Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК"
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1. Настоящее Положение определяет:
а) цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за исключением тарифов, сборов и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации (далее - тарифы, сборы и плата);
б) основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок;
в) правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы, а также контроля за их определением (установлением) и применением.
2. Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном транзитном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Введение в действие и применение тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
"органы регулирования" - Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы и контроль за их определением (установлением) и применением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"субъект регулирования" - субъект естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, выполняющий работы (оказывающий услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством;
"тариф" - ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования;
"сбор" - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы (услуги), выполняемой (оказываемой) субъектами регулирования.
4. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в следующих целях:
а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования;
б) обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;
в) оптимизация совокупных транспортных затрат;
г) создание условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны;
д) сохранение единого социально-экономического пространства страны и создание условий для углубления транспортно-экономических связей между регионами;
е) создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования;
ж) обеспечение недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
з) повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта общего пользования;
и) создание экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.
5. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах:
а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования;
б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования;
в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
6. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
7. Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
8. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
9. Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Фиксированные (предельные) ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы.
10. Порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной службой по тарифам.
11. Принципы дифференциации тарифов, сборов и платы определяются органом регулирования с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъектов регулирования.
12. Тарифы, сборы и плата могут предусматривать выделение тарифных составляющих, учитывающих расходы, связанные:
а) с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктурная тарифная составляющая);
б) с выполнением перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования (перевозочная тарифная составляющая);
в) с содержанием и эксплуатацией локомотивов (локомотивная тарифная составляющая);
г) с содержанием и эксплуатацией вагонов и контейнеров (вагонная и контейнерная тарифные составляющие);
д) с обслуживанием пассажиров на вокзалах и оказанием услуг, связанных с обработкой и хранением багажа, грузобагажа в багажных отделениях железнодорожных станций (вокзальная и багажная тарифные составляющие);
е) с работой терминальных комплексов при выполнении грузовых железнодорожных перевозок (терминальная тарифная составляющая).
13. Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
По мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Федеральная служба по тарифам принимает решение о применении методов регулирования тарифов, сборов и платы, изменении этих методов или о прекращении регулирования.
При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Для определения величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:
расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;
расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
15. Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Выявленные по данным отчетности средства, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.
16. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования, внедрения новых технологий и подвижного состава при определении необходимой валовой выручки на период окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения периода окупаемости расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения от реализации данных инвестиционных проектов.
17. Органами регулирования может устанавливаться предельный уровень тарифов, сборов и платы в виде максимальных (минимальных) величин ценовых ставок тарифов, сборов и платы.
Минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).
18. В случае если уровень действующих тарифов, сборов и платы не позволяет обеспечить конкурентоспособность отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг и (или) товарных рынков, с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечения его доступности для пользователей услугами на данных рынках, а также с целью реализации государственных задач в сфере железнодорожного транспорта общего пользования могут устанавливаться исключительные тарифы, сборы и плата, предусматривающие применение особых условий тарификации выполняемых субъектами регулирования работ (оказываемых услуг).
В случае если работы (услуги) выполняются (оказываются) субъектами регулирования в сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, имеющих территориальную, технологическую, экономическую специфику, обусловливающую целесообразность применения методов регулирования и системы построения тарифов, отличающихся от установленных, в целях обеспечения эффективности работы железнодорожного транспорта общего пользования, повышения его инвестиционной привлекательности, реализации государственной региональной политики, сокращения размеров перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте общего пользования в отношении таких работ (услуг) могут устанавливаться тарифы, сборы и плата, применяемые в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.
Правила установления исключительных тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также тарифов, сборов и платы, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, определяются Правительством Российской Федерации.
19. Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.
20. Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения), утверждаются Федеральной службой по тарифам.
21. Проверка достоверности сведений, предоставляемых субъектом регулирования для целей установления тарифов, сборов и платы, осуществляется органом регулирования в установленном им порядке.
22. Органы регулирования в пределах их компетенции осуществляют государственный контроль по вопросам, связанным с применением тарифов, сборов и платы в сферах деятельности субъектов регулирования (далее - государственный контроль), в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
23. Результаты проверки достоверности сведений, предоставляемых субъектом регулирования, а также результаты государственного контроля учитываются органами регулирования при осуществлении государственного регулирования, в том числе могут служить основанием для пересмотра тарифов, сборов и платы.
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2009 г. N 643
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ РАБОТ (УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК"