УКАЗ Президента РФ от 18.06.96 N 933 (ред. от 07.11.97) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"
Указ
(в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)
В целях развития аграрной реформы и создания необходимых условий для обеспечения роста агропромышленного производства постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Правительству Российской Федерации:
определить государственного заказчика Программы;
при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 июня 1996 г. N 933
(в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫФедеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 791 "О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1628) с учетом основных положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, ст. 1966) и Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.
Выполнение Программы рассчитано до 2001 года с поэтапным решением задач.
1. Состояние и современные тенденции в развитии агропромышленного комплексаВ агропромышленном комплексе в настоящее время производится значительная часть потребительских товаров для населения. В нем занято более 30 процентов работников отраслей материального производства.
Экономические реформы, начатые после 1990 года, позволили создать основы многоукладной экономики, осуществить земельные преобразования. Новые организационно-правовые формы приобрела большая часть сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90 процентов производимой продукции. Создано и функционирует более 280 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.
В то же время в условиях общего спада производства в аграрном секторе также нарастают кризисные явления. В 1995 году объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению со среднегодовым в 1986 - 1990 годах на 33 процента, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60 процентов.
Снижается производственный потенциал отраслей комплекса, ухудшаются плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареют техника и оборудование, уходят квалифицированные кадры, не соблюдаются системы земледелия и технологические пропорции производства.
Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к истощению почв и падению продуктивности пашни. Содержание гумуса в почве продолжает снижаться.
Для создания бездефицитного баланса гумуса в настоящее время необходимо вносить в почву ежегодно до 1 млрд. тонн органических удобрений, фактически вносится всего лишь 150 - 170 млн. тонн, минеральных удобрений - 16,5 млн. тонн (в действующем веществе), а вносится 1,5 млн. тонн.
Приостановлены работы по осушению, орошению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию и гипсованию почв, защите растений от вредителей и болезней. За последние пять лет численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась на 30 процентов, свиней - на 41, овец и коз - на 51 процент. Производство животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного подсобного хозяйства. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения возросло за тот же период на 16 процентов, свиней - на 9 процентов. Однако производство здесь базируется на отсталых технологиях и ручном труде.
Парк тракторов и зерноуборочных комбайнов за пять лет сократился в 1,3 раза, кормоуборочных комбайнов - в 1,2 раза. В настоящее время обеспеченность хозяйств основными видами сельскохозяйственной техники составляет 40 - 70 процентов, сохраняется тенденция старения, возрастает срок эксплуатации машин и оборудования. Снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей обусловило депрессивное состояние сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, заводов по производству минеральных удобрений и предприятий ряда других отраслей промышленности.
Кризисные явления в сельском хозяйстве имеют объективную основу. Это сезонное, немонопольное по своему характеру производство, которое постоянно должно противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально - технических ресурсов.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. Большинство хозяйств утратило собственные оборотные средства. За 1995 год кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий возросла в 2,8 раза, а дебиторская - в 2,6 раза.
Серьезное значение имеет незавершенность институциональных и земельных преобразований в аграрном секторе. Учредители новых хозяйственных структур не стали реальными собственниками, мотивация их труда остается слабой.
Проведенная приватизация пищевых, перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий усилила их монополизм по отношению к сельскохозяйственным предприятиям.
Спад производства и неконкурентоспособность многих видов отечественных продовольственных товаров обусловливают экспансию продуктов питания из зарубежных стран и обостряют проблему сбыта отечественной продукции.
Часть дохода, создаваемого в аграрном секторе экономики, перераспределяется и реализуется в других отраслях. В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях оно нуждается в государственной поддержке.
2. Цели, задачи и этапы реализации ПрограммыЦелью Программы являются: вывод аграрной экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села.
Для этого, с учетом общегосударственных мер по финансовой стабилизации, подавлению инфляции, повышению инвестиционной активности и сокращению бюджетного дефицита, необходимо:
продолжить осуществление земельной и аграрной реформы в целях реализации конституционных прав граждан на землю и формирования эффективных хозяйственных структур;
обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки и в первую очередь плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
существенно улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе;
сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
В 1996 - 1997 годах (первый этап) создаются необходимые экономические, нормативно-правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития аграрной реформы, создания системы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства, улучшения финансового состояния товаропроизводителей агропромышленного комплекса, с тем чтобы на этой основе преодолеть кризис агропромышленного производства.
Продолжается реформирование предприятий, совершенствуются земельные отношения. Разрабатываются и уточняются нормативные документы по вопросам аграрной и земельной реформ, обеспечивается выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей.
При помощи государственной поддержки, носящей строго целевой характер, в этот период осуществляются меры по максимальной адаптации товаропроизводителей агропромышленного комплекса к рыночным условиям, углублению институциональных преобразований.
В 1998 - 2000 годах (второй этап) возобновляется рост производства на основе восстановления производственного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, завершения институциональных и земельных преобразований, сохранения и усиления по мере финансовой стабилизации государственной поддержки агропромышленного производства, применения эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья и продукции, усиления конкуренции, развития предпринимательской инициативы, создания условий для превращения накоплений юридических и физических лиц в инвестиции.
Более активно должны в этот период осуществляться меры по созданию необходимой рыночной и социальной инфраструктуры и оздоровлению демографической ситуации на селе.
3. Первоочередные антикризисные мерыВ целях оздоровления экономики агропромышленного производства в 1996 году и создания необходимых условий для его реформирования в последующие годы предусматривается осуществить следующие меры:
сохранить на 1996 год меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, оказываемые в 1995 году, за счет средств федерального бюджета;
размещать государственный заказ на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд в основном на конкурсной основе;
обеспечить авансовую оплату продукции растениеводства, поставляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями для государственных нужд, в размере 50 процентов стоимости объема поставок по договорам контрактации, используя для этого собственные и бюджетные средства потребителей (покупателей) продовольствия из федерального и региональных фондов, поставки материально-технических ресурсов на условиях товарного кредита, бюджетные средства, выделяемые районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям для формирования продовольственных резервов;
осуществлять поставки горюче-смазочных материалов производителям сельскохозяйственной продукции, кормовой рыбы звероводческим хозяйствам, мазута сахарным заводам для переработки сахарной свеклы на условиях товарного кредита с зачетом их стоимости в авансовые выплаты за поставку ими продукции в федеральные и региональные фонды;
производить оплату 70 процентов стоимости минеральных удобрений и химических средств защиты растений после уборки урожая с зачетом этой суммы в авансовые выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставку ими продукции в федеральные и региональные фонды;
обеспечить создание федерального страхового фонда семян сельскохозяйственных культур;
ввести льготные железнодорожные тарифы в размере 50 процентов от действующих на сезонные перевозки картофеля, овощей, фруктов, бахчевых культур, рыбы и рыбопродуктов;
Абзац - Утратил силу.
(в ред. Указа Президента РФ от 07.11.97 N 1175)
установить с 1 мая 1996 г. плату за использованную сельскохозяйственными товаропроизводителями на производственные нужды электроэнергию в размере не более 50 процентов действующих на соответствующих территориях тарифных ставок на электрическую энергию;
обеспечить полное и своевременное выделение предусмотренных в федеральном бюджете средств для формирования федеральных продовольственных фондов с учетом полного возврата и последующего оборота ранее выданных бюджетных ссуд;
расширить практику обеспечения товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием, племенным скотом и птицей на условиях лизинга;
выделить бюджетные ассигнования на государственную поддержку малого предпринимательства в сельской местности, а также на санацию и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств в агропромышленном комплексе;
использовать часть средств, предусмотренных в федеральном бюджете для государственной поддержки агропромышленного комплекса, на финансирование приобретения запасных частей, племенного скота, пополнения страхового фонда семян сельскохозяйственных культур, компенсацию части затрат на производство семян кукурузы, возмещение до 30 процентов затрат на первичное окультуривание мелиорированных земель;
обеспечить реализацию мер по выпуску дополнительных акций приватизированных перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса и передаче контрольного пакета акций этих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям;
выделить агропромышленному комплексу в 1996 году 3,6 трлн. рублей централизованных инвестиционных ресурсов в составе федеральной инвестиционной программы, в том числе 540 млрд. рублей на погашение кредиторской задолженности за 1995 год.
В целях своевременной подготовки и качественного проведения весенне-полевых работ намечается использовать поставку на условиях товарного кредита нефтепродуктов. Порядок оформления товарного кредита предусматривает:
зачет товарного кредита в качестве авансового платежа по закупкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд;
использование вексельной формы платежей при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям товарного кредита на приобретение нефтепродуктов;
расчеты по товарному кредиту, включая зачет возвратных платежей при расчете трансфертов в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также возвратные платежи в форме поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд;
уровень цен при поставках нефтепродуктов по товарному кредиту не выше средних рыночных цен на указанные ресурсы в соответствующем регионе.
Предстоит обеспечить поставку в 1996 году сельскохозяйственным товаропроизводителям до 3 млн. тонн минеральных удобрений и 15 тыс. тонн химических средств защиты растений. На компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений и химических средств защиты растений намечается направить из федерального бюджета 2,8 трлн. рублей, в том числе 1,4 трлн. рублей в I квартале и 1,4 трлн. рублей во II квартале 1996 года. Для обеспечения производства и поставок средств химизации будут также привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков под гарантии государства.
С целью поддержания уровня цен, необходимого для достижения оптимальной рентабельности хозяйств, предполагается введение льготных железнодорожных тарифов на перевозку аммиака, серы и серной кислоты для предприятий, производящих минеральные удобрения, отпуск по сниженным ценам и тарифам электрической, тепловой энергии и природного газа, необходимых для производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений.
Для осуществления финансирования своевременной подготовки и качественного проведения весенних полевых работ предусмотрено направить на мероприятия по развитию сельскохозяйственного производства в первом полугодии 1996 г. не менее 60 процентов ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на год.
В целях обеспечения финансовой устойчивости агропромышленного комплекса освобождаются от платежей по задолженности сельскохозяйственные товаропроизводители и организации перерабатывающей промышленности:
по отсроченному товарному кредиту за 1995 год по состоянию на 1 апреля 1996 г. в сумме 5,1 трлн. рублей до 1998 года;
по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, и начисленным по ним процентам до 2005 года.
Отсрочить в установленном порядке взимание в 1996 году пеней по задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций перерабатывающей промышленности по налогам и платежам федеральному бюджету и соответствующим платежам во внебюджетные фонды.
Освобождение от выплаты сумм задолженности федеральному бюджету по рассроченным централизованным кредитам и начисленным на них процентам, выданным организациям перерабатывающей промышленности, производить при условии, что не менее 51 процента голосующих акций (паев, долей) указанных организаций принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям.
4. Стабилизация и развитие агропромышленного производстваСтабилизация и возобновление экономического роста сельского хозяйства в период до 2000 года осуществляется на основе перехода от преимущественно экстенсивной к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и формам производства.
5. Развитие аграрной реформыСовершенствование отношений собственности и формирование новой хозяйственной структуры аграрной экономики должны стать важным фактором стабилизации и роста агропромышленного производства, а также повышения его эффективности.
Ключевое значение для преобразований в аграрном секторе имеет земельная реформа. В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В 1996 году завершается выдача земельным собственникам, в том числе и собственникам земельных долей в сельскохозяйственных организациях, свидетельств на право собственности. Обеспечивается заключение договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, а также реализация всех предусмотренных прав собственников земельных долей.
Поэтапно формируется система государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствуется и развивается система земельного кадастра.
Дальнейшие земельные преобразования будут направлены на:
создание механизма рыночного оборота земли;
расширение аренды земли и совершенствование механизма ее правового регулирования;
создание эффективного механизма для широкого внедрения залога земли;
совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель;
сохранение государственного управления в части обеспечения целевого использования земли и предотвращения необоснованного аккумулирования земельных участков и долей в собственности физических и юридических лиц.
Продолжится формирование многоукладной структуры аграрного сектора, преимущественное развитие получат частные сельскохозяйственные предприятия, базирующиеся на кооперативных принципах организации.
Будет завершено приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет отработана процедура проведения санации несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, активизирована работа по обобщению и распространению опыта эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий.
Дальнейшее развитие получат крестьянские (фермерские) хозяйства. Необходимо завершить до 1 августа 1996 г. разработку федеральной и региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов на 1996 - 2000 годы, направленных на создание организационных, экономических и социальных условий для их устойчивого функционирования. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления целесообразно упорядочить в пределах своей компетенции налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности.
Одним из приоритетных направлений аграрной политики будет поддержка личных подсобных, садоводческих и огородных хозяйств. На эти категории сельскохозяйственных товаропроизводителей будут распространены все формы государственной поддержки, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание, организована поставка племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования по лизингу, а также сеть машинно-технологических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан. Начиная с 1997 года предусматривается выделение бюджетных средств на льготное кредитование на срок от 15 до 25 лет для строительства садовых домов и помещений для содержания скота, обустройства садовых участков. Органы местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе должны увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают льготный проезд в пригородном сообщении.
Структуризация сельскохозяйственного производства выдвигает необходимость ускорения кооперирования частных товаропроизводителей в сфере производства, переработки и сбыта продукции, агросервиса, взаимного кредитования в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Развитие кооперации создаст основу для становления новых производственных отношений. Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности, исходя из интересов коллектива;
кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства и выполнения других работ;
кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции, снабженческая и сбытовая и иные ее формы;
кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств и оказания услуг по производственному и личному страхованию.
Хозяйствующие субъекты, объединенные в общих интересах, интегрируются в союзы и ассоциации. Особое внимание будет уделено развитию потребительской и иной кооперации, которая создаст возможности для повышения занятости сельского населения, улучшения его торгового обслуживания и сбыта сельскохозяйственной продукции, оказания помощи личным подсобным хозяйствам, садоводческим и огородным товариществам.
Учитывая объективную необходимость обеспечения финансовой устойчивости функционирования в переходный период агропромышленных формирований, необходимо поддерживать создание ассоциаций и союзов, включающих сельскохозяйственные, промышленные предприятия и другие. Агропромышленная интеграция будет осуществляться в различных формах - концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Получат развитие многоотраслевые структуры холдингового типа, интегрирующие на акционерных началах материально-технические и финансовые ресурсы крупных фирм и других предпринимательских структур, а также отдельных регионов, такие как финансово-промышленные группы, объединяющие сельскохозяйственных товаропроизводителей с промышленными предприятиями, банковскими и другими структурами на региональном и межрегиональном уровнях.
Продолжится реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий и трансформирование их в кооперативные, акционерные и иные организационные формы.
Проблема особой важности в реформировании агропромышленного комплекса - преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих этот комплекс предприятий.
Необходимо организовать работу по передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям акций приватизируемых перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий, а также вторичной эмиссии акций ранее приватизированных предприятий с размещением контрольного пакета акций среди сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одним из направлений смягчения местного монополизма перерабатывающих, обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса является продажа контрольных пакетов акций этих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям на льготных условиях.
С целью консолидации акций, размещенных среди сельскохозяйственных товаропроизводителей одной сырьевой зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать союзы и ассоциации, выступающие держателями консолидированного пакета акций и осуществляющие полномочия акционеров - сельскохозяйственных товаропроизводителей в органах управления перерабатывающего предприятия.
Намечается активизировать процесс интеграции на кооперативной основе структур, охватывающих весь технологический процесс от производства сельскохозяйственного сырья до выпуска и реализации конечной продукции.
Деятельность предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, осуществляется в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
6. Инвестиционная политикаИнвестиционная политика в период реализации Программы должна основываться на:
сочетании последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений, и государственного финансирования развития агропромышленного комплекса;
концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий;
усилении социальной ориентации государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, необходимости преодоления негативных демографических процессов на селе;
осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды.
Для инвестиционной части Программы предусматриваются следующие источники финансирования:
средства производителей (прибыль и амортизация), которые в обязательном порядке должны учитываться при рассмотрении бюджетных заявок предприятий;
бюджетные средства. На федеральном уровне будут поддерживаться бюджетные организации, федеральные целевые программы. На уровне субъектов Российской Федерации поддерживаются региональные программы, а также программы по развитию социальной инфраструктуры села. Усиливается контроль за расходованием инвестиционных ресурсов. Для этого средства на оплату выполненных работ выделяются регионам с указанием объемов выделяемых средств для финансирования конкретной стройки, внесенной в перечень. Предусматривается выделять агропромышленному комплексу государственные централизованные капитальные вложения на условиях увеличения доли федеральной собственности. Выделение средств на безвозвратной основе из федерального бюджета на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию агропромышленных предприятий и организаций, уставный капитал которых сформирован полностью или частично за счет других форм собственности, осуществляется в соответствии с решениями этих предприятий и организаций на условиях увеличения доли федеральной собственности путем получения дополнительного пакета акций, подлежащего в дальнейшем обязательной продаже;
инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе. Устанавливается, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает трех лет и производственных объектов сельского хозяйства - пяти лет, а средства федерального бюджета предоставляются на срок не более 48 месяцев. Предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета отдельной строкой расходы на инвестиции в агропромышленный комплекс;
долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли. Предусматривается проведение ряда экспериментов по ипотечному кредитованию;
средства предприятий других отраслей, частных и иностранных инвесторов;
лизинговый фонд, в который поступают возвращаемые суммы лизингового кредита с учетом индексирования и дополнительные бюджетные средства на возвратной основе.
В сельском хозяйстве инвестиции следует осуществлять прежде всего под целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств, перевооружение и развитие пищевых и перерабатывающих предприятий, развитие социальной инфраструктуры села.
Переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют наряду с техническим перевооружением крупных специализированных предприятий ускоренного формирования сети малых и средних предприятий, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, агросервисом, маркетингом и другой предпринимательской деятельностью. Их необходимо создавать, как правило, на базе кооперации за счет кредитов банков и собственных источников финансирования.
Инвестирование социального переустройства села призвано обеспечить создание комплекса предприятий и организаций социально-бытового обслуживания населения, инженерного обеспечения, а также благоустройство сельских населенных пунктов, включая обеспечение электроэнергией, газом, телефонной связью, дорогами.
Государство будет создавать благоприятные экономические условия для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие агропромышленного комплекса и смежных с ним отраслей.
Инвестиции в мелиорацию земель, в первую очередь, будут направлены на качественное улучшение существующего мелиоративного фонда. В 1996 - 2000 годах предусматривается осуществить работы по комплексной реконструкции орошаемых земель общей площадью 650 тыс. гектаров, по строительству и переустройству дренажа на орошаемых землях - 60 тыс. гектаров, по замене вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети - 5 тыс. километров. Работы по реконструкции и восстановлению осушительных систем намечается выполнить на землях площадью 350 тыс. гектаров.
Ввод новых орошаемых земель будет осуществляться преимущественно для производства овощей, кормов и утилизации животноводческих стоков и составит в 1996 - 2000 годах 270 тыс. гектаров. Осушительную мелиорацию предусматривается провести на землях площадью 330 тыс. гектаров, работы по обводнению пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обновленных пастбищах, - 2,3 млн. гектаров.
Для обеспечения водой сельских товаропроизводителей и населения предстоит обеспечить ввод в действие 8553 км групповых и 18600 км локальных водопроводов, построить 15600 водозаборных скважин, расширить строительство установок по очистке воды и систем водоотведения.
Первостепенное внимание должно быть уделено проведению в 1996 - 2000 годах работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включая культуртехнические работы на землях, не требующих осушения (3,7 млн. гектаров).
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв важное место отводится противоэрозионным мероприятиям. Для защиты почв от водной эрозии предусматривается провести в 1996 - 2000 годах террасирование крутых склонов, промоин, осуществить строительство водозадерживающих плотин, валов, водонаправляющих, водосборных и донных сооружений, завершить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений.
Основными направлениями инвестиционной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности с участием государства должны стать в этот период техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий в масло-жировой, сахарной, мясо-молочной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и некоторых других отраслях. Строительство ограниченного количества новых предприятий будет осуществляться для внедрения современных технологий, своевременной и глубокой переработки сырья, организации выпуска новых видов продукции.
Строительство предприятий малой мощности при условии их экономической целесообразности должно осуществляться за счет частных инвестиций, средств местных бюджетов, привлеченных средств и частично за счет средств федерального бюджета на возвратной основе с обязательным размещением этих средств на конкурсной основе.
При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и нового строительства не должны применяться устаревшие технологии.
В рыбной промышленности около 90 процентов всей инвестиционной программы предусматривается осуществить за счет собственных и привлеченных источников финансирования.
Средства федерального бюджета предусматривается использовать на мероприятия государственного значения: содержание органов рыбоохраны и инвестирование в объекты рыборазведения, учебные заведения и аварийно-спасательный флот.
Собственные средства предприятий будут использоваться, в основном, на модернизацию флота и реконструкцию береговой инфраструктуры в связи со структурной перестройкой производства (переход от выработки мороженой неразделанной продукции к глубокой разделке, на выпуск мелкорасфасованной продукции, развитие производства новых видов продукции из морской капусты, гребешков и других морепродуктов).
Необходимо совершенствовать механизм размещения государственных инвестиционных ресурсов, предоставляемых как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Основными инструментами осуществления государственных инвестиций становятся федеральные целевые программы и система конкурсов. Необходимо обеспечить консолидацию всех бюджетных и внебюджетных источников финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе (прямые ассигнования, инвестиционный кредит) в рамках единой инвестиционной программы агропромышленного комплекса, выделять централизованные инвестиционные ресурсы регионам только на конкурсной основе на конкретные инвестиционные проекты с соответствующими технико-экономическими обоснованиями.
Бюджетные средства для строительства, расширения и реконструкции сельскохозяйственных и перерабатывающих производственных объектов, предоставляемые на возвратной основе, использовать в последующем на эти же цели.
7. Научно-техническая и инновационная политикаИнтенсификация и повышение эффективности агропромышленного производства будут достигнуты как на основе институциональных преобразований, развития рыночных отношений, так и за счет новейших достижений научно-технического прогресса, развития фундаментальной науки и приоритетных прикладных исследований.
Недостаток инвестиций и других финансовых ресурсов обусловливает приоритетное использование тех достижений науки и техники, которые обеспечивают снижение затрат материальных, энергетических и других видов ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание и производство новых видов сырья, компонентов и готовых изделий, повышение производительности труда.
Российская академия сельскохозяйственных наук входит в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и во взаимодействии с Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию совместно с заинтересованными федеральными органами обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и важнейших прикладных исследований, научно-методическое руководство всеми научными исследованиями независимо от ведомственной принадлежности их исполнителей, подготовку кадров и научно-техническое сотрудничество.
Приоритетными направлениями развития аграрной науки и использования в агропромышленном производстве достижений научно-технического прогресса будут:
совершенствование хозяйственного механизма, развитие земельных отношений;
формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры;
развитие кооперации и интеграции;
создание систем управления и информатизации в агропромышленном комплексе;
подготовка и реализация комплексных мероприятий по воспроизводству плодородия почв;
повышение культуры земледелия на основе комплексного применения достижений научно-технического прогресса;
применение современных технологий при возделывании сельскохозяйственных культур (минимальная обработка почвы, совмещение технологических операций за один проход посевных и уборочных агрегатов, применение высокоурожайных сортов семян, эффективных удобрений и гербицидов);
создание и освоение систем промышленного семеноводства основных сельскохозяйственных культур, зональных механизированных комплексов по производству, переработке и хранению продовольственного зерна, высокобелковых кормов, других видов сельскохозяйственной продукции;
использование высокопродуктивных животных, создание на основе применения новых достижений генетики и селекции поголовья коров с удоем 6 - 6,5 тыс. кг молока жирностью 4 - 4,2 процента и содержанием белка 3 - 4 процента;
использование возобновляемых источников энергии для сельского хозяйства, в том числе биологических видов моторного топлива для дизельных двигателей, нетрадиционных видов энергии;
освоение технологических процессов промышленного разведения и выращивания новых объектов аквакультуры во внутренних водоемах круглогодичного использования;
внедрение технологий производства с применением мембранных процессов новых высококонцентрированных ферментных препаратов, биостимуляторов и антимикробных добавок, обеспечивающих сокращение расхода пищевого сырья на 20 - 25 процентов при производстве спирта, пива, сахарозаменителей и др., уменьшение расхода энергозатрат на 15 - 20 процентов и повышение сроков хранения в 3 и более раз хлебобулочных изделий, консервов, мясных изделий;
создание новых видов продуктов питания с использованием нетрадиционных усилителей вкуса, аромата и цвета;
разработка новых технологий получения продуктов лечебно-профилактического назначения длительного хранения, а также продуктов высокой степени кулинарной готовности в удобных для потребителя упаковках одноразового пользования;
создание и использование современных видов тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции, повышение ее конкурентоспособности;
разработка и внедрение энергосберегающих экологически безопасных технологий холодильной обработки, транспортировки и хранения пищевых продуктов, в том числе на основе высокоазотных газов из природных запасов, позволяющих снизить потребление энергии на 30 - 50 процентов, а потери сельскохозяйственного сырья - в 2 - 5 раз;
повышение качества и экологической безопасности готовой продукции за счет максимального снижения загрязненности их вредными веществами, переносимыми с сельскохозяйственным сырьем из окружающей среды.
В целях повышения эффективности научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации предусматривается:
сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно - технического потенциала агропромышленного комплекса, упорядочение сети, специализации и численности научных учреждений и вузов, повышение эффективности их работы;
формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники;
предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективных научных школ и исследований;
повышение эффективности функционирования региональных центров научного обеспечения, научно-производственных и производственных систем, научно-учебных агротехнопарков, агротехнополисов, инновационных центров, опытно-производственных и учебно-опытных хозяйств, научно-производственных объединений, базовых предприятий и районов;
создание системы центров информационно-консультационного обслуживания предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств (включающей в себя отраслевые и региональные центры и соответствующие подразделения в органах управления сельским хозяйством) в целях оказания помощи в освоении достижений науки и техники, экономики, а также обучение кадров перспективным технологиям и методам ведения хозяйства;
совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров, развитие их творческой инициативы, повышение престижности труда ученых, их материального обеспечения.
С целью обеспечения необходимых объемов финансирования и реализации комплексных целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ намечается создание отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Распределение средств по проектам, включенным в государственные научно-технические и инновационные программы, будет осуществляться на конкурсной основе.
8. Региональная политикаРегиональная политика в развитии агропромышленного производства будет основываться на:
усилении экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации и перенесении центра тяжести в решении продовольственной проблемы на региональный уровень, развитии самоуправления;
создании эффективных систем производства, сбыта, снабжения и обслуживания, развитии кооперации и агропромышленной интеграции;
стимулировании процессов специализации и размещения массового товарного сельскохозяйственного производства в зонах с благоприятными природно-климатическими и экономическими условиями;
повышении интенсивности межрегионального обмена сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, отмене ограничительных мер на ввоз и вывоз их за пределы республики, области, края.
Программные мероприятия по развитию агропромышленного производства предусматривают активное участие в их реализации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, других товаропроизводителей в направлении ресурсосбережения, рационального использования финансовых и материальных ресурсов, совершенствования технологий производства и сокращения потерь продукции.
В этих целях будет оказываться содействие процессу концентрации массового товарного производства зерна, масла растительного, сахара, картофеля, овощей, мясной и молочной продукции в зонах с наиболее благоприятными природно - климатическими и экономическими условиями. К 2001 году необходимый для межрегионального обмена рыночный фонд зерна в объеме 16,5 млн. тонн будет формироваться полностью из собственных ресурсов, в основном за счет Северо-Кавказского, Поволжского и Центрально - Черноземного районов.
За счет товарных ресурсов сахара Центрально-Черноземного региона, Краснодарского края и Орловской области к 2001 году будет обеспечиваться значительная часть потребности регионов, не производящих сахар.
Товаропроизводители Белгородской, Воронежской, Саратовской, Оренбургской областей и Северо-Кавказского района поставят в федеральный фонд и на межрегиональный рынок 560 тыс. тонн растительного масла.
К 2001 году возрастет до 1,7 млн. тонн межрегиональный рыночный фонд картофеля, главным образом за счет товаропроизводителей Волго-Вятского (45 процентов), Уральского (20 процентов), Западно-Сибирского (16 процентов) районов. Две трети его предполагается использовать для экспортных ресурсов.
Существенно повысится роль в продовольственном обеспечении населения страны крупного района, который включает ряд областей Центра Российской Федерации (16 областей), располагает высоким производственным и биоклиматическим потенциалом, в котором сложились крупные промышленные центры, и имеется развитая транспортная сеть, связь и другие составляющие производственной и социальной инфраструктуры. На основе концентрации собственных и привлеченных ресурсов, средств федерального и местных бюджетов предусматривается обеспечить в этом районе существенный прирост производства продукции и увеличить к 2001 году поставку в другие районы страны зерна, сахара, растительного масла.
Предусматривается разработка в каждом субъекте Российской Федерации региональной программы стабилизации и развития агропромышленного производства и научно-обоснованных систем ведения агропромышленного производства на период до 2001 года с учетом местных природных и экономических условий, включая меры по финансовому обеспечению их реализации.
Исходя из целесообразного межрегионального разделения труда и сложившейся специализации агропромышленного производства:
в Нечерноземной зоне разрабатываются и реализуются меры по увеличению производства льноволокна, рапса, картофеля, овощей, молока, мяса, продуктов птицеводства;
в Северо-Кавказском районе будет увеличиваться производство озимой пшеницы сильных сортов, зерна кукурузы, риса, сахарной свеклы, семян масличных культур, овощей, плодов, ягод и винограда;
в Поволжье наращивается производство зерна, семян масличных культур, овощей и бахчевых культур, в том числе для вывоза в другие районы, продуктов животноводства;
в районах Урала и Сибири предусматриваются и реализуются меры по повышению эффективности всех отраслей сельского хозяйства в целях надежного снабжения населения этих районов продовольствием, в основном, за счет собственного производства.
Завершается формирование зон производства сильных и твердых пшениц на Северном Кавказе, Урале, в Западной Сибири и Поволжье.
Наряду с интенсификацией свеклосахарного производства в традиционных районах свеклосеяния возделывание сахарной свеклы осваивается в благоприятных для этой культуры новых районах - Омской, Новосибирской, Оренбургской областях, Чувашской Республике и Республике Марий Эл.
Сырьевая база масло-жирового производства расширяется за счет увеличения посевов масличных культур в Нечерноземной зоне, Западной Сибири.
В районах Крайнего Севера при соответствующей государственной поддержке будут развиваться традиционные отрасли: оленеводство, звероводство, рыболовство, охотничьи, морские и другие промыслы. Особое внимание здесь будет уделено обеспечению населения молочными продуктами, яйцом за счет собственного производства.
Государство будет поддерживать намечаемые региональные изменения в размещении агропромышленного производства за счет государственных заказов - квот с применением гарантированных закупочных цен и предварительного авансирования товаропроизводителей, централизованных инвестиционных ресурсов, содействия в реализации отдельных региональных программ.
Решению региональных проблем будет способствовать создание межрегиональных структур для организации товарообмена между районами Севера и ресурсопроизводящими субъектами Российской Федерации с регионами, имеющими развитое агропромышленное производство.
9. Внешнеэкономическая политикаВ области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в этой сфере и подготовкой вступления во Всемирную торговую организацию основной задачей являются упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта.
В этих целях на федеральном и региональном уровнях осуществляются следующие меры:
тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций, направленное на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей сельскохозяйственных и продовольственных товаров, при необходимости введение в соответствии с международными правилами и федеральным законодательством квот на закупку отдельных видов сырья и продовольствия по импорту. Преференциальные таможенные режимы будут создаваться на ввоз сельскохозяйственного и пищевого сырья для производства продуктов питания и пищевкусовых товаров (сахара - сырца, масло-жирового, чайного и табачного сырья, какао-продуктов, кофе в зернах, орехов, виноматериалов), а также на технологическое оборудование, запасные части и тароупаковочные материалы, спрос на которые не удовлетворяется отечественной промышленностью;
совершенствование структуры импорта;
стимулирование интеграционных и кооперационных связей с зарубежными партнерами, и прежде всего с государствами - участниками СНГ, на основе межгосударственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, а также прямых связей между предприятиями агропромышленного комплекса и иностранными фирмами. В этой работе важная роль отводится Межправительственному совету по вопросам агропромышленного комплекса, который рассматривает вопросы развития межгосударственного сотрудничества в области производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, взаимодействия поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья, обмена сырьевыми ресурсами для нужд пищевой и перерабатывающей промышленности;
государственное содействие созданию совместных предприятий, развитию торгово-экономических связей на основе формирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ;
расширение экспорта продукции агропромышленного комплекса и развитие экспортной инфраструктуры.
Развитие и координация специализации агропромышленных комплексов государств - участников СНГ позволят увеличивать поставки в Российскую Федерацию зерна из Республики Казахстан, мясопродуктов из Украины, масла растительного из Украины, Республики Молдова и Республики Узбекистан.
Особое внимание будет уделено усилению контроля за качеством и безопасностью импортного продовольствия, его обязательной санитарной и ветеринарной сертификации, охране территории Российской Федерации от ввоза продукции, вызывающей заболевания растений, животных и человека.
Важное значение будет иметь упорядочение и контроль закупок по импорту пестицидов, ветеринарных препаратов для предотвращения поступления на рынок малоэффективных, а также экологически опасных форм.
Для ускоренного развития производства сельскохозяйственного сырья, продовольствия и продукции материально-технического назначения государство будет всемерно поощрять создание совместных предприятий, а также привлечение иностранных инвестиционных кредитов.
Главным направлением создания общего аграрного рынка государств - участников СНГ станут координация аграрной политики и реформ на селе, обмен опытом в развитии сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, перерабатывающих отраслей промышленности; углубление интеграции с другими государствами Содружества по решению актуальных проблем агропромышленного производства путем формирования и реализации межгосударственных программ; поэтапное формирование единой таможенной территории и проведение согласованной таможенной политики в области торговли сельскохозяйственными товарами; развитие производственной кооперации и других форм сотрудничества.
Для создания и функционирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ должен быть разработан пакет договоров, в том числе соглашение об общем аграрном рынке государств - участников СНГ.
Проведение целенаправленной работы по формированию общего аграрного рынка государств - участников СНГ позволит успешнее решать задачи продовольственного обеспечения населения, проводить согласованную аграрную политику и защиту сельскохозяйственных производителей своих стран на мировом рынке, координацию деятельности в области развития сельскохозяйственного экспорта.
Предусматривается расширение научно-технических и экономических отношений в агропромышленном комплексе со всеми странами мира. В этих целях целесообразно развивать экономически взаимовыгодные поставки машин и оборудования, запасных частей, продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья путем установления прямых и кооперационных связей с использованием современных технологий для выхода на рынок третьих стран, развивать инвестиционное сотрудничество, создавать совместные предприятия, принимать долевое участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке, а также в создании совместных структур в сети оптовой и розничной торговли.
Необходимо провести работу по совершенствованию и унифицированию нормативной документации, приведя в соответствие российские стандарты в агропромышленном комплексе с международными требованиями.
10. Социальное развитие селаХод аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий.
Решение этих проблем осуществляется на основе реализации федеральных целевых программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности и разрабатываемых в регионах комплексных программ социального развития села.
Стержнем этих программ должны стать формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности для сельского товаропроизводителя, формирование системы сельского расселения, отвечающей новым производственным отношениям, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села. В них должны быть предусмотрены строительство жилых домов, дорожно-транспортных коммуникаций, объектов культурно-бытового назначения, торговли, здравоохранения, инженерного обеспечения, телефонной связи, телевидения и радиовещания, а также дальнейшее развитие интеграции города и села в сфере производства и культурно-бытового обслуживания населения, улучшение товарного обеспечения доходов сельского населения, рост услуг, особенно в части ведения личного подсобного хозяйства.
Для решения проблемы ликвидации скрытой безработицы во многих сельских районах предусматривается подготовка нормативных документов и законодательных актов по введению заявительного порядка регистрации малых предприятий в сельской местности, приравнивании малого бизнеса в сельской местности к фермерским хозяйствам в части льгот по земельному налогу, а также нормативного документа о порядке федеральной поддержки региональных программ развития альтернативных видов деятельности в регионах устойчиво депрессивного сельского хозяйства.
В региональных программах предстоит определить новые архитектурные и технические подходы в строительстве на селе жилых домов и объектов социальной сферы с применением как централизованных систем отопления, электро- и водоснабжения, канализации и связи, так и автономных систем инженерного обеспечения.
Органы местного самоуправления завершат в 1996 году приемку от сельскохозяйственных предприятий (при их согласии) находящихся на их балансе объектов социальной сферы. Предусматривать в соответствующих бюджетах средства на финансирование затрат на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся в ведении сельскохозяйственных предприятий.
Возведение новых объектов этой сферы и инженерного обустройства сельских территорий предусматривается:
по жилищному и социально-культурному строительству - за счет средств населения, местных бюджетов и собственных средств предприятий и организаций (по решению их коллективов), а также субвенций на индивидуальное жилищное строительство. При местных администрациях с этой целью создаются фонды социального развития деревни. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно предусматривать в территориальных и местных бюджетах средства на формирование фондов долгосрочного кредитования жилищного строительства на селе. Предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета в составе федеральной инвестиционной программы средства для долгосрочного кредитования жителей сельской местности на индивидуальное жилищное строительство;
по строительству автомобильных дорог - за счет средств федерального бюджета, федерального и региональных дорожных фондов;
по строительству объектов сельской электрификации, связи, водоснабжения и канализации - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, собственных средств предприятий, средств акционерных предприятий Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" и других внебюджетных источников;
по газификации сельской местности - в соответствии с Федеральной целевой программой "Газификация России в 1996 - 2000 годах".
Конкретные прогнозные показатели определяются в региональных программах и должны включать объемы по строительству объектов социальной сферы и инженерному обустройству, осуществляемые в сельской местности по федеральной миграционной программе, государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, программе расселения и обустройства войск, выводимых из дальнего и ближнего зарубежья, и военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей, программе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и многолетнего воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население некоторых районов Российской Федерации, комплексной программе переселения части населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сельскую местность Нечерноземной зоны, государственной программе создания в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе фермерских агрокомплексов.
Важная роль в социальном развитии села принадлежит потребительской кооперации.
В целях выравнивания условий жизни сельского и городского населения будут осуществляться государственная поддержка развития системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения, организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности, восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 годах.
Развитие потребительской кооперации в ближайшие годы будет осуществляться по сложившимся направлениям ее деятельности: закупка излишков продукции у населения, организация ее переработки, торговля продовольственными и промышленными товарами на селе, предоставление бытовых услуг сельским жителям. Исходя из спроса населения необходимо существенно увеличить объемы этих работ и повысить их качество.
На федеральном и региональном уровнях предстоит принять комплекс мер по привлечению потребительских обществ к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц.
Организации потребительской кооперации, полностью восстановившие нарушенные права пайщиков, будут поддерживаться государством в виде освобождения от платежей по задолженности по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах, а также предоставления налоговых льгот и снижения тарифных ставок на используемую электроэнергию.
11. Охрана окружающей средыВ области охраны окружающей среды предусматривается:
перейти на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие), технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающие предотвращение переуплотнения, деградации и эрозии почв, экологическую сбалансированность и безопасность применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
создать дренажные системы при реконструкции орошаемых земель, что позволит избежать вторичного засоления почв;
расширить объемы работ по предотвращению опустынивания Черных земель и Кизлярских пастбищ, сохранению оленьих пастбищ;
разработать систему защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных эпизоотических ситуаций, а также природных бедствий и техногенных катастроф;
осуществить меры по оздоровлению скота и птицы, сокращению заболеваний туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом, бешенством, чумой и другими болезнями;
обеспечить животноводческие комплексы и помещения надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и особенно водных ресурсов;
разработать особую программу по сокращению загрязнений сельскохозяйственных угодий тяжелыми металлами, соединениями фтора и другими токсичными веществами, особенно в зонах крупных промышленных центров. Увеличить объемы агрохимических работ на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
12. Кадровая политикаКадровая политика направляется на решение следующих задач:
формирование единого образовательного процесса в агропромышленном комплексе, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения;
подготовку и переподготовку специалистов высшей и средней квалификации на основе интеграции образования, производства и науки;
организацию массовой подготовки и переподготовки руководителей предприятий, подразделений, специалистов и предпринимателей;
совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и фермеров;
создание учебно-опытных крестьянских (фермерских) хозяйств при учебных заведениях, ведущих подготовку фермеров;
выделение сети приоритетных сельскохозяйственных вузов, учреждений дополнительного образования и техникумов, создание в них новых научных школ по наиболее перспективным направлениям науки на основе модернизации материально-технической базы, широкой компьютеризации учебного процесса, поддержания социального и экономического статуса научно-педагогических кадров на необходимом уровне;
установление рационального соотношения между размерами подготовки кадров в вузах и техникумах.
Для этого упорядочивается сеть учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией, организацией новых типов учебных заведений сельскохозяйственного профиля всех уровней образования.
13. Нормативно-правовое обеспечениеВ целях создания законодательной и нормативно-правовой базы для реализации программных мероприятий Правительство Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают:
подготовку и внесение в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации проектов федеральных законов;
разработку и принятие постановлений.
Ежегодно Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом основных положений Программы:
подготавливают и вносят в Федеральное Собрание Российской Федерации и органы представительной власти субъектов Российской Федерации с проектами бюджетов предложения о размерах финансирования агропромышленного комплекса за счет средств соответствующих бюджетов;
принимают постановления об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса и плане действий по реализации настоящей Программы.
Перечень нормативно-правовых актов по аграрной реформе, предусматриваемых к разработке в 1996 - 1997 годах, прилагается.
14. Социально-экономические результаты реализации ПрограммыРеализация Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации позволит при определенной государственной поддержке обеспечить существенный прирост производства продукции и улучшить экономическое положение товаропроизводителей агропромышленного производства.
Среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства в период после преодоления ее спада составит примерно 2 - 4 процента, производительности труда - 3 - 5 процентов.
В сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм следует ожидать существенного усиления развития внутрихозяйственных отношений на рыночных принципах.
Будут созданы условия для стабильной деятельности товаропроизводителей, увеличения инвестиций в производственную и социальную сферы села.
Начнут реально проявляться преимущества вертикальной и горизонтальной кооперации - основы будущего агропромышленного производства.
Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить количество посредников, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка.
Принятие мер по защите отечественных товаропроизводителей изменит ситуацию на внутреннем рынке, повысит его насыщенность за счет продукции собственного производства. При благоприятном развитии ситуации возрастут экспортные возможности сельского хозяйства, в том числе по таким видам продукции, как рожь, крупяные культуры, льноволокно, кожа и меха.
Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, развитии и устойчивом функционировании социальной инфраструктуры села.
Возобновление экономического роста в агропромышленном производстве будет содействовать развитию других отраслей народного хозяйства, повышению инвестиционной активности и занятости населения, увеличению накоплений предприятий и расширению налоговой базы для федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Научно-техническая модернизация агропромышленного производства способна обеспечить высокую и быструю отдачу на вложенный капитал.
Рост собственного производства продовольствия и других товаров массового потребления из сельскохозяйственного сырья приведет к сокращению их импорта, укреплению продовольственной независимости страны.
Решение поставленных в Программе задач станет важным фактором оживления экономики страны в целом и роста реального уровня жизни всех слоев населения.
ПриложенияПриложение N 1
Приложение N 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО АГРАРНОЙ РЕФОРМЕ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ В 1996 - 1997 ГОДАХПрограмма "Развитие индустрии детского питания" на 1996 - 1997 годы в составе президентской программы "Дети России" на 1996 - 1997 годы. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Программа "Машиностроение для АПК России" (1993 - 1997 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Программа "Возрождение Российского льна" (1993 - 1995 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, объединение "Росленпеньковолокно".
Программа "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие") (1992 - 1995 годы и на период до 2000 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Программа "Мониторинг земель Российской Федерации" (1993 - 1995 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Программа "Развитие рыбного хозяйства Российской Федерации" ("Рыба") (на период до 2000 года). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по рыболовству.
Программа "Хмель России" (1996 - 2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Программа "Создание и производство геодезических приборов и оборудования" (1994 - 1996 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Программа "Подготовка фермеров в Российской Федерации" (1993 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство науки и технической политики.
Приложение N 3
Приложение N 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУПроект Комплексной программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие") (1996 - 2000 годы) - II этап. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Проект Программы "Увеличение производства сахара в Российской Федерации" ("Сахар") (1996 - 2000 годы и на период до 2005 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Проект Программы "Увеличение производства масла растительного в Российской Федерации" ("Растительное масло") (1996 - 2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Проект Программы "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Российской Федерации" (1996 - 2000 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Проект Программы "Развитие льняного комплекса в Российской Федерации" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральная агропромышленная корпорация "Российский лен".
Проект Программы "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996 - 2000 годы". Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Проект Программы "Развитие энергетической системы агропромышленного комплекса России на основе использования нетрадиционных источников энергии на 1996 - 2000 годы" ("Возобновляемая энергетика села - 2000 г."). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Проект Программы "Развитие средств связи в сельской местности" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Проект Программы "Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов Российской Федерации" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Проект Программы "Электрификация села" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Заказчики: Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Проект Программы "Развитие газификации села" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (акционерное общество "Росгазификация", Российское акционерное общество "Газпром"). Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели и их объединения, другие юридические и физические лица.
Проект Программы "Строительство автомобильных дорог на селе" (1996 - 2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации.
Проект Программы "О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе" (1996 - 2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Приложение N 4
Приложение N 4. ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА ВО ВСЕХ КАТЕГОРИЯХ ХОЗЯЙСТВ(млн. тонн)
(тыс. тонн)
(на душу населения
в год, килограммов)
(млрд. рублей)