Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 января 1997 г. N 1229
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71, Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
В целях обеспечения единого подхода МАП Российской Федерации и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" приказываю:
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1. Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (прилагается).
2. Направить настоящий Приказ в соответствии с установленным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра МАП России Н.Е. Фонареву.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Председатель Комитета
Л.А.БОЧИН
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ГКАП России
от 20.12.96 N 169
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71, Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с целью применения:
- "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1996 г. N 1143 в части нарушений статей 5, 6, 17, 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
: В настоящее время действуют Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденные Приказом ФАС РФ от 02.02.2005 N 12
- Приказа МАП России от 13.11.95 N 145 "Об утверждении и направлении на регистрацию Положения о порядке представления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 1995 г. N 981.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
: В настоящее время действует Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом МАП РФ от 13.08.99 N 276
Разделы 1
Разделы 1 - 7 - Утратили силу.(в ред. Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта8.1. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.
8.2. Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.
8.3. Анализ рыночного потенциала предполагает:
- измерение рыночного потенциала;
- определение направлений использования рыночного потенциала, в том числе в ущерб конкуренции.
8.4. При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:
- структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
- оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
- анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка.
Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.
При этом для правильного применения структурного критерия требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов, свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.
В дополнение к структурному подходу при измерении рыночного потенциала рекомендуется использовать анализ эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом подходе определяются: отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие отклонения.
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).
Для измерения рыночного потенциала можно использовать анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов:
- исчисления эластичности спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше его потенциал на рынке;
- наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удается поддерживать на этом уровне. На практике может быть использован также метод исчисления остаточного спроса: после расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны конкурентов в анализируемый период времени, определяется возможность поставщика повысить цены в результате сокращения выпуска продукции.
8.5. Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена <*>.
<*> Выявление монопольных цен не является предметом данного Порядка. Однако в процессе определения рыночного потенциала действующих на рынке хозяйствующих субъектов рекомендуется проанализировать используемые ими модели ценообразования.
8.6. Свидетельством наличия рыночного потенциала, наряду с вышеизложенным, может явиться (особенно если присутствует одновременно несколько таких факторов):
- постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли;
- сокращение уровня выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков;
- свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е. установление разных цен для разных групп покупателей или в различных географических регионах, не оправданное разницей в затратах;
- превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;
- уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный;
- уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели;
- условия использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);
- наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, интеллектуальной собственности;
- появление в структуре издержек таких статей расхода, как, например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.
Раздел 9 - Утратил силу.(в ред. Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
ПРИЛОЖЕНИЯ - Утратили силу.(в ред. Приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108)
На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.
На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.
При этом скачать ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 25.04.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"