Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.95 N 676 (ред. от 10.03.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.96 N 1203, от 28.08.97 N 1117, от 30.03.98 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
I. Общие положения1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для негосударственных образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного.
Настоящее Положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом - школа, школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
На основе настоящего Типового положения образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется - учреждение), разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.97 N 1117)
2. Основные задачи учреждения:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников.
3. Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
4. Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.
II. Организация деятельности учреждения6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно - правовую форму учреждения.
Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем (учредителями) муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство учреждения.
Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).
Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
8. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у учреждения с момента его государственной регистрации, а право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
11. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
12. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
13. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
III. Организация обучения и воспитания14. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.
15. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.
16. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.
17. В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:
разновозрастные (не более 8 человек);
одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).
Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности).
В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.
При проведении занятий в 1 - 11 классах по иностранному языку, в 5 - 11 классах - по трудовому обучению, физической культуре, в 10 - 11 классах - по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.
В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203, от 18.08.2008 N 617)
18. В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
19. Учреждение с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
20. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.
21. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности.
В учреждении не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
22. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.
IV. Участники учебно-воспитательного процесса, работники учреждения, их права и обязанности23. Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанники и педагогические работники.
24. В учреждение принимаются:
дети - сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
25. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
26. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.
27. На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют:
решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение;
направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;
свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
медицинские документы о состоянии здоровья;
документы об образовании (для детей школьного возраста);
акт обследования условий жизни ребенка;
сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;
пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями));
заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)
28. При выпуске или переводе в другое учреждение воспитаннику выдаются:
свидетельство о рождении (паспорт);
справка о пребывании в учреждении;
документы о состоянии здоровья;
документ об образовании (для детей школьного возраста);
сведения о родителях или близких родственниках;
документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
29. Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
30. Воспитанники учреждения имеют право на:
бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
защиту своих прав и интересов;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
развитие своих творческих способностей и интересов;
получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
31. Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.
32. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.
В основные обязанности медицинских работников учреждения входят:
наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно - психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;
организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;
медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения;
профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья;
работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний.
33. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги - психологи.
34. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
35. Абзац утратил силу.
Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.98 N 366)
36. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
37. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
38. Работники учреждения имеют право на участие в управлении учреждением в порядке, определенном уставом учреждения, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
39. Педагогические работники учреждения имеют право:
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников;
повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам учреждения.
40. Педагогические работники учреждения периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств его учредителя (учредителей).
заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216)
структуру управления учреждения;
штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
V. Управление учреждением42. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Типовым положением и его уставом.
43. Управление учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
44. Утратил силу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
45. Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Наем (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.96 N 1203)
46. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.
VI. Имущество и средства учреждения47. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за учреждением.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.96 N 1203, от 23.12.2002 N 919)
48. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
49. Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью учреждения в этой части осуществляется собственником (уполномоченным им органом).
50. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);
кредиты банков и других кредиторов;
средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
51. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в зависимости от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
52. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
53. Учреждение должно быть обеспечено в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации воспитательно - образовательного процесса, спортивных и массовых мероприятий, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно - гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников.
54. Не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у учреждения или зачтены учредителем (учредителями) в объем финансирования следующего года.
55. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.95 N 676 (ред. от 10.03.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"