в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 12.02.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ"
отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ"

ПИСЬМО

(в ред. - Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

Департамент регулирования денежного обращения направляет разъяснения по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью для руководства в практической деятельности.

Директор Департамента
регулирования
денежного обращения
А.Л.ЗИНЧЕНКО

Приложение

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

(в ред. - Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

1. Как часто одна организация может рассчитываться наличными деньгами с другой организацией в пределах сумм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами"?

Что значит один платеж до 2 млн. рублей - 1 счет, 1 накладная, чек?

Расчеты наличными деньгами осуществляются по мере возникновения потребности.

Вышеназванным Постановлением введены ограничения расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн. рублей.

Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.

Юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично-денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг различным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у юридических, так и у физических лиц. Какие документы должны при этом представляться в банк?

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" стороны, заключающие сделку с ценными бумагами, должны прийти к соглашению условий их оплаты.

Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в учреждениях банков, в соответствии с целевым назначением этих расходов.

Предприятие может получить в банке наличные деньги в необходимой ему сумме, однако, расходование их осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1258, которым введены ограничения налично-денежных расчетов между юридическими лицами, в том числе по покупке ценных бумаг.

Расчеты между юридическими и физическими лицами могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.

3. Как увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", касающийся выдачи средств на неотложные нужды с ограничением выдачи наличных денег до 2 млн. рублей?

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 определяет временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.

В соответствии с п. 2.6 письма Банка России от 30.06.94 N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" наличные деньги в счет неотложных нужд выдаются банками только неплатежеспособным предприятиям в размере, предусмотренном п. 1 "б" вышеуказанного письма.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами между всеми юридическими лицами.

4. Распространяются ли на коммерческие банки предусмотренные Указом Президента от 23 мая 1994 г. N 1006 санкции за превышение лимита остатка операционных касс?

Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться письмом Банка России от 06.07.94 N 99.

5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется от всей суммы произведенного платежа или только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или только с покупателя?

Согласно Указу Президента N 1006 штраф берется в 2-кратном размере суммы произведенного платежа. При этом штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).

6. Существует ли несоответствие между пунктами 41 и 44 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организации проверок бюджетных организаций?

"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации. В связи с этим проверки бюджетных организаций могут осуществлять как банки, так и финансовые органы, следовательно, несоответствия между п. п. 41 и 44 нет.

7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря на неоднократные напоминания, не обращается в банк за установлением им лимита остатка кассы. Считать ли находящиеся в кассе деньги сверхлимитным остатком?

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие его, должны ежедневно сдавать в банк всю денежную наличность. Следовательно, не сданная в банк денежная наличность считается сверхлимитной.

8. В пункте 8 Указа N 1006 предусматривается, что банки обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше.

В тоже время в ст. 25 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" сказано, что банки обязаны хранить тайну по вкладам граждан. Как это совместить?

Пункт 8.2 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусматривает обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между ст. 25 вышеназванного Закона и п. 8 Указа Президента N 1006 нет.

9. Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные санкции на основании проверки ими снятия остатков кассы за один день вместо 3-х месяцев?

В соответствии с порядком ведения кассовых операций банки осуществляют проверки кассовой дисциплины, но не снятие остатков кассы. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на основании проверок, осуществляемых учреждениями банков за период не менее чем 3 месяца.

10. Что является основанием выдачи наличных денег для закупки сельхозпродукции у населения?

Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление данного вида деятельности.

Выдачи наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения.

Целевое использование полученных предприятием денежных средств проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договоры (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.

При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

11. Может ли комбанк принять решение о расходовании на месте клиентом постоянной денежной выручки на выплату зарплаты или сельхоззаготовки (т.е. по п. 7 Порядка), если к счету клиента имеются постоянные претензии, в т.ч. платежи в бюджет?

Вся поступающая в кассу предприятия - недоимщика денежная выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его расчетный (текущий) счет.

РКЦ и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям - недоимщикам расходовать поступающую в их кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования наличной денежной выручки у предприятий - недоимщиков должны быть аннулированы.

Для юридических лиц, не имеющих задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, сохраняется действующий порядок разрешения расходования денежной выручки в соответствии с пунктом 7 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года.

(в ред. Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

12. Разъяснить пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в части: должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в этом пункте выплаты или достаточно информированности банка, чтобы подобные выплаты имели законную силу?

Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в договорах на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также в примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы.

13. Какие меры ответственности применяются к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, и расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?

Согласно действующему законодательству меры ответственности за названные нарушения не предусмотрены. Однако коммерческим банкам следует проверять целевое использование полученных предприятиями в банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.

14. Отменен.

(в ред. Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать для организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка кассы?

Лимит остатка кассы для предприятий, организаций, учреждений устанавливается один в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий в соответствии с п. 5 указаний Центрального банка Российской Федерации от 30.09.94 N 113.

16. Будет ли являться нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1258, если сделка между юридическими лицами заключена на 10 млн. рублей, а расчеты ведутся наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?

Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес другого юридического лица наличными деньгами при условии соблюдения установленного Правительством Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн. рублей, то нарушением это не является.

В то же время юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично-денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.

17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных средств по целям расхода?

Направление использования денежных средств и их целевое назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11.04.91 N 348, ч. II).

18. Распространяется ли на счет N 717 "Средства юридических лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых карт" порядок получения денежных средств на неотложные нужды (письмо ЦБ РФ N 98 от 30.06.94) и порядок работы с денежной наличностью (совместное письмо от 13.08.94 ГНС РФ N ВГ-4-13/94н, МФ РФ N 104 и ЦБ РФ N 104)?

На данный счет не может распространяться порядок получения денежных средств на неотложные нужды, изложенный в указаниях Центрального банка Российской Федерации N 98 от 30.06.94, поскольку ими предусматривается проведение таких операций по расчетному (текущему) счету.

Что касается порядка использования денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, то предприятиям и организациям следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", согласно которому введены ограничения налично-денежных расчетов между юридическими лицами в сумме 2 миллионов рублей по одному платежу.

19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента N 1006 (пункт 9, абзацы 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29.06.95 с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц")

(в ред. Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

20. Утратила ли силу Инструкция N 6 от 03.12.86 "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР"?

Распространяется ли данный нормативный документ на предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?

Данный документ не утратил силу. Вместе с тем, по отдельным вопросам следует руководствоваться указаниями и рекомендациями Банка России, в частности - письмом Департамента регулирования денежного обращения от 01.06.93 N 14-151 "О некоторых вопросах работы по денежному обращению".

21. Остается ли в силе п. 11 разъяснений Центрального банка Российской Федерации от 17.02.94 N 14-4/35 по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" в части организаций, которые в силу специфики своей деятельности руководствуются Законом "Об общественных объединениях"?

Порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, включая общественные организации, а контроль за их деятельностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19.05.95 N 82-ФЗ (статья 38).

(в ред. Письма ЦБ РФ от 28.01.97 N 14-4/50)

Отдел методологии и организации
налично-денежного обращения
регионов России

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 (ред. от 28.01.97) "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И УСЛОВИЙ РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ"