в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 11.04.96 N УБТП-22-05/1022 (вместе с "МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ О ВЗАИМНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ СОДЕЙСТВИИ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ, РАССЛЕДОВАНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ" (заключена в Найроби 09.07.77), СОГЛАШЕНИЕМ стран СНГ от 08.07.94 "О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ")
не действует Редакция от 11.04.1996 Подробная информация
ПИСЬМО ГТК РФ от 11.04.96 N УБТП-22-05/1022 (вместе с "МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ О ВЗАИМНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ СОДЕЙСТВИИ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ, РАССЛЕДОВАНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ" (заключена в Найроби 09.07.77), СОГЛАШЕНИЕМ стран СНГ от 08.07.94 "О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ")

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И СОДЕРЖАНИИ ЗАПРОСОВ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Установление отношений сотрудничества и взаимной помощи между ГТК России и таможенными службами иностранных государств открывает хорошие возможности по решению практических задач территориальных таможенных органов России. В первую очередь это относится к задачам борьбы с таможенными правонарушениями, эффективность которой может быть существенно повышена при оперативной и правильной подготовке запросов.

В настоящее время создана нормативная база, на основе которой территориальные таможенные органы ГТК России могут получать документы и иную информацию от таможенных служб иностранных государств. Российская Федерация заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Великобританией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, странами СНГ. В стадии подготовки находятся аналогичные соглашения с рядом других стран.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации активно развивает сотрудничество в рамках Всемирной Таможенной Организации, Европейской Комиссии. Продолжается работа по углублению сотрудничества государств - участников СНГ. Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Республики Беларусь, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Республики Казахстан. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.

Поддержание связей с таможенными службами иностранных государств в плане решения задач борьбы с таможенными правонарушениями осуществляет отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран Управления по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России (контактный телефон: 201-77-88, факс: 201-44-49). Одной из основных задач отдела является оказание практической помощи территориальным таможенным органам России и зарубежных стран при проведении ими расследований по делам о нарушении таможенного законодательства.

Практика сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран показала его эффективность. Получаемая из-за рубежа документальная и иная информация позволяет успешно завершать дела о нарушениях таможенных правил, выявлять и пресекать таможенные правонарушения. Вместе с тем, эффективность связей, оперативность получения информации из-за рубежа могут быть значительно выше. В определенной мере это зависит от правильной подготовки запросов к нашим коллегам за рубежом.

Анализ поступающих в адрес Управления по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России запросов, а также получаемые нами замечания из-за рубежа позволяют определить основные ошибки, которые допускаются исполнителями. К ним, в частности, относятся следующие.

1. На международные отношения переносится существующая практика в Российской Федерации, совсем не обязательная для иностранных государств. Исполнители просят направить в их адрес учредительные документы фирмы, ее устав, свидетельство о регистрации, справку банка и т.д.

2. Некорректная постановка задач. Ряд таможенных органов в своих запросах ставят большой объем вопросов, для решения которых потребуется бригада следователей за рубежом. Нередко содержание запросов выходит за рамки подписанных соглашений, а также за пределы предмета доказывания по конкретному делу. Иногда направляются следственные поручения, что является неправомочным.

3. Стремление переложить проведение таможенного расследования на зарубежных коллег. Исполнители не прилагают к запросу таможенные и отгрузочные документы (ГТД, ВТТ, ДТС, паспорт сделки, контракт, инвойс, коносамент, CMR и др.), которые могут значительно облегчить и ускорить проведение расследования.

4. Участились случаи, когда протоколы о нарушении таможенных правил, совершенных иностранными лицами и постановления по делам, а также запросы о представлении документов и сведений, необходимых для производства по делу, и вызовы лиц для дачи объяснений пересылаются через ГТК России. Практика свидетельствует, что это, во-первых, приводит к неоправданному увеличению сроков производства по делам и, во-вторых, загружает непроизводительной работой аппарат таможенных органов различных уровней как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

Ссылка в подобных обстоятельствах по статье 305 Таможенного кодекса Российской Федерации неоправдана, поскольку положения статьи регулируют порядок взаимодействия таможенных органов России не с иностранными лицами, а с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями. Иностранные же лица, в соответствии со статьей 233, несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами. Поэтому направлять в их адрес документы следует в общем порядке - в соответствии с полномочиями, предоставленными должностными лицами таможенных органов Таможенным кодексом Российской Федерации.

5. Отсутствие информации о существе дела. Не ясно, в связи с чем направляется запрос; дается неполная информация о лицах (юридических и физических), нарушающих таможенные правила, о контрагентах внешнеторговой сделки. Нет почтовых и других реквизитов фирм и физических лиц.

6. Требование направить лицо, нарушавшее таможенные правила, для дачи показаний в таможню назначения или суд. Подобные положения в подписанных соглашениях отсутствуют.

7. Направляется большое количество запросов по делам о нарушении таможенных правил, возможные штрафные санкции по которым исчисляются несколькими сотнями ам. долларов. Подобные запросы нашими зарубежными коллегами, как правило, не рассматриваются.

8. Форма представления запросов. Исполнители пренебрегают требованиями, которые предъявляются к официальному письму в служебной переписке. Форма и стиль письма этим требованиям нередко не соответствуют. В запросах допускаются устная речь и нечеткость, затрудняющие понимание и уяснение смысла запроса.

Качество запросов является тем критерием, который определяет оперативность и ожидаемое нами содержание ответа зарубежных таможенных служб. В этой связи представляется целесообразным при подготовке запросов руководствоваться существующими нормативными документами, а также общепризнанными нормами подготовки современного делового письма.

1. Официальный запрос должен быть предельно кратким, понятным, а его язык - простым. Простота и краткость помогут не только отправителю, но и получателю запроса. Слишком длинное и не очень понятное письмо нередко может быть отложено. На короткий и ясный запрос ответ будет получен раньше.

2. Текст запроса должен быть организован таким образом, чтобы требовалось минимальное время на ознакомление с ним. Структура запроса обычно включает изложение причины, побудившей обратиться с просьбой; изложение просьбы.

Запрос может начинаться с главного: какой таможенный орган или его структурное подразделение обращается с просьбой и по какому вопросу. Далее должно быть кратко и просто изложена фабула дела и существо запроса.

3. При определении содержания запроса целесообразно избегать изложенных выше ошибок, допускаемых исполнителями.

4. К запросу об оказании содействия в проведении таможенного расследования необходимо прилагать официально заверенные копии таможенных и отгрузочных документов, касающихся существа дела, точные и исчерпывающие сведения о юридических и физических лицах, являющихся объектами запроса.

При получении запроса таможенная служба иностранного государства проводит официальное расследование в отношении действий, которые противоречат или могут противоречить таможенному законодательству России. Результаты расследования передаются установленным порядком в ГТК России, который незамедлительно направляет ответ из-за рубежа в запрашивающий территориальный таможенный орган.

По запросам таможенных органов России таможенные службы иностранных государств предоставляют информацию, касающуюся нарушений таможенных законов и правил в отношении:

- лиц, о которых известно, что они нарушают таможенное законодательство или подозреваются в таких нарушениях;

- товаров, о которых известно, что они являются предметом незаконного перемещения или подозреваемых в таком перемещении;

- средств сухопутного, морского, воздушного и иного транспорта, о которых известно, что они используются при нарушении таможенных законов и правил или подозреваются в таких нарушениях;

- случаев незаконного перемещения наркотиков и психотропных веществ, оружия, валюты с территории одного государства на территорию другого государства.

Такая информация обязательно детализируется, чтобы идентифицировать соответствующих лиц, транспорт, товары, иное имущество, почтовые отправления и иные предметы.

Таможенные службы иностранных государств по запросам ГТК России предоставляют также информацию, касающуюся вопросов законности ввоза товаров и таможенных процедур на территорию запрашиваемой страны, законности вывоза товаров с территории запрашиваемой страны.

Прошу довести данную информацию до подчиненных таможенных органов и контролировать их деятельность в этой области в целях повышения эффективности нашей общей работы.

Кроме того, прошу разъяснить их должностным лицам, что и таможенные органы России должны своевременно, полно и точно выполнять запросы иностранных таможенных служб, дабы избежать возможных претензий и аналогичных действий зарубежных коллег.

Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
М.В.ВАНИН

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 11.04.96 N УБТП-22-05/1022 (вместе с "МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ О ВЗАИМНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ СОДЕЙСТВИИ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ, РАССЛЕДОВАНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ" (заключена в Найроби 09.07.77), СОГЛАШЕНИЕМ стран СНГ от 08.07.94 "О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ")