в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ), ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ" (утв. письмом Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284) (ред. от 30.04.93)
отменен/утратил силу Редакция от 30.04.1993 Подробная информация
"ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ), ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ" (утв. письмом Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284) (ред. от 30.04.93)

VIII. Оформление акта документальной проверки и предложений к нему

Результаты документальной проверки должны оформляться в следующем порядке:

при отсутствии нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие составляют справку с указанием наименования предприятия, его подчиненности, даты проверки, перечня проверенных вопросов, периода, за который она проводилась, данных о соблюдении предприятием налогового законодательства, правильности исчисления, полноте и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета. Эти же данные приводятся в актах, в которых отражены и нарушения налогового законодательства. Справка подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия;

при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, который подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки и, соответственно, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах, (в соответствии с пунктом 19 "Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 г. N 340), руководители, главные (старшие) бухгалтеры предприятий обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, прилагая одновременно письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена и дано по ним письменное заключение проверяющего;

акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр - должностному лицу государственной налоговой инспекции, проводившему проверку, второй - под расписку руководителям проверяемого предприятия. Возражения по акту не приостанавливают выполнение указаний, данных должностными лицами государственной налоговой инспекции в актах проверок об устранении нарушений и перечислении в бюджет налога на прибыль (доход) и штрафных санкций;

при установлении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в трех экземплярах со всеми приложениями, включая и акты встречных проверок, и протоколы изъятия документов, из которых первый направляется вышестоящим органам налогового расследования. При этом передаваемые документы должны содержать: заявление (письмо) руководителя государственной налоговой инспекции, в котором должно быть изложено, в чем состоит суть выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба государству и бюджету, виновные лица; первый экземпляр акта документальной проверки предприятия, подписанный надлежащими лицами; подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений; объяснения проверяемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения фактов грубых нарушений и злоупотреблений; заключения проверяющих по этим объяснениям.

При передаче материалов документальной проверки в органы налогового расследования для привлечения виновных к уголовной ответственности в делах государственной налоговой инспекции должна быть оставлена копия в полном объеме передаваемого материала. Вместе с этим, при передаче материалов в органы налогового расследования, перед ними одновременно ставится вопрос о привлечении виновных лиц в допущении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений к уголовной ответственности и принятия мер к обеспечению гражданских исков к виновным лицам за причиненный ущерб государству и бюджету.

Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление правоохранительных органов и органов налогового расследования о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть обжалованы налоговой инспекцией в установленном законом порядке.

Акт документальной проверки составляется в произвольной форме по схеме программы (задания) на проведение проверки предприятия. В изложении акта документальной проверки должна быть соблюдена объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода). При этом, по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы (с обязательным указанием бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения их в регистрах бухгалтерского учета) и другие материалы, с указанием нарушений отдельных законов или нормативных актов. В отдельных случаях должно быть произведено снятие копий с документов, подтверждающих факт выявления нарушения.

В акт документальной проверки не следует включать не проверенные факты. Не следует загромождать акт описанием структуры предприятия, включением отчетных показателей, имеющихся в периодической и годовой отчетности, за исключением случаев, когда проверяющим будут обнаружены искажения отчетных данных о финансовых результатах предприятия.

Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие справочные материалы, прилагаемые к акту проверки (т. е. приложения), а в акте проверки приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

При этом ведомости, таблицы и другие справочные материалы должны содержать полный перечень однородных нарушений налогового законодательства и бухгалтерского учета с указанием: проверяемого периода, наименования, даты и номера документа, по которому совершена незаконная операция, сущность операции и размер нарушения, наименование закона или нормативного акта, а также должности и фамилии лиц, разрешивших и допустивших незаконную операцию. Приложения к акту проверки подписываются проверяющим (должностным лицом государственной налоговой инспекции), руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

В конце акта проверяющие совместно с руководителем и главным бухгалтером проверяемых предприятий отражают предложения по устранению выявленных нарушений и определяют срок взыскания предусмотренных законодательством санкций. Срок взыскания санкций 10 календарных дней после подписания акта.

При применении санкций следует исходить из положений, предусмотренных Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 16.07.92 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.91 N 944, Законом Российской Федерации "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", Уголовным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР от 02.07.92 N 3181-1, Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16.07.92 N 3317-1 (п. 11) и другими законодательными актами.

Согласно примечания к статье 162.2 Уголовного кодекса РСФСР "Под сокрытием в особо крупных размерах следует понимать сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленной законодательством. Если налог превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, размеры сокрытия считаются крупными".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.91 N 73 "О введении с 1 января 1992 года нового минимального размера оплаты труда в РСФСР" минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 342 рубля. Законом Российской Федерации от 21.04.92 N 2704-1 "О повышении минимального размера оплаты труда", начиная с 01.06.92 г. для юридических лиц - в размере 900 рублей.

Проверяющий предлагает применять финансовые санкции, исходя из следующих критериев:

относятся ли выявленные нарушения к объектам налогообложения или занижению прибыли, включая суммы превышения расходов на оплату труда над нормируемой величиной. За сокрытие таких объектов или занижение прибыли согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщики несут ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, и штрафа в размере той же суммы. При повторном таком же нарушении, не отражении или несвоевременном отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с этими санкциями, - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере.

При установлении факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли), причем только на основании решения суда по иску налогового органа или прокурора, - соответствующей суммы и штрафа в пятикратном размере.

Объектом налогообложения не являются:

суммы выручки от реализации конфискованного имущества, перешедшего по праву наследования к государству;

суммы по экономическим и штрафным санкциям, взимаемым по постановлениям (решениям) органов Госкомцен Российской Федерации, арбитража и других органов, которым разрешено применение санкций. Эти суммы в бухгалтерском учете относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;

платежи, взыскиваемые в государственные внебюджетные фонды. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, отчисления в Фонд НИР и ОКР в размере 1,5 %, Дорожные фонды и другие государственные внебюджетные фонды, платежи по которым отражаются в составе затрат на производство (себестоимости) работ и услуг. В случаях выявления фактов отнесения на себестоимость сумм, превышающих установленные действующим законодательством нормы, проверяющим следует отражать эти суммы в предложениях и применять санкции, как за занижение прибыли (дохода);

штрафа в размере 10 % от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке. Эта санкция применяется только в следующих случаях:

при установлении проверяющими отсутствия объектов налогообложения.

При установлении проверяющими фактов ведения учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период. Эта санкция применяется в случаях, если сумма сокрытия или занижения составила не менее, чем 5 процентов от причитающейся к уплате суммы налога на прибыль (доход) за последний отчетный квартал. К ним относятся:

факты отсутствия ведения регистров, ведомостей, книг, журналов и других документов бухгалтерского учета, установленных нормативными документами;

факты отнесения затрат, не связанных с производством и реализацией продукции, на себестоимость, отнесения расходов, не относящихся к внереализационным доходам и других убытков в уменьшение прибыли.

При выявлении других нарушений ведения учета прибыли, приведших к искажению отчетности и финансовых результатов деятельности налогоплательщика.

При непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога и иных обязательных платежей в бюджет (бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций, платежных поручений в учреждения банков на перечисление налогов и других документов). Применение санкции в размере 10 % от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, при этом виде нарушения применяется только руководителем налоговой инспекции в исключительных случаях. В основном, за это нарушение должен налагаться административный штраф. При задержке уплаты налога применяется санкция в виде взыскания пени с налогоплательщика в размере 0,2 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

Все материалы по документальной проверке предприятия по прибытии проверяющего в государственную налоговую инспекцию после их регистрации в специальном журнале передаются начальникам отделов, а в необходимых случаях - начальникам государственных налоговых инспекций или их заместителям, которые по результатам рассмотрения этих материалов должны принять письменные решения о применении санкций к налогоплательщику, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". О принятии акта документальной проверки предприятия делается отметка на последней странице акта проверки: "Акт документальной проверки принят", указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт документальной проверки.

Акты документальных проверок предприятий хранятся в архиве государственной налоговой инспекции 10 лет.

  • Главная
  • "ВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ОСОБЫМ РЕЖИМОМ РАБОТЫ), ПО СОБЛЮДЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ" (утв. письмом Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284) (ред. от 30.04.93)