в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ"
отменен/утратил силу Редакция от 27.04.2001 Подробная информация

ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ"

ПИСЬМО

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет согласованные с Министерством финансов Российской Федерации Разъяснения по отдельным вопросам исчисления и уплаты платежей за пользование водными объектами.

Настоящие Разъяснения разработаны во исполнение пункта 5 решения Коллегии МНС России от 9 августа 2000 года (протокол N 9) в целях обеспечения единого методологического подхода к решению наиболее часто повторяющихся в практике работы налоговых органов проблемных вопросов и устранения неправомерных и противоречивых (в том числе по разным регионам) толкований норм действующего законодательства о налогах и сборах.

Прошу довести настоящие Разъяснения до нижестоящих налоговых органов для применения в практической работе.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ТИХОМИРОВ

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН

Приложение
к письму МНС России
от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ1. О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ НЕ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СУММАХ ПЛАТЫ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (редакция от 30.03.99) отчетный период по плате за пользование водными объектами устанавливается:

- для предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

- для остальных налогоплательщиков - каждый календарный месяц.

Согласно пункту 20 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в редакции Приказа МНС России от 13.04.99 N ГБ-3-04/95) по истечении каждого отчетного периода налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации (своего нахождения) налоговую декларацию по плате за пользование водными объектами, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

В соответствии со статьей 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.

Карточки лицевых счетов по уровням бюджетов ведутся налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика и месту пользования водными объектами. При этом по месту нахождения налогоплательщика в лицевом счете отражаются суммы платы по федеральному бюджету, а по месту пользования - суммы платы по бюджетам субъекта Российской Федерации и местным бюджетам.

Предложения территориальных налоговых органов по данному вопросу будут по возможности учтены при разработке соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

2. О ПЛАТЕЖАХ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ АКВАТОРИЕЙ ВОДНОГО ОБЪЕКТА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, в том числе в целях использования акватории водных объектов для размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений.

К плавательным средствам относятся все суда (грузовые, специальные, пассажирские, включая суда на подводных крыльях и воздушной подушке, служебно - вспомогательные, буксирные и рейдово - маневренные, а также несамоходные суда, плоты и т.д.), которые или находятся на балансе организации (пароходства, компании), или используются по договору аренды или безвозмездного пользования.

Ставка платы за используемую акваторию установлена за 1 км2 в тыс. руб. в год. Следовательно, сумма платы рассчитывается за площадь выделенной для использования акватории и не зависит от количества месяцев ее использования. Плата за используемую акваторию, в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами", вносится поквартально равными долями, то есть в размере 25% (четвертая часть) за каждый квартал.

За одну и ту же акваторию плата дважды не взимается. Налогоплательщиком признается только тот водопользователь, которому данная акватория предоставлена в пользование.

Наличие у организации акта о праве постоянного, бессрочного пользования землей, включая водную акваторию, не является основанием для взимания платы за пользование водными объектами. Основанием является, как указано выше, подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Контроль за достоверностью исходных данных для расчета платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" соответствующими органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее МПР России) и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

МПР России разработаны и направлены в территориальные органы (письмо от 04.12.98 N 23-02/190) "Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями", которые, при необходимости, могут использоваться налоговыми органами для определения (контроля) площади акватории, используемой налогоплательщиками.

Согласно статье 49 Водного кодекса Российской Федерации сведения о пространственных границах (координатах) предоставляемого в пользование водного объекта должны содержаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке территориальными органами МПР России.

Площадь акватории, используемая водопользователем, до получения им лицензии на водопользование принимается налоговым органом по данным самого налогоплательщика. При этом необходимо направить соответствующий запрос в органы МПР России с просьбой определить или подтвердить данные, представленные налогоплательщиком.

В случае расхождения с данными о площади акватории, представленными ранее налогоплательщиками и указанными в выданных лицензиях, налогоплательщики обязаны внести соответствующие изменения в представленные ранее декларации и уплатить выявившуюся сумму недоимки.

Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" не предусмотрено освобождение от данной платы бюджетных организаций, имеющих на балансе плавательные средства и занимающих акваторию водного объекта для их размещения (стоянки). При этом платежи осуществляются за счет сметы расходов на содержание бюджетных организаций.

Согласно статье 27 Водного кодекса Российской Федерации для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать водные объекты. Для осуществления предпринимательской деятельности водопользователь - гражданин вправе использовать водные объекты только после получения соответствующей лицензии на водопользование.

Таким образом, например, частное лицо, имеющее в собственности теплоход, не является налогоплательщиком по плате за пользование водными объектами только в случае использования теплохода исключительно для собственных непроизводственных нужд.

3. О ПЛАТЕЖАХ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ АКВАТОРИЕЙ ВОДНОГО ОБЪЕКТА ПРИ ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ВОДООХРАННОЙ ЧАСТИ РЕКИ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых.

Следовательно, организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых (гидронамывного песка и др.), обязаны получить в установленном порядке лицензию на водопользование, в которой указываются сведения о пространственных границах (координатах) предоставляемого в пользование водного объекта.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. То есть нет разграничения акватории на водоохранную или не водоохранную части.

Если добыча полезных ископаемых производится с использованием обособленных водных объектов, то в соответствии со статьей 122 Водного кодекса Российской Федерации плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, предусматриваемом Федеральным законом "О плате за землю".

При этом необходимо заключение органов МПР России о том, что созданный предприятием карьер, заполненный водой, является обособленным водным объектом.

4. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКВАТОРИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РЫБОВОДСТВА, ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ И СПЛАВЕ ЛЕСА С ПРИМЕНЕНИЕМ СУДОВОЙ ТЯГИ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ.

Кроме того, перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.10.98 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами".

Следовательно, не является объектом платы использование акватории водного объекта для рыбоводства, плавания на маломерных судах и лесосплава с применением судовой тяги.

При этом организации, осуществляющие деятельность в области рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов, являются налогоплательщиками за пользование водными объектами для сброса сточных вод.

Лесосплав с применением судовой тяги относится к перевозочной деятельности судоходства, на осуществление которой выдается отдельная лицензия.

5. О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В соответствии с пунктом 2.3 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" налогоплательщиками платы за пользование водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод являются, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, использующие акваторию водных объектов для эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод).

При эксплуатации подводных сооружений (газопроводы, нефтепроводы, кабели и т.п.), в том числе проложенных ниже уровня дна водного объекта в земляных траншеях, необходимо получить соответствующую лицензию на водопользование (независимо от времени возведения подводных сооружений) в специально уполномоченном государственном органе управления использованием и охраной водного фонда.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является МПР России.

Лицензия выдается на акваторию, занимаемую подводными сооружениями, с учетом охранных зон. Для определения площади акватории, используемой налогоплательщиками, налоговые органы могут использовать указанные выше "Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями".

Таким образом, организации, осуществляющие эксплуатацию подводных сооружений, являются налогоплательщиками за использование акватории водных объектов и обязаны получить в установленном порядке соответствующие лицензии.

6. О ПЛАТЕ ПРИ СБРОСЕ СТОЧНЫХ ВОД В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИНЯТЫХ ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И ЛИВНЕВЫХ СТОКОВ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

При этом необходимо иметь в виду, что водопользователем является та организация, которая производит непосредственный сброс сточных вод в водные объекты с применением технических средств или устройств (открытые или закрытые коллекторы и другие водосточные системы).

Согласно пункту 17 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" при сбросе в водный объект сточных вод налогоплательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.

Контроль за достоверностью исходных данных для расчета платы при сбросе сточных вод, как отмечалось выше, возложен на соответствующие органы МПР России и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

В случае обоснованных предположений (в том числе на основе иных физических показателей деятельности налогоплательщика) о недостоверности данных о фактическом сбросе сточных вод, указанных в декларациях, налоговым органам рекомендуется направлять мотивированный запрос в соответствующие органы МПР России с просьбой подтвердить данные, представленные налогоплательщиком.

Лимиты на объем сброса сточных вод устанавливаются так же, как и лимиты водопотребления, территориальными органами МПР России. Ими же осуществляется контроль за содержанием вредных веществ в сбрасываемой воде.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории.

Вода, поступающая с загрязненной территории, включает в себя и ливневые стоки, расчет объемов которых производится в соответствии с "Временными рекомендациями по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты", разработанными ВНИИ "ВОДГЕО" Госстроя СССР и ВНИИВО Минводхоза СССР в 1982 году и действующими по настоящее время. По информации МПР России, новые методики оценки поверхностного водостока в настоящее время пока не разработаны.

Лимиты на ливневые стоки не устанавливаются, но в приложении к лицензии на водопользование указывается, что к ним предъявляются те же требования по их качеству при сбросе в водный объект, что и к промышленным и бытовым сточным водам.

Таким образом, сброс ливневых (талых) сточных вод является объектом налогообложения при пользовании водными объектами. При этом налогоплательщики вносят плату в соответствии с установленными ставками за весь объем ливневых (талых) стоков, поступающих в водные объекты через отдельные или общие коллекторы.

Не является объектом налогообложения по плате за пользование водными объектами сброс сточных вод на рельеф местности. При этом необходимо заключение территориальных органов МПР России о том, что сточная вода, сбрасываемая на рельеф местности, не попадает в дальнейшем в водные объекты.

7. О ПЛАТЕ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД ИЗ РЫБОВОДНЫХ ПРУДОВ И ПЛАТЕ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ СБРОСЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД

Организации, осуществляющие деятельность в области рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов, от платы за сброс сточных вод в водные объекты не освобождены.

При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом налогообложения пользование водными объектами в целях забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Пунктом 17 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" определено, что объем сброса сточных вод из рыбоводных прудов определяется на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета. При отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков определяется по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.

Как указывалось выше, сточные воды - это вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории. Поэтому признание воды сточной не зависит от уровня содержания (концентрации) в ней вредных веществ.

Отнесение сбрасываемых вод к категории "сточные воды" находится в компетенции государственных органов, осуществляющих управление в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.

Согласно разъяснениям Управления экономики МПР России в русловых рыболовецких прудах отсутствует сброс сточных вод, т.к. такие пруды являются частью водного объекта (в качестве мелких водохранилищ).

Что касается платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, то порядок определения данной платы и ее предельных размеров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Указанный порядок распространяется на организации, осуществляющие вредное воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по плате за пользование водными объектами является пользование водными объектами, в то время как объектом налогообложения по плате за загрязнение окружающей природной среды является сброс вредных загрязняющих веществ.

8. О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СТАВОК ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налоговые ставки по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации налоговых ставок по категориям налогоплательщиков применяются минимальные налоговые ставки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

9. О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ И ПРЕВЫШЕНИИ УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИМИТОВ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

Нормативным актом, регламентирующим порядок и сроки выдачи лицензий на водопользование, является Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии".

При неполучении налогоплательщиком лицензии на водопользование в установленные сроки по истечении этих сроков взимание платы за пользование водными объектами производится в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" по налоговым ставкам, увеличенным в пять раз по сравнению с налоговыми ставками, установленными в отношении такого пользования законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Дополнительные платежи за сверхлимитное водопользование в этом случае не производятся.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383 до оформления лицензии гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензий на водопользование, пятикратные ставки платы за безлицензионное водопользование не применяются.

Лимиты водопотребления согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации 03.04.97 N 383 утверждаются в установленном порядке территориальными органами МПР России и указываются в лицензии. Соответственно указанные лимиты могут быть установлены водопользователям еще до получения лицензии. В этом случае, при их превышении, налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

10. О ЛИМИТАХ НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВКЛЮЧЕНИИ УВЕЛИЧЕННОЙ В ПЯТЬ РАЗ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

В соответствии с пунктом 14 "Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.97 N 383, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени, устанавливаемые для субъекта Российской Федерации в целом, по бассейнам рек и для водопользователей.

Согласно пункту 15 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод.

При заполнении налоговой декларации по плате за пользование водными объектами водопользователь указывает объемы забора (сброса) воды как в пределах установленных лимитов, так и сверх установленных лимитов. Во всех случаях сверхлимитного забора (сброса) воды (кроме забора для водоснабжения населения) согласно пункту 11 вышеуказанной инструкции расчет платы производится по увеличенным в пять раз налоговым ставкам.

Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензии на водопользование (пункт 18 указанных Правил). Соответственно может быть установлен месячный и годовой лимит. Если в лицензии установлен годовой лимит, то водопользователь может для внутреннего учета самостоятельно разбить годовой лимит по месяцам. При этом пятикратные ставки платы за сверхлимитное водопотребление применяются только в случае превышения установленного годового лимита.

В случае корректировки территориальными органами МПР России лимитов забора (сброса) воды по ее целевому использованию налогоплательщик отражает соответствующие изменения в налоговой декларации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Какого-либо иного порядка отражения в бухгалтерском учете этих платежей при их исчислении по повышенным ставкам платы данным Законом не предусмотрено.

В связи с этим платежи при сверхлимитном и безлицензионном водопользовании также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в общеустановленном порядке.

11. О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ВОДОЗАБОРНЫХ СООРУЖЕНИЙ В АРЕНДУ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налогоплательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицо, которому в соответствии с выданной лицензией на водопользование предоставлено право пользования водными объектами, при передаче водозаборных сооружений в аренду третьим лицам не освобождается от платежей за пользование водными объектами.

Организации, использующие соответствующие сооружения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, являются налогоплательщиками за пользование водными объектами только при получении лицензии на водопользование.

В случае отсутствия лицензии на водопользование и у арендодателя, и у арендатора налогоплательщиком (по пятикратным ставкам платы) является непосредственный владелец водозаборных сооружений, технических средств или устройств.

12. О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам и не должны превышать 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Данное положение действует до 1 января 2003 года.

Согласно статье 49 Водного кодекса Российской Федерации в приложении к лицензии на водопользование отражаются сведения о водопотребителях и указания на способы и цели использования водного объекта.

Следовательно, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном порядке территориальными органами МПР России.

Если водоснабжение населения осуществляется не самим налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, установленные законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации, на данного налогоплательщика не распространяются.

При установлении нецелевого использования воды, забранной для водоснабжения населения, налоговые органы направляют в соответствующие органы МПР России мотивированный запрос о пересмотре указанных в лицензии лимитов, установленных для водоснабжения населения.

Согласно разъяснению Управления экономики МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда - городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

Соответственно, в жилых домах - это население; в больницах - больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах - отдыхающие; в школах, ПТУ - учащиеся; в институтах - студенты; в гостиницах - временно проживающие (гости, туристы, командировочные и т.д.); в учреждениях и организациях - работающие; в детских садах и яслях - дошкольники; в общежитиях - проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.

Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Вместе с тем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах суммы платы, поступающей в соответствующие региональные бюджеты, а также устанавливать для организаций минимальную ставку платы за забор воды, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".

13. О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ ПОТЕРЯХ ВОДЫ В СЕТИ, А ТАКЖЕ ПРИ ВОЗВРАТЕ КОНДЕНСАТА, ПЕРЕДАННОГО ДРУГИМ ПРЕДПРИЯТИЯМ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налоговая база для исчисления платы за забор воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта.

При этом взимание платы производится за весь объем забранной воды, включая ее потери при заборе и транспортировке.

Кроме того, согласно пункту 16 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" водопользователь также вносит плату за весь объем воды, переданной своим абонентам (независимо от возврата или невозврата конденсата).

Объемы потерь воды при заборе и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и плата за данные объемы должна исчисляться по общеустановленной налоговой ставке для собственных нужд организации.

Налогообложение потерь воды непосредственно в домах и квартирах производится по налоговой ставке, установленной за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения (при осуществлении соответствующего отдельного учета использования воды на эти цели).

В случае если потери (неучтенный расход) воды в домах и квартирах отдельно не учитываются, то за весь объем потерь воды при заборе и транспортировке организации ЖКХ должны вносить плату по налоговой ставке, установленной для собственных нужд организаций.

14. О ПЛАТЕЖАХ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ДВУХ И БОЛЕЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" при пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.

В случае если налогоплательщик зарегистрирован в одном субъекте Российской Федерации, а используемые им водные объекты находятся исключительно на территории другого субъекта, то и соответствующая часть платы за пользование водными объектами, подлежащая зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, должна поступать в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации по месту водопользования. В этом случае заключение бассейнового соглашения между субъектами Российской Федерации не требуется.

В соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год" федеральные налоги и сборы (к которым относится плата за пользование водными объектами) распределяются между федеральным и территориальным бюджетами органами федерального казначейства по установленным законодательством нормативам.

15. О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ВОДЫ ДРУГИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ У ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налогоплательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 16 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" в случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям, он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам.

Организации, получающие воду через систему жилищно - коммунального хозяйства, не осуществляют непосредственное пользование водными объектами и поэтому не являются налогоплательщиками по плате за пользование водными объектами.

16. О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ (ФОРМА 2-ТП (ВОДХОЗ) "СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДЫ") ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

В соответствии со статьей 52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. При этом статьей 122 указанного Кодекса предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации" установлено, что ведение государственного водного кадастра осуществляется МПР России. В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления данные государственного водного кадастра являются официальными и служат, в том числе, для установления платежей, связанных с пользованием водными объектами.

Государственный водный кадастр ведется на основе данных государственного учета. Государственной отчетностью является официальная статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 04.11.97 N 74.

В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

В связи с этим при проведении контрольных мероприятий рекомендуется использовать данные, отраженные налогоплательщиком по форме 2-ТП (водхоз), учитывая, что какой-либо иной формы отчетности по забору и сбросу воды в настоящее время не предусмотрено. При этом необходимо осуществлять взаимодействие с территориальными органами МПР России, направляя в них при необходимости соответствующие мотивированные запросы, связанные с использованием водных объектов.

17. О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА ВОДНОГО ОБЪЕКТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ВОДНОГО ОБЪЕКТА

В соответствии с пунктом 3 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" не являются налогоплательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. При этом согласно статье 122 Водного кодекса Российской Федерации по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом Федеральным законом "О плате за землю".

В настоящее время реестр водных объектов не издан. При этом данные о водных объектах (в том числе о принадлежности к тому или иному бассейну), об их водных ресурсах, использовании водных объектов и водопользователях должны содержаться в Государственном водном кадастре (статья 79 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации" ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Что касается определения бассейна поверхностного водного объекта, то в соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации - это территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро.

18. О ЛЬГОТАХ ПО ПЛАТЕЖАМ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" налоговые ставки за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных пунктом 1 указанной статьи. Данное положение действует до 1 января 2003 года.

В случае если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду или принимает от них сточные воды, то он производит платежи за пользование водными объектами в общеустановленном порядке по налоговой ставке для данной категории налогоплательщиков, установленной соответствующими законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом налогообложения пользование водными объектами в целях сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

При этом необходимым документом для освобождения от платежей является заключение о качестве сточных вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике аттестованной в установленном порядке лаборатории (или аналогичной структуры) на право выполнения анализов сбрасываемых сточных вод.

Например, Протокол исследования воды, выданный районной СЭС, может служить подтверждением качества сточных вод и воды в водоприемнике, если СЭС прошла аттестацию в установленном порядке.

Водопользователь обязан представить документы, подтверждающие качество сточных вод и воды в водоприемнике, в сроки, установленные для представления налоговых деклараций по плате за пользование водными объектами, согласно пункту 20 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами".

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом налогообложения пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Данное положение действует до 1 января 2003 года.

При этом сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования водного объекта должны содержаться в лицензии на водопользование, выдаваемой налогоплательщику в установленном порядке специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Согласно разъяснениям Управления экономики МПР России централизованным водоснабжением для птицеферм (птицефабрик) является подача воды городскими или сельскими групповыми водопроводами.

В случае непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта животноводческими фермами (комплексами) и птицефермами (птицефабриками) они являются налогоплательщиками платы за пользование водными объектами.

В аналогичном порядке, если садоводческие или огороднические объединения граждан самостоятельно (непосредственно) осуществляют забор воды из водного объекта, они также будут являться налогоплательщиками платы за пользование водными объектами.

Начальник Управления
ресурсных платежей
Государственный советник
налоговой службы III ранга
А.С.ФЕДОРОВ

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349 "О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ"