в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 31.10.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 19.12.96 N 22 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
отменен/утратил силу Редакция от 19.12.1996 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 19.12.96 N 22 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (далее - Временное положение) устанавливает условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

1.2. Порядок лицензирования брокерской и дилерской деятельности, установленный настоящим Временным положением, действует до момента выдачи лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность.

1.3. В настоящем Временном положении под брокерской и дилерской деятельностью понимаются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенные в качестве таковых Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", а под брокерами и дилерами - лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности.

1.4. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия) или федеральным органом исполнительной власти, Банком России, которым Федеральной комиссией была выдана генеральная лицензия на осуществление лицензирования брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (далее - лицензирующий орган).

Лицензия является официальным документом установленного образца, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока.

1.5. Лицензия на осуществление брокерской и дилерской деятельности может быть выдана коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного товарищества или общества.

Лицензия на осуществление брокерской деятельности может быть выдана также гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Порядок лицензирования брокерской деятельности, осуществляемой гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, устанавливается нормативными актами Федеральной комиссии.

1.6. Федеральная комиссия устанавливает единые требования к порядку осуществления брокерской и дилерской деятельности, в том числе устанавливает:

виды лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности и виды операций с ценными бумагами, осуществляемых в соответствии с лицензией, а также особые требования в отношении отдельных операций с ценными бумагами;

порядок и условия совмещения брокерской и дилерской деятельности с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами;

размер собственного капитала брокеров и дилеров (включая его соотношение с заемными средствами), а также порядок определения размера их собственного капитала;

требования к уровню профессиональной квалификации руководителей и специалистов брокеров и дилеров;

требования к срокам и формам отчетности брокеров и дилеров, представляемой в Федеральную комиссию или лицензирующий орган;

порядок и сроки проведения проверок деятельности брокеров и дилеров;

иные требования к порядку осуществления брокерской и дилерской деятельности.

1.7. Требования, установленные настоящим Временным положением, должны соблюдаться брокерами и дилерами в течение всего срока действия лицензий.

2. Виды лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности и условия ее совмещения с иными видами деятельности и операциями с ценными бумагами

2.1. Порядок и условия осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также требования к осуществляемым брокерами и дилерами операциям с ценными бумагами устанавливаются Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", настоящим Временным положением и Временным положением о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным настоящим Постановлением.

2.2. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании:

а) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами за исключением операций со средствами физических лиц и брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 1);

б) лицензии на осуществление дилерской деятельности по операциям с ценными бумагами за исключением дилерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 2);

в) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами со средствами физических лиц за исключением брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 3);

г) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 4);

д) лицензии на осуществление дилерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 5).

2.3. Виды брокерской и дилерской деятельности, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Временного положения, могут осуществляться на условиях совмещения одной коммерческой организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

2.4. Лицензия на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана коммерческой организации одновременно с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения, или при наличии последней.

2.5. Лицензия на осуществление дилерской деятельности, предусмотренная подпунктом "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана коммерческой организации одновременно с лицензией на осуществление дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения, или при наличии последней.

2.6. Лицензия на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации юридического лица, осуществлявшего в течение этого срока брокерскую деятельность в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения либо брокерскую деятельность на основании лицензии, выданной Министерством финансов Российской Федерации.

2.7. Брокерская и дилерская деятельность, предусмотренная пунктом 2.2 настоящего Временного положения, может осуществляться на условиях совмещения с депозитарно - попечительской деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами при условии получения брокером или дилером лицензии на осуществление депозитарно - попечительской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами в порядке, установленном нормативными актами Федеральной комиссии.

2.8. Совмещение брокерской и дилерской деятельности с иными видами деятельности, не предусмотренными настоящим Временным положением или иными нормативными актами Федеральной комиссии, не допускается.

Изъятия из условий об ограничении совмещения брокерской и дилерской деятельности с иными видами деятельности и операциями с ценными бумагами могут быть установлены актами Федеральной комиссии.

3. Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг

3.1. Для лиц, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, Федеральная комиссия устанавливает:

а) финансовые требования;

б) профессиональные и квалификационные требования к руководителям и специалистам;

в) организационно - технические требования;

г) специальные требования.

3.2. Размер собственного капитала, рассчитанного по методике, утвержденной Федеральной комиссией, должен быть не менее суммы, эквивалентной:

а) 50000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

б) 75000 ЭКЮ для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

в) 450000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

г) 50000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

д) 100000 ЭКЮ для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения.

3.3. При осуществлении на условиях совмещения нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Временного положения, собственный капитал брокера и дилера определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к той из осуществляемых ими видов деятельности, в отношении которой установлен максимальный размер собственного капитала.

3.4. Размер собственного капитала брокера и дилера должен соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Временным положением, на момент получения лицензии, а также в течение всего срока осуществления соответствующего вида деятельности.

3.5. Расчет собственного капитала брокера и дилера производится путем вычета из IV раздела баланса (капитал и резервы) следующих статей:

целевые финансирование и поступления;

нематериальные активы по остаточной стоимости;

незавершенное строительство;

собственные акции, выкупленные у акционеров;

задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, платежи по которой ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

инвестиции в дочерние и зависимые общества;

запасы;

векселя к получению, платежи по которым ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

непокрытые убытки прошлых лет;

убытки отчетного года.

3.6. Руководители и специалисты, в обязанности которых входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением брокерской или дилерской деятельности, должны удовлетворять квалификационным требованиям, устанавливаемым Федеральной комиссией.

Юридическое лицо, осуществляющее брокерскую или дилерскую деятельность на условиях совмещения с иными видами профессиональной деятельности, должно иметь в своем штате не менее одного специалиста, имеющего квалификационный аттестат Федеральной комиссии (далее - специалиста) на каждый вид деятельности.

3.7. В штате юридического лица, осуществляющего брокерскую или дилерскую деятельность, должны находиться не менее:

а) одного специалиста для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

б) одного специалиста для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

в) трех специалистов для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения;

г) двух специалистов для осуществления брокерской или дилерской деятельности, предусмотренной подпунктами "г" или "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения.

3.8. Юридические лица, осуществляющие брокерскую или дилерскую деятельность, обязаны иметь в своем штате сотрудника, в исключительную компетенцию которого входит осуществление контроля за соответствием брокерской и дилерской деятельности требованиям законодательства о ценных бумагах (далее - контролер).

На должность контролера могут быть назначены лица, имеющие высшее юридическое образование и удовлетворяющие квалификационным требованиям Федеральной комиссии.

Требования к деятельности контролера, а также к форме и срокам предоставляемой им в Федеральную комиссию или в иной лицензирующий орган отчетности и информации о выявленных нарушениях, устанавливаются брокером и дилером в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии.

4. Порядок выдачи лицензии

4.1. Лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Временного положения, выдаются Федеральной комиссией или иным лицензирующим органом в соответствии с генеральной лицензией.

4.2. Лицензия выдается на основании заявления коммерческой организации, намеренной осуществлять брокерскую или дилерскую деятельность.

Форма заявления является типовой (Приложение 6) и должна содержать всю информацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Временным положением.

Заявление должно быть подписано уполномоченным руководителем коммерческой организации и содержать его подтверждение о достоверности представленных документов и информации.

4.3. Для получения лицензии на осуществление брокерской или дилерской деятельности в лицензирующий орган помимо заявления о выдаче лицензии представляются:

заполненная регистрационная форма (Приложение 7) в соответствии с настоящим Временным положением;

нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации заявителя;

нотариально удостоверенные копии учредительных документов с зарегистрированными изменениями и дополнениями;

копия информационного письма о включении в государственный реестр заявителя;

копия карты постановки на учет налогоплательщика;

нотариально удостоверенная копия документа об избрании или назначении исполнительного органа заявителя;

заверенный независимым аудитором бухгалтерский баланс заявителя, составленный на последнюю отчетную дату;

расчет размера собственного капитала заявителя;

документы, подтверждающие наличие у руководителей и специалистов квалификационных аттестатов, выданных Федеральной комиссией, а до принятия нормативных актов Федеральной комиссии, устанавливающих квалификационные требования к руководителям и специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, - квалификационных аттестатов Министерства финансов Российской Федерации;

копию штатного расписания коммерческой организации;

заключение независимого аудитора, подтверждающее наличие собственного капитала заявителя на момент подачи заявления;

копия платежного документа, удостоверяющего уплату единовременного сбора за выдачу лицензии;

иные документы в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии.

Документы, представленные в Федеральную комиссию или лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются при их поступлении.

4.4. Федеральная комиссия или лицензирующий орган не позднее 30 дней со дня получения указанных в пункте 4.3 настоящего Временного положения документов, а в случае заявления требования о представлении дополнительных документов - не позднее 30 дней с момента представления дополнительных документов должны выдать заявителю лицензию или отказать в ее выдаче с указанием причин такого отказа.

В исключительных случаях срок рассмотрения лицензирующим органом заявления на получение лицензии может быть продлен на срок до 45 дней.

4.5. Лицензия выдается на срок, указанный в заявлении, но не более чем на один год.

Порядок продления лицензии устанавливается Федеральной комиссией.

4.6. Лицензии выдаются по форме, установленной Федеральной комиссией (Приложения 1, 2, 3, 4 и 5) на бланке лицензирующего органа.

Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют отчетную серию и номер.

Учет и хранение бланков возлагается на Федеральную комиссию и лицензирующие органы.

Лицензия подписывается председателем Федеральной комиссии или уполномоченным руководителем лицензирующего органа или одним из их заместителей и должна быть заверена печатью лицензирующего органа.

4.7. За выдачу лицензии взимается единовременный лицензионный сбор в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, который зачисляется в доход федерального бюджета.

В случае отказа в выдаче лицензии лицензионный сбор не возвращается.

При повторном представлении документов на получение лицензии в случае отказа в ее выдаче единовременный сбор взимается повторно.

4.8. Данные о лице, получившем лицензию, вносятся лицензирующим органом в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом.

Данные о лицах, которым были выданы лицензии лицензирующим органом, должны быть немедленно им переданы в Федеральную комиссию для внесения в единый реестр всех выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

5. Отказ в выдаче лицензии

5.1. Основаниями для отказа в выдаче лицензии заявителю являются:

неполнота или недостоверность информации, содержащейся в заявлении и регистрационной форме, а также несоответствие заявления форме, установленной настоящим Временным положением;

наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации;

непредставление документов, перечисленных в пункте 4.3 настоящего Временного положения;

несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, правовых актов, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии;

непогашенная судимость за корыстные преступления в отношении руководителей или специалистов заявителя;

несоблюдение требований к достаточности собственного капитала.

5.2. В случае принятия решения об отказе в выдаче заявителю лицензии лицензирующий орган не позднее пяти дней с момента принятия решения направляет заявителю уведомление с указанием причин отказа.

5.3. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован заявителем в суд в установленном законом порядке.

5.4. Отказ в выдаче лицензии не препятствует повторной подаче тем же лицом заявления о выдаче лицензии после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

6. Контроль за осуществлением брокерской и дилерской деятельности, приостановление действия и аннулирование лицензии

6.1. Федеральная комиссия и лицензирующий орган вправе приостановить действие или аннулировать лицензию по основаниям, предусмотренным настоящим Временным положением.

В случае принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия или аннулирования лицензии он должен немедленно сообщить об этом в Федеральную комиссию.

6.2. Запись о приостановлении действия или аннулировании лицензии вносится в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом, а также в единый реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется Федеральной комиссией.

6.3. Основаниями для приостановления действия лицензии являются:

нарушение требований законодательства о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии к деятельности в качестве брокера и дилера;

нарушение брокером или дилером установленных Федеральной комиссией финансовых требований к размеру собственного капитала;

неосуществление брокером или дилером операций с ценными бумагами в течение шести месяцев;

несоблюдение сроков, устанавливаемых Федеральной комиссией или лицензирующим органом для устранения выявленных нарушений;

обнаружение недостоверных или вводящих в заблуждение данных в документах брокера или дилера, предоставляемых в Федеральную комиссию или лицензирующий орган;

несвоевременное исполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии или лицензирующего органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии;

неоднократное нарушение установленных актами Федеральной комиссии сроков, порядка и формы предоставления в Федеральную комиссию или лицензирующий орган отчетности и информации;

наличие в отчетности, представляемой в Федеральную комиссию, лицензирующий орган недостоверной или неполной информации;

осуществление брокером или дилером профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или операций с ценными бумагами, совмещение которых не предусмотрено нормативными актами Федеральной комиссии;

совершение брокером сделок в свою пользу при наличии конфликта интересов брокера и его клиентов;

осуществление противодействия при проведении проверок деятельности брокера или дилера;

иное нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии.

6.4. В случае принятия решения о приостановлении действия лицензии Федеральная комиссия или лицензирующий орган в течение пяти дней с момента принятия такого решения направляет брокеру или дилеру, действие лицензии которого было приостановлено, уведомление с указанием причин, повлекших приостановление действия лицензии, а также необходимых мер по устранению допущенного нарушения и срока его устранения.

В уведомлении о приостановлении действия лицензии могут быть также указаны определенные действия, осуществление которых запрещается в течение всего срока, на который действие лицензии было приостановлено.

6.5. Брокер или дилер, действие лицензии которого было приостановлено, обязан в течение срока, установленного Федеральной комиссией или лицензирующим органом, устранить выявленные нарушения и представить об этом отчет в Федеральную комиссию, а также в лицензирующий орган.

6.6. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено Федеральной комиссией с последующим уведомлением лицензирующего органа или лицензирующим органом по согласованию с Федеральной комиссией по результатам рассмотрения отчета брокера или дилера об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

6.7. Возобновление действия лицензии осуществляется по результатам рассмотрения отчета брокера или дилера об устранении нарушения и в необходимых случаях проверки информации, содержащейся в отчете.

6.8. Основаниями для аннулирования лицензии являются:

ликвидация юридического лица, осуществляющего брокерскую или дилерскую деятельность;

признание брокера или дилера неплатежеспособным (банкротом) на основании решения суда;

неоднократное или грубое нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии;

неисполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии или лицензирующего органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии;

неоднократное несоблюдение сроков, устанавливаемых Федеральной комиссией или лицензирующим органом, для представления отчетности;

неустранение нарушения или последствий нарушения, явившихся основанием для приостановления действия лицензии в сроки, установленные Федеральной комиссией.

6.9. В случае принятия решения об аннулировании лицензии Федеральная комиссия или лицензирующий орган направляют брокеру или дилеру уведомление об аннулировании лицензии.

6.10. Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке лицом, чья лицензия была приостановлена или аннулирована.

7. Отчетность брокера и дилера

7.1. Брокер и дилер обязаны ежеквартально с момента получения лицензии в срок не позднее 45 дней со дня окончания квартала представлять в Федеральную комиссию или в лицензирующий орган отчетность, включающую информацию об итогах своей финансово - хозяйственной деятельности за истекший квартал, объеме и количестве заключенных им сделок и иную информацию по форме, установленной Федеральной комиссией.

Утверждено
Постановлением Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
19 декабря 1996 г. N 22

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФКЦБ РФ от 19.12.96 N 22 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"