Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 1995 г. N 850
Инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. N 2353-1 "О внесении изменений и дополнений в статьи 6, 8 и 12 Закона РСФСР "О плате за землю", от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю".
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
I. Плательщики земельного налога, арендной платы за землю и объекты обложения1. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации (предприятия, учреждения, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица) <*>, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства <**>, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
<*> В дальнейшем именуются "юридические лица".
<**> В дальнейшем именуются "граждане".
2. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование (аренду). К ним, в частности, относятся:
земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в т.ч. колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
II. Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
К указанным выше научным учреждениям и организациям другого профиля независимо от форм собственности относятся научно - исследовательские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские и проектно-технологические институты, научно-технические центры, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" освобождаются от уплаты земельного налога только за землю, используемую для научных и научно-экспериментальных целей;
4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" установлено, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления:
Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству;
5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
6) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
От уплаты земельного налога в соответствии с этим подпунктом освобождаются:
участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение участника войны"
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.
Основанием для предоставления льготы является "Удостоверение о праве на льготы"
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (Указ Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235).
Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения;
граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком Ленинградского городского Совета народных депутатов "Жителю блокадного Ленинграда" (Указ Президента Российской Федерации от 18.01.94 N 163).
Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения;
Льгота предоставляется на основании "Удостоверения инвалида Отечественной войны", "Удостоверения инвалида о праве на льготы", пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;
8) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Указанная льгота распространяется на граждан, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с Законом РСФСР от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 20.05.93 N 4995-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", соответствующих Постановлений Верховного Совета РСФСР от 15.05.91, Верховного Совета Российской Федерации от 15.06.92 N 3062-1, от 20.05.93 N 4996-1 о порядке введения в действие указанных законов.
В соответствии с указанными законами к таким лицам, в частности, относятся:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, а также аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
инвалиды, включая III группу, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой и другими авариями на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также результатами испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах на территории зоны проживания с правом на отселение или на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
граждане, проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение после чернобыльской катастрофы.
Основанием для предоставления перечисленных в настоящем подпункте льгот являются специальные удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, удостоверения участников ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, выданных в соответствии с Положениями, разработанными Госкомчернобылем России и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и соответствующими другими заинтересованными министерствами и ведомствами, и зарегистрированными в установленном порядке в Минюсте России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.93 N 2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1263 "О порядке предоставления компенсаций и льгот гражданам Российской Федерации, проживавшим в 1949 - 1963 годах за пределами Российской Федерации и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (доведено до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 05.12.94 N ЮУ-6-10/468) освобождаются от уплаты земельного налога:
а) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
б) граждане, получившие в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр);
в) дети первого и второго поколений указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Основанием для предоставления льгот гражданам, указанным в литере "а" и литере "б" настоящего подпункта, являются удостоверения, выдаваемые в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством труда Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и администрацией Алтайского края, а в литере "в" этого подпункта - заключение регионального межведомственного экспертного совета Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц с радиационным воздействием; <*>
<*> С положениями о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, указанным в подпункте 8, можно ознакомиться в соответствующих органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым сообщалось об этом письмами Госкомчернобыля России от 12.11.92 N ВД-8-3729, 22.03.93 N ВД-8-1278, 05.08.93 N ВС-10-3618, 15.10.93 N ВД-10-4468 и письмом МЧС России от 22.03.94 N ВВ-1-835.
9) учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;
10) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук; государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
11) государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
К государственным предприятиям водных путей и гидросооружений Минтранса России, подлежащих освобождению от уплаты земельного налога, в настоящее время относятся 10 госпредприятий водных путей тех или иных бассейнов рек (например, госпредприятие "Водные пути Волжского бассейна", в которое на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят 6 районов водных путей, например, Казанский район водных путей и 5 районов гидросооружений, например, Самарский район гидросооружений) и 4 госпредприятия тех или иных каналов (например, госпредприятие "Канал имени Москвы", в которое также на правах его структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят Серпуховской и Муромский районы водных путей и 8 районов гидросооружений, например, Рыбинский и Тушинский районы гидросооружений). Кроме того, подлежат освобождению от уплаты земельного налога также Саратовский судоремонтный и Жигаловский судостроительный заводы, входящие в систему предприятий водных путей и гидросооружений Минтранса России. <*>
<*> Перечень объектов определяется Минтрансом России по согласованию с Госналогслужбой России и Минфином России.
К предприятиям, независимо от форм их собственности, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, освобождаемым от уплаты земельного налога, относятся:
морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, администрации морских и речных портов, районные управления речного транспорта;
судоремонтные и судостроительные заводы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-технологическое предприятие атомного флота (РТП "Атомфлот"), завод "Теплоход", верфи, ремонтно - эксплуатационные базы флота, Киренский строительный участок;
бассейновые аварийно-спасательные управления (БАСУ) и отряды аварийно-спасательных и судоподъемных работ (отряды АСПТР);
управления морских путей;
Гидрографическое предприятие и входящие в его состав подразделения (гидробазы);
строительный трест "Арктикстрой" и его строительно-монтажные управления;
предприятия спутниковых систем и связи морского и речного транспорта;
экспедиция спецморпроводок, объединение "Подводречстрой" и его предприятия;
"Совмортранс" с принадлежащими ему предприятиями, филиалами и представительствами.
К искусственно созданным территориям следует относить участки площади предприятий, образованные на дне морей, рек, озер, водохранилищ или затапливаемых участках берега путем намыва, отсыпки грунта, либо установки специальных конструкций и сооружений. К ним, в частности, относятся намытые или отсыпанные территории и площадки морских и речных портов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота, молы, пирсы, судоподъемные слипы, оградительные и берегоукрепительные сооружения и т.п.
К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.
Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.
Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения "Росаэронавигации" за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром (вертодром, гидроаэродром) - это земельный или водный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного самоуправления;
12) земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации;
13) санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;
14) предприятия, научные организации и научно - исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;
15) внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;
16) военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.
Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.
Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;
17) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".
Льготы предоставляются на основании соответствующих книжек названных Героев и орденских книжек;
18) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
К указанным учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", относятся:
учреждения, исполняющие наказания;
территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы;
центральные органы управления уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения;
19) налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта за указанные земли должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Российской Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местностях.
При исчислении земельного налога за земли полосы отвода железных дорог на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга принимаются средние ставки налога за сельскохозяйственные угодья соответственно Московской и Ленинградской областей.
Под полосой отвода железной дороги понимается земельный участок, на котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, электроснабжения, производственно - технические и другие железнодорожные сооружения.
Налог за другие земли железнодорожного транспорта, расположенные за пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по установленным законодательством ставкам в зависимости от места расположения облагаемых объектов;
20) земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;
21) земли общего пользования населенных пунктов.
К землям общего пользования населенных пунктов в соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РСФСР относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта;
22) граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
6. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
7. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
8. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.
При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Примеры:
1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в сумме "x" рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с чем получил право на льготу с 1 ноября.
В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета за два месяца ("x" : 12 x 2).
2. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу инвалидности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1 октября.
В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма налога (x), а только за три месяца ("x" : 12 * 3).
9. В случаях перехода в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
10. За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.
III. Порядок исчисления и уплаты земельного налога11. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
12. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога.
Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.
13. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно приложению 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю") органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.
14. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
15. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель на основе средних ставок, приведенных в приложении 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 2 пункта 16 настоящей Инструкции) взимается в двукратном размере.
Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.
16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.
17. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр.
Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РСФСР к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища.
18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений, либо передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления, или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом:
при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу, либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с плательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;
при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта (например, рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 25 руб. за 1 кв. м., в августе включен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса), на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.
19. Налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.
За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.
20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.
21. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета.
22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.
В соответствии с этим пунктом налог взимается только за переданные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья.
23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.
24. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме (Приложение к настоящей Инструкции).
По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставления.
Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому.
Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к нем таблиц (Приложение N 1, таблицы формы N N 1 - 4) с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при обложении земель сельскохозяйственного назначения плательщиков, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
25. Централизованно представляют расчеты государственным налоговым инспекциям отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы, например:
отделения железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;
органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие юридические лица, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;
акционерные общества энергетики и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ, - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;
предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;
государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;
организации жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.
26. Жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно - строительные кооперативы, садоводческие, огороднические и животноводческие товарищества представляют расчеты налога государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают земельный налог в бюджет органа местного самоуправления по месту нахождения предоставленных им земельных участков для указанных выше целей.
27. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
28. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
29. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.
30. Учет площадей земельных участков, предоставленных гражданам, производится на основании данных следующих органов:
органов жилищно-коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков. В качестве контрольных материалов могут использоваться данные отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;
сельских органов местного самоуправления о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;
предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы на указанных предприятиях, в учреждениях и организациях;
колхозов, совхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, других сельскохозяйственных предприятий, а также и иных юридических лиц о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального огородничества и садоводства, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих юридических лиц, и других органов.
31. Прием платежей земельного налога и учет поступивших сумм производятся в установленном порядке.
32. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.
При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности, арендная плата взимается с арендатора.
33. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок пересмотра обложения и уплаты доначисленных и уменьшенных при этом сумм налога34. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.
В этих случаях дополнительно исчисленные суммы налога уплачиваются в следующие сроки:
суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки платежей, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы плательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента вручения платежного извещения на доплату налога;
суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два срока: в течение месяца после начисления суммы (после вручения извещения) и в течение месяца после первого срока уплаты.
Такие же сроки установлены и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением площади земельных участков, неправильным применением ставок и т.д.
35. Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года, суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.
Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.
36. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется в полных рублях.
V. Порядок проверки расчетов по земельному налогу37. Расчеты по земельному налогу проверяются документально с выходом на предприятие, в учреждение и организацию государственными налоговыми инспекторами в сроки, установленные руководителями налоговых инспекций.
38. Документальной проверке предшествует камеральная проверка (без выхода на место), которая производится налоговыми инспекторами по каждому расчету. При этом в целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные таблицы, указанные в пункте 24 настоящей Инструкции.
Если обнаружены факты неправильного применения ставок или арифметические ошибки в исчислении платежей и распределении их по срокам уплаты, инспектор в ходе оперативного уточнения этих данных вносит в расчет соответствующие исправления.
Все внесенные при этом в расчет исправления должны быть подписаны налоговым инспектором и сообщены юридическому лицу, а расчет передается в установленном порядке работнику, на которого возложен учет платежей, для открытия лицевого счета на этого плательщика.
39. При проверке с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельными участками, а также по планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков.
При проверке следует определить правильность применения ставок налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам.
Для проверки полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих жилищный фонд, другие строения и сооружения, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение, сопоставить их с данными обособленного учета земельных участков на этом счете.
40. После окончания проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные при проверке нарушения. Копия акта вручается юридическому лицу, а расчет дополнительно начисленных или сложенных сумм передается для производства соответствующей отметки в лицевом счете плательщика.
VI. Ответственность плательщиков41. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей.
Государственные налоговые инспекции ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.
42. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,7 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки.
43. За нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Порядок зачисления, централизации и использования средств, поступивших от платы за землю44. Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления:
сельских органов местного самоуправления - за землю в пределах черты сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
поселковых, городских органов местного самоуправления - за земли в пределах поселковой, городской черты и другие земли, переданные в их ведение;
районных органов местного самоуправления - за земли в границах района за исключением земель, переданных в ведение сельских, поселковых и городских органов местного самоуправления.
45. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (Приказ Минфина Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. N 177) в доходы соответствующих бюджетов зачисляются:
по коду 10509 - земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения;
по коду 10510 - земельный налог на земли несельскохозяйственного назначения;
по коду 10511 - арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
по коду 10512 - арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения.
46. На бюджетных счетах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, открываемых в учреждениях банков, централизуется часть средств, поступивших на бюджетные (текущие) счета районных и городских органов местного самоуправления в порядке платы за землю.
47. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, централизуемые в федеральный бюджет, устанавливается в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю" согласно приложению 1 к этому Закону. Изменение указанной доли производится по представлению Правительства Российской Федерации, исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные статьей 24 указанного Закона, одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.
Не централизуются в федеральный бюджет средства, поступающие от уплаты земельного налога за земли, указанные в абзаце восьмом преамбулы настоящей Инструкции.
48. Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых районами на бюджетный счет субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации с учетом отчислений в федеральный бюджет. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектами Российской Федерации, перечисляется не более десяти процентов от суммы средств земельного налога административного района.
Конкретный размер централизуемых в пределах указанной доли средств от налога устанавливается с учетом объемов финансирования мероприятий, указанных в пункте 50 настоящей Инструкции.
49. Доля средств, перечисляемых на бюджетный счет Российской Федерации из общих поступлений средств от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков для финансирования централизованно выполняемых мероприятий, предусмотренных в пункте 50 настоящей Инструкции, ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюджета.
50. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;
инженерное и социальное обустройство территории.
51. Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные в пункте 50 настоящей Инструкции цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.
Неиспользованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.
52. Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчет по земельному налогу".
Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Капитальные вложения", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.).
Перечисленные суммы налога (арендной платы) в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
VIII. Нормативная цена земли53. Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
54. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204.
55. Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
56. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1204 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка соответствующего целевого назначения. При определении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение размера налога за превышение норм отвода земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от уровня рыночных цен на земли различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта Российской Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, определенному в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75 процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.
Администрация района, города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более, чем на 25 процентов.
При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством Российской Федерации, районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка.
57. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации средства, поступающие от продажи земли в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов по коду 20400 "Доходы от продажи земли и нематериальных активов".
58. Настоящая Инструкция вводится в действие с момента официального опубликования.
С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу Инструкция Министерства финансов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1992 г. N N 21, 2-10-1/1020, 11 по применению Закона РСФСР "О плате за землю", изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию от 14 августа 1992 г. N N 72, 5-10/1813, ВГ-4-02/48 (регистрационный N 48 от 01.09.92), от 24 августа 1992 г N N 79, 5-10/2197, ИЛ-4-02/49 (регистрационный N 49 от 01.09.92), от 28 декабря 1994 г. N N 174, 5-16/2092, НП-4-02/119н (регистрационный N 778 от 19.01.95), письмо Миннауки России, Госналогслужбы России от 22 марта 1994 г. N N ЭП1-7-87, НП-4-02/41н "О порядке освобождения научных учреждений и организаций от платы за землю" (регистрационный N 526 от 23.03.94).
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В.ПОПОВ
Согласовано
Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
А.А.КРАСНОПИВЦЕВ
Заместитель Председателя
Комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам и
землеустройству
П.Ф.ЛОЙКО
На сайте «Zakonbase» представлен ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"