в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"
действует Редакция от 14.04.2008 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"

5. ТРЕБОВАНИЯ К ВРЕМЕННЫМ СООРУЖЕНИЯМ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДКАМ

5.1. Требования к временным сооружениям

862. Временные сооружения следует располагать с соблюдением габарита приближения строений.

863. Временные сооружения должны быть приняты в эксплуатацию комиссией в составе представителей строительного подразделения, железной дороги, пожарного надзора и территориального отдела Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту (ТО ФГУЗ ЦГЭ), а при наличии соответствующих технических обустройств - с участием представителей территориального органа Ростехнадзора. Результаты приемки оформляются актом.

864. Сооружение эстакад, бремсбергов эстакадного типа, галерей и других временных сооружений для доставки к выработкам бетона, крепежного леса и других материалов, транспортирования грунта из выработок и их размещение на припортальных и околоствольных площадках должно производиться в соответствии с ППР.

865. Каждый бремсберг или эстакада должны иметь изолированный проход для людей, ширина которого должна быть не менее 0,7 м. Величина проезжей части для движения транспортных средств определяется габаритами вагонеток плюс зазоры между боковыми ограждениями по 0,4 м с каждой стороны.

866. Для отправки и приема груженых вагонеток внизу и вверху бремсберга устраивают горизонтальные площадки с ограждением.

867. Бремсберги и транспортные эстакады для разгрузки грунта необходимо оборудовать предохранительными устройствами для остановки сорвавшихся вагонеток, а также стопорными устройствами на верхней приемной площадке для предупреждения самопроизвольного их скатывания при отцепке.

868. Каждый бремсберг или эстакада должны быть оборудованы двухсторонней звуковой и световой сигнализацией между помещением лебедки или верхней и нижней приемной площадкой. Способы подачи и назначения сигналов должны быть доведены до сведения всех работающих.

Подавать сигналы машинисту лебедки разрешается только рабочему, назначенному лицом технического надзора. Способы и порядок подачи сигналов устанавливаются в инструкции для рабочих. Сигнал об остановке механизма должен выполняться без промедления. Любой непонятный сигнал следует считать сигналом остановки лебедки.

869. Для лебедок, установленных на бремсберге или приемной площадке для разгрузки грунта, должно быть сооружено специальное помещение, обеспечивающее безопасное и удобное управление лебедками и наблюдение за движением грузов. С рабочего места машиниста должен быть обеспечен хороший обзор всего бремсберга.

870. Рабочая лебедка бремсберга должна быть снабжена двумя самостоятельно действующими тормозами; при этом рабочий тормоз должен иметь такую конструкцию, чтобы в состоянии покоя лебедка была заторможена, а во время рабочего хода происходило растормаживание.

Эксплуатация лебедок без тормозных устройств или с неисправными тормозами запрещается.

871. Грузоподъемность лебедки бремсберга, ее крепление и тяговые тросы должны быть проверены расчетом. При этом тросы, применяемые для транспортирования грузов по бремсбергу, должны иметь не менее чем шестикратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке и испытаны по правилам, установленным для подъемно-грузовых канатов.

В рабочем состоянии тросы должны располагаться на направляющих роликах, расстояние между которыми определяется проектом.

872. Длинномерные материалы следует транспортировать по бремсбергу на специальных тележках, обеспечивающих их безопасную перевозку; запрещается перемещение таких материалов на вагонетках для транспортирования грунта.

873. Размещение отвалов грунта должно быть обосновано проектом и согласовано с представителем железной дороги.

Высота отвалов, их площадь и конфигурация определяются с соблюдением требований охраны окружающей среды.

874. Отвалы грунта не должны препятствовать стоку поверхностных вод и образованию заторов. Не допускается размещение отвалов в пределах действия дренажных систем железнодорожного полотна и оползневых зон.

875. Во всех случаях, с учетом местных условий и применяемого оборудования, в основании отвалов следует укладывать наиболее устойчивые и дренирующие грунты.

876. При планировке отвалов грунта бульдозером движение его к бровке откоса разрешается только ножом вперед.

877. Подача груженых вагонеток на разгрузочные тупики отвалов допускается только вагонами вперед. Рельсовые пути разгрузочных тупиков на концевых участках должны быть оборудованы стопорными устройствами, препятствующими сходу вагонеток с пути.

878. При перевозке к месту сборки монтажные элементы должны быть надежно уложены и закреплены от раскачивания и разворота. Запрещается спускать вагоны, вагонетки и тележки под уклон самокатом. Работники, сопровождающие груз, должны находиться сзади или сбоку вагонетки или монтажной тележки. Проезд работников на порожних или груженых вагонетках, тележках запрещается.

879. Запрещается удерживать и останавливать тележки, вагоны, вагонетки и другие транспортные средства вагами, подкладыванием под их колеса бревен, шпал, досок или других предметов. Для этой цели необходимо пользоваться тормозными башмаками или другими специальными приспособлениями.

5.2. Требования к производственным площадкам и участкам работ

880. При организации строительной площадки, участков работ и рабочих мест на всех этапах выполнения работ должны выполняться требования главы 6 СНиП 12-03-01 [97].

881. У въезда на строительную площадку должна быть установлена схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения, а на обочине дорог и проездов установлены хорошо видимые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации [117].

882. При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов и проходов в зонах действующих опасных факторов должны быть оборудованы защитные и сигнальные ограждения, конструкция которых должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.4.059 и ГОСТ 23407 [77, 85].

883. В местах перехода людей через траншеи, ямы, а также через транспортеры должны быть установлены мостики шириной не менее 1 м, огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу перил на высоту 0,15 м и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от настила, освещенными в ночное время. Ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов.

884. Лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска работников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, должны быть оборудованы устройствами для закрепления фала предохранительного пояса (канатами с ловителями и др.).

885. При производстве строительно-монтажных работ на лобовых и боковых откосах припортальных выемок их следует ограждать и выставлять на границах предупредительные сигналы и надписи, видимые как в дневное, так и в ночное время.

886. В случае ведения работ на лавиноопасных участках или участках с возможными осыпями и камнепадом необходимо осуществлять меры по защите подъездных путей и проходов для людей в виде строительства временных галерей, навесов, отводов и т.п. сооружений в соответствии с требованиями пунктов 850 - 868 главы 4 настоящих Правил.

Проходы для работников, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20 град., должны быть оборудованы лестницами с перилами высотой не менее 1,1 м.

887. Для работающих на открытом воздухе должны быть предусмотрены навесы или укрытия для защиты от атмосферных осадков.

888. В соответствии с требованиями строительных норм и правил [93] работники, выполняющие работы на рабочих местах, находящихся на открытом воздухе, при температуре воздуха ниже 10 °С должны быть обеспечены помещениями для обогрева площадью из расчета 0,1 кв. м на одного человека, но не менее 4 кв. м.

889. На припортальной или околоствольной площадках должно быть оборудовано огражденное место для размещения смены подземных рабочих до начала работы, на время производства взрывных работ, отдыха и т.д.

Места временного нахождения работников (санитарно-бытовые помещения, места отдыха, защитные навесы и т.п.) при устройстве и содержании строительных участков должны располагаться за пределами опасных зон.

890. Проезды, проходы на строительных площадках и участках работ, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.

891. Строительные площадки, участки работ и рабочие места, проезды и проходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046 [64]. Освещение закрытых помещений должно соответствовать требованиям СНиП 23.05-95 [96]. Не допускается производство работ в неосвещенных местах.

892. Колодцы, шурфы и другие выемки в грунте в местах возможного доступа людей должны быть закрыты крышками, прочными щитами или огорожены. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами напряжением не выше 50 В.

893. При расположении зон строительных площадок в непосредственной близости от действующего рельсового пути переходы через них должны устанавливаться в местах, определенных проектом производства работ. В местах пересечения на строительной площадке автомобильных дорог с рельсовыми путями должны быть сделаны сплошные настилы (переезды) с контррельсами, уложенными в уровень с головками рельсов.

894. Трубопроводы временных сетей водоснабжения и других коммуникации в местах пересечения с дорогами и проездами не должны мешать движению транспортных средств и проходу пешеходов.

895. Пожарная безопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ППБ 01-03 [54].

896. На строительной площадке для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников и предотвращения загрязнения окружающей среды необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

- сбор и удаление отходов, содержащих токсичные вещества, осуществлять в закрытые контейнеры или плотные мешки с исключением ручной погрузки;

- сточные воды следует собирать в накопительные емкости;

- захоронение отходов, содержащих токсические вещества, необходимо осуществлять на полигонах для промышленных отходов по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора;

- запрещается сжигать на строительной площадке остатки строительных материалов, содержащих токсические вещества;

- бытовой мусор и нечистоты регулярно удалять с территории строительной площадки в установленном порядке и в соответствии с действующими санитарными требованиями.

897. Емкости для хранения, места складирования, разлива, раздачи горюче-смазочных материалов и битума должны быть оборудованы всеми необходимыми устройствами для защиты почвы

898. Емкости с горюче-смазочными материалами, пункты заправки топливом, стоянки автотранспортных средств и мойки, а также площадки для ремонта автомобилей и других машин и механизмов должны размещаться за пределами водоохранной зоны, в местах, согласованных с территориальным органом Роспотребнадзора.

5.3. Требования безопасности к участкам работ, расположенным на перегонах и станциях

899. Об особенностях производства работ на участках со скоростным движением поездов все работники должны быть ознакомлены перед выходом на работу.

900. Место производства работ, требующее остановки или снижения скорости движения проходящих поездов, должно быть ограждено сигналами. Порядок ограждения мест производства работ устанавливается Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [27].

901. Запрещается приступать к работам до ограждения сигналами места производства работ, опасного для движения поездов, снимать сигналы, ограждающие место производства работ до полного окончания работ. Перед выходом на работу руководитель работ должен:

проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.

902. О проводимых работах на пролетных строениях необходимо выдавать предупреждения на поезда с требованием: "обеспечивать особую бдительность и более частую подачу оповестительных сигналов". Требование о выдаче предупреждения на поезда руководитель работ подает в установленном порядке.

903. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода.

904. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению);

руководитель работ обязан предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;

руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты. На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

905. При производстве работ на участках со скоростями движения поездов 141 - 200 км/ч должны быть обеспечены следующие дополнительные меры безопасности.

Все плановые работы по содержанию и ремонту сооружений, как правило, должны выполняться в технологические или специальные "окна" с закрытием движения поездов и обязательным ограждением перегона сигналами остановки.

Работы, не нарушающие целостность пути и сооружений, могут выполняться без закрытия движения поездов с соблюдением следующих мер безопасности:

не менее чем за 10 мин. до прохода скоростного поезда все работы на пути, сооружениях и устройствах, в том числе их осмотры и проверки, должны быть прекращены, путь, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материал и инструмент с пути убраны на обочину и не позднее чем за 5 мин. до прохода поезда все работающие должны уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при пропуске поезда со скоростью 141 - 160 км/ч и не менее 5 м при скорости 161 - 200 км/ч;

начинать выполнение плановых работ, требующих ограждения сигналами остановки, запрещается, если до прохода скоростного поезда остается менее 1 ч;

в случаях, когда скоростной поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и уточнять время его проследования. Возобновлять работы до прохода скоростного поезда запрещается;

если работы проводятся на пути, соседнем с тем, по которому должен проследовать скоростной поезд, то они также должны быть прекращены заблаговременно с таким расчетом, чтобы за 5 мин. до прохода скоростного поезда на этом пути никого не оставалось.

906. Комплекс работ по реконструкции и капитальному ремонту инженерных сооружений должен производиться с предоставлением перерывов в движении поездов или в технологическое "окно".

907. "Окна" в движении поездов должны предоставляться в следующих случаях, когда:

в процессе производства работ строительная машина и ее части, вспомогательные устройства и сооружения, а также устанавливаемые в проектное положение или разбираемые конструкции находятся в пределах габарита подвижного состава;

при производстве работ на электрифицированных железнодорожных линиях нет возможности выполнять требования пункта 1108 настоящих Правил.

Необходимости в предоставлении "окон" при возникновении обстоятельств, указанных в предыдущем абзаце, может не быть, если по условиям движения поездов с учетом профиля пути и расположения объекта относительно остановочного пункта возможно устройство нейтральной вставки в контактной сети.

908. Если при производстве работ на искусственном сооружении, расположенном на неэлектрифицированной железнодорожной линии, или вблизи него не происходит прямого нарушения габарита приближения строений, но оно может возникнуть в случае несанкционированного попадания в пределы габарита приближения строений части строительной машины (самопроизвольный разворот), отлета упавшего груза, потери устойчивости установленной конструкции, место работ ограждается сигналами остановки с выдачей предупреждения по форме 2 в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [24].

909. В отдельных случаях, когда временные сооружения (подмости, крепления) частично расположены в пределах габарита приближения строений [15], движение поездов может продолжаться, но с ограничением скорости в зависимости от величины зазоров между конкретным подвижным составом и очертаниями временных сооружений в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах [14]. Порядок выполнения ремонтных работ в таких условиях должен быть разработан в ППР, согласованным с соответствующими службами железной дороги.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"