в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@
действует Редакция от 11.03.2001 Подробная информация

ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@

ПИСЬМО

В соответствии с Приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14/366дсп направляем Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий.

Заместитель министра РФ
по налогам и сборам
В.В.ТИХОМИРОВ

Приложение
к письму Министерства РФ
по налогам и сборам
от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.12.2000 N БГ-14-16/366дсп "Об основных направлениях контрольной работы органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на 2001 год" (пункт 2.3.9) предусмотрена проверка правомерности использования льгот по налогу на имущество предприятий.

Налоговые льготы по налогу на имущество предприятий для отдельных категорий налогоплательщиков установлены статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При проведении контрольной работы за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий и использования налогоплательщиками льгот необходимо руководствоваться следующими документами:

- Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в ред. от 04.05.99);

- Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (в ред. от 15.11.2000);

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Жилищным кодексом РСФСР;

- Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";

- Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

- Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

- Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 19.07.98);

- Федеральным законом от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий");

- Временным порядком оформления документации для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, утвержденным Минэкономики России от 14.07.97;

- Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";

- Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "Об ускоренной амортизации для субъектов малого предпринимательства" (статья 10);

- Федеральным законом от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";

- Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 N 1114 "Об освобождении участников реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск от налогов";

- Постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1296 "О внесении дополнений в перечни российских и иностранных юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск";

- Постановлением Правительства РФ от 04.02.97 N 136 "О внесении дополнений в перечни российских и иностранных юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск";

- Постановлением Правительства РФ от 07.11.96 N 1428 "О дополнении перечня российских юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск";

- Постановлением Правительства РФ от 17.05.97 N 600 "Об утверждении перечня иностранных и российских юридических лиц, которые участвуют в реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о строительстве жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, выведенных из стран Балтии, и освобождаются от налогов, и о внесении дополнений в перечни иностранных и российских юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск";

- Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 N 1012 (в ред. от 31.12.99) "Об утверждении перечня освобождаемых от налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями";

- Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359;

- Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 301;

- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N 17;

- Классификатором отраслей народного хозяйства N 1-75-018;

- письмом Минфина России от 29.10.93 N 118 (в ред. от 03.04.96) "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве";

- Приказом Минфина России от 24.12.98 N 68н "Об утверждении указаний об отражении в бухучете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, и указаний об отражении в бухучете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества";

- Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственных организаций и инструкции по его применению";

- Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97";

- Приказом Минфина России от 28.07.94 N 100 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94";

- Приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98";

- Приказом Минфина России от 20.12.94 N 167 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94";

- письмом МНС России от 04.11.99 N 02-2-07 (о ведении раздельного бухгалтерского учета в организациях, осуществляющих наряду с деятельностью на основании свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность);

- письмом Госналогслужбы России от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757 "О налоге на имущество предприятий" (о включении счета 45 "Товары отгруженные" в перечень счетов бухучета для определения налоговой базы);

- письмом МНС России от 23.11.2000 N ШС-6-01/891 о режиме налогообложения деятельности, непосредственно связанной со строительством магистрального газопровода "Голубой поток";

- письмом Госналогслужбы России от 14.07.98 N СШ-6-04/428 "О налоге на имущество предприятий" (о порядке освобождения имущества лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России от уплаты налога на имущество предприятий);

- письмом Госналогслужбы России от 06.05.97 N СШ-6-02/348 (о порядке льготирования сезонных запасов);

- письмом Госналогслужбы России от 13.06.97 N СШ-6-02/444;

- письмом МНС России от 03.03.2000 N 02-01-16/28 (об исправлении ошибок (искажений));

- письмом МНС России от 28.04.2000 N ВГ-6-02/334@ (о начислении амортизационных отчислений);

- письмом МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183 (об исчислении налоговой базы по налогу на имущество по банкам и другим кредитным организациям);

- письмом МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 (о порядке начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения);

- письмом МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@ (о переоценке основных средств).

При проведении проверки налогоплательщиков по вопросу правомерности использования льгот по налогу на имущество предприятий, установленных статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", необходимо иметь в виду следующее:

1. Предоставление научным организациям льготы по налогу на имущество предприятий, установленной пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"

Пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что данным налогом не облагается имущество государственных научных центров, а также научно - исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно - экспериментальных предприятий независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно - исследовательские, опытно - конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно - технической политике" Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

Указанное положение в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" не внесено.

Подпунктом "к" пункта 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" рекомендовано при определении права на указанную льготу руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно - исследовательских, опытно - конструкторских и экспериментальных работ.

Поэтому указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется научной организации вне зависимости от наличия свидетельства об аккредитации научной организации.

В том случае, если у организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации, объем научных работ за отчетный год составил менее 70%, то льгота по налогу на имущество предприятий, установленная пунктом "к" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", не предоставляется.

При этом для целей налогообложения под объемом научных работ следует понимать объем работ, выручка от реализации которых учитывается в бухгалтерском учете на счете 46 "Выручка от реализации продукции (работ, услуг)".

Если по результатам отчетного года этот объем работ составляет менее 70 процентов, то уплата налога за отчетный год производится по годовому расчету.

По предприятиям, осуществляющим научную деятельность наряду с торговой, для целей налогообложения под объемом научно - исследовательских, опытно - конструкторских и экспериментальных работ следует понимать выручку от реализации указанных работ, т.е. товарооборот, отраженную в бухгалтерском учете на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". При определении объема выполненных работ в рамках торгово - закупочной деятельности из суммы выручки от реализации товаров исключается покупная стоимость товаров.

2. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий организациям по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову, переработке рыбы и морепродуктов

Согласно пункту "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При этом, если выручка от льготируемых видов деятельности составляет менее 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), организация вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом "в" статьи 5 вышеназванного Закона и предусматривающей уменьшение стоимости имущества организации, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов.

При рассмотрении вопроса об отнесении продукции к сельскохозяйственной, согласно подпункту "в" пункта 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, принятым Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301 (в ред. от 25.02.2000) (коды 97 0000 и 98 0000).

Если по результатам работы отчетного года выручка предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову или переработке рыбы и морепродуктов составляет менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уплата налога на имущество за отчетный год производится по годовому расчету.

При определении общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных средств и иного имущества.

Организации, закупающие указанную продукцию и передающие ее как давальческое сырье на переработку другому предприятию, являются налогоплательщиками налога на имущество предприятий в общеустановленном порядке.

Для целей обложения налогом на имущество предприятий из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

Следует иметь в виду, что указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют процесс производства и (или) переработки и (или) хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов (т.е. осуществляют конкретные виды экономической деятельности или любой из них) и получают выручку от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов.

Например, если организация, являющаяся производителем колбасных изделий, закупает у организации (или населения) мясо скота в живом весе, относящееся в соответствии с Классификатором ОК 005-93 к сельскохозяйственной продукции (продукция животноводства - код 98 0000), перерабатывает это сырье в колбасные изделия и выручка от его реализации составляет за год не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то данная организация полностью освобождается от уплаты налога на имущество предприятий.

В случае, если выручка от реализации колбасных изделий составляет менее 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), то стоимость имущества (основные средства, запасы, включая запас сельскохозяйственной продукции, и затраты), используемого для переработки мяса, исключается из налоговой базы в соответствии с пунктом "в" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". Льгота по налогу предоставляется при условии ведения раздельного учета.

Таким образом, если организации перерабатывают молоко, плоды, ягоды, овощи, семена, зерно и производят соответственно молочные продукты, соки, масло, муку, хлеб и другую продукцию, то эти организации вправе использовать указанную льготу по налогу на имущество предприятий при соблюдении установленных условий.

Деятельность по производству сельскохозяйственной продукции классифицируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в разделе "Сельское хозяйство, охота и лесоводство" и связана с выращиванием зерновых культур, овощных культур, фруктов, растительных прядильных культур, лекарственных культур и др., а также разведением домашних животных, птицы (коды 011 - 013).

Что касается организаций, занимающихся выполнением механизированных работ для сельскохозяйственных предприятий (в частности, заготовкой кормов, подготовкой почвы, посевом зерновых, уборкой урожая), т.е. оказывающих услуги сельскохозяйственным организациям, непосредственно осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, фермерским хозяйствам и др. организациям АПК), то имущество указанных организаций подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, поскольку вид деятельности этих организаций - деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства (код 0141).

В том случае, если указанное имущество, предназначенное для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, используется не по назначению или сдается в аренду (лизинг, временное безвозмездное пользование), а также если закупленная сельскохозяйственная продукция передается на переработку другим организациям на давальческих началах, то льгота по пункту "в" статьи 5 Закона не предоставляется, поскольку основным условием для предоставления льготы по налогу на имущество предприятий является осуществление конкретных видов деятельности и соответственно получение выручки именно от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы и морепродуктов, а не от сдачи в аренду имущества.

Что касается организаций, выполняющих в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получивших в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности, то в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 их деятельность относится к разделу "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой; деятельность исследовательская и коммерческая".

Учитывая изложенное, если по договору лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то налогоплательщиком налога по имуществу, переданному в лизинг, является лизингодатель, который не вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, установленную пунктом "в" статьи 5 Закона, поскольку его деятельность не является деятельностью по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

3. О правомерности применения льготы по налогу на имущество предприятий организацией, занимающейся выращиванием и (или) ловом и (или) переработкой рыбы и морепродуктов

В соответствии с пунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается имущество организаций по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Организации, претендующие на льготу по налогу на имущество предприятий в части "имущества организаций по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов", должны осуществлять деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, то есть продукции, включенной в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 под кодами 92 4000, 92 5000, 92 6000 и 92 7000. При этом в соответствии с ОК 005-93 к сельскохозяйственной продукции, в частности, относится: "продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами)" (код 98 9930).

При соблюдении вышеуказанных условий предприятия любых организационно - правовых форм имеют право на данную льготу по налогу на имущество предприятий.

Если организация в соответствии с ее уставом занимается ловом и переработкой рыбы и выручка от произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то она вправе использовать льготу, установленную пунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

4. О предоставлении льготы по налогу на имущество предприятий по объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы

Согласно пункту "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Перечень объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы разработан с учетом Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", изданной на основании названного Закона, согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018, к объектам жилищно - коммунальной сферы относятся: жилой фонд; гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства, улично - дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно - мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения: очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально - бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства.

Организации независимо от организационно - правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество предприятий находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Следует иметь в виду, что с октября 1997 г. стоимость квартир, приобретенных организациями в объектах жилого фонда, не подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий (изменение N 3 Инструкции).

Указанной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в сфере жилищно - коммунального хозяйства, в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сфере и непроизводственных видов бытового обслуживания, в т.ч. оказывающие гостиничные услуги, осуществляющие деятельность в санаторно - курортной сфере. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения, т.е. основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты.

Например, если организация осуществляет деятельность в сфере коммунального хозяйства по обеспечению организаций города тепловой энергией, электроэнергией, газом и водой, питьевой водой, то стоимость вышеперечисленных объектов подлежит исключению из налоговой базы по налогу на имущество предприятий в части оказания услуг населению и коммунально - бытовых нужд при условии ведения раздельного учета льготируемого имущества.

У организации, оказывающей гостиничные услуги, из налоговой базы могут исключаться жилые помещения (отдельные здания, предназначенные для проживания, гостиничные номера (в т.ч. имущество, находящееся в этих номерах), имущество библиотек, медицинского кабинета (в т.ч. медицинское оборудование и инструменты), коммуникации и оборудование коммунального хозяйства.

В аналогичном порядке предоставляется льгота по налогу на имущество предприятий санаторно - курортным организациям, являющимся юридическими лицами. При этом административные здания, автотранспорт, компьютеры, столовые (за исключением имущества столовых для лечебного питания), рестораны и другие объекты, не предназначенные для непосредственного обслуживания клиентов гостиницы, подлежат налогообложению имуществом в общеустановленном порядке.

В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный бухгалтерский учет указанного в настоящем пункте имущества.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации раздельного учета льготируемых объектов налогоплательщики должны вести инвентарный список льготируемых объектов (или отдельных их частей) или другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его остаточной восстановительной стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта, стоимость которых должна быть отражена в расчете среднегодовой стоимости имущества по строке 02000 (Приложение N 2 Инструкции Госналогслужбы России N 33).

При отсутствии раздельного учета для целей налогообложения налогом на имущество предприятий указанных объектов или нецелевом их использовании стоимость этих объектов подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

5. Порядок предоставления льготы по налогу на имущество предприятий при образовании в организациях страховых и сезонных запасов, а также льготирования законсервированных основных средств

В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов в организациях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Территориальные органы исполнительной власти самостоятельно определяют перечень организаций, расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования) независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Организации, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами.

При расчетах налога на имущество предприятий сезонные и страховые запасы, а также емкости и склады для их хранения из налоговой базы могут быть исключены на основании решения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о создании нормативных запасов.

К запасам, созданным в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся, в частности, основные средства организаций, законсервированные в соответствии с установленным порядком.

Основанием для исключения стоимости законсервированного имущества из расчета при исчислении налога на имущество предприятий является решение о консервации имущества, принятое указанным органом. Распоряжение организации о консервации имущества является основанием для предоставления указанной льготы только при наличии соответствующего решения, принятого одним из вышеназванных органов. При этом решение о консервации имущества организации, принятое органом местного самоуправления, должно быть согласовано с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения этого имущества либо принято в соответствии с решением указанного органа.

Следует иметь в виду, что, согласно Положению о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, Госгортехнадзор России является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории Российской Федерации через образуемые им региональные органы (округа) и в соответствии с возложенными на него задачами определяет технические требования, подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и консервации организаций по добыче полезных ископаемых (или их части), нефтяных, газовых скважин, а также порядок ликвидации и консервации указанных организаций и объектов. В пределах своей компетенции органы Госгортехнадзора России издают постановления и дают указания, обязательные для исполнения организациями. Согласно Перечню работ, надзор за которыми осуществляют органы Госгортехнадзора России в области надзора в нефтегазодобывающей промышленности, вышеназванный орган осуществляет, в частности, надзор за ремонтом, консервацией и ликвидацией скважин.

Поэтому организации вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий по пункту "ж" статьи 4 Закона на основании решения о консервации нефтяных и газовых скважин, принятого территориальными органами Госгортехнадзора России.

6. Порядок исключения из налоговой базы имущества мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей

Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" установлено, что объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий. Однако эти изменения в действующий Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" не внесены.

Пунктом "и" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Эта норма распространяется на мобилизационные мощности как используемые, так и не используемые в текущем производстве.

Данная льгота по налогу на имущество предоставляется налогоплательщикам независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на основании мобилизационного задания, установленного соответствующими органами исполнительной власти или организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации доводить эти задания до непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества, связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов).

Следует иметь в виду, что Минэкономразвития России разработан порядок оформления документов в целях предоставления льгот по налогам организациям, которым установлены мобилизационные задания. До его согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждения в установленном порядке следует руководствоваться Временным порядком оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, утвержденным заместителем министра экономики Российской Федерации от 14.07.97.

7. Порядок предоставления льготы по налогу на имущество предприятий органам государственной власти и управления (законодательной и исполнительной), бюджетным учреждениям

В соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается, в частности, имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

При рассмотрении вопроса об отнесении организаций к органам государственной власти и управления следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами об этих органах, а также документами (уставами, положениями, регистрационными документами), определяющими их правовой статус.

Например, не являются налогоплательщиками налога на имущество предприятий органы, входящие в структуру органов государственного управления: Вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы Госгортехнадзора России, Минприроды России, Минсвязи России и других министерств, имеющие статус органов государственного управления или являющиеся бюджетными организациями.

Следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 46 пункта 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно положениям пункта 7 вышеупомянутого Положения Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы. Территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность в соответствии с пунктом 2 указанного Положения, входят в систему Минюста России.

Деятельность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является деятельностью по реализации задач, возложенных на учреждения юстиции законом, в сфере государственного управления и не является предпринимательской деятельностью.

Следовательно, имущество учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не облагается налогом на имущество предприятий в соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Кроме того, организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

Поэтому если организация создана соответствующими органами государственной власти, наделена государственным имуществом на праве оперативного управления, ее деятельность полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета, то эта организация может быть признана бюджетным учреждением (за исключением казенных предприятий) и освобождена от уплаты налога на имущество предприятий в соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

Статус организации определяется на основании Устава, Положения и других документов (включая свидетельства о регистрации).

Бюджетные учреждения и организации не являются налогоплательщиками налога на имущество предприятий, даже если они осуществляют предпринимательскую деятельность и приобретают имущество за счет доходов от этой деятельности.

8. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий специализированным протезно - ортопедическим организациям, стоматологическим организациям

Пунктом "в" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что данным налогом не облагается имущество специализированных протезно - ортопедических предприятий.

Льгота по налогу предоставляется организациям, специализирующимся на производстве протезно - ортопедической продукции.

Имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке. Эти организации имеют право на частичную льготу по налогу на имущество предприятий, установленную пунктом "а" статьи 5 Закона в части объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, в соответствии с которой из налоговой базы эти организации вправе исключать медицинское оборудование, инструменты и иные аналогичные объекты, предназначенные для оказания медицинских услуг.

9. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий организациям, выпускающим или реализующим учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений

Пунктом "г" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предусмотрено, что данным налогом не облагается, в частности, имущество, используемое исключительно для нужд образования.

Подпунктом "г" пункта 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" установлено, в частности, что к нуждам образования относится имущество организаций, выпускающих или реализующих учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений в доле, относящейся к указанной продукции.

При отнесении продукции к учебно - технической необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93. К такой продукции, в частности, относятся литература учебная (код 953005), иллюстрированные каталоги учебные (код 954130), печатные учебно - наглядные таблицы (код 954201), учебные наглядные пособия (код 954420), карты листовые учебные (код 955200), карты листовые учебные природы (код 955240), карты листовые учебные политико - административные (код 955250), карты листовые учебные исторические (код 955260). Кроме того, к указанной продукции относятся карты листовые учебные социально - экономические, тематические прочие и цифровые, атласы учебные, альбомы условных знаков учебных карт, пособия картографические учебные, глобусы учебные, учебная литература учебно - педагогическая, учебно - нотная литература, изделия спортивные и оборудование и инвентарь для учебных заведений и другая аналогичная учебная продукция, производимая промышленными организациями для нужд образования.

Данная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется организациям, выпускающим учебно - техническую продукцию для нужд образования по государственному заказу органов исполнительной власти, осуществляющих политику в области образования, и договорам с учебными заведениями; организациям оптовой (розничной) торговли, если указанная продукция непосредственно реализуется учебным заведениям на основании договоров о поставке продукции, счетам - фактурам.

Организации, выпускающие и (или) реализующие учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений в целях использования льготы по налогу на имущество предприятий, обязаны обеспечить раздельный учет этой продукции и имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации указанной продукции. Если имущество организации используется не только для производства и (или) реализации учебно - технической продукции, то доля не облагаемого налогом имущества, относящегося к указанной продукции, работам и услугам (т.е. связанного непосредственно с производством и (или) реализацией учебно - технической продукции), определяется исходя из выручки от реализации указанной продукции в общей сумме выручки от реализации продукции, работ, услуг организации.

10. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий религиозным объединениям и организациям

Льгота по налогу на имущество предприятий, установленная пунктом "д" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", распространяется на организации, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Статьей 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Религиозные объединения могут создаваться в 2-х формах:

- религиозных групп - объединение граждан, осуществляющее деятельность без государственной регистрации (статья 7 Закона);

- религиозных организаций - объединение граждан, иных лиц, зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона).

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех религиозных организаций. Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в т.ч. руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования признаются также религиозной организацией.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции. Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия (ст. 23).

Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленного указанным Законом (ст. 13).

Поэтому льгота по налогу на имущество предприятий может быть предоставлена:

- религиозному объединению (организации);

- централизованной религиозной организации;

- учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в т.ч. руководящему либо координирующему органу или учреждению, а также учреждению профессионального религиозного образования.

Льгота по налогу на имущество предприятий не распространяется на:

- организации, созданные этим религиозным объединением и не являющиеся по статусу религиозными организациями (т.е. не осуществляющие культовую деятельность, предусмотренную пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях");

- иностранные организации, созданные за пределами Российской Федерации, имеющие на территории России представительства.

11. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий организациям народных художественных промыслов

Пунктом "е" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что не облагается имущество организаций народных художественных промыслов.

К организациям народных художественных промыслов в соответствии с Федеральным законом от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" относятся организации (юридические лица) любых организационно - правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

К народным художественным промыслам относится деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

К изделиям народных художественных промыслов относятся художественные изделия утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленные в соответствии с традициями данного промысла.

Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно - экспертных советов по народным художественным промыслам, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если по результатам работы отчетного года выручка от реализации изделий народных художественных промыслов, по данным бухгалтерского учета предприятия, составляет менее 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уплата налога на имущество предприятий за отчетный год производится по годовому расчету.

12. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий некоммерческими организациями

В соответствии с пунктом "з" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается имущество жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ.

Данная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется жилищно - строительным, дачно - строительным и гаражным кооперативам, садоводческим товариществам вне зависимости от осуществления ими предпринимательской деятельности.

Что касается общественных организаций, то в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогоплательщиками налога на имущество предприятий являются, в частности, организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая некоммерческие организации.

Следует иметь в виду, что общественные организации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут создаваться в различных формах, в том числе общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций, союзов и других формах.

В соответствии с пунктом "з" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается имущество только общественных объединений и ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений и ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. При этом правоспособность общественного объединения возникает с момента государственной регистрации в органах юстиции Российской Федерации.

Общественные объединения (имеющие свидетельство о государственной регистрации, выданное органами юстиции) и ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, в частности, сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются налогоплательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.

Под периодом осуществления предпринимательской деятельности понимается количество дней для осуществления такой деятельности в отчетном периоде. При этом период осуществления предпринимательской деятельности может быть определен, исходя из заключенных договоров гражданско - правового характера, даты поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) на расчетный счет и других документов, позволяющих определить указанный период.

Подлежащая уплате сумма налога на имущество предприятий за период осуществления предпринимательской деятельности определяется как отношение исчисленной суммы налога за отчетный период на количество дней в отчетном периоде, умноженное на количество дней осуществления предпринимательской деятельности в отчетном периоде.

Не рассматривается как предпринимательская деятельность отражение в договоре на расчетно - кассовое обслуживание обязанности банка по начислению процента общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете.

Уплата налога на имущество предприятий некоммерческими организациями производится за счет средств, предусмотренных сметой доходов и расходов, или за счет финансовых результатов, полученных от предпринимательской деятельности.

13. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий организациям, в штате которых состоят инвалиды

Согласно пункту "и" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.

Под общим числом работников понимается среднесписочная численность работников организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При определении права на получение указанной льготы следует исходить из среднесписочной численности организации, исчисленной за тот же период, за который составляется расчет налога на имущество предприятий. Если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50 процентов, то за этот отчетный период льгота по налогу на имущество предприятий не предоставляется. При этом перерасчет по налогу за предыдущие отчетные периоды не производится.

Например:

Организация, имея в I квартале 2000 г. среднесписочную численность более 50% общей численности, использовала льготу по налогу на имущество предприятий на сумму налога в размере 1 тыс. рублей. За 2000 год среднесписочная численность инвалидов составила 30%, сумма налога исчислена в размере 5,5 тыс. рублей. Следовательно, сумма налога за 2000 год составит 4,5 тыс. руб. (5,5 тыс. руб. - 1 тыс. руб.).

Таким образом, налогоплательщику предоставляется льгота по налогу на имущество предприятий за I квартал 2000 г. на сумму 1 тыс. рублей.

14. О порядке предоставления льгот по налогу на имущество предприятий организациям, входящим в уголовно - исполнительную систему

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно - исполнительная система Российской Федерации включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно - исполнительной системы; центральный орган уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Имущество указанных организаций не облагается налогом на имущество предприятий в соответствии с пунктом "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

В соответствии с пунктом "м" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий не облагается имущество организаций, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Следует также иметь в виду, что Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", определено, что в уголовно - исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно - исполнительной системы, научно - исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально - технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно - исполнительную систему МВД России.

15. О льготе по пункту "о" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"

В соответствии с указанным Законом налогом на имущество предприятий не облагается имущество специализированных организаций (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.95 N 1012 (в ред. от 31.12.99).

16. О льготе по пункту "р" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"

В соответствии с указанным Законом налогом на имущество предприятий не облагается имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства; создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден Правительством Российской Федерации Постановлениями от 05.11.95 N 1114, от 07.11.96 N 1428, от 31.10.96 N 1296, от 04.02.97 N 136, от 17.05.97 N 600.

17. Порядок исключения из налоговой базы объектов, используемых для охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны

Пунктом "б" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа (амортизации) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.

Для отнесения объектов к категории используемых исключительно в целях охраны природы, на балансовую стоимость которых уменьшается стоимость имущества предприятия для целей налогообложения, необходимо пользоваться следующими документами:

1) Инструктивно - методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (Перечень N 2 "Перечень природоохранных мероприятий"), утвержденными Минприроды России и Минэкономики России и зарегистрированными Минюстом России 24.03.93 N 190 (ИМУ);

2) Инструкцией по составлению формы государственного статистического наблюдения N 18 КС "Сведения о капитальных вложениях на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 31.07.96 N 115.

В случаях, когда природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то в соответствии с п. 6.6 ИМУ включение конкретного мероприятия в "Перечень природоохранных мероприятий" производится на основании решения соответствующего территориального органа Госкомэкологии России. При этом основным критерием для отнесения мероприятия (объекта) к категории исключительно природоохранной является факт неиспользования его в производственно - хозяйственных и коммерческих целях.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество предприятий организация должна иметь согласованное решение на природоохранные мероприятия от территориального органа Госкомэкологии Российской Федерации (МПР России).

Что касается объектов, используемых исключительно для пожарной безопасности или гражданской обороны, то к таким объектам относится имущество организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, предназначенное на указанные цели. Например: объекты пожарной безопасности - пожарное оборудование и пожарно - техническое вооружение, пожарная сигнализация и иные защитные средства против пожара и пожаротушения (основные средства и МБП); объекты гражданской обороны - бомбоубежище (помещение под бомбоубежище), противогазы, медикаменты и иные защитные средства (основные средства и МБП).

Льготы по налогу на имущество предприятий предоставляются налогоплательщикам при условии использования имущества, указанного в пункте 6 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", по назначению.

18. О дополнительных льготах по налогу на имущество предприятий, предоставляемых органами местного самоуправления

Статьей 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона признан утратившим силу с 1 января 1999 года Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20,21.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем статьей 6 этого Закона установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество предприятий, согласно статье 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", относится к региональным налогам и взимается на основании Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".

Статьей 5 этого Закона установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Данная норма согласуется с требованиями пункта 1 статьи 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 1 Кодекса.

Учитывая изложенное, предоставление органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, является правомерным.

19. О порядке предоставления льготы по налогу на имущество предприятий участникам реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации

Согласно пункту "к" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, на срок его использования в данных целях.

Налоговые льготы, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", предоставляются организациям только при наличии удостоверения, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию) Российской Федерации.

Льгота в части имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, предоставляется налогоплательщикам - получателям безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в течение первых двух лет с даты принятия на баланс указанного имущества, а для имущества, поступившего в виде технической помощи, - с даты его регистрации в территориальных органах МНС России.

Льгота предоставляется налогоплательщикам, предоставляющим средства и товары Российской Федерации, либо их официальным представителям в Российской Федерации. В то же время льгота по налогу на имущество предприятий по имуществу, используемому для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество предприятий участникам программ оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации по требованию налогового органа налогоплательщиком должны быть предоставлены все имеющиеся документы, подтверждающие наличие указанного имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Льгота предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению.

Льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется налогоплательщикам со дня вступления в силу Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ, т.е. с 12.05.99.

20. Предоставление льготы по налогу на имущество предприятий по объектам магистральных трубопроводов по пункту "г" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"

Пунктом "г" статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость магистральных трубопроводов, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.

При определении состава не облагаемого налогом имущества, относящегося к магистральным трубопроводам и сооружениям, предназначенным для поддержания их в эксплуатационном состоянии, в соответствии с данной льготой, следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (раздел "Сооружения магистрального трубопроводного транспорта"), а также Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (раздел "Сооружения", шифр 200).

В целях правильного применения льгот организации обеспечить раздельный учет указанного имущества.

Необходимо также иметь в виду, что "магистральным трубопроводом" должна признаваться совокупность объектов, установок и сооружений, составляющих единый, технологически связанный комплекс, предназначенный для транспортирования нефти (нефтепродуктов, газа) и который конструктивно обособлен как единое целое. Административные здания, автотранспорт, ремонтные базы, подъездные пути, площадки, дома обходчика и иные объекты не могут быть отнесены к магистральным трубопроводам.

При отнесении же сооружений к "сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии магистральных трубопроводов", необходимо иметь в виду, что соответствующее предназначение должно быть обусловлено их функциональными характеристиками, определяющими создание сооружения именно для поддержания в эксплуатационном состоянии и именно магистральных трубопроводов.

21. О предоставлении льготы по налогу на имущество предприятий при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции

В соответствии с Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" статья 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" дополнена пунктом "т", согласно которому налогом на имущество предприятий не облагается имущество, используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанными соглашениями, а также в случае если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом.

Льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется налогоплательщикам со дня вступления в силу Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ, т.е. с 15.02.99.

Начальник Управления
ресурсных платежей
Министерства РФ
по налогам и сборам
А.С.ФЕДОРОВ

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@ в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@ в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@ можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197@