Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 05.08.2009) "ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ"
Приложение 7. ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
N п/п | Вопросы | Вес | Балл |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Соответствуют ли внутренние документы банка, регламентирующие правила организации системы внутреннего контроля, требованиям Банка России? | 1 | |
2. | Осуществляют ли органы управления банка внутренний контроль в соответствии с требованиями и полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами банка? | 2 | |
3. | Осуществляется ли в банке контроль за распределением полномочий при совершении операций (сделок)? | 2 | |
4. | Осуществляется ли в банке контроль за управлением информационными потоками? | 2 | |
5. | По всем ли направлениям деятельности (банковским продуктам) приняты внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы), регламентирующие осуществление внутреннего контроля? | 1 | |
6. | Позволяет ли организация службы внутреннего контроля банка эффективно осуществлять возложенные на нее функции? | 3 | |
7. | Осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка контроль за деятельностью службы внутреннего контроля? | 2 | |
8. | Функционирует ли в банке структурное подразделение (ответственный сотрудник) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 1 | |
9. | Соответствует ли ответственный сотрудник (сотрудники структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требованиям Банка России? | 3 | |
10. | Имеются ли в банке правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 2 | |
11. | Позволяет ли система внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уделять повышенное внимание операциям клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска и обеспечить документальное фиксирование информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036)? | 3 | |
12. | Соблюдаются ли правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? | 3 | |
13. | Обеспечивает ли банк в процессе своей деятельности соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в том числе определяющих порядок и сроки представления отчетности, а также порядок обязательного резервирования? | 3 | |
14. | Обеспечивает ли банк своевременное выполнение требований Банка России в части устранения выявленных в его деятельности нарушений и недостатков, а также реализацию рекомендаций Банка России? | 3 |
Примечания к заполнению таблицы.
1. К вопросу 6.
При оценке данного вопроса следует исходить из требований Положения Банка России N 242-П, обращая внимание на следующее:
обеспечивает ли подотчетность службы внутреннего контроля банка и выполняемые ею функции независимость, объективность и беспристрастность данной службы;
обладают ли служащие службы внутреннего контроля банка достаточными знаниями о банковской деятельности, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки для выполнения служебных обязанностей;
утверждаются ли советом директоров (наблюдательным советом) банка планы проверок службы внутреннего контроля;
выполняются ли планы проверок службы внутреннего контроля банка;
осуществляет ли служба внутреннего контроля банка свою деятельность на постоянной основе;
контролирует ли служба внутреннего контроля банка полноту использования принятой органами управления банка методологии управления банковскими рисками, оценку ее эффективности и соответствия масштабам проводимых операций и принимаемым рискам с учетом операций филиалов банка, оценку достоверности учета и отчетности банка и надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;
охватывают ли проверки службы внутреннего контроля банка основные направления деятельности банка;
рассматриваются ли органами управления рекомендации службы внутреннего контроля банка по устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков и принимаются ли они к исполнению подразделениями банка.
Кроме того, необходимо учитывать, выявляются ли службой внутреннего контроля банка недостатки и нарушения в деятельности банка, устанавливаемые в ходе проверок, проводимых Банком России.
2. К вопросу 7.
При оценке данного вопроса следует учитывать, рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) банка отчеты службы внутреннего контроля банка, принимаются ли данные отчеты во внимание при решении вопросов о назначении (освобождении) членов исполнительного органа от занимаемых ими должностей.
3. К вопросу 8.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать степень соответствия деятельности подразделения (сотрудника) банка требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренних документов банка. Также следует оценить использование рекомендаций Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (принимая при этом во внимание специфику деятельности банка (его филиалов) и специфику деятельности его клиентов).
4. К вопросу 10.
При оценке данного вопроса необходимо учитывать не только наличие в банке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и утверждены ли они руководителем банка, согласованы ли они с территориальным учреждением Банка России, а также соответствуют ли данные правила на момент проведения оценки требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России. Также оценивается степень учета рекомендаций Банка России по организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иных рекомендаций Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (исходя из специфики деятельности банка (его филиалов) и специфики деятельности его клиентов).
5. К вопросу 13.
При оценке данного вопроса следует исходить из следующего:
1 балл присваивается в случае, если в течение последних 6 месяцев отсутствуют факты применения Банком России мер, предусмотренных статьями 38 и (или) 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку однократно применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения меры, предусмотренные частью 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафов и требований об устранении выявленных нарушений, но их применение не связано с принятием банком повышенных рисков, а также наличием фактов нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и их применение связано с принятием банком повышенных рисков, а также нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
4 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку ежемесячно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", либо имеются основания для их применения, и предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Приложение 8
к Указанию Банка России
от 30.04.2008 N 2005-У
"Об оценке экономического
положения банков"
- Главная
- УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 05.08.2009) "ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ"