Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р
VI. Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках
В более чем 40 субъектах Российской Федерации продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.
Однако темпы спада лесопромышленного производства в годы перехода к рыночной экономике были выше по сравнению со спадом промышленности России в целом. Объемы производства в лесной промышленности за период с 1988 по 1998 год сократились в 4 раза.
Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в лесной торговле от ведущих стран мира.
В структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта данного вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен.
Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов позволяют прогнозировать возможность обеспечить России соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции.
Необходимо принять ряд дополнительных мер по совершенствованию организации лесного хозяйства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития российской лесной промышленности.
2. Совершенствование организации лесопользованияОсновой стратегии лесопользования в России должен быть принцип вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов.
Увеличение объема лесопользования предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, и повышения интенсивности лесопользования в освоенных лесах.
В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии лесопользования должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.
Необходимо пересмотреть подходы к разграничению лесов первой группы по категориям защитности и выделению особо защитных участков в лесах всех групп, в которых запрещаются рубки главного пользования.
Для повышения эффективности лесопользования в европейской части России и на Урале лесохозяйственным организациям необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики выращивания плантационных промышленных насаждений.
В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия увеличения объемов лесопользования должна состоять в вовлечении в эксплуатацию новых лесных территорий путем передачи участков лесного фонда в концессию. Решение проблем концессии участков лесного фонда позволит вовлечь неиспользуемые лесосырьевые ресурсы в эксплуатацию, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность лесопользования.
Необходимо усовершенствовать порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочное и краткосрочное пользование, а также механизм, обеспечивающий покрытие убытков лесного хозяйства в случае невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению леса и несоблюдения ими требований лесного законодательства.
Приоритетными направлениями в сфере арендных отношений должны являться:
переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок до 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов;
повышение роли и ответственности арендаторов в вопросах улучшения состояния, воспроизводства, охраны и защиты лесов и выполнения лесохозяйственных работ на участках лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины;
преимущественное право предоставления участков лесного фонда в аренду лесопользователям, осуществляющим глубокую переработку заготовленной древесины и реализацию конечной продукции.
Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки по главному пользованию и нормативы промежуточного пользования лесом. При решении этих задач потребуется выделять экономически доступные участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, исходя из рыночных цен на лесную продукцию, затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции.
Лесопользование на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции.
Потребуется законодательно определить, что использование земель лесного фонда как нелесных, так и лесных в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, после перевода лесных земель в нелесные производится на платной основе.
Леса, произрастающие на вечной мерзлоте (в азиатской части России это 80 процентов площади лесного фонда) и имеющие низкую продуктивность по древесине, одновременно богаты недревесными ресурсами, которые используются недостаточно. Стоимость недревесных ресурсов в этой зоне значительно выше стоимости древесины. Для рационального использования недревесных ресурсов леса необходимо разработать региональные программы по использованию второстепенных лесных ресурсов, продуктов побочного пользования лесом, уточнить их запасы и обеспечить прогнозирование урожая.
3. Совершенствование лесоустройства, учета и оценки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фондДля решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета (инвентаризации) лесов как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде, разработке проектов организации и ведения лесного хозяйства на основе обоснованных норм рационального лесопользования, а также контролю за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, рациональным и эффективным его использованием и своевременным воспроизводством лесов.
Финансирование работ по лесоустройству и учету (инвентаризации) лесов в зависимости от их вида и состава должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и лесопользователей.
Развитие лесоустройства должно осуществляться по двум основным направлениям: снижение трудоемкости работ и повышение их точности и оперативности на основе широкого использования геоинформационных систем и технологий и совершенствования лесоустроительного проектирования с учетом экономических условий лесного хозяйства и лесопользования.
Осуществление кадастровой оценки лесного фонда позволит на эколого-экономической основе выбирать наиболее эффективные направления в использовании лесных ресурсов, планировать с учетом перспективного спроса доходность лесопользования, вести целевое хозяйство, обоснованно определять условия и размер платежей за пользование лесным фондом.
Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для их разделения на следующие группы:
леса хозяйственного назначения, включая доступные для экономического использования в ближайшие 20 лет лесные территории и территории, возможные для освоения в 50-летней перспективе;
леса, выполняющие защитные функции;
Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения мониторинга лесов, внедрить его в приоритетном порядке на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
4. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фондОхрана лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должна осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за нарушения лесного законодательства в области лесопользования;
регулярное повышение квалификации должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации;
ограничение оборота незаконно заготовленной древесины посредством развития системы лесных бирж.
Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в условиях существенно меняющихся лесопожарных ситуаций.
Поскольку основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы (по вине человека возникает более 80 процентов лесных пожаров), необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Предусматривается усиление агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров будет осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.
Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования.
Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение легкой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.
Предусматривается дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение автоматизированных систем пакетной радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля за работой воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров космического мониторинга лесных пожаров на всей территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.
Система охраны лесов от пожаров предусматривает:
осуществление зонирования территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;
совершенствование системы управления тушения крупных лесных пожаров;
осуществление мониторинга лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;
переход от методов организации тушения всех лесных пожаров к научно обоснованному управлению огнем и ликвидации очагов возгорания в лесу (управлению лесными пожарами);
расширение научно-исследовательских и проектных работ в этой области;
совершенствование правового и экономического обеспечения охраны лесов от пожаров, исходя из четкого разграничения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий и ответственности в сфере осуществления мероприятий по охране лесов, финансированию расходов на профилактику, обнаружение и тушение пожаров.
Для защиты лесов от вредителей и болезней и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической обстановки в лесах.
Повышение эффективности мероприятий по защите лесов будет обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредителей и болезней с использованием новых эффективных средств защиты, а также путем развития биологического метода защиты леса.
Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек массового размножения вредителей и распространения болезней, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований по защите лесов при ведении лесного хозяйства.
5. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведениеВ современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других, не покрытых лесной растительностью лесных землях, должно быть обеспечено за счет:
проведения необходимых мероприятий по восстановлению леса, обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных древесных пород;
оптимизации на основе материалов лесоустройства соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала, а также современных средств химии при уходе за молодыми лесными насаждениями.
В рассматриваемом периоде принцип "лесопользователь платит за лесовосстановление вырубленных площадей" должен стать основой лесной политики.
В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо увеличить объемы работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р
