в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"
отменен/утратил силу Редакция от 08.06.1999 Подробная информация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июля 1999 г. N 1819


Постановление

Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:

Утвердить Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.ЛОЗОВОЙ

Утверждено
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 8 июня 1999 г. N 40

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588).

Положение устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий, обязательный для всех организаций, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены опасные производственные объекты.

Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", расследуются как чрезвычайные ситуации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).

1.2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, по согласованию с Госгортехнадзором России разрабатывают и утверждают отраслевые нормативные документы, конкретизирующие с учетом имеющихся особенностей организацию проведения технического расследования причин аварий, оформление акта технического расследования и учета аварий в соответствии с их компетенцией.

1.3. Техническому расследованию подлежат причины аварий, приведших к:

разрушению сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, указанных в приложении 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

неконтролируемым взрывам и (или) выбросам опасных веществ.

Причины инцидентов, повлекших за собой отказы или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонения от режима технологических процессов, но не вызвавших разрушения сооружений и (или) технических устройств, устанавливаются и анализируются с учетом требований, изложенных в разделе 5 настоящего Положения.

1.4. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте производится техническое расследование ее причин.

1.5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект:

1.5.1. Незамедлительно сообщает об аварии по форме приложения 2 в территориальный орган Госгортехнадзора России и в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковых), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, сообщает соответственно в территориальные органы МЧС России, Госкомэкологии России, Государственной противопожарной службы МВД России, МПС России.

1.5.2. Сохраняет обстановку на месте аварии до начала расследования, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварий и сохранению жизни и здоровья людей.

1.5.3. Принимает участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимает меры по устранению причин и недопущению подобных аварий.

1.5.4. Осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

1.5.5. Принимает меры по защите жизни и здоровья работников и окружающей природной среды в случае аварии на опасном производственном объекте.

1.6. Руководитель организации несет ответственность за невыполнение требований, изложенных в пункте 1.5, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок технического расследования причин аварии

2.1. Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

2.2. Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно - правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего(щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора России.

В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем. В состав специальной комиссии могут быть также включены представители органов, указанных в пункте 1.5.1, по согласованию с ними.

2.3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

2.4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10 дней составить акт расследования по форме приложения 1 и другие необходимые документы и материалы, перечисленные в разделе 3 настоящего Положения.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию, в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

2.5. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов - экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

2.6. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования.

2.7. В ходе расследования комиссия:

производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;

взаимодействует со спасательными подразделениями;

опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;

выясняет обстоятельства, предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;

выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;

проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

проверяет качество принЏтых проектных решений;

проверяет соответствие области применения оборудования;

проверяет наличие и исправность средств защиты;

проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально - экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

2.8. Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке.

Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.

2.9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

2.10. Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате аварии, проводится в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 (Российская газета N 59, 1999).

Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

3. Оформление материалов технического расследования аварий

3.1. Материалы расследования должны включать:

приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

акт технического расследования аварии по форме приложения 1, к которому прилагаются:

протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;

справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;

справки о размере причиненного вреда;

форму учета и анализа аварий согласно приложению 3 (не приводится);

другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.

3.2. Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварии Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора России.

3.3. По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.

3.4. Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончании сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.

4. Учет и анализ аварий, происшедших на опасном производственном объекте

4.1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ведет учет аварий по форме приложения 5, анализирует причины их возникновения; один раз в полугодие представляет в территориальный орган Госгортехнадзора России информацию о количестве аварий, причинах их возникновения и принятых мерах по форме приложения 5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, по мотивированным запросам органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, может предоставлять информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению.

4.2. Территориальные органы Госгортехнадзора России в течение суток с момента происшедшей аварии передают в Госгортехнадзор России оперативные сведения об авариях на опасном производственном объекте по установленной форме приложения 2.

Учет аварий осуществляется в соответствии с примерным перечнем видов аварий по отраслям (направлениям) надзора согласно приложению 4.

4.3. Материалы по результатам расследования причин аварий и мерах по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии и предлагаемых мер, рассматриваются на советах территориальных органов Госгортехнадзора России, коллегии Госгортехнадзора России, коллегиях (совещаниях) федеральных органов исполнительной власти с участием представителей Рострудинспекции (по согласованию с ними).

4.4. На основании анализа причин аварий, происшедших на опасных производственных объектах, Госгортехнадзор России и другие федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять нормативное регулирование в области промышленной безопасности, при необходимости вносят соответствующие дополнения, изменения в нормативные акты, содержащие требования безопасного ведения работ на опасных производственных объектах, в пределах их компетенции.

5. Установление причин, анализ и учет инцидентов на опасном производственном объекте

5.1. Установление причин, анализ и учет инцидентов осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

5.2. Порядок проведения работ по установлению причин инцидентов определяется руководством организации по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.

5.3. Для установления причин инцидентов создается комиссия. Состав комиссии назначается приказом руководителя организации (установление причин инцидентов в химическом, нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве производится с обязательным участием территориальных органов Госгортехнадзора России).

5.4. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной предприятием. Акты расследования должны содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей природной среде, а также меры по устранению причин инцидента.

5.5. Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведется в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка о их выполнении.

5.6. Организация ведет анализ причин инцидентов и ежеквартально сообщает в территориальный орган Госгортехнадзора России информацию <*> о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах по форме приложения 6.


<*> В случаях если инциденты имеют негативные экологические последствия, ежеквартальная информация о них сообщается и в территориальный орган Госкомэкологии России.

5.7. Территориальные органы Госгортехнадзора России осуществляют контроль учета и анализа инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов и их выполнения в установленные сроки.

Приложение 1
к Положению о порядке технического
расследования причин аварий на
опасных производственных объектах

АКТ\r\n ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ, ПРОИСШЕДШЕЙ\r\n "__" ______________ 199_ Г.\r\n \r\n 1. Название организации, ее организационно - правовая форма,\r\nформа собственности и адрес:\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 2. Состав комиссии:\r\n Председатель: ________________________________________________\r\n (фамилия, инициалы, должность)\r\n Члены комиссии: ______________________________________________\r\n (фамилия, инициалы, должность)\r\n 3. Характеристика организации (объекта, участка) и места\r\nаварии.\r\n В этом разделе наряду с данными о времени ввода опасного\r\nпроизводственного объекта в эксплуатацию, его местоположении\r\nнеобходимо показать проектные данные и фактическое выполнение\r\nпроекта; дать заключение о состоянии опасного производственного\r\nобъекта перед аварией; режим работы объекта (оборудования) до\r\nаварии (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли\r\nранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии; отразить,\r\nкак соблюдались лицензионные требования и условия, положения\r\nдекларации безопасности.\r\n 4. Квалификация обслуживающего персонала специалистов,\r\nответственных лиц, причастных к аварии (где и когда проходил\r\nобучение и инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в\r\nквалификационной комиссии).\r\n 5. Обстоятельства аварии.\r\n Дается описание обстоятельств аварии и сценарий ее развития,\r\nинформация о пострадавших, указывают, какие факторы привели к\r\nаварийной ситуации и ее последствиям.\r\n Как протекал технологический процесс и процесс труда, описать\r\nдействия обслуживающего персонала и должностных лиц. Изложить\r\nпоследовательность событий.\r\n 6. Технические и организационные причины аварии.\r\n На основании изучения технической документации осмотра места\r\nаварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертного\r\nзаключения комиссия делает выводы о причинах аварии.\r\n 7. Мероприятия по устранению причин аварии.\r\n Изложить меры по ликвидации последствий аварии и\r\nпредупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по\r\nустранению причин аварий.\r\n 8. Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию.\r\n В этом разделе указываются лица, ответственные за свои\r\nдействия или бездействие, которые привели к аварии. Указать, какие\r\nтребования нормативных документов не выполнены или нарушены данным\r\nлицом, исполнителем работ.\r\n 9. Экономический ущерб от аварии.\r\n Расследование проведено, и акт составлен:\r\n__________________________________________________________________\r\n (число, месяц, год)\r\n Приложение: материал расследования на ______ листах.\r\n \r\n Подписи Председатель\r\n \r\n Члены комиссии

Приложение 2
к Положению о порядке технического
расследования причин аварий на
опасных производственных объектах

ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ АВАРИИ <*>

взрыв
пожар
разрушение
обрушение
заражение
другие виды аварий
Вид аварии (необходимую информацию отметить знаком X)

Связь аварии с несчастным случаем <**> ___________________________\r\nСвязь аварии с созданием чрезвычайной ситуации (указать класс ЧС)\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nДата и время аварии ______________________________________________\r\nТерриториальный орган, вид надзора _______________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nОтдел ____________________________________________________________\r\nМинистерство, ведомство или другое хозяйственное образование _____\r\n__________________________________________________________________\r\nОрганизация ______________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nМесто нахождения организации (субъект Российской Федерации, город,\r\nпоселок и т.п.) __________________________________________________\r\nМесто аварии (производство, участок, цех и т.п.) _________________\r\nОбстоятельства аварии и ее последствия (в т.ч. травмирования) ____\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nОрганизации, принявшие участие в ликвидации аварийной ситуации ___\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n Обобщенные причины аварии (заполняется по результатам\r\nрасследования)

технические (необходимую информацию отметить знаком X)
неисправность технических средств несовершенство или ошибки проектных решений
несовершенство технических средств умышленная порча или вывод из действия технических средств
несовершенство технологий производства незапланированное внезапное прекращение передачи энергоресурсов
организационные (необходимую информацию отметить знаком X)
низкий уровень знаний, недисциплинированность исполнителей работ
низкий уровень управления производством работ
недостатки нормативного регулирования безопасности (несовершенство нормативно - технической документации, просроченный инструкции, их отсутствие и т. д.)

Передал(а): Фамилия, И.О., должность, телефон,\r\nподпись __________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nПринял(а): Фамилия, И.О., должность,\r\nподпись __________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\nДата и время (московское)\r\nприема ___________________________________________________________\r\nПричина задержки в сроках передачи информации (указать при\r\nзадержке более 24 час.) __________________________________________


<*> Об авариях на магистральных трубопроводах оперативное сообщение передается в соответствии с настоящей формой, а также прилагаемых дополнениях по форме 1, 2.

<**> Отражается количество пострадавших, из них погибших.

Дополнение к приложению 2

Форма N 1

ИНФОРМАЦИЯ ПО АВАРИИ НА ОБЪЕКТЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА \r\n ОПАСНОЙ ЖИДКОСТИ И ГАЗА \r\n1. Наименование владельца объекта _________________________________\r\n2. Наименование объекта, км по трассе _____________________________\r\n3. Информация по трубопроводу: \r\n3.1. Диаметр (мм) ___________________________________________________\r\n3.2. Толщина стенки (мм) ____________________________________________\r\n3.3. Марка стали ____________________________________________________\r\n3.4. Год ввода в эксплуатацию _______________________________________\r\n3.5. Максимально разрешенное рабочее давление (МПа) _________________\r\n3.6. Давление в момент аварии _______________________________________\r\n4. Характер аварии ________________________________________________\r\n5. Перерыв в работе (дата, время) _________________________________\r\n6. Воздействие на потребителя _____________________________________\r\n7. Описание последствий, возможная причина ________________________\r\n8. Вид ремонта _____________ Начало ___________ Окончание _________\r\n9. Номер служебного телефона лица, сообщившего об аварии __________\r\n \r\nПримечание: при необходимости приложить к форме дополнительные листы \r\n

Дополнение к приложению 2

Форма N 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АВАРИИ НА ОБЪЕКТЕ ТРУБОПРОВОДА \r\n ОПАСНОЙ ЖИДКОСТИ \r\n1. Вид жидкости \r\n1.1. Наименование ___________________________________________________\r\n1.2. Химическое название (формула) __________________________________\r\n2. Объем утечки <*> (куб. м) ______________________________________\r\n3. Продолжительность истечения до ликвидации (ч.) _________________\r\n4. Если утечка не устранена, то указать: \r\n4.1. Ожидаемый объем утечки до ее устранения (куб. м) ______________ \r\n4.2. Время до устранения утечки (ч.) ________________________________\r\n5. Характеристика места утечки (указать бетон / твердые покрытия; \r\n гравий / песок; пастбище и т.д.) _______________________________\r\n6. Последствия утечки (указать последствия): \r\n6.1. Попадание в водоток ____________________________________________\r\n6.2. Впитывание в грунт _____________________________________________\r\n6.3. Попадание в водоносный горизонт ________________________________\r\n7. Удалось ли полностью убрать загрязнения утечкой ________________\r\n8. Предпринятые или предпринимаемые меры по ликвидации загрязнений:\r\n8.1. Метод очистки __________________________________________________\r\n8.2. Дата окончания очистки _________________________________________\r\n8.3. Привлекаемый подрядчик (указать) _______________________________\r\n8.4. Применяемые методы хранения собранной жидкости _________________\r\n9. Погодные условия _______________________________________________\r\n10. Метод и обстоятельства обнаружения утечки ______________________\r\n11. Ближайший водоем _______________________________________________\r\n12. Расстояние до водоема (км) _____________________________________\r\n \r\nПримечание: при необходимости приложить к форме дополнительные листы


<*> Утечка - неконтролируемое истечение из трубопровода опасной жидкости, вызванное аварией.

Приложение 4
к Положению о порядке технического
расследования причин аварий на
опасных производственных объектах

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

1. По горнодобывающей промышленности и подземным работам (в том числе геологоразведочным):

внезапные выбросы угля, руды, породы и газа;

горные удары;

эндогенные пожары (в том числе рецидивы списанных эндогенных пожаров);

взрывы, вспышки, горения газа и пыли в подземных выработках;

прорывы газа из пожарных участков, внезапное выделение газов;

взрывы и пожары на складах взрывчатых материалов (ВМ) и в других местах их хранения, а также на транспортных средствах, перевозящих ВМ <*>;

пожары в подземных горных выработках <*>;

обвалы в вертикальных и наклонных стволах шахт, завалы очистных и подготовительных выработок, завалы главных откаточных и вентиляционных выработок;

пожары, взрывы в надшахтных зданиях и сооружениях <*>;

выгорание взрывчатых веществ, не вызвавших взрыва или пожара <*>;

загорание кабелей, крепи, конвейерных лент и других материалов в подземных выработках;

разрушение узлов и деталей вентиляторных установок главного проветривания, участковых вентиляторных установок, центральных водоотливов, компрессорных установок, приведшее к их остановке <*>;

внезапные разрушения технологических зданий и сооружений, а также подрабатываемых подземными горными работами объектов;

разрушение дегазационного оборудования <*>;

прорывы воды, заиловки или обводненной горной массы <*>;

незапланированные прекращения подачи энергоносителей на время более срока действия индивидуальных средств защиты (самоспасателей) <*>;

прорывы дамб (плотин), хвостохранилищ, затопление шахт, рудников, карьеров <*>;

разрушение технических устройств, приведшее к остановке работы грузовых, грузопассажирских подъемных установок <*>;

разрушение узлов и деталей экскаваторов (с емкостью ковша пять и более куб. метров, в том числе роторных) в пределах горного отвода, повлекшее к остановке более одной смены;

потопление драг;

оползни и обрушения бортов карьеров;

столкновения подвижных составов на карьерах;

падения с бортов карьеров и отвалов технологического транспорта;

разрушение узлов и деталей основного технологического оборудования на обогатительных, агломерационных (окомковательных), дробильно - сортировочных фабриках и установках, повлекшее остановку в работе всего комплекса более одной смены, взрывы угля и пыли, пожары;

разрушение предохранительных целиков;

нарушение подачи электроэнергии, вызвавшее остановку вентиляторных установок главного проветривания, участковых вентиляторных установок, центрального водоотлива, компрессорных установок, грузового и грузопассажирского подъемов на рудниках и шахтах <*>.


<*> Виды аварий, которые подлежат расследованию также и в нефтяных шахтах, геологоразведочных выработках нефтегазодобывающей промышленности.

2. По нефтегазодобывающей и газоперерабатывающей промышленности, геологоразведочным работам:

неконтролируемые выбросы нефти и газа при строительстве, эксплуатации и ремонте скважин (открытые фонтаны);

полное или частичное разрушение и (или) падение буровых вышек (мачт) и их частей;

полное или частичное разрушение и (или) падение морских стационарных платформ в процессе строительства и эксплуатации;

полное или частичное разрушение, гибель плавучих буровых установок в процессе эксплуатации;

аварийный уход плавучих буровых установок с точки бурения, сопровождающийся разрушением устья скважин;

падение талевой системы на буровых установках, агрегатах для ремонта скважин;

взрывы и пожары на всех подконтрольных объектах;

полное или частичное разрушение объектов добычи и подготовки нефти и газа, внутрипромысловых трубопроводов, сопровождающееся или приведшее к разливу (утечке) нефти в объеме 10 и более кубометров или утечкой природного (попутного) газа в объеме 10 тысяч и более кубометров;

разрушение зданий и сооружений вследствие нарушений технологии производства взрывных работ;

взрывы или пожары на складах, в местах хранения взрывчатых материалов (ВМ) и транспортных средств, перевозящих ВМ;

несанкционированные взрывы на скважинах при проведении прострелочно - взрывных и сейсморазведочных работ, а также в геологоразведочных горных выработках.

3. По химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности:

взрывы, загорания и (или) выбросы опасных веществ;

разрушения сооружений, технических устройств или их элементов.

4. По металлургической промышленности:

взрывы газа в воздухонагревателях и межконусном пространстве доменных печей, аппаратах газоочистки, газгольдерах, газодувках, на генераторных станциях, газораспределительных и газоповысительных установках, на водородных станциях, в агрегатах и установках улавливания и переработки коксового газа, в аппаратах производства хлора, карбонила, никеля, трихлорсилана, тетрахлорида титана;

взрывы металлических порошков в пылеосадительных камерах и печах восстановления;

пожары в галереях шихтоподачи, складах угля и ЛВЖ;

пожары от загорания металлических порошков;

пожары от выбросов расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов;

пожары на кислородных станциях и установках;

обрушение трубопроводов с ЛВЖ, горючими и ядовитыми газами;

уходы расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов;

прогары горна, фурменных и леточных холодильников доменных печей;

обрушение шихтовых бункеров, транспортных галлерей, силосных башен, производственных зданий и сооружений, шламохранилищ и другие аварии, требующие остановки основных агрегатов для проведения ремонтов.

5. По подъемным сооружениям <*>:


<*> Аварии и инциденты на котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды, происшедшие при монтаже, демонтаже и транспортировании, расследованию и учету в порядке, предусмотренном настоящим Положением, не подлежат.

разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные разрушения;

падение кабины лифта, его противовеса;

разрушение ответственных металлоконструкций, обрыв цепей эскалатора, разрушение ответственных металлоконструкций кабины (вагонетки) вагона, обрыв канатов канатной дороги, фуникулера;

разрушение металлоконструкций стрелы и ходовой рамы подъемника (вышки), разрушение или падение крана - манипуляторной установки крана - манипулятора, разрушение или падение выносной консоли или самого крана - трубоукладчика;

повреждение металлоконструкции (изгиб, деформация) подъемных сооружений (или их элементов), приведшее к травмированию людей.

6. По объектам котлонадзора <*>:


<*> Аварии и инциденты на котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды, происшедшие при монтаже, демонтаже и транспортировании, расследованию и учету в порядке, предусмотренном настоящим Положением, не подлежат.

разрушения и повреждения (разрывы) котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды (их элементов).

7. По объектам газоснабжения:

разрушения газопроводов, выход из строя газового оборудования ГРС, ГРП, ГРУ, повлекших за собой взрывы газа в жилых домах, общественных зданиях, инженерных сооружениях, а также остановку (перерыв) газоснабжения города, населенного пункта, микрорайона, предприятия (промышленного, коммунального, сельскохозяйственного);

взрывы и пожары, связанные с эксплуатацией газового хозяйства, газонаполнительных и автозаправочных станциях сжиженных газов, ГРЭС, ТЭЦ и районных отопительных котельных;

взрывы газа в газифицированных печах, топках и газоходах котлов, агрегатах, вызвавших их местные разрушения или отключения;

повреждения подземных газопроводов (механические, коррозионные и др.).

8. По надзору на производствах и объектах по хранению и переработке зерна:

полное или частичное разрушение (повреждение) технологического, транспортного и аспирационного оборудования, зданий и сооружений, происходящее в результате пожаров и пыле- и газовоздушных взрывов, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск продукции, прием, переработка и транспортировка зерна и сырья, отпуск готовой продукции;

отклонение от режима технологического процесса хранения зерна, комбикормового сырья и маслосемян, вследствие чего произошло его самовозгорание в силосах (бункерах);

отклонение от режима технологического процесса сушки зерна и маслосемян, вследствие чего произошло загорание, повлекшее за собой вывод из строя зерносушильного и транспортного оборудования.

9. По объектам магистрального трубопроводного транспорта:

9.1. "Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта газов" - неконтролируемый выброс транспортируемого газа в атмосферу или в помещение компрессорной станции (КС), газораспределительной станции (ГРС) или автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС) в результате полного разрушения или частичного повреждения:

трубопроводов, его элементов и устройств, сопровождаемого одним из следующих событий или их сочетанием:

- взрыв или воспламенение газа;

- повреждение или разрушение других объектов;

- потеря 10 тысяч и более кубометров газа.

9.2. "Авария на объекте магистрального трубопроводного транспорта опасных жидкостей" - внезапный вылив или истечение опасной жидкости в результате полного или частичного разрушения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемых одним или несколькими из следующих событий:

- воспламенение жидкости или взрыв ее паров;

- загрязнение любого водостока, реки, озера, водохранилища или любого водоема сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшее изменение окраски поверхности воды или берегов, или приведшее к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега;

- объем утечки составил 10 кубометров и более, а для легкоиспаряющихся жидкостей объем утечки превысил 1 кубометр в сутки.

10. При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом:

- взрыв опасного груза в вагоне (контейнере), независимо от последствий;

- возгорание или высвобождение из вагонов (контейнеров) опасного груза, приведшие к гибели людей, эвакуации населения из зоны аварии, нанесению ущерба окружающей среде.

* * *

Другие виды аварий на опасных производственных объектах, вызвавшие разрушение сооружений и (или) применяемых на этих объектах технических устройств, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ и не перечисленные в настоящем Приложении, учитываются по отрасли (направлению) надзора, определяемому по основному виду деятельности организации (предприятия), эксплуатирующей опасный производственный объект.

Приложение 5
к Положению о порядке технического
расследования причин аварий на опасных
производственных объектах

СВЕДЕНИЯ
N п/п Наименование организации, ведомственная принадлежность, вид собственности Место аварии, название опасного производственного объекта Дата и время аварии Характер аварии Краткое описание обстоятельств аварии, причины, какие параграфы действующих в отрасли правил были нарушены Экономический ущерб от аварии Длительность простоя до пуска объекта в эксплуатацию, часов (суток) Лица, ответственные за допущенную аварию, и принятые к ним меры наказания Направлялся ли материал расследования в следственные органы Мероприятия, предложенные комиссией по расследованию аварии Отметка о выполнении мероприятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Приложение 6
к Положению о порядке технического
расследования причин аварий на опасных
производственных объектах

ЖУРНАЛ
N п/п Название организации Место инцидента, название опасного производственного объекта Дата и время инцидента Характеристика и причины инцидента Продолжительность простоя (час.) Экономический ущерб (тыс. руб.) Меры по устранению причин инцидента Отметка о выполнении мероприятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08.06.99 N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"