Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.2008 N 482 (ред. от 12.10.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (ЭКСПЛУАТАЦИИ), РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАКРЫТИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (ЭКСПЛУАТАЦИИ), РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАКРЫТИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2010 N 319, от 12.10.2010 N 810)
I. Общие положения1. Настоящие Правила регламентируют порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
3. Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также на иных специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности.
4. Для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска создаются в установленном порядке подразделения органов пограничного, таможенного, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, иных видов контроля (далее - подразделения государственных контрольных органов).
II. Классификация и специализация пунктов пропуска5. Пункты пропуска классифицируются на:
морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные - по виду международного сообщения;
пассажирские, грузовые, грузо-пассажирские - по характеру международного сообщения;
постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе - по режиму работы;
многосторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации лицами независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;
двусторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе в упрощенном порядке, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации и сопредельного государства.
6. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (далее - специализированные пункты пропуска).
Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, и подразделяются на:
специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;
специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
III. Порядок установления пунктов пропуска7. Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
8. Предложения об установлении пунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - инициаторы).
Предложение об установлении пункта пропуска направляется инициатором в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является инициатором) с приложением следующих документов:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
обоснование экономической целесообразности установления пункта пропуска;
сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;
подробный расчет затрат средств из федерального бюджета на проектирование, строительство, оборудование, техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обоснованием;
схема территории (акватории), на которой планируется разместить здания, помещения, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обозначением границ зон планируемого размещения.
Инициатором при установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов может выступать только Министерство обороны Российской Федерации.
Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению об установлении пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
9. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации рассматривает представленные инициатором материалы и в 2-месячный срок готовит заключение о целесообразности либо нецелесообразности установления пункта пропуска, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (если они не являются инициаторами).
Заключение о нецелесообразности установления пункта пропуска направляется инициатору.
При установлении временных пунктов пропуска в целях освоения континентального шельфа Российской Федерации подготовка заключения о целесообразности либо нецелесообразности установления таких пунктов пропуска не требуется.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 N 810)
10. В случае признания целесообразности установления пункта пропуска проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов вносится в установленном порядке Министром обороны Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска с приложением материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается установить пункт пропуска.
11. В проекте акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска указываются классификация и специализация пункта пропуска, а также срок функционирования - для временного пункта пропуска и период работы - для сезонного пункта пропуска.
12. Подготовка проектов международных договоров Российской Федерации об установлении пунктов пропуска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.
IV. Порядок открытия пунктов пропуска13. Пункт пропуска открывается после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, в порядке, установленном настоящими Правилами.
Если в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска или нормативном правовом акте Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации о реконструкции пункта пропуска предусмотрено поэтапное принятие пункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется после завершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения.
14. Проектная документация на строительство пункта пропуска, оборудование зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, согласовывается с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска.
В случае строительства пункта пропуска в пределах территории военного аэродрома указанная проектная документация также согласовывается с Министерством обороны Российской Федерации.
15. После окончания строительства, оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, и получения разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создает межведомственную комиссию по проверке соответствия пункта пропуска требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - комиссия).
В состав комиссии входят представители Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, а также Министерства обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
16. Результаты работы комиссии оформляются актом, который подписывается членами комиссии, подтверждающими соответствие пункта пропуска требованиям, указанным в пункте 15 настоящих Правил.
В случае если членами комиссии выявлены несоответствия указанным требованиям, составляется протокол несоответствия, который прилагается к акту комиссии и является его неотъемлемой частью. В протоколе указываются выявленные несоответствия с определением сроков их устранения. Протокол подписывается членом комиссии - представителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и членами комиссии, выявившими эти несоответствия. Указанными членами комиссии (или по уведомлению Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации другими уполномоченными представителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти) подписывается акт комиссии после проведения проверки устранения указанных в протоколе несоответствий.
17. На основании подписанного всеми членами комиссии акта комиссии Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в 2-месячный срок принимает нормативный правовой акт об открытии пункта пропуска (с указанием его классификации и специализации), согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска, а также с Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
18. Нормативные правовые акты об открытии пункта пропуска подлежат официальному опубликованию.
Министерство иностранных дел Российской Федерации при необходимости доводит информацию об открытии пункта пропуска до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в Российской Федерации, дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом.
19. Если пункт пропуска установлен международным договором Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации по дипломатическим каналам информирует сопредельную сторону об открытии пункта пропуска.
V. Порядок функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска20. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации создает администрацию пункта пропуска.
21. Функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
22. Для обеспечения бесперебойного функционирования (эксплуатации) пункта пропуска руководитель администрации пункта пропуска по согласованию с руководителями подразделений государственных контрольных органов, а также соответственно с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала утверждает распорядок работы пункта пропуска, включающий в себя время начала и окончания его работы.
23. В сезонных пунктах пропуска и пунктах пропуска, работающих на нерегулярной основе, работа сотрудников соответствующих подразделений государственных контрольных органов организуется в порядке их командирования в эти пункты на период пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
VI. Координация деятельности в пунктах пропуска24. Координация деятельности подразделений государственных контрольных органов, администраций пункта пропуска и администраций морского порта, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), железнодорожной, автомобильной станции или вокзала осуществляется по следующим основным направлениям:
совместный анализ обстановки в пункте пропуска, прогнозирование тенденций изменения пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных;
разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта пропуска;
разработка и утверждение распорядка работы и технологических схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также планов взаимодействия.
25. Координация деятельности подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска возлагается:
по вопросам поддержания режима государственной границы - на руководителя подразделения пограничного контроля пограничного органа;
по вопросам содержания зданий, помещений и сооружений пункта пропуска с соответствующим технологическим оборудованием и техническим оснащением - на руководителя администрации пункта пропуска.
26. В целях обеспечения координации деятельности в пункте пропуска создается координационный совет, в состав которого входят руководители подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска, а также руководитель администрации морского порта, капитан речного (озерного) порта, руководитель аэропорта, старший авиационный начальник аэродрома, начальник железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, а также представители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска.
Члены координационного совета при обсуждении вопросов и принятии решений пользуются равными правами.
На заседания координационного совета в случае необходимости могут быть приглашены другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совета.
27. Заседания координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совета.
28. Решения координационного совета считаются принятыми, если они одобрены всеми членами координационного совета.
Решения координационного совета оформляются протоколом и реализуются лицами, указанными в пункте 26 настоящих Правил.
VII. Порядок проведения реконструкции пунктов пропуска29. Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение работ, направленных на изменение пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.
30. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска.
Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации с приложением следующих документов:
обоснование целесообразности реконструкции пункта пропуска;
сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска после завершения реконструкции;
сведения о порядке функционирования пункта пропуска на период проведения реконструкции с приложением проекта технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
подробный расчет затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.
Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к предложению о проведении реконструкции пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
31. В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома.
32. Открытие пункта пропуска после реконструкции осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 13-19 настоящих Правил.
VIII. Порядок закрытия пунктов пропуска33. Пункт пропуска может быть закрыт на основании международного договора Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации.
34. Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска может вноситься одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - заявители).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
Представление о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска направляется заявителем в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (если оно не является заявителем) с приложением документов с обоснованием нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
Требования к форме и содержанию документов, прилагаемых к представлению о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска, устанавливаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
35. На основании представления о нецелесообразности или невозможности функционирования пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в установленном порядке осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска.
Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил, вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации о закрытии пункта пропуска, установленного в пределах территории военного аэродрома, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации.
36. Временное закрытие пункта пропуска может производиться по решению Правительства Российской Федерации в случаях:
предусмотренных международным договором Российской Федерации;
возникновения чрезвычайных ситуаций, делающих невозможными осуществление транспортного сообщения или функционирование подразделений государственных контрольных органов;
по причинам санитарно-карантинного характера.
37. Проект акта Правительства Российской Федерации о временном закрытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящих Правил, вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации руководителем одного из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль в пунктах пропуска, или руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
В проекте акта Правительства Российской Федерации о временном закрытии пункта пропуска указываются периоды временного закрытия пункта пропуска.
38. О принятии решения о закрытии пункта пропуска сообщается по дипломатическим каналам сопредельному с Российской Федерацией государству, а при необходимости - другим заинтересованным государствам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2010 N 319)
39. На период временного закрытия пункта пропуска подразделения государственных контрольных органов не подлежат расформированию и используются по решению руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.2008 N 482 (ред. от 12.10.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (ЭКСПЛУАТАЦИИ), РЕКОНСТРУКЦИИ И ЗАКРЫТИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"