Последнее обновление: 08.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 23.09.2002 N 91 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ"

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила устанавливают порядок проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России) и подведомственными ему федеральными государственными учреждениями - центрами стандартизации, метрологии и сертификации (далее - ЦСМ) государственного контроля и надзора за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к продукции (товарам), работам и услугам, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
Правила разработаны в соответствии с действующими законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. N 498 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2434).
2. Общие положения2.1. Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.
2.2. Государственный контроль и надзор в соответствии с настоящими Правилами организуют и осуществляют государственные инспектора:
главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и его заместители (далее - главный государственный инспектор Российской Федерации и его заместители);
главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и их заместители (далее - главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители);
государственные инспектора по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений или государственные инспектора по надзору за государственными стандартами (далее - государственные инспектора).
Государственные инспектора имеют служебные удостоверения, форма которых устанавливается Госстандартом России.
2.3. При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:
продукция или товары (далее - продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;
техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;
системы управления качеством;
работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).
2.4. Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
правил обязательной сертификации;
правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.
2.5. Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.
Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:
проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся по распоряжениям:
главного государственного инспектора Российской Федерации, его заместителей;
главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.
Продолжительность мероприятия по государственному контролю и надзору не должна превышать одного месяца.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по государственному контролю и надзору, на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего мероприятие по государственному контролю и надзору, главным государственным инспектором субъекта (региона) Российской Федерации (его заместителем) срок проведения мероприятия по контролю и надзору может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Мероприятие по государственному контролю и надзору может проводиться только указанным в распоряжении должностным лицом (лицами).
Государственный контроль и надзор проводится:
у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;
в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.
Государственный контроль и надзор за соблюдением органами по сертификации и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации проводится по указанию главного государственного инспектора Российской Федерации или его заместителей.
Контрольные мероприятия осуществляются комиссиями, составы которых утверждаются главным государственным инспектором Российской Федерации или его заместителями на основе предложений, представленных главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации или их заместителями.
2.6. Государственные инспектора имеют право:
доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;
получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;
использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;
проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;
получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.
2.7. Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.
3. Проведение государственного контроля и надзора3.1. По прибытии к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю государственный инспектор (руководитель проверки):
представляется руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, предъявляет удостоверение государственного инспектора установленного образца и распоряжение о проведении государственного контроля и надзора установленной формы (приложение 1);
представляет других участников проверки;
знакомит руководителя юридического лица (иное должностное лицо юридического лица) или индивидуального предпринимателя с задачами государственного контроля и надзора и программой его проведения (если она составлялась);
уточняет номенклатуру проверяемой продукции, работ и услуг и перечень необходимых документов и сведений для проведения мероприятий по контролю и надзору;
распределяет работы при проведении мероприятия по контролю между его участниками.
3.2. При проведении государственного контроля и надзора проводится:
отбор образцов (проб) продукции и (или) документов;
технический осмотр продукции, работ и услуг;
исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;
проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.
3.3. При проведении государственного контроля и надзора продукции, выполнения работ и оказания услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также продукции, работ и услуг, соответствие которых установленным требованиям подтверждено декларацией о соответствии, кроме того, проверяется:
наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям, их подлинность, срок действия, правильность оформления и регистрации либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации;
идентичность проверяемой продукции, работы и услуги их наименованию, указанному в предъявленном сертификате соответствия или его копии, или в декларации о соответствии;
наличие официальных изданий государственных стандартов и других нормативных документов, на соответствие которым изготавливается продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, работы и услуги;
правильность маркирования знаком соответствия;
своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной (декларированной) продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также об изменении наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских реквизитов.
3.4. Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов (приложение 2).
3.5. Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы (приложение 3).
3.6. Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки).
Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.
Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции.
Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре).
Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.
На основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия продукции работ и услуг обязательным требованиям.
3.7. При возбуждении дел об административных правонарушениях деятельность государственного инспектора регулируется административным законодательством.
4. Оформление результатов государственного контроля и надзора4.1. По результатам мероприятий по контролю и надзору составляется не менее двух экземпляров акта проверки с необходимыми приложениями (протокол испытаний, акт отбора образцов, протокол технического осмотра и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю и надзору).
4.2. Основные требования к содержанию акта проверки:
достоверность и обоснованность установленных фактов нарушений требований нормативных документов, правил обязательной сертификации и причин, их вызвавших;
краткость изложения при максимуме необходимой информации;
объективность и полнота результатов проверки.
4.3. Акт проверки составляется по установленной форме (приложение 4).
При заполнении разделов 2 - 5 необходимо указать.
В разделе "Результаты проверки":
наименование проверенной продукции, работы и услуги, наименование и обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена проверка;
сведения о продукции, услугах, работах - отечественная, импортная с указанием страны - изготовителя, наименование и адрес (при наличии) изготовителя и (или) поставщика продукции;
сведения о подтверждении соответствия продукции, работ, услуг обязательным требованиям;
сведения о маркировании знаком соответствия;
перечень выявленных нарушений обязательных требований с указанием документа и конкретных пунктов, требования которых нарушены;
перечень нарушений правил подтверждения соответствия (обязательной сертификации) с указанием документов и конкретных пунктов, по которым выявлены несоответствия.
Если продукция и документация, необходимые для проведения мероприятий по контролю и надзору, не предоставлены или мероприятия по контролю и надзору не проводились из-за отсутствия готовой продукции, то в разделе делается соответствующая запись.
Если мероприятиями по контролю и надзору нарушений не выявлено, то в разделе делается соответствующая запись.
В разделе "Метрологическое обеспечение" - выявленные нарушения метрологических правил и норм.
В разделе акта "Причины нарушений" - причины выявленных нарушений.
В разделе "Выводы":
общее заключение о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований;
меры, принятые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в ходе проверки;
акт подписывается всеми участниками проверки.
4.4. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручают руководителю юридического лица (иному должностному лицу юридического лица), индивидуальному предпринимателю под расписку либо посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта, остающемуся в ЦСМ либо направляемому в суд.
В случае отказа руководителя юридического лица (должностного лица юридического лица) или индивидуального предпринимателя от получения акта проверки в нем делается запись: "от получения отказался".
Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте проверки материалов несет руководитель проверки.
4.5. Государственный инспектор (руководитель проверки) в журнале учета мероприятий по контролю производит запись о проведенном мероприятии по контролю и надзору, содержащую сведения о наименовании ЦСМ, дате, времени проведения мероприятия по контролю и надзору, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного государственного контроля и надзора, делается соответствующая запись.
4.6. Участники проверки, руководитель юридического лица (иное должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к акту проверки. В акте делается пометка: "С особым мнением".
4.7. Действия государственного инспектора при проведении государственного контроля и надзора или решение, принятое по его результатам, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности государственному инспектору или в судебном порядке.
5. Реализация результатов государственного контроля и надзора5.1. По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.
5.2. В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.3. Информация о нарушениях правил подтверждения соответствия (обязательной сертификации) направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат или зарегистрировавший декларацию о соответствии, и в ЦСМ Госстандарта России, на территории деятельности которого находится орган по сертификации.
Информация о нарушениях правил обязательной сертификации экспертами органов по сертификации, проводившими сертификацию продукции, работ, услуг, выявленных в процессе проверки органа по сертификации, направляется в Регистр системы сертификации персонала Госстандарта России.
5.4. Информация о нарушениях, установленных в ходе мероприятий по контролю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иным контрольно - надзорным органам, правоохранительным органам и общественным организациям потребителей.
5.5. Информация о результатах мероприятия по контролю и надзору в установленном порядке представляется в Госстандарт России.
Главный государственный инспектор Российской Федерации (его заместители) и главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместители) обеспечивают контроль за исполнением выданных предписаний.
Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки.
Если при повторной проверке нарушений не выявлено, государственный инспектор (руководитель проверки) выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение установленной формы (приложение 5) на реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Указанное разрешение может быть выдано также на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных при проверке нарушений.
Главный государственный инспектор Российской Федерации (его заместители) и главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации (их заместители) рассматривают обращения и жалобы юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 23.09.2002 N 91 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ"