в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002)
действует Редакция от 10.07.2002 Подробная информация
"ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002)

Ответы на вопросы

Вопрос 1: В каком порядке следует решать вопрос о лицензировании отдельного вида деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"?

Ответ: В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) содержится указание на перечень видов деятельности (п. 1 ст. 17 Закона), на которые распространяется действие указанного Федерального закона, а также перечень видов деятельности (п. 2 ст. 1 Закона), на которые действие Закона не распространяется.

Статьей 18 Закона предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при решении вопроса о необходимости лицензирования какого-либо вида деятельности необходимо учитывать следующее.

Если рассматриваемый вид деятельности не включен в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 17 Закона, то лицензирование данного вида деятельности прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 18).

Если вид деятельности указан в п. 2 ст. 1 Закона и подлежит лицензированию на основании иного нормативного правового акта (например, ч. 1 ст. 358 ГК РФ предусмотрено, что деятельность ломбардов должна осуществляться на основании лицензии), то лицензирование этого вида деятельности должно осуществляться на основании того нормативного правового акта, который установил необходимость его лицензирования.

Вопрос 2: Распространяется ли Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. (в редакции от 9 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями) "О защите прав потребителей" на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг гражданам?

Ответ: Как следует из преамбулы вышеназванного Закона, законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли - продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой.

Отношения, складывающиеся между гражданами и образовательными учреждениями, по обучению регулируются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) и гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".

Согласно ст. ст. 45, 46 Закона "Об образовании" и ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" любые общеобразовательные учреждения вправе предоставлять гражданам платные образовательные услуги, если это предусмотрено уставом и лицензией образовательного учреждения.

В силу п. 2 ст. 779 ГК РФ правила главы "Возмездное оказание услуг" распространяются на услуги по обучению.

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Пункт 3 ст. 730 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Следовательно, так как договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину - потребителю (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, то на рассматриваемые отношения распространяется Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Вместе с тем поскольку указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона "О защите прав потребителей", то в силу ст. 39 названного Закона он будет распространяться на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины), а правовые последствия нарушений условий этого договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям ГК РФ.

Вопрос 3: Подсудны ли мировым судьям дела по искам о компенсации морального вреда?

Ответ: Если требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, когда это допускается законом (например, по делам о защите прав потребителей), то такие дела подсудны мировым судьям, если цена иска не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда (п. 5 ст. 113 ГПК РСФСР).

Если требование связано с защитой неимущественных прав (нематериальных благ), то дела по таким требованиям подсудны районному суду.

Вопрос 4: Можно ли при исполнении решения в отношении гражданина обратить взыскание на квартиру (долю), находящуюся в его собственности?

Ответ: Статья 369 ГПК РСФСР предусматривает, что при исполнении решений в отношении граждан взыскание не может быть обращено на необходимые для должника и состоящих на его иждивении лиц продукты питания, предметы одежды, домашней обстановки и утвари, необходимое количество скота и птицы, а также другое имущество согласно перечню, приведенному в Приложении N 1 к Кодексу.

В названном перечне квартира (доля), находящаяся в собственности должника, отсутствует.

В п. 1 Приложения N 1 к Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации, содержащем перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, установлено, что не подлежит конфискации жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью).

Согласно ч. 5 ст. 1 ГПК РСФСР в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе производства по гражданскому делу, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при исполнении решения в отношении гражданина нельзя обратить взыскание на квартиру (долю), находящуюся в его собственности, если он и его семья постоянно в ней проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью).

Вопрос 5: Вправе ли апелляционная инстанция вернуть по подсудности дело, решение по которому вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно?

Ответ: Гражданским процессуальным кодексом РСФСР не предусмотрена передача апелляционной инстанцией дела мировому судье.

Однако согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, в случае, когда при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции обнаруживает, что решение по делу вынесено мировым судьей, которому оно неподсудно, решение должно быть отменено, а дело направлено по подсудности.

Вопрос 6: Может ли образовательное учреждение быть создано несколькими собственниками?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции от 13 февраля 2002 г.) учредителем (учредителями) образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В силу ч. 2 той же статьи допускается совместное учредительство образовательных учреждений.

В п. 3 ст. 33 Закона определено, что для регистрации образовательного учреждения учредитель предоставляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей и другие документы.

Из смысла ст. 11 и ст. 33 Закона следует, что образовательное учреждение может быть создано несколькими учредителями.

Таким образом, Закон Российской Федерации "Об образовании", являющийся специальным законом, определяющим отношения в области образования и регулирующим вопросы создания образовательных учреждений, предоставляет право создавать образовательное учреждение нескольким учредителям.

Вопрос 7: Куда должны быть возвращены исполнительные листы о взыскании государственной пошлины или штрафа в доход государства в случае невозможности их исполнения по основаниям, указанным в Федеральном законе "Об исполнительном производстве"?

Ответ: Статья 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает государственную пошлину в состав налоговых доходов федерального бюджета. Указанный платеж согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации относится к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации, контроль за полнотой и своевременностью внесения которых возложен на налоговые органы.

Таким образом, в случае невозможности исполнения исполнительного документа о взыскании государственной пошлины в доход государства указанный документ должен быть возвращен в налоговые органы.

Что касается взыскания с должника штрафа в доход государства, который на основании п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит зачислению в местный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении, то в случае невозможности произвести по нему исполнение исполнительный документ должен быть возвращен в органы Федерального казначейства Российской Федерации по месту нахождения должника.

Вопрос 8: Кто является надлежащим ответчиком по искам о взыскании компенсационных выплат на питание детей, выплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 1 августа 1996 г. N 107-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования"?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 5 ст. 37 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями) "Об образовании" к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений.

Согласно п. 1 ст. 44 Закона деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

В отношении муниципальных образовательных учреждений в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. (в редакции от 4 августа 2000 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относится, в частности, содержание муниципальных учреждений основного общего образования (пп. 6 п. 2 ст. 6 Закона).

Анализ статей данных законов позволяет сделать вывод, что обязанность по финансированию учебного образовательного учреждения государственного, муниципального или негосударственного типа возложена на учредителей этого учреждения.

Согласно п. 6 ст. 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" инфляционный рост расходов на питание обучающихся должен полностью компенсироваться государством. Поскольку компенсационные выплаты на питание обучающихся осуществляются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ст. 2 Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования"), а обязанность по финансированию образовательного учреждения возложена на учредителя, то очевидно, что последний несет ответственность за получение этих средств из соответствующего бюджета и направление их в учебное заведение для целевого использования. Надлежащим ответчиком следует считать учредителя образовательного учебного заведения. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право защищать законные права и интересы ребенка (п. 1 ст. 52 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Из этого следует, что они вправе обращаться с требованиями о взыскании компенсации, связанной с инфляционным ростом расходов на питание обучающихся.

  • Главная
  • "ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2002 ГОДА" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002)