансирования Программы по мероприятиям приведены в приложении N 4.

11. Предложения по механизмам управления реализацией Программы

Государственный заказчик - координатор Программы формирует организационную структуру управления реализацией Программы, разрабатывает и утверждает план программных мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией.

Управление реализацией Программы будет осуществляться на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции:

разработка и реализация мероприятий Программы;

разработка сводной бюджетной заявки;

научно-информационное обеспечение;

подготовка ежегодных докладов о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств и направление их в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (ежегодно, до 1 февраля).

На региональном уровне управление реализацией Программы будут осуществлять органы, уполномоченные высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные заказчики Программы заключают с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения (договоры) о софинансировании строительства и реконструкции объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, в объеме, установленном Программой.

Государственный заказчик - координатор Программы и государственные заказчики Программы прекращают финансирование объекта в случае невыполнения субъектами Российской Федерации обязательств по его финансированию. Если указанные обязательства не выполняются по итогам первого полугодия, объект исключается из Программы и средства перераспределяются на другие объекты.

Средства федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, предполагается предоставлять в форме субсидий при условии софинансирования указанных объектов в пределах средств, предусмотренных на реализацию Программы в соответствии с заключенными с органами государственной власти Российской Федерации соглашениями о реализации мероприятий Программы.

Приостановление финансирования либо пропорциональное сокращение размера средств федерального бюджета, предоставляемых субъекту Российской Федерации, будут осуществлять в следующих случаях:

нецелевое использование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделенных бюджетных средств;

непредставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчета в установленные сроки;

невыполнение договорных обязательств по финансированию программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для управления реализацией Программы может быть создана дирекция Программы в форме федерального государственного учреждения.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.05.2008 N 681-р (ред. от 10.03.2009)