Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Таможенного комитета Союзного государства от 25.09.2002 N 4 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ" (извлечение)
II. Этапы проведения контроля
8. Этапы проведения контроля подразделяются на:
- подготовительный этап;
- этап непосредственного проведения проверки целевого использования товаров.
9. На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:
а) анализ поступившей в инспекционное подразделение таможенного органа информации о признаках нарушения участником ВЭД национального законодательства;
б) сбор сведений о проверяемом лице.
Сведения о проверяемом лице должны содержать: организационно-правовую форму, местонахождение проверяемого лица (его филиалов и подразделений), финансовые и банковские реквизиты, фамилии руководителей и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, иные сведения;
в) сбор сведений о физическом лице - конечном получателе товаров.
Сведения о физическом лице-получателе товаров должны содержать: фамилию, имя, отчество, местожительства, номер телефона, реквизиты документов, удостоверяющих личность, место работы и должность;
г) изучение нормативных правовых актов национального законодательства (с изменениями и дополнениями), действовавших на момент таможенного оформления товаров и регламентирующих порядок их таможенного оформления, финансово-хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета, другие вопросы, касающиеся как проверяемого лица, так и объекта проверки;
д) анализ имеющихся в распоряжении таможенного органа документов, а именно:
- грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных за проверяемый период;
- основного комплекта документов, предъявленных при таможенном оформлении товаров, в том числе на иностранном языке;
- внешнеторговых и других договоров и контрактов, на основании которых осуществлялась поставка товаров, дополнительных соглашений к ним (если они предусмотрены);
- документов об исполнении договоров и контрактов (счета-фактуры, инвойсы, счета-проформы, паспорта сделок, транспортные накладные, авианакладные, акты приема-передачи и т. п.);
- документов, подтверждающих осуществление контроля со стороны других государственных контролирующих органов Республики Белоруссии или Российской Федерации соответственно, если ввозимые товары подлежат такому контролю (сертификат соответствия, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные свидетельства, разрешения, лицензии и другие документы);
- соответствующих разрешений органов власти, министерств и ведомств, предусмотренных национальным законодательством и необходимых при таможенном оформлении товаров;
- обязательств получателя товаров об их целевом использовании либо распоряжении в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
- иных документов.
При проверке данного комплекта документов необходимо обращать внимание на следующее:
- соответствуют ли условия ввоза условно выпущенных товаров условиям предоставления льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении;
- выполнены ли документы на бланках установленных форм;
- имеются ли все реквизиты (печати, штампы, подписи и т. д.), не противоречат ли они содержанию документа;
- соответствуют ли подписи и печати на разрешительных документах установленным образцам;
- соответствуют ли сведения документов, которые представлялись в таможенный орган при оформлении условно выпущенных товаров, сведениям аналогичных документов, имеющихся в делах проверяемого лица;
е) анализ представленных в соответствующие сроки участником ВЭД в таможенный орган документов, установленных национальным законодательством, для подтверждения целевого использования товаров;
ж) установление случаев использования участником ВЭД товаров либо распоряжения товарами в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, с разрешения таможенного органа;
з) сбор и анализ материалов предыдущей проверки участника ВЭД, проведенной таможенными, а также иными государственными контролирующими органами Республики Белоруссии или Российской Федерации;
и) направление запросов в национальные банки и кредитные учреждения в случаях, предусмотренных национальным законодательством, для получения сведений об операциях участника ВЭД, о состоянии его счетов и оборотов по ним и т. д.;
к) определение круга вопросов, подлежащих проверке, т. е. составление плана (программы) проведения проверки (устного опроса);
л) определение состава группы проверки;
м) принятие мер с учетом особенностей проверки (устного опроса) по обеспечению группы проверки:
- нормативными правовыми актами национального законодательства;
- бланками документов, используемых в ходе проведения проверки (устного опроса);
- техническими, автотранспортными и иными средствами, необходимыми для оперативного проведения проверки.
10. После проведения всех подготовительных мероприятий осуществляется непосредственно проведение проверки целевого использования товаров.
11. Порядок организации и проведения проверки определяется иными нормативными правовыми актами национального законодательства государств.
12. При проведении проверки целевого использования товаров применяются, совместно или в отдельности, следующие формы таможенного контроля:
- проверка наличия товаров у проверяемого лица;
- проверка коммерческих, бухгалтерских и других документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами у проверяемого лица;
- устный (письменный) опрос должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей товаров.
При необходимости могут применяться иные формы таможенного контроля, предусмотренные национальным законодательством.
13. С целью проверки соблюдения условий получения проверяемым лицом льготы по уплате таможенных платежей необходимо проверить:
- наличие всех необходимых для получения льготы по уплате таможенных платежей документов, их соответствие требованиям, установленным национальным законодательством;
- соответствие категории товаров условиям, установленным документами, на основании которых получены льготы по уплате таможенных платежей (наименование, номенклатура, вес, количество, марка, степень обработки, физические/химические свойства, код, стоимость, цена или иное). Для установления соответствия необходимо сопоставить сведения о товарах, содержащиеся в коммерческих, транспортных документах проверяемого лица, а также в регистрах бухгалтерского учета (документы годовой и квартальной отчетности, главная книга, журналы-ордера, ведомости, оборотные ведомости, материальные отчеты, компьютерные распечатки движения по счетам в случае ведения бухгалтерского учета в электронном виде, кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов, карточки складского учета, акты приема-передачи основных производственных фондов и другие документы), с документами, представленными при таможенном оформлении товаров;
- соблюдение квот по количеству, стоимости и иным характеристикам товаров в случаях, предусмотренных национальным законодательством;
- сроки ввоза товаров, предъявления их к таможенному оформлению и заявлению в соответствующем таможенном режиме, сроки формирования уставного капитала (для предприятий с иностранными инвестициями) и иные сроки в зависимости от условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
14. С целью контроля целевого использования товаров необходимо:
- проанализировать по регистрам бухгалтерского учета дальнейшее движение товаров, уточнить у должностных лиц проверяемого лица, в подотчетность которым переданы товары, порядок их распределения и использования, в том числе проверить имеющуюся у проверяемого лица коммерческую и иную информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (коммерческие заказы, договора или контракты купли-продажи, аренды/лизинга, счета-фактуры, счета-проформы, товаротранспортные накладные, внутренние накладные и другие), деловую корреспонденцию (письма, факсимильные сообщения, телексы, телеграммы, соглашения, уведомления о закупке и другие), банковские документы;
- проанализировать движение денежных средств на соответствующих счетах, перевод денежных средств, обращая внимание на тот факт, по каким контрактам и в счет оплаты каких операций перечислены денежные средства;
- произвести сличение имеющихся у проверяемого лица выписок банков по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, документов, послуживших основанием для производства указанных записей, с их копиями, копий платежных документов с платежными поручениями, полученными из банков;
- проверить порядок осуществления переработки товаров в случаях ввоза товаров, в отношении которых условием предоставления льгот по уплате таможенных платежей является их дальнейшая переработка.
15. С целью получения документального подтверждения целевого использования товаров необходимо осуществить проверку наличия товаров путем осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений. Порядок проведения осмотра определяется нормативными правовыми актами национального законодательства.
16. При возникновении необходимости установления фактического наличия товаров в целях сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, аналитического учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах, может осуществляться инвентаризация товаров. Инвентаризация товаров осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами национального законодательства.
17. В ходе проверки у должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей товаров могут быть получены устные/письменные объяснения либо проведен письменный опрос о фактах получения и использования товаров.
Порядок проведения опроса, а также составления акта опроса определяется нормативными правовыми актами национального законодательства.
18. Если проведение устного/письменного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц -конечных получателей необходимо в отношении лиц, проживающих вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о его проведении.
Запрос должен содержать:
- основание для проведения опроса;
- фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого необходимо провести опрос;
- сведения о местожительстве лица, телефоне;
- перечень вопросов, которые необходимо задать опрашиваемому лицу. К запросу прилагаются копии имеющихся документов, которые необходимо проверить или на основании которых необходимо провести опрос.
19. Проверка фактов передачи и использования товаров конечными получателями в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, осуществляется путем проведения выборочных встречных проверок, заключающихся в сопоставлении имеющихся у проверяемого лица документов и данных с соответствующими документами и сведениями, представленными лицами, определенными конечными получателями товаров в соответствии с национальным законодательством, а также путем проведения устного опроса должностных лиц проверяемого лица, физических лиц - конечных получателей товаров.
Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности коммерческих операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо отсутствие надлежащих первичных документов.
20. Если проведение встречной проверки необходимо в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность вне региона деятельности таможенного органа, проводящего проверку, в адрес соответствующего таможенного органа направляется запрос о ее проведении.
Запрос должен содержать:
- основание для проведения встречной проверки;
- наименование лица, в отношении которого необходимо провести встречную проверку;
- сведения о местонахождении проверяемого лица;
- вопросы, требующие проверки;
- номенклатуру товаров;
- перечень документов, которые необходимо проверить;
- другую дополнительную информацию, позволяющую после ее проверки и подтверждения выявить факт нецелевого использования товаров.
К запросу прилагаются копии имеющихся документов, на основании которых необходимо провести встречную проверку.
21. Для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации (Республики Белоруссии) в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, необходимо направить запрос в таможенные или налоговые органы государств, где зарегистрирован один из участников внешнеэкономической сделки, для проведения встречных проверок, получения копий необходимых документов, а также подтверждения (уточнения) иной финансово-экономической операции, которая связана с основной внешнеэкономической сделкой.
22. В зависимости от вида предоставленной льготы по уплате таможенных платежей и условий ее предоставления, а также в случае выявления в ходе проверки либо при наличии оснований полагать (например, наличие контрактов, договоров, платежных документов), что товары ввезены на территорию в иных целях, чем те, в соответствии с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, перечень вопросов и документов может быть расширен, а также проведен дополнительный круг проверочных мероприятий в отношении лиц, переместивших товары через таможенную границу Российской Федерации, Республики Белоруссии, а также фактически участвующих в их использовании, реализации и распоряжении ими.
- Главная
- ПРИКАЗ Таможенного комитета Союзного государства от 25.09.2002 N 4 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО ВЫПУЩЕННЫХ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ" (извлечение)