в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455
действует Редакция от 09.04.2004 Подробная информация
ПИСЬМО Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455

Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением части 4 статьи 15.25 КоАП РФ

10. Суд пришел к выводу, что административная ответственность резидентов за нарушение 15-дневного срока представления ксерокопий грузовых таможенных деклараций в банк импортера не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резидент обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконными и об отмене постановлений органа валютного контроля (Центрально-Черноземного РУ ВК).

Органом валютного контроля в ходе проверочных мероприятий установлено совершение резидентом административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетности по валютным операциям.

Резидент ссылается на то, что ГТД не является документом отчетности и, следовательно, представление ГТД не подпадает под действие ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Кроме того, резидент утверждает, что пропуск срока представления ГТД в банк не является существенным и не повлек неблагоприятных последствий. Резидент также пояснил, что в 15-дневный срок, установленный п. 5.2 Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция), в банк импортера были представлены ксерокопии ГТД, не оформленные в соответствии с требованиями п. 4.8 указанной Инструкции, надлежаще заверенные ксерокопии указанных ГТД были представлены в банк импортера с его согласия.

Суд в ходе рассмотрения дела пришел к следующему выводу.

Статьей 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение валютного законодательства, частью 4 указанной статьи предусмотрено, что несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом "г" ст. 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность резидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет.

Инструкцией предусмотрено, что импортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров (графа "Д" ГТД) представляет в банк импортера оформленную в соответствии с требованиями п. 4.8 данной Инструкции ксерокопию ГТД, которая помещается в Досье (Импорт).

В случае невозможности представления надлежаще оформленной ксерокопии ГТД импортер при наличии согласия банка импортера и в установленном банком порядке направляет ему в указанные сроки копию ГТД либо сведения из ГТД, в том числе путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной или иной связи. В этом случае надлежаще оформленная ГТД представляется импортером в банк в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров (п. 5.4 Инструкции).

В ходе рассмотрения материалов дела судом также установлено, что надлежаще оформленные ксерокопии ГТД были предоставлены в банк импортера в 30-дневный срок, установленный п. 5.4 Инструкции.

Проанализировав положения ст. 15.25 КоАП РФ, ст. 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", суд пришел к выводу, что административная ответственность резидентов за нарушение 15-дневного срока представления ксерокопий ГТД в банк импортера не предусмотрена КоАП РФ. Доводы административного органа не принимаются судом как не соответствующие закону и не подтвержденные материалами дела.

На основании изложенного суд считает, что оспариваемые постановления органа валютного контроля следует признать незаконными и подлежащими отмене.

С выводом суда, по мнению Департамента валютного контроля, следует не согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пп. "б", "ж" ч. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 Центральный банк Российской Федерации издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления.

Так, Инструкцией предусмотрена обязанность импортера представить в уполномоченный банк в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров оформленную надлежащим образом ксерокопию ГТД в целях осуществления таможенно-банковского контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров на открытие в уполномоченных банках счетов резидентов, осуществляющих импорт товаров, и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Следовательно, ксерокопия ГТД, оформленная в соответствии с положениями Инструкции, является отчетным документом по валютной операции, а ее представление импортером в уполномоченный банк в установленные сроки является обязательным условием проведения валютной операции.

Таким образом, в действиях лиц, нарушивших положения Инструкции (п. 5.2), устанавливающей порядок представления ксерокопий ГТД в уполномоченный банк, имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

11. Арбитражный суд признал, что в соответствии с п. 5.22 Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными.

Резидент обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконным и об отмене постановления органа валютного контроля (Центрально-Черноземного РУ ВК) о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение установленного порядка представления отчетности по валютным операциям.

Резидент полагает, что не совершал деяние, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей. Считая при этом, что по смыслу ст. ст. 168, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации нарушение сроков представления деклараций не имеет отношения к отчетности по валютным операциям.

Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требования резидента, исходя из следующего.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии со ст. 9 Закона Центральный банк как орган валютного контроля устанавливает единые формы учета и отчетности, документации валютных операций, а также порядок и сроки их представления.

Согласно Инструкции Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция) на импортера возложена обязанность представления ГТД в уполномоченный банк в соответствующие сроки. В соответствии с указанной Инструкцией по каждой импортной сделке уполномоченным банком, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт сделки, формируется досье по импортной сделке, которое содержит документы для контроля за обоснованностью оплаты импортируемой по контракту продукции, в том числе: ведомость банковского контроля и учетную карточку импортируемых товаров. В указанные документы заносятся сведения из ГТД.

Поскольку по смыслу п. 5.2 Инструкции все документы, содержащиеся в досье импортной сделки, являются отчетными, то нарушение сроков представления ГТД, сведения из которых вносятся в отчетные документы по импортной сделке (валютной операции), является административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава указанного административного правонарушения несостоятельны и не могут быть приняты судом во внимание.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минфина РФ от 09.04.2004 N 15-05-29/455