Последнее обновление: 24.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации направляет для использования в общеобразовательных учреждениях Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы, которым следует руководствоваться до утверждения государственного образовательного стандарта.
Обязательный минимум содержания каждой образовательной области определен с учетом времени, отводимого на его изучение в Базисном учебном плане.
Первый заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы подготовлен по следующим областям знаний и предметам:
начальная школа (русский язык и литература, математика, естественные дисциплины - природоведение, общественные дисциплины);
языки и литература (русский язык, литература, иностранный язык - английский, немецкий, французский, испанский);
искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура);
общественные дисциплины (история России, всеобщая история, обществоведение, география);
естественные дисциплины (физика и астрономия, химия, биология);
математика, информатика;
физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности;
технология.
Указанные материалы готовились на основе действующих программ, временных стандартов и методических писем Управления, введенных в практику преподавания с 1992 по 1997 год.
Опыт работы школ с программно - методическими письмами позволил определить то минимальное содержание образования, которое дает возможность формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира.
Минимальное содержание образовательных программ может быть реализовано за время, отводимое на инвариантную часть Базисного учебного плана, в соответствии с распределением часов по областям знаний.
При подготовке материала были использованы проекты стандартов, подготовленные Российской академией образования и другими научными центрами.
Все материалы прошли экспертизу Федерального экспертного совета по общему образованию.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАРусский язык и литератураФонетика и графика
Гласные звуки, гласные буквы; согласные звуки звонкие и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие, согласные буквы; гласные ударные и безударные. Ударение, слог. Русский алфавит.
Морфология
Имя существительное. Род, изменение имен существительных по числам, падежам. Правописание падежных окончаний существительных. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Правописание падежных окончаний прилагательных. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Правописание "не" с глаголами. Личные местоимения. Предлог. Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова.
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Предложения повествовательные и вопросительные. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы "и, а, но" при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Орфография
Употребление больших букв. Правописание ь и ъ. Правописание предлогов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глагола.
Техника чтения и понимание прочитанного
Осознанное правильное чтение художественного и научно - популярного текста целыми словами вслух и про себя. Понимание основного содержания текста. Главная мысль произведения и соотнесение ее с заглавием. Постановка вопросов к тексту и ответы по прочитанному содержанию. Простой план. Пересказ прочитанного по плану.
Читательский кругозор и ориентация в мире книг
Русские народные сказки, сказки народов мира (волшебные, бытовые, о животных). Литературные сказки русских и зарубежных авторов. Детский игровой фольклор, мифы и предания народов России и мира. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения. Произведения современной детской русской и зарубежной литературы. Библиографические сведения о книге (автор, оглавление, аннотация). Знакомство с учебными словарями.
Литературоведческая пропедевтика
Жанры произведений: рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса. Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки. Тема произведения. Основная мысль. Сюжет. Герой - персонаж, его характер, поступки. Писатель, автор - рассказчик. Средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукопись, рифма.
Речевое развитие
Постановка вопросов и ответы на них. Пересказ произведения подробно, выборочно, кратко. Связный рассказ о персонажах произведения по плану. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Заучивание стихотворений (с опорой на ключевые слова, воображаемые картины, иллюстрации) и их чтение с соблюдением пауз, логического ударения, интонации. Письменный ответ на вопрос. Изложение. Письмо текста на определенную тему.
МатематикаЧисла и вычисления. Числа натурального ряда в пределах миллиона. Число 0. Запись и чтение числа в десятичной системе счисления.
Сложение, вычитание, умножение, деление целых неотрицательных чисел. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения). Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Приемы устных вычислений. Алгоритмы письменных вычислений: сложение и вычитание; умножение и деление на однозначное и на двузначное число.
Доли, нахождение доли числа и числа по его доле, числовые выражения. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих 2 - 3 действия (со скобками и без них). Буквенные выражения.
Простые и составные текстовые задачи.
Геометрические фигуры и величины. Точка. Отрезок. Луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Окружность, круг. Центр и радиус окружности (круга).
Длина. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Измерение длины отрезка. Вычисление длины ломаной, периметра многоугольника (треугольника, прямоугольника, квадрата).
Площадь. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр. Площадь прямоугольника.
Масса. Единицы массы: граммы, килограммы, центнер, тонна. Единица объема: литр.
Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, год, век. Соотношение между единицами величин. Зависимости между величинами: скорость, время, длина пути при равномерном движении; цена, количество, стоимость товара; работа, производительность труда, время.
Общественные дисциплины (история, обществознание)Первоначальное понятие об истории и исторических источниках. Историческое время и пространство. Счет лет в истории.
Историческая карта Родины
Восточные славяне. Древняя Русь. Первые киевские князья. Крещение Руси. Письменность. Художественное ремесло, зодчество Древней Руси. Монголо - татарское нашествие. Александр Невский. Возвышение Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование единого государства. Культура Руси XIV - XVI вв. Книгопечатание, зодчество, иконопись. Андрей Рублев. Защита Отечества от иноземных захватчиков. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. Петр I и его реформы. Россия при Екатерине II. Академия наук и Московский университет. Михаил Ломоносов. Победы русской армии и флота. Александр Суворов. Отечественная война 1812 года и ее герои. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Культура Российской империи. Падение царизма. Приход большевиков к власти. Образование СССР. Попытка создания нового общества. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Советская страна во второй половине XX в. Распад СССР. Провозглашение независимости России. Современная Россия. Современный мир, его многообразие, проблемы и пути их решения.
Родина. Мир. Современная карта Родины и мира. Страна, город, село, столица. Многонациональная Россия. Семья, поколение. Культура прошлого и настоящего. Религия в жизни людей. Символика России. Граждане России, их права и обязанности. Права ребенка. Законы. Государство. Конституция. Федерация. Президент. Государственная Дума. Местное самоуправление. Государственные праздники.
Человек, семья, общество. Собственность. Деньги. Семейные доходы. Взаимоотношения людей в обществе. Нормы морали.
Естественные дисциплины (природоведение)Тела и вещества. Объекты и явления неживой и живой природы. Объекты природы и предметы, созданные человеком.
Неживая природа
Твердые тела, жидкости и газы. Воздух, его свойства. Вода, ее свойства. Смена твердого, жидкого и газообразного состояния веществ на примере воды. Круговорот воды в природе.
Небесные тела: звезды и планеты.
Земля, ее форма. Глобус. Луна. Солнце. Смена дня и ночи и ее связь с вращением Земли вокруг своей оси. Смена времен года и ее связь с обращением Земли вокруг Солнца. Горизонт. Стороны света. Компас. Карта и план, условие обозначения на карте и плане. Основные формы земной поверхности: равнина и горы, холмы и овраги. Водоемы: река, пруд, озеро, море, океан. Полезные ископаемые, их свойства, практическое использование. Погода (температура, облака, дождь и снег, ветер). Термометр.
Живая природа
Грибы, растения, животные - живые организмы. Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение и развитие. Съедобные и несъедобные грибы.
Растения. Рост, питание, дыхание растений. Почва, ее значение в жизни растений. Травы, кустарники, деревья; лиственные и хвойные кустарники и деревья. Мхи, папоротники, цветковые растения. Дикорастущие и культурные растения.
Животные. Рост, питание, дыхание животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Условия, необходимые для жизни растений и животных.
Связи между явлениями неживой и живой природы. Сообщества и природные зоны. Растения и животные различных сообществ (леса, луга, водоема) и природных зон (зоны арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей, пустынь). Охрана растений и животных. Красная книга. Сельскохозяйственные растения и животные своей местности.
Человек
Человек - часть природы. Отличие человека от животных. Основные органы человека, их роль в организме. Значение природы в жизни людей. Экологическая роль воздуха, воды, почвы, растений и животных. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу и природы на человека. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни. Правила безопасного поведения на улице и в быту, противопожарной безопасности, поведения в общественных местах.
ОСНОВНАЯ ШКОЛАОбразовательная область Языки и литература1. Общие сведения о русском языке
Роль русского языка в жизни общества. Русский язык - национальное достояние русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Русский язык и его контакты с другими языками. Современный русский литературный язык как функционирующая и развивающаяся знаковая система.
2. Наука о русском языке
Наука о русском языке и ее разделы. Развитие науки о русском языке в XVIII - XX вв. Виднейшие ученые - русисты.
1. Языковые знанияПроизносительная сторона речи:
допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
Графическая сторона речи:
буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения, техника чтения.
Лексическая сторона речи:
2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.
Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:
а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er; -or; -ity; -ing; -ness; -tion; -sion; -ism; -ment; приставки и суффиксы прилагательных; -ful, -less, in-, un-, dis-, -y, -al, -ic, -able(-ible); приставки и суффиксы глаголов mis-, re-, dis-, over-, -ize(ise), -en; суффикс наречий -ly; суффикс порядковых числительных -th;
б) слова английского языка, сходные по звучанию, написанию и значению со словами русского или родного языка: production, culture, ecolugy;
в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work - his work, to offer - an offer.
Грамматическая сторона речи.
Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения.
Синтаксис
Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/are; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.
Морфология
Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
Местоимения: указательные (this / these, that / those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.
Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every.
Глагол. Понятие глагола - связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite), Present Continious, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
Материал для рецептивного усвоения
Синтаксис
Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, (al) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами neither...nor, either...or.
Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные, общественно - политические, научно - популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
Морфология
Дифференциальные признаки глаголов в Past Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past.
Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родной язык.
Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).
2. Социокультурные знания, умения и навыки2.1. Страноведческие знания
Географические и природные условия стран изучаемого языка.
Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.
Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.
Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.
Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.
Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
Особенности речевого поведения и этикета.
2.2. Лингвострановедческие знания
Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.
Тематика устно - речевого и письменного общения.
Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.
О себе (имя, возраст, адрес и т.д.).
Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Школа. Любимые предметы. Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
Искусство
(изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура)
Целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Происхождение искусства и его начальные формы. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство) и архитектура.
Отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр).
Основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства. Национальные традиции в изобразительном и декоративно - прикладном искусстве. Русская икона. Русская академическая живопись, передвижники, "Мир искусства" и другие художественные направления в русском изобразительном искусстве.
Многовековое культурное наследие всех народов России, связь и целостность художественного развития, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно - прикладного искусства. Вклад культуры народов России в мировую художественную культуру.
Искусство и памятники культуры родного края.
Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель и т.д.). Виды современного декоративно - прикладного искусства, дизайн.
Основы художественно - изобразительной грамоты - рисунок, живопись, композиция.
Средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка, живописи (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, теплые и холодные цвета, колорит и т.п.). Закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точки схода и т.п.). Закономерности светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень). Основные средства композиции: высота горизонта, точки зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра (ритм, силуэт и т.д.).
Основные материалы, используемые в художественной работе, приемы работы с ними: карандаш, акварель, гуашь (акварель с белилами), пастель (мелки), уголь, кисть, аппликация (вырезанная и рваная), пластилин (глина), бумага (для моделирования), картон (для гравюры) и др.
Начальные знания и навыки цветоделения (три основных цвета, черный, белый, их смеси, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст) в изображении пространства (загораживание, уменьшение объемов при удалении), в изображении лица и фигуры человека (пропорции частей, передача движений).
Особенности рисования с натуры, по памяти и по представлению. Длительные рисунки и быстрые - наброски и зарисовки. Работа на воздухе - пленэр.
Правила рисования с натуры и по памяти отдельных предметов и натюрмортов, человека, животных, птиц, пейзажа, интерьера, архитектуры. Критерии прекрасного в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного искусства и архитектуры.
Связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, телевидением.
Ведущие музеи искусств страны и мира (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Лувр и т.д.).
Музыка
Минимальные требования к содержанию учебного предмета "Музыка" составляют доступные сведения о музыке и особенностях музыкально - творческой направленности основных видов деятельности: слушание музыки, вокально - хоровая деятельность, импровизация, элементарное музицирование, развитие чистого интонирования.
Народная и профессиональная музыка.
Действительность - источник музыкальных сочинений народной и профессиональной музыки прошлого и настоящего. Внутренний мир человека и особенности его отражения в произведениях композиторов.
Интонация как носитель музыкального образного смысла произведения. Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, динамика и др.
Музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трехчастная вариации, куплетная, рондо, сонатная форма и особенности их развития на основе принципов музыкальной драматургии - повтора, контраста, вариативности. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш и их разновидности, опера, балет, симфония, инструментальная музыка, кантата, оратория, сюита, квартет, фуга.
Основные виды музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, слушание). Композитор, исполнитель, слушатель.
Исполнители: оркестры (симфонический, духовой, оркестр народных инструментов); музыкальные инструменты (народные и профессиональные); хоры (детский, мужской, женский, смешанный, хоры народные и академические); голоса певцов - солистов (сопрано, дискант, альт, тенор, баритон, бас).
Музыка в контексте других видов искусств. Связь музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой. Общность тем, сюжетов, образов различных видов искусства. Музыка в кино, театре, на телевидении. Разнообразные функции музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, мюзиклах.
Современные направления отечественного и зарубежного музыкального искусства, академическая музыка и эстрада.
Творчество выдающихся русских и зарубежных композиторов.
Известные исполнители, дирижеры, инструменталисты, певцы - солисты, исполнительские коллективы. Российские и международные музыкальные конкурсы исполнителей.
Особенности музыкальной культуры региона. Сохранение и приумножение национальных музыкальных традиций. Музыкальный фольклор и духовная музыка в русском и зарубежном музыкальном наследии.
Мировая художественная культура
Художественная культура. Типология культур. Синтез и взаимодействие искусств. Основные стили и направления в мировой художественной культуре. Древнерусское искусство. Художественное развитие России в XVII веке, ее вхождение в мировой художественный процесс. Художественная культура древнего мира. Художественная культура Древней Греции и Рима. Особенности художественной культуры средневековья. Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения. Стиль барокко и его отличительные черты. Характерные черты художественной культуры эпохи классицизма. Идеалы Просвещения и их отражение в искусстве. Романтизм и реализм в художественной культуре XIX века. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. Основные тенденции развития художественной культуры XX века. Новые формы и жанры искусства конца XX века.
Традиционность и преемственность в искусстве (на примере своего региона, народа, субкультуры).
Основные особенности художественного развития народов России (на примерах из различных видов и жанров искусства). Ключевые вопросы отечественной художественной культуры.
Общественные дисциплиныМатематика
Числа и вычисления
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем.
Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Среднее арифметическое.
Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Проценты. Основные задачи на проценты.
Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.
Рациональные числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Действительные числа. Иррациональные числа.
Приближенные значения. Абсолютная и относительная погрешности. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Запись чисел в стандартном виде.
Квадратный корень. Десятичные приближения квадратного корня. Корень третьей степени.
Вычисления с помощью калькулятора.
Выражения и преобразования
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Свойства степени с натуральным показателем. Многочлены. Приведение подобных слагаемых. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен: выделение квадрата двучлена, разложение на множители.
Алгебраические дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства.
Свойства арифметического квадратного корня и их применение к преобразованию выражений.
Синус, косинус, тангенс и котангенс производного угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Уравнения и неравенства
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений.
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение простейших нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства с одной переменной.
Функции
Прямоугольная система координат на плоскости.
Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание, убывание функции, сохранение знака на промежутке.
Функции: y = kx, y = kx + b, y = k/x, y = xE2, y = xE3, y = axE2 + bx + c, y = +- x, их свойства и графики.
Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.
Отрезок. Длина отрезка и его свойства. Расстояние между точками.
Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и ее свойства. Величина угла и ее свойства. Градусная и радианная мера угла.
Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельных и перпендикулярных прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Треугольник и его элементы. Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Сумма углов треугольника. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника и ее свойства. Неравенство треугольников. Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников. Метрические соотношения между элементами произвольного треугольника: теорема синусов и теорема косинусов. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Площадь треугольника.
Четырехугольники. Параллелограмм. Прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции и ее свойства. Площади четырехугольников.
Многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Окружность и круг. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и описанные углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Длина дуги окружности. Площадь круга.
Построение циркулем и линейкой.
Осевая симметрия. Центральная симметрия.
Вектор. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида. Круглые тела: шар, цилиндр, конус. Формулы объемов.
Информатика
Информация и информационные процессы
Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике.
Представление информации
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача информации и ее носители.
Величины. Переменные величины. Присваивание. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение. Простые и составные величины. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Понятие о программном управлении работой компьютера.
Файл. Операции с файлами. Работа с дискетами. Инсталляция программ. Ввод данных. Техника безопасности в компьютерном классе.
Алгоритмы и исполнители
Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Библиотеки алгоритмов.
Формализация и моделирование
Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация. Переход от реальной задачи к информационной модели.
Информационные технологии
Технология обработки текста и графики (текстовый и графический редакторы).
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор. Запись и считывание файлов с диска. Вывод на принтер.
Представление изображений в компьютере. Графические примитивы. Построение изображений с помощью графических примитивов. Графический редактор.
Технология обработки числовых данных (электронные таблицы)
Структура электронных таблиц. Строка, столбец, ячейка.
Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Редактирование структуры таблицы. Печать таблицы. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения математических задач.
Технология хранения, поиска и сортировки информации (базы данных)
Типы баз данных. Представление данных в формах таблицы и картотеки. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Вывод на печать. Изменение структуры базы данных.
Справочники. Словари. Гипертекст. Записная книжка.
Компьютерные коммуникации
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Электронная почта, доски объявлений, телеконференция, распределенные базы данных.
Сеть Интернет как пример глобальной телекоммуникационной сети.
На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.07.97 N 974/14-12 "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
