в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ КФМ РФ от 11.08.2003 N 104 (ред. от 08.05.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
отменен/утратил силу Редакция от 08.05.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ КФМ РФ от 11.08.2003 N 104 (ред. от 08.05.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее именуется - КФМ России) во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029, N 44, ст.4296), Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст.2995; 2003, N 2, ст.197) и Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1572; 2003, N 4, ст.327).

1.2. Настоящие Рекомендации используются при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), с учетом специфики их деятельности, включая:

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые организации (страховщики);

лизинговые компании;

организации федеральной почтовой связи;

ломбарды;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

1.3. Настоящие Рекомендации содержат:

1.3.1. рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля;

1.3.2. рекомендуемые критерии выявления и признаки необычных сделок;

1.3.3. рекомендации по разработке формы анкеты, содержащей сведения о клиенте и иных участниках операций с денежными средствами или иным имуществом и их деятельности;

1.3.4. рекомендации по включаемым в сообщение данным об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

1.3.5. рекомендации по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров и установлению функций и полномочий должностного лица организации, ответственного за соблюдение, осуществление и совершенствование правил внутреннего контроля и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется - ответственное лицо).

1.4. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, критерии выявления и признаки необычных сделок разрабатываются организациями с учетом настоящих Рекомендаций.

1.5. В организации с учетом специфики ее деятельности может быть сформировано или определено структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма под руководством ответственного лица.

1.6. Настоящие Рекомендации будут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

2.1. Организациям рекомендуется разрабатывать следующие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

2.1.1. идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции;

2.1.2. выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

2.1.3. оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

2.1.4. документального фиксирования необходимой информации;

2.1.5. обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2.1.6. хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля;

2.1.7. иные программы, учитывающие специфику деятельности организации.

2.2. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составление документа, рекомендованная форма которого приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям, и содержащего сведения о соответствующем лице, о его деятельности и иные сведения.

2.2.1. Организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Организации рекомендуется получать от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

2.2.3. Организации рекомендуется проверять действительность всех документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, на дату их предъявления.

2.2.4. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организации рекомендуется идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.

2.3. Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, не подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организации рекомендуется разрабатывать критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены рекомендуемые критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в приложениях 2 и 3 к настоящим Рекомендациям.

2.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в приложении 4 к настоящим Рекомендациям.

2.5. Организации рекомендуется обновлять сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

Если организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, то организации рекомендуется уделять повышенное внимание операциям, проводимым клиентом.

2.6. При разработке программы документального фиксирования информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля, рекомендуется исходить из следующих положений.

Организации рекомендуется фиксировать информацию об операции (сделке) таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести все детали операции (сделки), с учетом специфики деятельности организации, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции.

2.7. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями, изложенными в приложении 5 к настоящим Рекомендациям.

2.8. Организации рекомендуется осуществлять учет и хранение подлинников и/или копий документов на бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов системы документооборота.

2.9. При выявлении признаков операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в приложении 6 к настоящим Рекомендациям.

3. Рекомендации по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, установлению функций и полномочий ответственного лица

3.1. Квалификационные требования к ответственному лицу и сотрудникам структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (если такое подразделение создано), определяет руководитель организации с учетом требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и рекомендаций, приведенных в приложении 7 к настоящим Рекомендациям.

3.2. При установлении квалификационных требований к подготовке и обучению кадров организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями соответствующей программы обучения сотрудников, приведенными в приложении 5 к настоящим Рекомендациям с учетом соответствующих должностных обязанностей сотрудников.

3.3. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется возлагать на ответственное лицо (сотрудников структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) следующие функции:

3.3.1. Организация разработки и представление на утверждение руководителю организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе и программы его осуществления.

3.3.2. Организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления.

3.3.3. Подготовка методических материалов, консультирование сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля.

3.3.4. Организация работы по обучению сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.3.5. Организация представления в КОМ России сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.3.6. Представление руководителю организации в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в год, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.3.7 Принятие решения по переданным ему сотрудниками организации Сообщениям о целесообразности его представления руководителю организации.

3.3.8. Организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3.3.9. Участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3.3.10. Обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций.

3.3.11. Обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.

3.3.12. Иные функции в соответствии с настоящими Временными рекомендациями и документами организации о внутреннем контроле.

3.4. Для выполнения указанных функций рекомендуется предоставить ответственному лицу право:

3.4.1. Получать от руководителей и сотрудников подразделений организации информацию и документы, в том числе организационно-распорядительные документы организации, бухгалтерские и денежно-расчетные документы в установленном в организации порядке.

3.4.2. Снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах организации в установленном в организации порядке.

3.4.3. Осуществлять иные права в соответствии с документами организации о внутреннем контроле.

  • Главная
  • ПРИКАЗ КФМ РФ от 11.08.2003 N 104 (ред. от 08.05.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"