Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (ред. от 06.08.96)
Раздел IV ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление социалистической законности.
Статья 226. Порядок производства по делам об административных правонарушенияхПорядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, законодательными актами СССР, постановлениями Совета Министров СССР, настоящим Кодексом, иными законодательными актами РСФСР и постановлениями Совета Министров РСФСР.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях в народных судах определяется законодательными актами Союза ССР, настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР.
Статья 227. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушенииПроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:
1) отсутствие события и состава административного правонарушения;
2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;
5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса;
8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;
9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
Статья 228. Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства гражданРассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Статья 229. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушенииДело об административном правонарушении рассматривается открыто.
В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.
Статья 230. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушенияхВ соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие, предусмотренные законом действия.
Статья 231. ДоказательстваДоказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.
(в ред. Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)
Статья 232. Оценка доказательствОрган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием.
Статья 233. Передача материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознанияЕсли при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
Глава 18 ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИСтатья 234. Протокол (постановление) об административном правонарушенииО совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Протокол (постановление) не составляется в случаях, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Статья 235. Содержание протокола (постановления) об административном правонарушенииВ протоколе (постановлении) об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол (постановление) подписывается лицом, его составившим и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола (постановления) в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу (постановлению) объяснения и замечания по содержанию протокола (постановления), а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола (постановления) нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе (постановлении).
(в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Статья 236. Направление протокола (постановления)Протокол (постановление) направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляетсяПри совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (если размер штрафа не превышает десяти рублей), статьей 101 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 218), частью пятой статьи 103, частью второй статьи 104, частью первой статьи 111.2 и частью третьей статьи 111.3 (если размер штрафа не превышает пяти рублей), статьей 112.2, частью второй статьи 114, частями первой и четвертой статьи 115, частями первой и второй статьи 122, частью третьей статьи 126, статьями 127 и 128 настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
Протокол не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора. (часть 2 введена Федеральным законом от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, то составляется протокол в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 15.03.88 и от 05.04.89, Закона РСФСР от 13.12.91 и Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 12, ст. 341; 1989, N 15, ст. 369; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1992, N 3, ст. 86; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)
Статья 238. Доставление нарушителяВ целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или в штаб добровольной народной дружины работником милиции или народным дружинником.
При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.
При совершении лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники государственной и ведомственной лесной охраны, а в колхозных лесах - работники лесной охраны колхозов или межколхозных лесхозов (лесничеств), уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностные лица заповедников и других особо охраняемых территорий, а также работники милиции могут производить доставление лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов. Доставление нарушителя может производиться также народными дружинниками, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами.
При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.
При совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел нарушитель может быть доставлен в подразделение, воинскую часть, орган управления Пограничных войск Российской Федерации, в милицию, орган местного самоуправления или штаб добровольной народной дружины военнослужащим, сотрудником органа внутренних дел или другим гражданином, исполняющим обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации для пресечения правонарушения, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.
При совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации правонарушитель, личность которого не может быть установлена на месте, а также используемые для осуществления незаконной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации суда и орудия совершения правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставке в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) для пресечения правонарушения, а также для установления личности правонарушителя и принадлежности задержанных судов и орудий совершения правонарушения и составления протокола о правонарушении.
Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1, Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97; Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ)
Глава 19 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ДОСМОТР ВЕЩЕЙ, ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВСтатья 239. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхВ случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов.
Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
(в ред. Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)
Статья 240. Административное задержаниеОб административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
Статья 241. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержаниеАдминистративное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и РСФСР, а именно:
1) органы внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, проявления неуважения к суду, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР;
Законом РФ от 01.07.93 N 5304-1 пункт 1 статьи 241 после слов "торговли с рук в неустановленных местах" дополнен словами ", незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или лицензирования, неповиновения работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности".
Федеральным законом от 19.07.95 N 110-ФЗ пункт 1 статьи 241 после слов "незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена," дополнен словами "торговли, сдачи в прокат и иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм".
2) органам пограничной службы Российской Федерации - при совершении нарушений режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы Российской Федерации, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органа внутренних дел;
3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество;
4) должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил СССР, правил дорожного движения.
5) должностными лицами органов государственного горного надзора, органов пограничной службы Российской Федерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству - при совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации, связанных с нарушением действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации об остановке судна или с воспрепятствованием осуществлению должностными лицами этих органов возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, незаконной передачей минеральных и живых ресурсов физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 29.05.87, от 29.07.88, от 07.03.89 и от 11.12.89, Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 23, ст. 800; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ)
Статья 242. Сроки административного задержанияАдминистративное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Лица, нарушившие режим Государственной границы Российской Федерации, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также совершившие правонарушения на континентальном шельфе Российской Федерации , могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлю с рук в неустановленных местах, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, торговлю с рук в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 29.07.88, от 07.03.89 и от 27.02.90, Закона РФ от 01.07.93 N 5304-1, Федерального закона от 02.02.95 N 12-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246, 1990, N 10, ст. 287; Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ)
Статья 243. Личный досмотр и досмотр вещей и товаровЛичный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации , а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений налоговых органов, пограничных войск, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а также и других уполномоченных на то органов.
Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца).
О личном досмотре и досмотре вещей и товаров составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр и досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст.1398;Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ; Федерального Закона от 30.07.96 N 103-ФЗ; Федерального Закона от 06.08.96 N 108-ФЗ)
Статья 244. Изъятие вещей и документовВещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в статьях 241 и 243 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР или РСФСР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президиум Верховного Совета РСФСР. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела уничтожаются.
Суда и орудия совершения правонарушения на континентальном шельфе Российской Федерации изымаются должностными лицами органов, указанных в пункте 5 статьи 241 настоящего Кодекса. Изъятые суда и орудия совершения правонарушения конфискуются или возвращаются владельцу в установленном порядке.
При задержании предметов контрабанды для обеспечения взыскания штрафа допускается изъятие вещей (ценностей) у лица, совершившего контрабанду, если последнее не имеет постоянного места жительства в СССР.
В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
При совершении нарушений, предусмотренных статьями 159, 172, частями первой и второй статьи 173, статьями 174 и 175 настоящего Кодекса, работники милиции вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов. К лицу, совершившему правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие, личный досмотр и досмотр вещей применяются лишь в случаях, не терпящих отлагательства.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 05.06.87, от 05.04.89 и Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 24, ст. 839; 1989, N 15, ст. 369, Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97;Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ)
Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средстваУправляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.
Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения.
Направление указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведение их освидетельствования производятся в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
Задержание транспортного средства производится должностным лицом органов внутренних дел, а также должностным лицом военной автомобильной инспекции при совершении водителем или другим лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Российской Федерации, административных правонарушений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 114 настоящего Кодекса.
Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.
Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.
Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти.
Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.
(в ред. Закона РФ от 24.12.92 N 4217-1 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)
Статья 246. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документовАдминистративное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.
Глава 20 ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИСтатья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственностиЛицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 - 40.13, 46.1, 49, частью четвертой статьи 56.1, частью третьей статьи 56.2, частью второй статьи 56.3, частью второй статьи 57.1, частью второй статьи 84.5, частью второй статьи 84.6,137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 - 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 - 171.3, 183 - 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы Российской Федерации или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.
Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 29.07.88, от 07.03.89, от 11.12.89, от 02.01.90 и от 27.02.90, Закона РСФСР от 21.03.91, Законов РФ от 18.03.92 и от 01.07.93 N 5304-1, Федеральных законов от 02.02.95 N 12-ФЗ, от 28.04.95 N 66-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, N 15, ст. 494; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 17, ст. 894; Федерального Закона от 27.05.96 N 56-ФЗ)
Статья 248. ПотерпевшийПотерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 251 настоящего Кодекса.
Статья 249. Законные представителиИнтересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Статья 250. АдвокатДля оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат.
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Статья 251. СвидетельВ качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.
Статья 252. ЭкспертЭксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.
Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
4) присутствовать при рассмотрении дела.
Статья 253. ПереводчикПереводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикамПотерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Глава 21 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХСтатья 255. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушенииОрган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;
3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.
Статья 256. Место рассмотрения дела об административном правонарушенииДело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 111.1 - 111.4, 114 - 121, 123, 124 настоящего Кодекса, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 и частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя.
Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя.
Законодательством Союза ССР и РСФСР может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 и от 15.03.88 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 12, ст. 341)
Статья 257. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушенияхДела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела. (в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1, 40.2, 40.4 - 40.6, 40.10, 44, 153, 158, частями первой, второй и третьей статьи 162 и статьями 165 - 165.3, 165.5 настоящего Кодекса, рассматриваются в течение суток; предусмотренных статьями 137, 146.3 - 146.5, 150, 150.2, 150.3, 151, 165.10, 165.11 и 166.1 настоящего Кодекса, - в течение трех суток; предусмотренных статьями 46.1 и 49 настоящего Кодекса, - в пятидневный срок; предусмотренных статьями 93 - 95, 146, 156, 165.6 настоящего Кодекса, - в семидневный срок.
(в ред. Федерального закона от 19.07.95 N 113-ФЗ)
Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 30.01.86, от 29.06.87, от 29.07.88, от 07.03.89 и от 11.12.89 г., от 27.02.90, Закона РСФСР от 16.10.90; Законов РФ от 18.03.92, от 01.07.93 N 5304-1 и от 16.07.93 N 5451-1, Федерального закона от 28.04.95 N 66-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; 1987, N 27, ст. 961; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 17, ст. 894)
Статья 258. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушенииРассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.
Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.
Статья 259. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушенииОрган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)
Статья 260. Протокол заседания коллегиального органаПри рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором указываются:
1) дата и место заседания;
2) наименование и состав органа, рассматривающего дело;
3) содержание рассматриваемого дела;
4) сведения о явке лиц, участвующих в деле;
5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела;
7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим в заседании и секретарем.
Статья 261. Постановление по делу об административном правонарушенииРассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.
Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.
Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1 - 4 статьи 194 настоящего Кодекса, одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения.
В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом.
Статья 262. Виды постановленийРассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении дела производством.
Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 настоящего Кодекса
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)
Статья 263. Объявление постановления по делу и вручение копии постановленияПостановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
По делам о нарушении таможенных правил и о контрабанде копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 159 и частями первой и второй статьи 173 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению или организации для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользования огнестрельным оружием.
Статья 264. Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественностиОрган (должностное лицо), рассматривающий дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49, 117, 120, 124, 151, 158, 160, 160.2, частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя, а статьями 191 и 192 настоящего Кодекса - до сведения руководителя предприятия, учреждения, организации, колхоза и учебного заведения по месту работы (учебы) о наложенном на него взыскании. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, о принятом решении доводится также до сведения администрации предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел, направивших в суд протокол о мелком хищении.
Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 43, 103 - 113, 116, частями первой и второй статьи 126, частью первой статьи 127, частями первой, второй и третьей статьи 128, статьей 130 настоящего Кодекса, доводят до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства злостного нарушителя о наложенном на него взыскании.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 01.10.85, от 05.06.87 и от 15.03.88 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 24, ст. 839; 1988, N 12, ст. 341)
Статья 265. Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушенийОрган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить органу (должностному лицу), внесшему предложение, о принятых мерах.
Глава 22 ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИСтатья 266. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушенииПостановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.
Постановление районного (городского) народного суда или судьи о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
(в ред. Закона РФ от 16.07.93 N 5451-1)
Статья 267. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушенииПостановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным;
2) решение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов - в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным;
3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным;
о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным;
4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу);
5) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством СССР. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать и которому она адресована.
С лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)
Статья 268. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушенииЖалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Статья 269. Принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушенииПостановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Статья 270. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протестаПодача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания, предусмотренных статьями 26 и 32 настоящего Кодекса, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.
Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.
Статья 271. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушенииЖалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством СССР.
Статья 272. Рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушенииОрган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.
Статья 273. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протестОрган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
3) отменяет постановление и прекращает дело;
4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
Статья 274. Полномочия народного судьи, начальника органа внутренних дел, председателя вышестоящего суда и начальника вышестоящего органа внутренних дел по пересмотру делаПостановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 - 40.13, 44, 46.1, 49, 49.1, 104.1, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 164.1, 165 - 165.3, 165.6, 166.1, 167, 171.1 - 171.3 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
Постановление судьи вышестоящего общего либо военного суда может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем соответствующего суда.
Постановление начальника органа внутренних дел по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 158 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим начальником органа внутренних дел, а также независимо от наличия протеста прокурора начальником вышестоящего органа внутренних дел.
(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 29.07.88, от 07.03.89 и от 11.12.89, от 27.02.90, Законов РСФСР от 16.10.90, от 21.03.91 и от 13.12.91, Законов РФ от 18.03.92, от 01.07.93 N 5304-1 и от 16.07.93 г. N 5451-1, Федерального закона от 28.04.95 N 66-ФЗ - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 10, ст. 287; Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 3, ст. 86; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 17, ст. 894)
Статья 275. Опротестование решения по жалобеРешение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе.
Статья 276. Последствия отмены постановления с прекращением дела об административном правонарушенииОтмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.
Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством.
- Главная
- "КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (ред. от 06.08.96)