Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ФСБ РФ от 24.06.2009 N 287 (ред. от 12.04.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ПОМЕЩЕНИЯХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, ЕСЛИ УКАЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)"
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ПОМЕЩЕНИЯХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, ЕСЛИ УКАЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
I. Общие положения1. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по лицензированию деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - государственная функция).
2. Государственная функция исполняется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ <*>);
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1.
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3430.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <*> (с учетом сроков вступления в силу его отдельных положений);
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249.
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4775.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 43, ст. 4238.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 864.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 700.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 208 "Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1746.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 689 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5363.
Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности" <*> (с изменениями, внесенными Приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 г. N 149 <**>).
<*> Зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный N 9155.
<**> Зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2008 г., регистрационный N 11585.
4. Результатами исполнения государственной функции являются:
предоставление (отказ в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - лицензия);
продление срока действия лицензии в порядке переоформления;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;
приостановление действия лицензии;
возобновление действия лицензии;
аннулирование лицензии;
выдача дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии;
ведение реестра лицензий;
предоставление выписки из реестра лицензий.
5. Юридическими фактами, заканчивающими исполнение государственной функции, являются принятие решения лицензирующим органом и последующее уведомление заявителя о принятом решении.
6. Пользователями государственной функции являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
II. Требования к порядку исполнения государственной функции7. Информация об исполнении государственной функции предоставляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа.
8. Схема последовательности действий при исполнении государственной функции приведена в приложении N 1 к Регламенту.
9. Почтовый адрес для направления (представления) соответствующих документов и письменных обращений: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2.
Информация о порядке исполнения государственной функции и реквизитах для уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, размещается на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет: www.fsb.ru (далее - сайт).
Номера телефонов лицензирующего органа приводятся на сайте.
10. Консультации по процедуре исполнения государственной функции предоставляются уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа по письменным обращениям и телефону.
11. При консультировании по письменным обращениям ответ направляется почтовым отправлением по адресу, указанному в обращении, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в лицензирующем органе.
12. При консультировании по телефону должностные лица лицензирующего органа предоставляют следующую информацию:
о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в секретариате лицензирующего органа заявления по вопросам лицензирования;
о принятом решении по конкретному заявлению;
о нормативных правовых актах по вопросам лицензирования (дата, номер, наименование);
о необходимых документах для получения лицензии;
о размещении на сайте информации из реестра лицензий, а также справочных материалов по вопросам лицензирования.
Сроки исполнения государственной функции13. Срок исполнения государственной функции по предоставлению лицензии - не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, в том числе:
прием и регистрация заявления и документов - 1 день;
рассмотрение заявления и документов - 4 дня;
проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий - 30 дней;
подготовка решения лицензирующего органа - 7 дней;
уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа - 3 дня.
14. Срок исполнения государственной функции по продлению срока действия лицензии в порядке переоформления - не более 10 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии в порядке переоформления, в том числе:
прием и регистрация заявления и документов - 1 день;
рассмотрение заявления и документов - 6 дней;
подготовка решения лицензирующего органа - 1 день;
уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа - 2 дня.
15. Срок исполнения государственной функции по переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии, - не более 10 дней со дня поступления заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к нему документов, в том числе:
при реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или местонахождения либо изменении имени или места жительства индивидуального предпринимателя:
прием и регистрация заявления и документов - 1 день;
рассмотрение заявления и документов - 5 дней;
подготовка решения лицензирующего органа - 2 дня;
уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа - 2 дня;
при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем:
прием и регистрация заявления и документов - 1 день;
рассмотрение заявления и документов - 2 дня;
проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий - 4 дня;
подготовка решения лицензирующего органа - 2 дня;
уведомление налогового органа и заявителя о решении лицензирующего органа - 1 день.
16. Срок исполнения государственной функции по приостановлению действия лицензии - в течение суток со дня вступления решения суда в законную силу.
17. Срок исполнения государственной функции по возобновлению действия лицензии - со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
18. Срок исполнения государственной функции по аннулированию лицензии - со дня вступления решения суда в законную силу.
19. Срок исполнения государственной функции по выдаче дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, - не более 10 дней со дня получения соответствующего заявления.
20. Срок исполнения государственной функции по ведению реестра лицензий - не позднее 3 дней со дня принятия соответствующего решения лицензирующего органа.
21. Срок исполнения государственной функции по предоставлению информации из реестра лицензий - не позднее 3 дней со дня поступления запроса.
22. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
Продление срока действия лицензии в порядке переоформления либо переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется после представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.
Выдача дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется не позднее 3 дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии.
Предоставление выписки из реестра лицензий осуществляется не позднее 3 дней после представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выписку из реестра лицензий.
Основания для приостановления исполнения (отказа в исполнении) государственной функции23. Основанием для приостановления исполнения государственной функции является волеизъявление соискателя лицензии, выраженное в письменной форме, об отзыве заявления о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии. В случае приостановления исполнения государственной функции должностное лицо лицензирующего органа в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.
24. Основанием для отказа в исполнении государственной функции является отсутствие документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 Регламента. В случае отказа в исполнении государственной функции лицензирующий орган в течение 7 дней возвращает заявителю документы, прилагаемые к заявлению.
Документы, необходимые для исполнения государственной функции25. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии (приложение N 2 к Регламенту) (далее - заявление), в котором указываются:
лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
В целях повышения эффективности взаимодействия с лицензирующим органом соискатель лицензии в заявлении может также указать:
контактный телефон лица, выделенного от соискателя лицензии для взаимодействия с лицензирующим органом;
имя, фамилию и (в случае, если имеется) отчество руководителя организации соискателя лицензии;
адрес налогового органа, на учете в котором состоит соискатель лицензии.
26. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, подтверждающих наличие у руководителя (лица, уполномоченного руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности) и специалистов высшего либо среднего профессионального (технического) образования, профессиональной подготовки и (или) стажа работы в области лицензируемой деятельности;
копия документа, подтверждающего допуск соискателя лицензии к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений и сооружений, а также технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
Копии документов, указанных в настоящем пункте (за исключением учредительных документов), подписываются (заверяются) соискателем лицензии.
27. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" за совершение действий, связанных с лицензированием, взимается государственная пошлина (плата):
за предоставление лицензии - 2600 рублей;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
за выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
за продление срока действия лицензии - 200 рублей;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
за предоставление выписки из реестра лицензий - 10 рублей.
III. Административные процедурыПоследовательность административных процедур при исполнении государственной функции28. Исполнение государственной функции по лицензированию включает следующие административные процедуры:
прием лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
принятие лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;
выдача лицензирующим органом соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии;
продление срока действия лицензии;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;
проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий;
приостановление действия лицензии;
возобновление действия лицензии;
аннулирование лицензии;
занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий;
предоставление выписки из реестра лицензий.
Прием лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии29. Основанием для начала исполнения государственной функции является прием и регистрация заявления.
30. Заявление представляется в лицензирующий орган.
31. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет по почте (представляет) в лицензирующий орган заявление с приложением документов, указанных в пункте 26 Регламента.
32. Лицензирующий орган в день получения заявления проверяет правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов.
33. Датой принятия лицензирующим органом заявления и документов к рассмотрению считается дата регистрации заявления в секретариате лицензирующего органа.
Проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий34. Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в документах, представленных в соответствии с пунктом 26 Регламента, путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
35. Лицензирующий орган получает сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов в порядке, установленном Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" и от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439".
36. В случае выявления неполноты сведений лицензирующий орган в срок, не превышающий 10 дней, направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о необходимости представления недостающих сведений.
37. После проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии лицензирующий орган по согласованию с соискателем лицензии назначает дату и место проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии следующих лицензионных требований и условий:
наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании помещений и сооружений, а также технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности <*>;
<*> Информация о необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности параметрах технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну. Для ознакомления с указанными сведениями соискатель лицензии может обратиться в лицензирующий орган или территориальный орган безопасности, предоставивший лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Обращение может быть осуществлено по почтовому адресу или по телефону. Перечень территориальных органов безопасности с указанием почтовых адресов приводится в приложении N 3 к Регламенту. Перечень номеров телефонов территориальных органов безопасности приводится на сайте.
наличие в штате соискателя лицензии следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 5 лет в области лицензируемой деятельности;
специалисты, имеющие высшее либо среднее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности;
выполнение соискателем лицензии при осуществлении лицензируемой деятельности требований, установленных в соответствии со статьями 11.2 и 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности";
осуществление лицензируемой деятельности в соответствии с методической документацией, разработанной соискателем лицензии с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ФСБ России в области лицензируемой деятельности и согласованной с лицензирующим органом <*>;
<*> Информация о методах осуществления лицензируемого вида деятельности отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну.
Проект методической документации направляется на рассмотрение в лицензирующий орган. По результатам рассмотрения лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении по согласованию (об отказе в согласовании) указанного проекта.
наличие у соискателя лицензии допуска к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
использование при осуществлении лицензируемой деятельности технических средств, в том числе иностранного производства, на эксплуатацию которых выдано соответствующее разрешение;
использование программ для электронно-вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора, заключенного с правообладателем в установленном порядке.
38. Соискатель лицензии обеспечивает проведение проверки возможности выполнения им требований и условий, предъявляемых к нему при осуществлении лицензируемой деятельности.
Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
39. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится уполномоченным должностным лицом (лицами) лицензирующего органа в соответствии с распоряжением (приказом) лицензирующего органа о проведении проверки, в котором указывается информация в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
40. Заверенные печатью копии распоряжения (приказа) лицензирующего органа вручаются под роспись должностными лицами лицензирующего органа, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) лицензирующего органа.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
41. Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
42. Обязанности уполномоченных лиц лицензирующего органа при проведении проверки определяются статьей 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
43. По результатам проверки уполномоченным должностным лицом (лицами) лицензирующего органа составляется акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (далее - акт), который приобщается к лицензионному делу.
Выписка из акта направляется соискателю лицензии вместе с письмом о направлении лицензии при наличии замечаний, предписаний и рекомендаций по итогам проведения проверки.
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии44. Лицензирующий орган обязан в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии, уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
45. Уведомление о предоставлении (продлении срока действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие) лицензии вручается лицензиату лично или направляется ему по почте.
46. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии вручается соискателю лицензии лично или направляется ему по почте с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Предоставление лицензирующим органом соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии47. Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) соискателю лицензии с письмом о направлении лицензии, второй экземпляр хранится в лицензионном деле лицензиата.
48. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется в двух экземплярах (на каждом проставляется пометка "Дубликат"). Первый экземпляр дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату, второй экземпляр хранится в лицензионном деле лицензиата.
Продление срока действия лицензии49. Срок действия лицензии по окончании может быть продлен по заявлению лицензиата (приложение N 2 к Регламенту) в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии50. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, юридическое лицо (либо его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (приложение N 2 к Регламенту).
51. В заявлении о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
52. Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.
53. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
54. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии у юридического лица (либо его правопреемника) или индивидуального предпринимателя, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, осуществляется после проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий по новому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, проводимой в порядке, установленном пунктом 38 Регламента.
55. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, должностное лицо лицензирующего органа вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
56. Уведомление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, вручается лично или направляется по почте лицензиату в письменной форме.
57. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, вручается лично или направляется по почте уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
Проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий58. В целях проверки выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензирующим органом в пределах своей компетенции проводятся плановые и внеплановые проверки:
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
наличия у лицензиата на праве собственности или ином законном основании помещений и сооружений, а также технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
наличием в штате лицензиата следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 5 лет в области лицензируемой деятельности;
специалисты, имеющие высшее либо среднее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности;
выполнения лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности требований, установленных в соответствии со статьями 11.2 и 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности";
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с методической документацией, разработанной лицензиатом с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ФСБ России в области лицензируемой деятельности и согласованной с лицензирующим органом;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
передачи разработанной лицензиатом с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов лицензирующего органа в области лицензируемой деятельности и согласованной с ФСБ России методической документации другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по согласованию с лицензирующим органом;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
наличия у лицензиата допуска к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
использования при осуществлении лицензируемой деятельности технических средств, в том числе иностранного производства, на эксплуатацию которых выдано соответствующее разрешение;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
осуществления лицензиатом регистрации и учета движения каждой единицы технических средств, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также регламентирующей использование этих средств нормативной методической документации;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
осуществления лицензиатом лицензируемой деятельности с учетом требований по безопасности информации, предъявляемых к проверяемым помещениям и техническим средствам;
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
использования программ для электронно-вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) на основании договора, заключенного с правообладателем в установленном порядке.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
59. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем 1 раз в 3 года.
60. План проверок составляется лицензирующим органом ежегодно в период, предшествующий календарному году, и утверждается начальником лицензирующего органа с учетом положений частей 6 - 6.2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В плане проверок указываются сведения в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
Утвержденный план проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на сайте либо иным доступным способом.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются лицензирующим органом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) лицензирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
61. Внеплановые проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя осуществляются лицензирующим органом в порядке и по основаниям, определенным статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
62. В случае выявления в результате проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа составляется соответствующий акт и дается предписание об устранении выявленных нарушений.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 12.04.2010 N 173)
Приостановление действия лицензии63. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 5 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), влечет наложение административного штрафа на лицензиата или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
64. При выявлении у лицензиата в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган направляет соответствующие материалы в суд.
65. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:
отсутствие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании помещений и сооружений, а также технологического, испытательного, контрольно-измерительного оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
отсутствие в штате лицензиата следующего квалифицированного персонала:
руководитель и (или) лицо, уполномоченное руководить работами по осуществлению лицензируемой деятельности, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 5 лет в области лицензируемой деятельности;
специалисты, имеющие высшее либо среднее профессиональное (техническое) образование, профессиональную подготовку и (или) стаж работы не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности;
отсутствие у лицензиата допуска к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
использование программ для электронно-вычислительных машин и баз данных третьими лицами (пользователями) без договора, заключенного с правообладателем в установленном порядке;
одновременное нарушение двух и более требований и условий, указанных в пункте 58 Регламента.
66. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом лицензирующего органа, и направляет лицензиату в письменной форме уведомление о приостановлении действия лицензии.
67. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Лицензирующий орган проводит проверку устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Возобновление действия лицензии68. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, которое оформляется приказом лицензирующего органа, о чем лицензирующий орган направляет лицензиату в письменной форме уведомление о возобновлении действия лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Аннулирование лицензии69. В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
70. Действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган письменного заявления лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Уведомление о прекращении действия (аннулировании) лицензии направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в письменной форме.
71. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Занесение сведений о лицензиате в реестр лицензий72. Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение 3 дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии либо со дня получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
73. В реестре лицензий содержатся сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
74. Информация, относящаяся к лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на сайте в течение 10 дней с даты:
официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемому виду деятельности;
принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении или возобновлении действия лицензии;
получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Доступ к указанной информации является свободным и безвозмездным.
Предоставление выписки из реестра лицензий75. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах согласно приложению N 4 к Регламенту предоставляется лицензирующим органом физическим и юридическим лицам после оплаты государственной пошлины на основании заявления.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.
IV. Контроль за исполнением государственной функции76. Текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных Регламентом, осуществляется начальником лицензирующего органа.
Контроль за деятельностью лицензирующего органа осуществляет руководитель Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
77. Уполномоченные должностные лица лицензирующего органа в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении проверок, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) уполномоченного должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции78. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, является начальник лицензирующего органа.
79. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, лицензирующий орган в течение 1 месяца сообщает лицензиату, права и законные интересы которого нарушены.
80. Обращение, поступившее в лицензирующий орган, подлежит обязательному рассмотрению.
81. Предметом обжалования могут являться: решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии, ее дубликата, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, ее приостановлении, возобновлении и аннулировании, а также несоблюдение сроков исполнения и отказ в исполнении государственной функции.
82. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - заявители) могут обратиться с жалобой на действие (бездействие) или решение, принятое в ходе исполнения государственной функции уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа (далее - жалоба), к начальнику лицензирующего органа.
83. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, то они вправе обратиться письменно в ФСБ России по адресу: 107031, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2.
84. В жалобе указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
полное наименование юридического лица (в случае обращения организации);
почтовый адрес заявителя;
личная подпись заявителя.
85. Письменные жалобы (обращения) рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21.
86. Действия (бездействие) и решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование производится в сроки, по правилам подведомственности и подсудности, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПРИКАЗ ФСБ РФ от 24.06.2009 N 287 (ред. от 12.04.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, В ПОМЕЩЕНИЯХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЯ, ЕСЛИ УКАЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)"