Последнее обновление: 24.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РЕШЕНИЕ Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 319 (ред. от 08.12.2010) "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ"
Приложения
Приложение N 1
Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ) В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ) ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, А ТАКЖЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ1. Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения разработано на основании Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года N 27 в целях реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.
Настоящее Положение определяет критерии включения органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров) (далее - органы по сертификации и лаборатории) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (далее - Единый реестр), а также правила формирования и ведения Единого реестра с включением сведений об аккредитованных в национальных системах государств - членов таможенного союза (далее - Стороны) органах по сертификации и лабораториях.
2. Единый реестр состоит из национальных частей, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы государств - членов таможенного союза (далее - уполномоченные органы Сторон).
Национальные части Единого реестра состоят из разделов, содержащих сведения:
1) об органах по сертификации;
2) о лабораториях.
Уполномоченные органы Сторон обеспечивают хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту от несанкционированного доступа к информации, содержащейся в национальных частях Единого реестра.
3. Единый реестр формируется в электронной форме на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов, с обеспечением возможности доступа к национальным частям с официального сайта в сети Интернет таможенного союза и официальных сайтов в сети Интернет уполномоченных органов Сторон.
Для ведения Единого реестра используются информационные технологии, позволяющие обеспечить сбор, хранение, систематизацию, актуализацию, изменение и защиту информации, а также предоставление доступа к ней с официального сайта в сети Интернет таможенного союза и официальных сайтов в сети Интернет уполномоченных органов.
4. Включение органа по сертификации и лаборатории в Единый реестр осуществляется уполномоченным органом Стороны в соответствии со следующими критериями:
4.1. для органа по сертификации:
4.1.1. регистрация органа по сертификации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (далее - Сторона);
4.1.2. наличие действующего аттестата аккредитации в национальной системе аккредитации Стороны, выданного в соответствии с требованиями международных стандартов или национальных стандартов, гармонизированных (идентичных) с международными стандартами;
4.1.3. наличие в области аккредитации продукции, отвечающей одному или нескольким из следующих требований:
а) подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям, установленным законодательством Сторон;
б) включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов;
в) подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям единого(ых) для Сторон технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции;
4.1.4. отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям;
4.1.5. наличие в штате экспертов - аудиторов (экспертов) по направлениям деятельности, соответствующим области аккредитации, работающих в составе одного органа по сертификации;
4.1.6. предпочтительно наличие собственной испытательной базы, аккредитованной на соответствие требованиям международных стандартов или национальных стандартов, гармонизированных (идентичных) с международными стандартами;
4.2. для лабораторий:
4.2.1. регистрация лабораторий в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Стороны;
4.2.2. наличие действующего аттестата аккредитации в национальной системе аккредитации Стороны, выданного в соответствии с требованиями международных стандартов или национальных стандартов, гармонизированных (идентичных) с международными стандартами;
4.2.3. наличие в области аккредитации продукции, отвечающей одному или нескольким из следующих требований:
а) подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в соответствии с законодательством Сторон и законодательством таможенного союза;
б) подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с законодательством таможенного союза;
в) подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) в соответствии с законодательством таможенного союза;
г) подлежащей ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с законодательством таможенного союза;
4.2.4. отсутствие в течение срока действия аттестата аккредитации нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным требованиям;
4.2.5. наличие положительных результатов межлабораторных сравнительных испытаний.
4.2.6. аккредитация на техническую компетентность и независимость. Лаборатории, аккредитованные на техническую компетентность, включаются в национальную часть Единого реестра при отсутствии на территории Стороны испытательных лабораторий, аккредитованных на техническую компетентность и независимость в данной области аккредитации. Указанные лаборатории исключаются из национальной части Единого реестра лабораторий в случае аккредитации на территории Стороны лаборатории(ий) на техническую компетентность и независимость в данной области аккредитации.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 17.08.2010 N 343)
5. Исключение органа по сертификации и лаборатории из Единого реестра осуществляется уполномоченным органом Стороны:
1) при несоответствии хотя бы одному из критериев, установленных в пункте 4 настоящего Положения;
2) при отрицательных результатах проведения взаимных сравнительных оценок процедур аккредитации требованиям международных стандартов;
3) при наличии фактов нарушений в деятельности органа по сертификации и лаборатории, включенных в Единый реестр;
4) при не предоставлении или несвоевременном предоставлении органами по сертификации и лабораториями информации в виде электронной записи, указанной в пункте 6 настоящего Положения, в программное обеспечение уполномоченного органа;
5) при отрицательных результатах участия в межлабораторных сравнительных испытаниях.
6. Сведения об органах по сертификации и лабораториях вносятся уполномоченными органами Сторон в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей:
1) наименование органа по сертификации, наименование юридического лица, наименование лаборатории, юридический и фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя органа по сертификации или лаборатории;
2) информацию об области аккредитации, включающую:
для органов по сертификации - наименование групп продукции и коды единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
для лабораторий - наименование групп продукции и коды ТН ВЭД ТС - на основе документально оформленной области аккредитации, виды или методы испытаний, контролируемые показатели, нормативные правовые акты и (или) технические нормативные правовые акты, нормативные документы, регламентирующие контролируемые показатели и методы контроля;
3) регистрационный номер аттестата аккредитации и дата его регистрации;
4) срок действия аттестата аккредитации;
5) даты вступления в силу решения уполномоченного органа о расширении или сокращении области аккредитации, описание в части изменения области аккредитации;
6) сведения о переоформлении аттестата аккредитации.
7. Уполномоченные органы Сторон представляют в Комиссию таможенного союза сведения для утверждения согласно пунктам 2 и 6 настоящего Положения об органах по сертификации и лабораториях (со дня наделения Комиссии таможенного союза соответствующими полномочиями).
8. При необходимости включения органа по сертификации или лаборатории в Единый реестр или исключения их из Единого реестра уполномоченный орган Стороны представляет сведения в Комиссию таможенного союза в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.
9. Уполномоченные органы Сторон в соответствии с решением Комиссии таможенного союза об утверждении Единого реестра или изменений в него размещают на официальных сайтах в сети Интернет следующие сведения об органах по сертификации и лабораториях:
1) наименование органа по сертификации, наименование юридического лица, наименование лаборатории, юридический и фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество руководителя органа по сертификации или лаборатории;
2) описание области аккредитации;
3) регистрационный номер аттестата аккредитации и дата его регистрации;
4) срок действия аттестата аккредитации;
5) даты вступления в силу решения уполномоченного органа о расширении или сокращении области аккредитации, описание в части изменения области аккредитации.
10. При необходимости актуализации приведенных в пункте 6 настоящего Положения сведений об органах по сертификации и лабораториях, включенных в Единый реестр, уполномоченный орган Стороны направляет в Комиссию таможенного союза перечень изменений по сведениям об органах по сертификации и лабораториях в форме письменного уведомления.
Актуализированные сведения об органах по сертификации и лабораториях Стороны размещаются на официальных сайтах таможенного союза и уполномоченного органа Стороны по истечении трех дней со дня представления уведомления в Комиссию таможенного союза.
11. Представление по запросам заинтересованных лиц сведений об органах по сертификации и лабораториях Сторон, включенных в национальные части Единого реестра, осуществляется уполномоченными органами в соответствии с законодательством Сторон.
12. В случае возникновения претензий к деятельности органа по сертификации или лаборатории Стороны жалобы направляются в письменной форме в уполномоченный орган, включивший такой орган по сертификации или лабораторию в Единый реестр.
13. Жалобы рассматриваются уполномоченными органами Сторон в соответствии с законодательством Сторон.
14. Обжалование решения уполномоченного органа Стороны осуществляется в соответствии с законодательством Стороны.
Приложение N 2. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА ВЫДАННЫХ СЕРТИФИКАТОВ СООТВЕТСТВИЯ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ О СООТВЕТСТВИИ, ОФОРМЛЕННЫХ ПО ЕДИНОЙ ФОРМЕ1. Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, разработано на основании Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 года N 27 в целях реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме в рамках таможенного союза (далее - Единый реестр), предоставления содержащихся в Едином реестре сведений о выданных сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии, оформленных по единой форме (далее - сертификаты соответствия и декларации о соответствии), о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия (далее - сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии).
3. Единый реестр состоит из национальных частей Единого реестра, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы государств - членов таможенного союза (далее - уполномоченные органы Сторон).
Единый реестр формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов Сторон, с обеспечением возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официального сайта в сети Интернет таможенного союза и официальных сайтов в сети Интернет уполномоченных органов Сторон.
Для ведения Единого реестра используются информационные технологии, позволяющие обеспечить сбор, хранение, систематизацию, актуализацию, изменение и защиту информации, а также предоставление доступа к ней с официального сайта в сети Интернет таможенного союза и официальных сайтов в сети Интернет уполномоченных органов Сторон.
4. Формирование и ведение национальных частей Единого реестра включает внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.
5. Сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами Сторон в национальные части Единого реестра на основании решения о выдаче сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, принятого в порядке, установленном законодательством Стороны.
6. Сведения о сертификатах соответствия вносятся уполномоченными органами Сторон в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей:
1) регистрационный номер сертификата соответствия, срок действия, учетный номер бланка, на котором оформлен сертификат соответствия;
2) наименование, юридический и фактический адрес заявителя;
3) наименование, юридический и фактический адрес изготовителя;
4) наименование, юридический и фактический адрес органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
5) фамилию, имя, отчество руководителя органа по сертификации;
6) фамилию, имя, отчество эксперта - аудитора (эксперта);
7) информацию о сертифицированной продукции, позволяющую ее идентифицировать;
8) код (коды) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
9) информацию о нормативных правовых актах и (или) технических нормативных правовых актах, нормативных документах (далее - НПА), на соответствие требованиям которых проводилась сертификация;
10) информацию о документах, предоставленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательства соответствия продукции требованиям НПА, информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
11) дополнительную информацию, указанную в соответствующей позиции сертификата соответствия;
12) дату и причину приостановления, возобновления или прекращения действия сертификата соответствия;
13) дату, срок продления действия сертификата соответствия и основание для его продления;
14) сведения о приложении (приложениях) к сертификату соответствия.
7. Сведения о декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами Сторон в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей:
1) регистрационный номер и дату регистрации декларации о соответствии;
2) наименование, юридический и фактический адрес заявителя (декларанта);
3) наименование, юридический и фактический адрес изготовителя;
4) информацию о продукции, на которую распространяется декларация о соответствии, позволяющую идентифицировать эту продукцию;
5) код (коды) ТН ВЭД ТС;
6) информацию о НПА, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;
7) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента, а также других документах, являющихся доказательной базой;
8) срок действия декларации о соответствии;
9) наименование, юридический и фактический адрес органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии;
10) фамилия, имя и отчество руководителя органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии;
11) сведения о приложении (приложениях) к декларации о соответствии.
8. Уполномоченные органы размещают в информационной системе общего пользования не позднее трех дней после выдачи/регистрации сертификата соответствия/декларации о соответствии:
сведения о сертификатах соответствия, указанные в подпунктах 1 (кроме сведений об учетном номере бланка, на котором оформлен сертификат соответствия), 2, 3, 7 - 9, 12 и 13 пункта 6 настоящего Положения;
сведения о декларациях о соответствии, указанных в подпунктах 1 - 6, 8 и 11 пункта 7 настоящего Положения.
9. Формирование и ведение национальных частей Единого реестра осуществляется в условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к содержащимся в них сведениям. Для предотвращения утраты указанных сведений уполномоченными органами формируется резервная копия национальных частей Единого реестра.
10. Сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия декларации о соответствии согласно предписанию органа государственного контроля (надзора) Стороны вносятся в национальную часть Единого реестра уполномоченным органом Стороны в соответствии с ее законодательством.
11. Предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, содержащихся в национальной части Единого реестра, осуществляет уполномоченный орган Стороны.
Приложение N 3
Приложение N 3. ЕДИНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ К НИМУТВЕРЖДЕНО
Решением Комиссии
таможенного союза
от 18 июня 2010 г. N 319
(5) ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ
(6) ЗАЯВИТЕЛЬ
(7) ИЗГОТОВИТЕЛЬ
(8) ПРОДУКЦИЯ
(9) Код ТН ВЭД ТС
(10) СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ
(11) СЕРТИФИКАТ ВЫДАН НА ОСНОВАНИИ
(12) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Руководитель (уполномоченное лицо) органа по сертификации подпись, инициалы, фамилия | |||
М.П. | (15) | ||
Эксперт-аудитор (эксперт) подпись, инициалы, фамилия |
<*> Требования к бланкам сертификата соответствия и приложения к нему, правила их заполнения установлены в Приложении 1. ЕДИНАЯ ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ
<*> Требования к оформлению декларации о соответствии и правила ее заполнения установлены в Приложении 2.
Приложение N 1
к Единой форме сертификата
соответствия
1. Органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) государств - членов таможенного союза (далее - органы по сертификации Сторон) <*>, осуществляющие сертификацию продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень), оформляют сертификаты соответствия по единой форме (далее - сертификаты соответствия) и передают сведения о них в уполномоченный орган Стороны в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, утвержденным решением Комиссии таможенного союза.
<*> Органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
2. Требования к бланкам сертификата соответствия и правила их заполнения.
2.1. Бланки сертификатов соответствия и бланки приложений к сертификатам соответствия (далее - бланки) являются документами строгой отчетности, имеют не менее четырех степеней защиты, в том числе:
гильошную рамку позитивного отображения;
микротекст, размещенный по периметру гильошной рамки;
полупрозрачный голографический защитный элемент;
типографский номер (обозначение серии в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Приложения) и порядковый номер бланка (число из семи арабских цифр).
2.2. Бланки изготавливаются в государствах - членах таможенного союза типографским способом. При этом типографский номер бланка, изготавливаемого в Республике Беларусь, содержит обозначение "Серия BY", в Республике Казахстан - "Серия KZ", в Российской Федерации - "Серия RU".
2.3. Бланки заполняются исключительно с использованием электронных печатающих устройств. Лицевая сторона бланка заполняется на русском языке, оборотная сторона может быть заполнена на государственном языке Стороны, в которой выдан сертификат соответствия, в соответствии с установленными в единой форме реквизитами (позициями).
2.4. Описание реквизитов (позиций):
Позиция 1 - Надписи, выполненные в следующей последовательности по вертикали: "ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ", "СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ".
Позиция 2 - Регистрационный номер сертификата соответствия, который формируется согласно национальным правилам Сторон, с обязательным включением аббревиатуры ТС - таможенный союз и указанием кода государства: BY - Беларусь, KZ - Казахстан, RU - Россия.
Позиция 3 - Знак соответствия системы сертификации (подтверждения соответствия) Стороны.
Позиция 4 - Учетный (индивидуальный) номер бланка сертификата соответствия, выполненный при изготовлении бланка.
Позиция 5 - Полное наименование, юридический и фактический адрес (включая наименование государства), телефон, факс, адрес электронной почты органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, регистрационный номер аттестата аккредитации органа по сертификации, дата регистрации аттестата аккредитации, наименование органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.
Позиция 6 - В зависимости от того, кому выдан сертификат соответствия, указывается изготовитель и (или) поставщик. Затем указывается полное наименование заявителя, сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, юридический и фактический адрес (включая наименование государства), телефон, факс, адрес электронной почты.
Позиция 7 - Полное наименование организации - изготовителя сертифицированной продукции, адрес (включая наименование государства), в том числе адреса его филиалов, на продукцию которых распространяется сертификат соответствия.
Позиция 8 - Сведения о продукции, на которую выдан сертификат соответствия:
- полное наименование продукции;
- сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель, артикул продукции и др.);
- обозначение нормативных правовых актов и (или) технических нормативных правовых актов, нормативных документов (далее - НПА), в соответствии с которыми изготовлена продукция;
- наименование объекта сертификации (серийный выпуск, партия или единичное изделие). В случае серийного выпуска продукции делается запись "серийный выпуск". Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия - заводской номер изделия, дополнительно в обоих случаях приводятся реквизиты товаросопроводительной документации.
Позиция 9 - Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
Позиция 10 - Обозначение НПА с указанием разделов (пунктов, подпунктов), на соответствие требованиям которых проведена сертификация и предусмотренных Единым перечнем.
Позиция 11 - Обозначение (наименование) документов, на основании которых выдается сертификат соответствия.
В качестве таких документов в зависимости от схемы сертификации могут использоваться:
- протоколы сертификационных испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза;
- сертификат системы менеджмента;
- акт анализа состояния производства;
- документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными органами и учреждениями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности и другие), с указанием номера, даты выдачи и др.;
- другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Копии документов, представляемые для подтверждения соответствия продукции требованиям НПА, должны быть заверены подписью и печатью заявителя (для индивидуального предпринимателя - при наличии печати).
Позиция 12 - Условия и сроки хранения продукции, срок годности, иная информация, идентифицирующая продукцию (данные приводятся при необходимости).
Позиция 13 - Дата регистрации сертификата соответствия в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме (число - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами).
Позиция 14 - Срок действия сертификата соответствия (число - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами).
Позиция 15 - Печать органа по сертификации, подпись, инициалы, фамилия руководителя (уполномоченного им лица) органа по сертификации, эксперта-аудитора (эксперта). Использование факсимиле вместо подписи не допускается.
При значительном объеме информации, включаемой в вышеуказанные позиции, такая информация может быть приведена в приложении (приложениях) к сертификату соответствия. Приложения оформляются на бланке приложения к сертификату соответствия и являются неотъемлемой частью сертификата соответствия. Каждый лист приложения должен содержать регистрационный номер сертификата соответствия, подписи, инициалы, фамилии руководителя (уполномоченного им лица) и эксперта-аудитора (эксперта) органа по сертификации, печать этого органа. В позиции 8 сертификата соответствия необходимо приводить ссылку на приложение (приложения) с указанием учетных номеров бланков приложений к сертификату соответствия.
3. Дополнительные записи в реквизитах бланка, не предусмотренные единой формой сертификата соответствия, а также сокращение слов, любые исправления текста не допускаются.
4. Копии сертификатов соответствия, в том числе приложений к ним, заверяются согласно законодательству Стороны, на территории которой был выдан сертификат соответствия, оформленный по единой форме.
5. Единая форма сертификата соответствия размещается в электронном виде на официальном сайте в сети Интернет таможенного союза, официальных сайтах в сети Интернет уполномоченных органов Сторон и органов по сертификации.
Приложение N 2
к Единой форме декларации
о соответствии
1. Изготовитель (поставщик) продукции, подлежащей в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень), декларированию соответствия, оформляет декларацию о соответствии по единой форме (далее - декларация о соответствии).
2. Декларация о соответствии подлежит регистрации в соответствии с правилами, установленными законодательством государств - членов таможенного союза (далее - Стороны).
Органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) Сторон (далее - органы по сертификации Сторон) <*> регистрируют декларации о соответствии и передают сведения о них в уполномоченный орган Стороны, в соответствии с Положением о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, утвержденным решением Комиссией таможенного союза.
<*> Органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
3. Требования к оформлению декларации о соответствии и правила ее заполнения:
3.1. Декларация о соответствии оформляется на листах белой бумаги формата A4 (210 x 297).
3.2. Все реквизиты, предусмотренные в форме декларации о соответствии, должны быть заполнены.
Декларации о соответствии заполняются исключительно с использованием электронных печатающих устройств на русском языке. Обратная сторона декларации о соответствии может заполняться на языке одной из Сторон.
Дополнительные записи в реквизитах декларации о соответствии, не предусмотренные единой формой декларации о соответствии, а также сокращение слов, любые исправления текста не допускаются.
3.3. Описание реквизитов (позиций):
Позиция 1 - Полное наименование изготовителя, поставщика или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, принявших декларацию о соответствии, юридический и фактический адрес (включая наименование государства), телефон, факс, адрес электронной почты, сведения о государственной регистрации указанных субъектов в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Позиция 2 - Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации - изготовителя, поставщика, от имени которого принимается декларация о соответствии. <*>
<*> В случае принятия декларации о соответствии индивидуальным предпринимателем позиция 2 не заполняется.
Позиция 3 - Сведения о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии:
- полное наименование продукции;
- сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.);
- полное наименование изготовителя с указанием адреса (включая наименование государства);
- обозначение нормативных правовых актов и (или) технических нормативных правовых актов, нормативных документов (далее - НПА), в соответствии с которыми изготовлена продукция;
- код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
- наименование типа объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие). В случае серийного выпуска продукции делается запись "серийный выпуск". Для партии продукции указывается размер партии, для единичного изделия - заводской номер изделия, дополнительно в обоих случаях приводятся реквизиты товаросопроводительной документации.
Позиция 4 - Обозначение НПА, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) НПА) и предусмотренных Единым перечнем.
Позиция 5 - Обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии.
В качестве таких документов могут использоваться:
- подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза;
- документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.;
- другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Копии документов, представляемые для подтверждения соответствия продукции требованиям НПА, должны быть заверены подписью и печатью (для индивидуального предпринимателя - при ее наличии) изготовителя продукции или поставщика.
Позиция 6 - Условия и сроки хранения продукции, срок годности, иная информация, идентифицирующая продукцию (данные приводятся при необходимости).
Позиция 7 - Срок действия декларации о соответствии (число - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами).
Позиция 8 - Печать организации - изготовителя, поставщика, в случае, если изготовитель или поставщик являются индивидуальными предпринимателями - печать индивидуального предпринимателя (при наличии), подпись, инициалы и фамилия руководителя организации - изготовителя или поставщика, в случае, если изготовитель или поставщик являются индивидуальными предпринимателями - инициалы и фамилия индивидуального предпринимателя.
Использование факсимиле вместо подписи не допускается.
Позиции 9, 10, 11, 12 - Сведения о регистрации декларации о соответствии, заполняемые органом по сертификации.
Позиция 9 - Полное наименование и юридический адрес (включая наименование государства), телефон, факс, адрес электронной почты органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии, регистрационный номер аттестата аккредитации органа по сертификации, дата аттестата аккредитации регистрации, наименование органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.
Позиции 10, 11 - Регистрационный номер декларации о соответствии, который формируется согласно законодательству Сторон, с обязательным включением аббревиатуры ТС - таможенный союз и указанием кода государства: BY - Беларусь, KZ - Казахстан, RU - Россия, и дата ее регистрации (число - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами).
Позиция 12 - Печать органа по сертификации, подпись, инициалы и фамилия его руководителя или уполномоченного им лица. Использование факсимиле вместо подписи не допускается.
При значительном объеме информации, включаемой в вышеуказанные позиции, такая информация может быть приведена в приложении (приложениях) к декларации о соответствии. Приложение (приложения) является неотъемлемой частью декларации о соответствии, каждый лист приложения должен содержать регистрационный номер декларации о соответствии, подписи, инициалы, фамилии руководителя (уполномоченного им лица) органа по сертификации, печать этого органа. В декларации о соответствии необходимо приводить ссылку на приложение (приложения) с указанием количества листов, на которых это приложение оформлено.
4. Копии деклараций о соответствии, в том числе приложений к ним, заверяются согласно законодательству Стороны, на территории которой была зарегистрирована декларация о соответствии, оформленная по единой форме.
5. Единая форма декларации о соответствии размещается в электронном виде на официальном сайте в сети Интернет таможенного союза, официальных сайтах в сети Интернет уполномоченных органов и органов по сертификации Сторон.
Приложение N 4
Приложение N 4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВВОЗА ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ), ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ (ПОДТВЕРЖДЕНИЮ) СООТВЕТСТВИЯ, НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 08.12.2010 N 491)
1. Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза разработано во исполнение Договора о создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза от 6 июня 2007 года, Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года.
2. Подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (далее - документы о соответствии).
К таким документам о соответствии относятся:
сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза (далее - Сторона), на территории которого товар помещается под таможенные процедуры;
декларация о соответствии, предусмотренная законодательством Стороны, на территории которой товар помещается под таможенные процедуры;
сертификат соответствия таможенного союза, оформленный по единой форме, на товары, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень).
3. Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах производится для помещения под таможенные процедуры:
а) выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых:
в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний при условии представления в таможенный орган копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории Стороны, где будет проводиться таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров;
в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта, ранее ввезенных на таможенную территорию таможенного союза готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы копий документов о соответствии на указанные готовые изделия;
в качестве комплектующих товаров либо сырья к продукции, выпускаемой на территории Стороны, где производится их таможенное декларирование;
в адрес представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций при условии предоставления в таможенный орган мотивированного обращения об их потреблении (использовании) исключительно лицами, их ввозящими;
в качестве гуманитарной помощи или технической помощи;
в качестве товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
б) временного ввоза, за исключением случаев временного ввоза:
контейнеров, упаковки, поддонов;
товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках и международных встречах, а также вспомогательного оборудования и материалов, предназначенных для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках и международных встречах;
товарных образцов, предназначенных исключительно для целей получения заказов на товары такого типа и непригодных для использования в иных целях, что обеспечивается путем нанесения на них нестираемой маркировки, разрывов, пробивания дыр или нанесения повреждений каким-либо другим способом;
товаров, предназначенных для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик;
рекламной печатной продукции;
оборудования, необходимого артистам, театральным труппам и оркестрам (предметов, используемых в ходе представлений, музыкальных инструментов, декораций и костюмов), если такие товары ввозятся иностранным лицом и используются им на таможенной территории таможенного союза;
профессионального кинематографического оборудования, оборудования прессы, радио или телевидения, вспомогательных устройств и принадлежностей к этому оборудованию, если такие профессиональное оборудование, устройства и принадлежности ввозятся иностранным лицом и используются им на таможенной территории таможенного союза;
товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, если такие товары ввозятся иностранным лицом и используются им на таможенной территории таможенного союза;
в) свободной таможенной зоны;
г) свободного склада;
д) реимпорта, за исключением случаев помещения под данную таможенную процедуру товаров в целях завершения действия таможенной процедуры временного вывоза.
4. Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится в отношении товаров:
бывших в употреблении (эксплуатации), независимо от таможенных процедур;
ввозимых в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе, для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов);
ввозимых в целях переработки, хранения, либо подлежащие уничтожению;
в случаях временного размещения на таможенной территории таможенного союза, за исключением ввозимых по договорам финансового лизинга;
предназначенных для магазинов беспошлинной торговли;
ввозимых в качестве припасов.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 08.12.2010 N 491)
Приложение N 5
Приложение N 5. ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, ПРИМЕНЕНИЮ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
1. Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет) создается при Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) и является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - уполномоченные органы Сторон).
2. Комитет осуществляет свою деятельность, руководствуясь международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, решениями высшего органа таможенного союза, Комиссии и настоящим Положением.
3. Основными задачами Комитета являются:
1) обеспечение согласованных действий уполномоченных органов Сторон, а также рассмотрение вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
2) рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках таможенного союза;
3) рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах таможенного союза, повлекших или связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
4) организация подготовки аналитических материалов и предложений в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках таможенного союза;
5) подготовка соответствующих рекомендаций и проектов решений по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, а также применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках таможенного союза, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения;
6) рассмотрение неурегулированных разногласий между уполномоченными органами Сторон по проектам технических регламентов и иных актов в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках таможенного союза;
4. Состав Комитета утверждается Комиссией.
В состав Комитета входят три представителя от Сторон, к компетенции которых относятся вопросы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
В состав Комитета входят председатель из числа руководителей или заместителей руководителей соответствующих уполномоченных органов в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Сторон, ответственный секретарь (из числа сотрудников Секретариата Комиссии) и члены Комитета. Председатель и ответственный секретарь Комитета назначаются Комиссией.
Председатель Комитета:
1) руководит деятельностью Комитета и организует работу по выполнению возложенных на Комитет задач;
2) представляет Комитет на заседаниях Комиссии и во взаимоотношениях с иными органами и структурами таможенного союза;
3) согласовывает дату, время проведения и проект повестки дня заседания Комитета;
4) информирует Комиссию о принятых Комитетом рекомендациях и проектах решений.
В отсутствие Председателя Комитета его обязанности исполняет член Комитета, избираемый большинством голосов членами Комитета.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
Ответственный секретарь Комитета:
1) формирует проекты планов работы Комитета и повестки заседаний Комитета;
2) доводит до членов Комитета планы работы и повестки заседаний Комитета;
3) осуществляет контроль за подготовкой и представлением рабочих материалов к заседаниям Комитета;
4) информирует членов Комитета о времени и месте проведения очередного заседания Комитета;
5) направляет членам Комитета материалы к заседаниям Комитета;
6) осуществляет контроль за выполнением решений Комитета.
Работа председателя, ответственного секретаря, членов Комитета осуществляется на безвозмездной основе.
5. Председательство в Комитете осуществляется Сторонами поочередно в лице их представителя на основе принципа ротации на срок не более одного года.
6. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, ежегодно утверждаемым Комиссией. Проекты планов работы и повестки заседаний Комитета формируются ответственным секретарем на основании предложений, поступивших от членов Комитета.
Предложения для формирования планов работы Комитета подаются не позднее чем за один месяц до начала очередного планируемого периода заседаний и содержат:
1) наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании Комитета;
2) общую характеристику вопроса;
3) проект предлагаемого решения;
4) перечень соисполнителей;
5) примерную дату рассмотрения вопроса на заседании Комитета.
Решение об изменении утвержденного плана работы Комитета в части содержания вопроса и срока его рассмотрения может быть принято председателем Комитета по мотивированному предложению ответственного секретаря Комитета, согласованному с уполномоченным органом Стороны, ответственным за подготовку вопроса.
Рассмотрение на заседаниях Комитета дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решению председателя Комитета.
Порядок работы Комитета по отдельным вопросам определяется его председателем.
7. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
8. Проект повестки дня заседания Комитета направляется членам Комитета, в том числе в электронном виде, за пятнадцать дней до даты проведения заседания Комитета.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
Уполномоченные органы Сторон и Секретариат Комиссии обеспечивают подготовку материалов по вопросам, включенным в повестку дня заседания Комитета. Контроль за подготовкой и представлением материалов для рассмотрения на заседаниях Комитета осуществляется ответственным секретарем Комитета. Ответственный секретарь Комитета подготавливает материалы для рассмотрения их Комитетом либо возвращает документы, представленные с отступлением от установленных требований.
Ответственный секретарь Комитета формирует проект повестки дня очередного заседания Комитета и не позднее чем за семь дней до даты рассмотрения вопроса представляет председателю Комитета проект повестки очередного заседания и материалы по планируемым к рассмотрению вопросам. Повестка дня утверждается непосредственно на заседании Комитета.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
После принятия решения председателем Комитета о проведении заседания Комитета ответственный секретарь Комитета не позднее чем за пять дней до даты проведения заседания информирует членов Комитета о дате, времени и месте проведения заседания Комитета, а также рассылает членам Комитета предлагаемый председателем Комитета проект повестки очередного заседания и соответствующие материалы.
9. Заседания могут проводиться в любом из городов Сторон по решению Комитета, принимаемому на основе предложений уполномоченных органов Сторон. Принимающий уполномоченный орган Стороны обеспечивает все необходимые условия для организации и проведения заседаний Комитета, за исключением случаев проведения заседаний по местонахождению Секретариата Комиссии.
По решению Комитета заседания могут проводиться в режиме видео- и (или) Интернет-конференции.
10. По решению председателя Комитета в заседаниях Комитета могут участвовать руководители (заместители руководителей) структурных подразделений Секретариата Комиссии, в компетенцию которых входят рассматриваемые вопросы, а также представители иных органов Сторон.
Каждый член Комитета вправе пригласить для участия в заседании Комитета экспертов по вопросам, планируемым к рассмотрению на заседании.
Состав лиц, приглашаемых на заседания Комитета, формируется ответственным секретарем Комитета по представлению членов Комитета, ответственных за подготовку рассматриваемых на заседании вопросов, и утверждается председателем Комитета.
Лица, приглашенные на заседание, могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов.
Лица, приглашенные на заседание, не принимают участия в голосовании.
11. Материалы по вопросам, включенным в план работы Комитета, предоставляются членами Комитета, ответственными за их подготовку, не позднее чем за две недели до даты, определенной планом, ответственному секретарю Комитета.
Член Комитета, ответственный за подготовку вопроса, несет ответственность за качество и своевременность предоставления материалов.
Материалы, предоставляемые для рассмотрения на заседании Комитета, должны содержать:
1) общую характеристику вопроса;
2) проект протокольного решения;
3) проект решения Комиссии;
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
3) необходимые справочные, аналитические материалы и прогнозы.
Zakonbase: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.
12. Заседание Комитета признается правомочным, если в нем принимает участие более половины его членов.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
В случае невозможности присутствия на заседании члена Комитета от одной из Сторон, его полномочия могут быть переданы уполномоченному лицу этой же Стороны при предъявлении письменного подтверждения его полномочий правительством или руководством соответствующего органа этой Стороны.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
13. Члены Комитета могут рекомендовать снять вопрос с рассмотрения Комитетом, если, по их мнению, данный вопрос требует дополнительной проработки уполномоченными органами Сторон, а также сформировать временную рабочую группу из представителей уполномоченных органов Сторон для выработки согласованной позиции.
Проекты решений Комиссии, одобренные на заседании Координационного комитета, визируются всеми его членами (уполномоченными лицами), участвующими в данном заседании и вносятся для рассмотрения на очередное заседание Комиссии.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
14. Решения Комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета и оформляются протоколом заседания, который подписывают все члены Комитета, присутствующие на заседании.
Особое мнение (при наличии) членов Комитета прилагается в письменном виде к протоколу. К протоколу также могут прилагаться проекты решений Комиссии, справочные материалы и соответствующие обоснования.
Ответственный секретарь Комитета в течение семи дней направляет протокол заседания Комитета всем членам Комитета. Участвовавшим в заседании Комитета приглашенным лицам могут рассылаться по решению председателя Комитета протокол или выписка из него.
(в ред. Решения Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 14.10.2010 N 431)
15. Комитет может рекомендовать снять вопрос с рассмотрения Комиссией, если, по мнению Комитета, данный вопрос требует дополнительной проработки уполномоченными органами, а также сформировать временную рабочую группу из представителей уполномоченных органов для выработки согласованной позиции.
16. Протоколы заседаний Комитета хранятся в Секретариате Комиссии.
17. Расходы, связанные с участием члена Комитета в заседаниях, несет направляющий его уполномоченный орган Стороны.
18. Информационное и правовое обеспечение деятельности Комитета осуществляют уполномоченные органы и Секретариат Комиссии.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Секретариат Комиссии.
- Главная
- РЕШЕНИЕ Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 319 (ред. от 08.12.2010) "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ"