Последнее обновление: 02.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ"
11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ
Принят
Государственной Думой
17 октября 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
29 октября 2003 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Статья 2. Основные понятияВ настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
2) выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
3) призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;
4) розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;
5) лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (за исключением лотерейных билетов для всероссийской государственной лотереи);
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
6) организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
7) организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
8) проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;
9) оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства;
10) распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора;
11) участник лотереи - лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора;
12) выручка от проведения лотереи - денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи;
13) целевые отчисления от лотереи - часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьями 11, 13 и 14 настоящего Федерального закона цели в порядке, установленном указанными статьями;
14) лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами;
15) лотерейная ставка - оплаченная игровая комбинация.
16) годовой отчет о проведении лотереи - сведения, которые организатор негосударственной лотереи, оператор государственной лотереи, оператор муниципальной лотереи ежегодно обязаны опубликовывать в средствах массовой информации и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
Статья 3. Виды лотереи1. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
2. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
3. Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
4. Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную.
Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации. Порядок проведения международной лотереи на территории Российской Федерации определяется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации.
Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.
Организация и проведение лотереи на территориях нескольких субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения всероссийской лотереи.
Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.
5. Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.
6. Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:
1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;
2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
7. Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
8. Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей1. Осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
2) ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;
2.1) ведение единого государственного реестра лотерейного оборудования;
3) издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;
4) федеральный государственный надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
5) установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;
6) установление обязательных нормативов лотереи;
7) установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;
8) установление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области организации лотерей и проведения лотерей.
2. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации международных и всероссийских лотерей и их проведения, в части пунктов 1-5 части 1 настоящей статьи, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;
2) ведение государственного реестра региональных лотерей;
3) региональный государственный надзор за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4. Регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
5. Регулирование отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение муниципальных лотерей;
2) ведение реестра муниципальных лотерей;
3) муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6. Регулирование отношений, возникающих в области организации муниципальных лотерей и их проведения, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается проведение муниципальных лотерей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 5. Ведение реестров лотерей и реестров лотерейного оборудования(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
1. Единый государственный реестр лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В едином государственном реестре лотерей содержатся сведения о всех проводимых на территории Российской Федерации лотереях.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Государственный реестр всероссийских лотерей ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Государственный реестр региональных лотерей ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Реестр муниципальных лотерей ведется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Единый государственный реестр лотерейного оборудования ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей. Данный реестр содержит сведения о лотерейном оборудовании, зарегистрированном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
2. При выдаче разрешения на проведение всероссийской лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр всероссийских лотерей.
При выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.
При выдаче разрешения на проведение муниципальной лотереи уполномоченным органом местного самоуправления каждой такой лотерее присваивается регистрационный номер, который вносится в реестр муниципальных лотерей.
3. Уполномоченный орган местного самоуправления ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о разрешенных на территории муниципального образования муниципальных лотереях.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, информацию о разрешенных на территории субъекта Российской Федерации региональных и муниципальных лотереях для внесения ее в единый государственный реестр лотерей.
4. Ответственность за достоверность передаваемой в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации о муниципальных лотереях несет уполномоченный орган местного самоуправления, который ведет реестр муниципальных лотерей.
Ответственность за достоверность передаваемой в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, информации о региональных лотереях несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который ведет реестр региональных лотерей.
Статья 6. Разрешение на проведение лотереи1. Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
2. В случае, если заявитель не представит все предусмотренные настоящим Федеральным законом документы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение месяца со дня подачи заявителем заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены им не позднее чем через десять дней со дня получения такого запроса.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через два месяца со дня подачи заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи обязан выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные органы обязаны не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направить заявителю уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.
4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона;
2) представление заявителем недостоверных сведений;
3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
5. Заявитель вправе обжаловать решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
1) условия лотереи;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
7) засвидетельствованные в установленном порядке копии учредительных документов заявителя;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
8) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
9) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
10) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
11) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Zakonbase: Положения части 6 статьи 6 не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
6.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает в налоговых органах по месту нахождения заявителя справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Zakonbase: Положения части 6.1 статьи 6 не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
7. Не допускается требовать от заявителя документы, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
8. Положения настоящей статьи не распространяются на:
1) государственные лотереи;
2) муниципальные лотереи, организатором которых является уполномоченный орган местного самоуправления;
3) стимулирующие лотереи.
Статья 6.1. Ограничения на проведение лотерей в период избирательной кампании, кампании референдума(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Статья 7. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи1. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
8) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 130-ФЗ)
Zakonbase: Пункт 8 части 2 утрачивает силу с 1 июля 2012 года.
С 1 октября 2011 года положения пункта 8 части 2 статьи 7 в отношении предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов не применяются (Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
2.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает в налоговых органах справку о наличии или об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, если заявитель не представил указанный документ самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Zakonbase: Положения части 2.1 статьи 7 не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
3. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.
5. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).
Статья 8. Условия лотереи1. Условия лотереи утверждаются организатором лотереи.
2. Условия лотереи включают в себя:
1) наименование лотереи;
2) указание на вид лотереи;
3) цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов);
4) наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
5) указание на территорию, на которой проводится лотерея;
6) сроки проведения лотереи;
7) описание концепции лотереи;
8) организационно-технологическое описание лотереи;
9) права и обязанности участников лотереи;
10) порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов;
11) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи;
12) порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок);
13) цены лотерейных билетов (размеры лотерейных ставок);
14) денежные эквиваленты выигрышей в натуре;
15) порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи);
16) порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей.
3. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией.
В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13 и 14 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 части 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.
4. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 9. Условия стимулирующей лотереи1. Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
2. Условия стимулирующей лотереи включают в себя:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
3. Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
Статья 10. Обязательные нормативы лотереи1. К обязательным нормативам лотереи относятся:
1) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
2) размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Положение настоящего пункта не распространяется на государственные лотереи.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
2. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 11. Целевые отчисления от лотереи1. Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
2. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Требования, предъявляемые к лотерейным билетам1. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2) наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
3) наименование лотереи;
4) номер лотерейного билета;
5) наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
8) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
10) информация о месте и сроках получения выигрышей.
2. Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета.
3. Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.
Статья 12.1. Требования к лотерейному оборудованию(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
1. Технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда тиражных лотерей.
2. Лотерейным оборудованием не должны предоставляться скрытые (недекларированные) возможности, и в нем не должны содержаться информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для осуществления экспертизы.
3. В лотерейном оборудовании не должны использоваться процедуры, реализующие алгоритмы, которые позволяли бы предопределять результат розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.
4. Лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.
5. Не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
6. Лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.
7. Лотерейным оборудованием должен осуществляться учет розыгрышей призового фонда тиражной лотереи, текущие показатели которого должны быть внесены в протоколы тиражных комиссий после каждого розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.
8. Проверка соблюдения требований к лотерейному оборудованию, установленных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Лотерейное оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия (декларированию соответствия или обязательной сертификации) требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование.
10. Технический регламент на лотерейное оборудование принимается постановлением Правительства Российской Федерации.
Статья 13. Всероссийская государственная лотерея1. Всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Срок проведения всероссийской государственной лотереи определяется Правительством Российской Федерации. Началом проведения всероссийской государственной лотереи считается дата принятия решения Правительством Российской Федерации о проведении всероссийской государственной лотереи.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
3. Организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти проводит открытый конкурс на подготовку условий и технико-экономического обоснования всероссийской государственной лотереи.
Оператор всероссийской государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", являются следующие обязательные условия:
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
5. Целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи составляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда всероссийской государственной лотереи и выплачиваемого оператору всероссийской государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи зачисляются в доход федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи.
6. Организатор всероссийской государственной лотереи обязан ежегодно публиковать годовой отчет о проведении всероссийской государственной лотереи в средствах массовой информации.
Статья 14. Региональная государственная лотерея1. Региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Срок проведения региональной государственной лотереи не должен превышать десять лет.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
3. Оператор региональной государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", являются следующие обязательные условия:
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
1) размер банковской гарантии, предоставляемой оператором региональной государственной лотереи;
2) расчет предполагаемой выручки от проведения лотереи.
5. Целевые отчисления от региональной государственной лотереи составляют объем выручки от проведения лотереи, за исключением призового фонда региональной государственной лотереи и выплачиваемого оператору региональной государственной лотереи вознаграждения.
Указанные целевые отчисления от региональной государственной лотереи зачисляются в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объеме, соответствующем сумме целевых отчислений от региональной государственной лотереи.
Статья 15. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления1. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется органом местного самоуправления.
2. Срок проведения муниципальной лотереи не должен превышать пять лет.
3. Оператор муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Обязательными условиями конкурса и контракта с оператором муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, являются размер банковской гарантии, предоставляемой оператором, и расчет предполагаемой выручки от проведения такой лотереи.
Статья 16. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи1. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.
Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.
2. При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор стимулирующей лотереи обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.
Статья 17. Призовой фонд лотереи1. Призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи.
Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.
2. Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.
На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.
3. Для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи. Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи.
4. Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.
Порядок учета и хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать раздельные учет и хранение призовых фондов любых лотерей, за исключением стимулирующих лотерей.
Статья 18. Требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи1. Для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия. Тиражной комиссией осуществляются следующие функции:
1) проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи;
2) подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.
2. Средства призового фонда тиражной лотереи должны разыгрываться полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, установленным условиями тиражной лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда тиражной лотереи из одного тиража в другой тираж не допускается. Условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза). Суперприз должен разыгрываться не реже чем один раз в течение каждого года проведения лотереи.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
3. В целях контроля за проведением тиражной лотереи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего уровня вправе направить своих представителей для работы в составе тиражной комиссии, за исключением тиражных комиссий стимулирующих лотерей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
5. Результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
6. В случае прекращения проведения тиражной лотереи ее призовой фонд должен быть разыгран полностью, включая суперприз, в последнем проводимом тираже.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
Статья 19. Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи1. Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в:
1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков;
2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи.
2. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи1. Приостановка или досрочное прекращение проведения лотереи не освобождает организатора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов и совершения других необходимых действий.
Организатор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.
2. Участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи:
1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
2) выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
3) получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).
3. Владелец выигрышного лотерейного билета вправе обратиться в суд в случае задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша организатором лотереи.
4. Организатор лотереи имеет право разглашать персональные данные участника лотереи - владельца выигрышного лотерейного билета только с разрешения такого участника.
Организатор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. В случае приостановления действия разрешения на проведение лотереи или его отзыва (за исключением стимулирующей лотереи) организатор лотереи в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, обязан прекратить распространение лотерейных билетов, проинформировать об этом участников лотереи через средства массовой информации, обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения, и обязан осуществлять при этом выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.
6. Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи.
В тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
7. Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.
8. Организатор лотереи в течение пяти лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, размер которого в соответствии с условиями лотереи обусловливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета.
9. Организатор негосударственной лотереи, оператор государственной лотереи, оператор муниципальной лотереи обязаны ежегодно опубликовывать годовой отчет о проведении соответствующей лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в средствах массовой информации, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 214-ФЗ)
Статья 21. Государственный надзор за проведением лотерей, муниципальный контроль за проведением лотерей(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
1. Государственный надзор за проведением лотерей осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор за проведением всероссийских лотерей) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор за проведением региональных лотерей) (далее - органы государственного надзора) в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее - орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за проведением лотерей, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4 - 8 настоящей статьи.
4. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе проведения лотереи требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области организации и проведения лотерей (далее - обязательные требования).
5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) выдачи юридическому лицу разрешения на проведение лотерей;
2) окончания проведения последней плановой проверки.
6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора или органом муниципального контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора или орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора или органа муниципального контроля), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора или руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора или органом муниципального контроля незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
8. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 6 настоящей статьи, не допускается.
9. Должностные лица органов государственного надзора, органов муниципального контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора или органа муниципального контроля о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
3) выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Статья 22. Участие кредитных организаций в проведении лотерей1. Организатор лотереи или оператор лотереи вправе привлекать на договорной основе кредитные организации для распространения лотерейных билетов, хранения призового фонда лотереи и выплаты выигрышей в денежной форме участникам лотереи, а также возврата денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах тиражной лотереи в связи с прекращением их проведения.
Договор о распространении лотерейных билетов и (или) выплате выигрышей в денежной форме может быть заключен с кредитной организацией независимо от наличия в данной кредитной организации банковских счетов организатора лотереи или оператора лотереи.
В случае распространения лотерейных билетов на основании договора с организатором лотереи или оператором лотереи кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора лотереи или оператора лотереи.
2. Организатор лотереи или оператор лотереи обязан перечислить на счет кредитной организации необходимые для выплаты выигрышей участникам лотереи денежные средства, передать кредитной организации необходимые документы, в том числе инструкции, в срок, установленный соответствующим договором.
Наименование кредитной организации, осуществляющей выплаты выигрышей участникам лотереи, и условия получения выигрышей в этой кредитной организации доводятся до участников лотереи организатором лотереи или оператором лотереи в том же порядке, в каком публикуются результаты соответствующего тиража.
3. К участию в проведении государственных лотерей могут быть привлечены кредитные организации, получившие в установленном порядке право работать со средствами бюджетов различных уровней.
Статья 23. Аудиторская проверка организатора лотереи и оператора лотереиВедение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи (за исключением организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и оператором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона1. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий:
1) представление организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации;
2) неисполнение организатором лотереи решения указанного уполномоченного органа об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в установленный срок.
3. Отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
4. Одновременно с подачей заявления в суд федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения направляются организатору лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием таких решений не позднее чем через три дня со дня их принятия.
5. Действия (бездействие) и решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Статья 25. Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхВнести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717) следующие изменения:
1) абзац второй части 3 статьи 3.5 и часть 1 статьи 4.5 после слов "о рекламе," дополнить словами "о лотереях,";
2) главу 14 дополнить статьей 14.27 следующего содержания:
"Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях
1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";
3) в статье 23.1:
часть 1 после слов "статьи 14.25, статьями" дополнить словами "14.27,";
абзац третий части 3 после слов "14.21-14.23," дополнить словами "14.27,";
4) в части 2 статьи 28.3:
пункт 1 после слов "14.10-14.18," дополнить словами "частью 1 статьи 14.27, статьями";
дополнить пунктом 84 следующего содержания:
"84) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.".
Статья 26. Внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской ФедерацииВнести в статью 1063 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410; 2003, N 2, ст. 167) следующие изменения:
в пункте 1 после слова "лицами," дополнить словами ", а для лотерей - юридическими лицами,", слово "разрешения" заменить словами "право на проведение таких игр в порядке, установленном законом";
пункт 2 дополнить словами ", а также иным способом";
пункт 4 дополнить словами "либо в иной срок, установленный законом".
Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указанные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Разрешения на организацию и проведение лотерей, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.
Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
11 ноября 2003 года
N 138-ФЗ
На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О ЛОТЕРЕЯХ"