в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.09.2009 N 1349-р
действует Редакция от 21.09.2009 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.09.2009 N 1349-р

7. Предложения по основным направлениям реализации Программы

Строительство наземных цифровых телевизионных сетей

Развитие наземного вещания в Российской Федерации осуществляется путем перехода на цифровые технологии телевизионного и радиовещания.

Частотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания Российской Федерации выделяется в полосах радиочастот 174 - 230 МГц (диапазон МВ III) и 470 - 862 МГц (диапазон ДМВ) в соответствии с международным планом "Женева-06", принятым на Региональной конференции радиосвязи в 2006 году и одобренным решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 г.

Цифровые сети в каждом субъекте Российской Федерации строятся путем дооснащения существующих объектов вещательной сети. Основой для проектирования цифровых сетей (координаты и мощность вещания) выступают сети государственного оператора связи, обеспечивающие на сегодняшний день максимальный охват населения наземным эфирным вещанием. Количество объектов государственной сети, подлежащих дооснащению, определяется системными проектами и составляет примерно 6500 единиц.

Системные проекты разрабатываются за счет собственных средств в соответствии с действующими нормативными документами, техническими нормами и правилами, используемыми в проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов вещания и отражающими:

организацию связи и порядок оказания услуг связи;

правила применения оборудования сетей телевизионного вещания;

электроснабжение и электропитание;

инженерные системы объектов связи.

В связи с тем что единовременный переход на цифровое наземное телевизионное вещание по всей территории России представляется невозможным, переход на цифровое телевизионное вещание предлагается проводить последовательно по регионам, начиная с отдельных радиопередающих станций. Отключение в регионе аналогового вещания телеканалов предлагается осуществлять при достижении пороговых значений показателей развития сети цифрового вещания данных телеканалов - охвата, эквивалентного зоне аналогового вещания, и высокой обеспеченности домохозяйств цифровым приемным оборудованием (более 90 процентов). Разработка проектов и строительство сетей в регионах проводятся в соответствии с частотно-территориальным и территориально-временным планом развертывания сетей цифрового вещания, при этом приоритетным является освоение приграничных районов Российской Федерации, планы переходного периода в которых требуют незамедлительной координации с сопредельными государствами.

Подготовка к переходу на цифровое наземное вещание в регионе включает в себя:

разработку системного проекта построения сети цифрового вещания в данном регионе;

ввод оператором в эксплуатацию сети цифрового вещания обязательных телерадиоканалов с охватом вещанием, эквивалентным действующей зоне аналогового вещания в регионе;

мониторинг обеспеченности абонентским цифровым приемным оборудованием домохозяйств, принимавших телевизионный сигнал в данном регионе по эфиру.

Строительство наземных сетей цифрового вещания обязательных телерадиоканалов реализуется за счет средств федерального бюджета.

Территория Российской Федерации по своей протяженности с востока на запад разделена на 5 вещательных зон в целях максимального учета поясного времени в регионе вещания. Так как не все теле- и радиоканалы, включенные в состав обязательных телерадиоканалов, производятся в настоящее время с необходимым количеством временных дублей, в соответствии с Программой и за счет средств федерального бюджета проводится дооснащение аппаратных ВГТРК и федерального государственного унитарного предприятия "Телевизионный технический центр "Останкино" и дооборудование земных загрузочных станций федерального государственного унитарного предприятия "Космическая связь".

В связи с тем что создание цифровой сети эфирного вещания обязательных телерадиоканалов осуществляется на основе действующих объектов сети государственного оператора связи, модернизация и расширение существующей инфраструктуры (сеть антенно-мачтовых сооружений и оборудование инженерного обеспечения) имеет первостепенное значение для перехода на цифровое эфирное вещание и потребует реконструкции части действующих и строительства новых антенно-мачтовых сооружений, включая реконструкцию и замену аварийных сооружений, а также модернизации и замены антенно-фидерных устройств и систем энергообеспечения.

Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Создание и эксплуатация цифровых сетей телевещания требует оснащения эксплуатационных служб соответствующим контрольно-измерительным оборудованием. Типовой комплекс измерительного оборудования для систем DVB-T включает генератор телевизионного сигнала, тестовый приемник, анализатор спектра, анализатор транспортного потока. Необходимое количество стационарных и переносных комплектов измерительного оборудования первоначально планируется исходя из распределения пунктов вещания по мощности и составу вещательного оборудования. В последующем состав и количество измерительного оборудования корректируются исходя из опыта эксплуатации цифровой сети вещания. Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Создаваемые сети цифрового вещания должны обеспечивать возможность распространения в каждом регионе местных каналов, а также модификации обязательных телерадиоканалов в соответствии с потребностями региона. В этих целях в рамках Программы в каждом регионе на базе радиотелевизионных передающих центров государственного оператора связи планируется создание центров формирования мультиплексов (пакета теле- и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала), включающих в себя приемное оборудование, оборудование кодирования (декодирования), мультиплексирования каналов, а также линии связи. Такие центры должны обеспечивать прием обязательных телерадиоканалов со спутников, их обработку, включение местных врезок, формирование и последующую доставку обязательных телерадиоканалов с учетом местных информационных врезок на цифровые эфирные передатчики региона по спутниковым и (или) наземным линиям связи. При этом указанные центры станут составной частью единого производственно-технологического комплекса распространения программ, обеспечивающего решение общегосударственных задач по обеспечению максимальной доступности социально значимой информации для населения страны и повышению адресности информационных услуг. Создаваемые центры будут находиться в государственной собственности Российской Федерации. Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

В соответствии с частотно-территориальным и территориально-временным планом, а также по мере отключения отдельных каналов аналогового вещания и высвобождения частотного ресурса в регионах последовательно вводятся цифровые сети вещания 2-го, 3-го мультиплекса и иных, если это предусматривается системным проектом, мультиплексов. В рамках Программы строительство сетей вещания 2-го и 3-го мультиплексов, предназначенных для распространения эфирных телерадиоканалов свободного доступа (телерадиоканалов, распространяемых для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра), осуществляется как государственным оператором связи, так и иными операторами за счет собственных средств и средств внебюджетных источников.

Строительство цифровых наземных сетей эфирного вещания для трансляции остальных мультиплексов, в том числе в стандартах телевидения высокой четкости (ТВЧ), мобильного телевидения (DVB-H) и с возможностью предоставления зрителям интерактивных сервисов, осуществляется операторами связи без привлечения средств федерального бюджета в соответствии с частотно-территориальным планом и по согласованию с вещателями-заказчиками.

В рамках Программы планируется организовать во всех населенных пунктах, охваченных в настоящее время эфирным телевидением, вещание 3 цифровых мультиплексов, содержащих 20 - 24 телеканала свободного доступа, а в городах и крупных населенных пунктах - также до 3 телеканалов высокой четкости и до 10 телеканалов для мобильного приема.

Существующая сеть аналогового эфирного телевидения обеспечивает охват вещанием 98,8 процента населения Российской Федерации. При этом 1,2 процента населения страны (около 1,6 млн. человек), проживающего более чем в 10 тыс. малых населенных пунктах, не охвачены вещанием ни одной телевизионной программы.

Для обеспечения 100-процентного охвата населения обязательными телерадиоканалами методом наземного эфирного вещания потребовалось бы строительство до 10 тыс. новых объектов с маломощными эфирными передатчиками, что экономически и технически нецелесообразно. В этих населенных пунктах (с числом домохозяйств до 50 единиц) прием обязательных телерадиоканалов будет осуществляться с помощью системы спутникового непосредственного вещания теле- и радиоканалов по мере изготовления в рамках Программы и запуска многофункциональных спутников российской космической группировки.

Абонентские телевизионные приставки для приема эфирных цифровых телеканалов и комплекты индивидуального приема каналов спутникового непосредственного телевещания приобретаются населением самостоятельно.

Развитие наземного радиовещания

Анализ состояния мощного радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах в развитых иностранных государствах подтверждает важность сохранения и развития радиовещания в этих диапазонах.

Принципиально важным условием развития отрасли является постепенный переход на цифровое радиовещание в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах. Внедрение цифрового радиовещания позволяет эффективно использовать ДВ-, СВ- и КВ-диапазоны и обеспечить вещание заданного качества. Цифровое радиовещание в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах пригодно как для местного регионального, так и для национального и зарубежного вещания. Условия распространения радиоволн в этих диапазонах позволяют покрывать радиовещанием большие удаленные территории России с малой плотностью населения, где другие виды радиовещания, в частности УКВ-ЧМ, развивать экономически нецелесообразно.

Внедрение цифрового радиовещания в Российской Федерации планируется проводить одновременно с оптимизацией и модернизацией государственной передающей сети мощного радиовещания. Имеющиеся в настоящее время радиопередатчики ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов сети мощного радиовещания, состоящие из оборудования разработки 50 - 60-х годов прошлого века, имеющего в большинстве своем степень физического износа 80 - 100 процентов, не пригодны для обеспечения вещания в соответствии с современными требованиями. Действующее передающее оборудование не пригодно также и для его реконструкции.

В целях развития государственной сети мощного радиовещания предполагается замена передатчиков ДВ-, СВ- и КВ-диапазонов различных уровней мощности в соответствии с топологическими решениями системного проекта.

Одно из серьезных преимуществ цифрового радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах состоит в том, что ширина полосы цифрового сигнала эквивалентна ширине полосы аналогового сигнала и не требуется выделения дополнительных участков частотного спектра для организации цифрового радиовещания. Переход на новый стандарт планируется осуществить при параллельной работе как в аналоговом, так и в цифровом формате с учетом постепенного наполнения рынка абонентским цифровым приемным оборудованием в Российской Федерации и в разных регионах мира.

В целях расширения охвата качественным государственным радиовещанием в УКВ-ЧМ-диапазоне в крупных городах и центрах субъектов Российской Федерации планируется создание и расширение многопрограммных сетей радиовещания.

Ввиду размещения радиовещательного оборудования, телевизионных передатчиков и, как правило, совместных антенно-фидерных устройств на одних и тех же антенно-мачтовых сооружениях, сроки и этапы замены и строительства новых объектов сети радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне координируются в зависимости от модернизации объектов сети телевещания.

Финансирование данного направления планируется производить за счет средств федерального бюджета.

В рамках Программы необходимо:

разработать системный проект, содержащий мероприятия по оптимизации и модернизации государственной передающей сети мощного радиовещания и радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне;

осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объектов сети мощного радиовещания и радиовещания в УКВ-ЧМ-диапазоне на антенно-мачтовых сооружениях государственного оператора связи в соответствии с системным проектом.

Пополнение спутниковой группировки

Для внедрения и развития цифрового вещания на всей территории Российской Федерации в рамках Программы планируется осуществить согласованное развитие спутниковой распределительной сети по следующим направлениям:

развитие российской орбитальной группировки спутников связи и вещания и обеспечение резервирования в целях повышения надежности и устойчивости функционирования системы телерадиовещания;

ресурсное обеспечение трансляции обязательных телерадиоканалов для каждой вещательной зоны, телерадиоканалов свободного доступа, а также региональных телерадиоканалов и программных вставок, сформированных местными вещателями;

внедрение единой российской системы закрытия спутниковых каналов для транслируемых телерадиоканалов.

Космические аппараты "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7", "Экспресс-АМ8", которые планируется создать в рамках Программы, должны стать основой для формирования современной орбитальной группировки, способной решать широкий спектр задач в области спутниковой связи и вещания. Осуществление работ по изготовлению ракет-носителей, разгонных блоков, а также обеспечение запусков предусмотрены Федеральной космической программой России на 2006 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 683). Для согласования сроков выведения на орбиту космических аппаратов в рамках Программы Федеральное космическое агентство уведомляется государственным заказчиком об изготовлении и готовности к запуску указанных космических аппаратов.

Срок активного существования новых космических аппаратов - 15 лет, что позволит защитить заявленный Россией орбитально-частотный ресурс и обеспечить потребителей надежными каналами связи для организации сетей распределения и перегона телевизионных программ, в том числе высокой четкости, организации трансляций с передвижных репортажных телевизионных студий, а также для организации спутникового непосредственного телевизионного вещания и широкополосной передачи данных.

В соответствии с Программой финансирование работ по созданию указанных космических аппаратов осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников в равном соотношении.

Оплата услуг связи по распространению обязательных телерадиоканалов в переходный период

Государственная поддержка вещания общероссийских телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 200 тыс. человек (с 2011 года - менее 100 тыс. человек) является предметом ежегодного текущего бюджетного планирования. Одновременный переход на повсеместное цифровое вещание и отключение аналогового вещания невозможны, так как требуется время на строительство и ввод в эксплуатацию цифровых сетей, а также время для обеспечения домохозяйств абонентским цифровым приемным оборудованием, вследствие чего Программой предусматривается параллельное функционирование аналоговых и цифровых сетей вещания до 2015 года.

В рамках Программы предусматриваются дополнительные финансовые средства для субсидирования параллельного аналогового и цифрового вещания в течение переходного периода в части оплаты вещания обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах страны с населением менее 200 тыс. человек (с 2011 года - менее 100 тыс. человек). Ежегодный объем субсидирования услуг связи определен в соответствии с планируемым по годам Программы вводом цифрового оборудования и переходом на цифровое вещание.

Создание системы перевода в цифровой формат архивных материалов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, включая их обработку и классификацию

В целях обеспечения функции федерального государственного учреждения "Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм" по переводу в цифровой формат, обеспечению доступа к фондовым материалам, а также по комплектованию фондов обязательными экземплярами аудиовизуальной продукции в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" в рамках Программы необходимо реализовать мероприятия по реконструкции и развитию материально-технической базы федерального государственного учреждения "Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм". Планируются строительство дополнительных мощностей производственного комплекса, установка и ввод в эксплуатацию оборудования, создание условий для организации системы управления фондовыми материалами.

Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета.

Информационно-разъяснительная кампания

Для обеспечения успешного и планомерного внедрения цифрового вещания в Российской Федерации необходимо проведение массовой информационно-разъяснительной кампании среди населения. В рамках данного мероприятия планируется разъяснять необходимость внедрения и преимущества цифрового телерадиовещания, необходимость приобретения цифрового абонентского приемного оборудования, информировать о сроках, этапах и порядке перехода на цифровое вещание в каждом регионе, а также консультировать по техническим вопросам. Предполагается централизованно создавать и распространять информационную продукцию, отвечающую задачам Программы, в центральных средствах массовой информации, создать и обеспечивать функционирование службы консультационной поддержки населения на период реализации Программы.

Мероприятие реализуется за счет средств федерального бюджета.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.09.2009 N 1349-р