Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.96 N 480 (ред. от 18.08.2011 с изменениями, вступившими в силу с 06.09.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время не соответствует той роли, на которую претендует наша страна в мировой экономической и политической системе. Российская Федерация не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Значительного участия российского промышленного и банковского капитала в экономике этой части мира не наблюдается. Авторитет Российской Федерации во многом обеспечивается лишь за счет военного присутствия в регионе.
В этой связи одной из важнейших задач политики России становится создание центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Среди претендентов на эту роль безусловный приоритет имеет г. Владивосток - один из наиболее крупных и экономически развитых городов российского Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. При этом город и экономически ориентированная на него южная часть Приморского края имеют значительный потенциал как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере деревообрабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и других.
Таким образом, необходимо преобразовать г. Владивосток и экономически связанную с ним территорию в крупный индустриальный, научный, деловой, торгово-финансовый, транспортно-логистический и туристический центр региона.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 690)
Для активизации процесса формирования такого центра необходимо обеспечить ускоренное развитие базовой инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной) города и создание ядра будущего делового и общественного центра.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Решению этой задачи будет способствовать проведение в 2012 году в г. Владивостоке саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (далее соответственно - саммит, форум).
В целом форум рассматривается Россией не только как уникальная возможность для диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества в регионе, но и как эффективный механизм взаимодействия в области решения острейших региональных и общемировых проблем. К числу наиболее перспективных направлений расширения экономической активности России в рамках форума следует отнести в первую очередь транспорт и энергетику, а также экспорт углеводородного сырья и продуктов его переработки. Россия также стремится использовать свое членство в форуме для применения механизмов экономической интеграции, действующих в рамках форума, к регионам Сибири и Дальнего Востока.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Анализ состояния организационно-инфраструктурного потенциала г. Владивостока позволяет сделать однозначный вывод о том, что имеющаяся инфраструктура г. Владивостока не соответствует ни одному из требований к проведению масштабных мероприятий международного характера в рамках форума.
Аэропорт г. Владивостока не в полной мере соответствует международным стандартам.
Для проведения саммита необходимо наличие современного международного аэропорта с увеличенной пропускной способностью и оперативной обработкой грузов делегаций и персонального багажа их участников, включая международный терминал с ускоренным погранично-таможенным пропуском, а также наличие подъездной автомобильной дороги к будущему международному терминалу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Дорожная сеть города перегружена. Качество дорожного покрытия находится в неудовлетворительном состоянии.
Морской порт способен принимать круизные суда, однако город не располагает достаточными возможностями для размещения участников саммита, а также для организации конференций, встреч и других мероприятий на высоком уровне.
Потребуются дополнительные инвестиции в реконструкцию и строительство очистных сооружений, канализации, отопления и водоснабжения, объектов энергоснабжения и распределительных сетей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
В целях организации проведения форума необходимо наличие конференц-центра вместимостью 7 тыс. делегатов и представителей прессы для проведения мероприятий в рамках форума.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Также необходимо наличие отдельного здания для размещения в нем пресс-центра вместимостью до 3,5 тыс. человек, который должен быть оснащен всеми видами современной связи, включая космическую и оптико-волоконную.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
В г. Владивостоке нет гостиниц высокой категории, кроме четырехзвездочной гостиницы "Хендэ" на 125 номеров, тогда как (исходя из практики проведения подобных мероприятий в других странах) необходимо наличие четырех- и пятизвездочных гостиниц общей вместимостью не менее 3,5 тыс. номеров (численность отдельных прибывающих на саммит делегаций, например, делегации США, доходит до 1000 человек) с подземными стоянками и наземными местами для парковки, а также ряд трех- и четырехзвездочных гостиниц для размещения делегатов различного уровня, участвующих в сопутствующих мероприятиях саммита, и представителей прессы (с возможностью одновременного размещения в них от 3 до 5 тыс. человек).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Город должен иметь развитую систему связи и телекоммуникаций.
Наиболее предпочтительным вариантом проведения мероприятий саммита является их концентрация в одной точке, что намного упрощает организационную структуру и систему охраны (безопасности), а также существенно повышает его эффективность в сфере налаживания контактов между участниками.
В качестве основного варианта размещения объектов саммита рассматривается территория острова Русский и бухты Патрокл.
Такой вариант соответствует перспективе развития г. Владивостока и обеспечивает возможность реализации различных вариантов дальнейшего использования территории острова Русский и эксплуатации объектов, созданных для проведения саммита.
Вместе с тем необходимо решить вопросы вывода с территории острова объектов Министерства обороны Российской Федерации и создания базовых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Приоритетными для г. Владивостока в долгосрочной перспективе являются следующие мероприятия:
выполнение разнообразных функций в области развития связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе создание биржевых и финансовых институтов);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
производство товаров на основе наукоемких технологий, в том числе биотехнологий (производство экологически чистых продуктов питания, биологически активных и лекарственных веществ из сырья дальневосточной тайги и моря);
производство приборов и некоторых видов оборудования для изучения и освоения ресурсов океана;
расширение научных исследований и осуществление конструкторских разработок для освоения и рационального использования ресурсов Тихого океана, контактной зоны "суша - океан" и для решения возникающих при этом экологических проблем;
развитие различных видов туризма, в том числе специфических, связанных с океаном, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
повышение уровня образования, науки;
увеличение количества объектов культуры;
развитие наиболее рентабельных в рыночных условиях видов хозяйственной деятельности (рыбная и пищевая промышленность, производство ряда потребительских товаров);
развитие автомобилестроения (в том числе по принципу сборочных производств);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
обеспечение города надежными и эффективными инфраструктурными системами и сетями (энергетическими и транспортными, а также коммунальными);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
организация экологического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов;
ускорение темпов жилищного строительства;
обеспечение обороноспособности.
Для развития промышленности в сфере градостроительства необходимо решить следующие задачи:
совершенствование зонирования и повышение эффективности использования территорий промышленных зон;
развитие предприятий судоремонта, судостроения и океанического машиностроения;
создание новых наукоемких высокотехнологичных предприятий и производств с учетом экологических ограничений;
совершенствование производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом обслуживания вновь создаваемых промышленных и жилых зон.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Если для развития трансконтинентальной связи между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона в г. Владивостоке и на юге Приморского края имеются выгодные экономико-географические условия и экономическая заинтересованность стран Азиатско-Тихоокеанского региона и инвесторов, то для создания технополиса, кроме высокого научного потенциала г. Владивостока и предприятий военно-промышленного комплекса, условия нельзя считать благоприятными. Кроме того, снижают конкурентоспособность производимых здесь товаров высокая стоимость трудовых ресурсов, слабо развитая инфраструктура, повышенная энергоемкость и другие негативные факторы.
Уникальное географическое положение и наличие закрытых бухт с возможной круглогодичной навигацией предопределили выполнение г. Владивостоком и другими портами на побережье залива Петра Великого функций "стыковочного узла" сухопутного и морского транспорта, а также центра внешнеэкономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому осуществление транзитно-транспортных функций есть и будет одним из основных направлений хозяйственной специализации г. Владивостока и юга Приморского края. Это обусловливает создание и развитие здесь крупного комплексного транспортного узла, включающего базу морского торгового флота, портовые перегрузочные комплексы и железнодорожный узел. Кроме того, должны развиваться объекты и службы, осуществляющие таможенное, транспортно-экспедиционное, эксплуатационно-техническое и иные виды обслуживания.
Важное значение имеет развитие науки в г. Владивостоке. Созданный научный потенциал Дальневосточного отделения Российской академии наук, учреждений, занимающихся прикладной наукой, а также вузов позволяет принимать активное участие в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по реализации фундаментальных и прикладных научных разработок в таких отраслях науки, как океанология, биотехнология, биоорганическая и общая химия, геология рудных месторождений, биология моря, гидрометеорология и медицинские науки.
Развитие культуры и искусства в г. Владивостоке основывается на хорошей учебной и кадровой базе, однако здесь необходимо создание крупной фундаментальной библиотеки, музыкально-драматического и оперного театров, нескольких выставочных залов, а также крупных спортивных комплексов и океанариума.
Уникальная фауна региона создает хорошие условия для организации в городе зоопарка регионального значения.
Важную роль в развитии города играют международные экономические, политические и культурные связи России (прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона). В связи с тем, что г. Владивосток долгое время был закрытым городом, в нем полностью отсутствовала инфраструктура для организации международного сотрудничества, поэтому создание такой инфраструктуры - одна из важнейших задач в развитии города.
Большим потенциалом обладают г. Владивосток и окружающие его территории и акватории для развития туристической индустрии в региональном и международном масштабе. Город располагает наиболее благоприятными на Дальнем Востоке России природно-климатическими условиями, территориями и акваториями. Поэтому необходимо сохранять и улучшать экологическое состояние территорий и акваторий санаторно-курортной зоны и природного лесопарка полуострова Муравьев-Амурский, исключить возможность дальнейшей экспансии застройки как в санаторно-курортной зоне, так и в зоне ее охраны и в лесах первой группы.
Наиболее важным в развитии рекреации и туризма является градостроительное освоение острова Русский. Главным условием для этого является создание автодорожной связи острова с городом и обеспечение территории острова Русский инженерной и энергетической инфраструктурой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Таким образом, в перспективе г. Владивосток останется транспортным, промышленным, торгово-финансовым, научно-образовательным и культурным центром региона. Практически все основные функции города имеют большие перспективы для роста и развития.
Экономическая база г. Владивостока типично индустриальная. Объем промышленного производства составляет почти половину краевого. Здесь сосредоточена одна треть основных фондов промышленности и промышленно-производственного персонала Приморского края. Эффективность промышленного производства в городе выше, чем в крае. Город является практически единственным в крае донором краевого бюджета. Ведущими отраслями являются машиностроение (судостроение и судоремонт), рыбная и пищевая промышленность.
В период экономических реформ в городе произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных и смешанных компаний, а также совместных с зарубежными фирмами предприятий.
Не была реализована идея конверсии (полный или частичный переход на выпуск гражданской продукции) большинства предприятий военно-промышленного комплекса, составляющих основную часть промышленного потенциала города. Заметно деградировали такие отрасли, как морской транспорт, рыбная промышленность, добывающий и транспортно-рефрижераторный флот и береговые предприятия.
Абзац - Утратил силу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 690)
Численность населения г. Владивостока в границах городской черты может достичь к 2012 году 804,7 тыс. человек.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 690)
Прогнозные оценки прироста к 2010 году и распределения численности лиц, занятых в различных отраслях экономики, показывают, что отраслями экономики, в которых предполагается задействовать более половины работающего населения, являются промышленность и транспорт.
Высокая доля в составе валового регионального продукта таких отраслей, как транспорт и связь, торговля, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, объясняется необходимостью значительного инфраструктурного и рекреационного обустройства территории.
Основными составляющими дополнительного увеличения численности занятого населения являются увольняющиеся в запас военнослужащие (ежегодно увольняется до 1500 офицеров и около 1000 прапорщиков (мичманов), из которых более половины остается в г. Владивостоке и других городах юга Приморского края), а также мигранты.
Развитие транспортно-транзитных функций Владивостокского транспортного узла является одной из самых главных задач для г. Владивостока.
Транспортный комплекс в г. Владивостоке представлен железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом.
Портовое хозяйство г. Владивостока включает морской торговый порт, морской рыбный порт и нефтепорт. Основными видами грузов являются генеральные и контейнерные.
Пропускная способность морских портов, а также железнодорожных и автомобильных подходов ограничена и не имеет резервов для дальнейшего развития современных контейнерных и интермодальных видов перевозок.
Железнодорожный узел г. Владивостока включает в себя несколько станций, выполняющих предпортовые и припортовые функции. Однако путевое развитие этих станций крайне мало как по площади, так и по длине станционных путей, поэтому проблема развития мощностей и создания новых предпортовых и припортовых станций для г. Владивостока и юга Приморского края является одной из самых острых. Крайне необходимо создание второго ввода железной дороги в город и дублеров отдельных направлений железнодорожной сети.
Развитие железнодорожного транспорта предполагает следующие проектные решения:
строительство третьего пути на участке Угольная - Владивосток;
развитие станции Владивосток со строительством на полуострове Шкота (Эгершельд) грузового участка торгового порта с сортировочной станцией;
организация интермодальных перевозок по маршруту г. Владивосток - аэропорт Кневичи;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2011 N 690)
создание второго ввода железной дороги от станции в районе с. Шмидтовка параллельно дублеру - автомагистрали через полуостров Де-Фриз до станции Седанка.
Для решения проблем развития автомобильного транспорта рассматривается возможность строительства автомобильного моста через мелководную акваторию Амурского залива от полуострова Де-Фриз до станции Седанка с устройством развязки, что позволит обеспечить трассировку автомагистрали в обход санаторно-курортной зоны с выходом на федеральную автомагистраль в районе с. Вольно-Надеждинское.
Основными проблемами организации движения транспорта в г. Владивостоке являются следующие:
отсутствие дублеров основных магистралей; а также пешеходных переходов и развязок на таких магистралях;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
высокий уровень насыщенности города автомобильным транспортом;
крайне неудовлетворительное техническое состояние улично-дорожной сети;
низкая пропускная способность улиц и дорог;
низкая плотность улично-дорожной сети.
Основными видами общественного городского пассажирского транспорта являются автобус, троллейбус и трамвай. Важную роль во внутригородских и пригородных пассажирских перевозках играет железнодорожный транспорт (электропоезда), перевозящий около 70 процентов всех пассажиров. На долю автомобильных перевозок в пригородном сообщении приходится 30 процентов пассажиров.
Пассажирские морские перевозки занимают крайне незначительный объем в пассажирских перевозках - всего 0,5 процента пассажиров, что не отвечает потребностям населения города.
Улично-дорожная сеть города имеет протяженность 770 километров, из которых 16 километров - федеральная дорога М-60 Хабаровск - Владивосток, 54 километра - дороги краевого значения и 700 километров - городские улицы, дороги и проезды.
В настоящее время городская транспортная система не обеспечивает транспортные потребности города. В частности, из 4 путепроводов через долину Первой Речки, играющих важнейшую роль в меридиональных связях, построено лишь 2. Многие районы г. Владивостока имеют 1 транспортную магистраль. Отсутствие дорог-дублеров, особенно на магистральных дорогах, выходящих из города, и переходах через долины Первой Речки и Второй Речки, из-за дорожно-транспортных происшествий или ремонтных работ нередко приводит к огромным заторам и параличу транспортной системы целых районов города.
Продолжает оставаться острой ситуация с транспортным обслуживанием центральной части города. Два главных пересадочных узла, через которые проходят основные транзитные пассажиропотоки (центр города и площадь Луговая), крайне перегружены. Ситуация усугубляется отсутствием нужного количества автостоянок и повышенными темпами автомобилизации населения.
Развитие транспортной системы, прежде всего улично-дорожной сети, и строительство транспортных сооружений - самая острая и самая неотложная проблема города.
Основными направлениями совершенствования транспортной схемы города являются:
создание дублеров основным транспортным магистралям;
введение одностороннего дорожного движения по наиболее нагруженным направлениям;
рассредоточение транспортных потоков по улично-дорожной сети с целью снижения нагрузки на ее отдельные элементы;
организация системы городских дорог и транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным и регулируемым движением транспорта;
увеличение пропускной способности сети магистральных улиц путем их расширения и сооружения транспортных развязок, путепроводов, эстакад и пешеходных переходов в разных уровнях, строительство тоннелей на общегородских магистралях;
развитие городского транспорта (автобусы и троллейбусы), использование железнодорожного и морского транспорта для связи с зонами отдыха и населенными пунктами городского округа;
развитие системы пешеходных улиц и зон, в том числе с использованием подземного пространства, строительство линий вертикального транспорта;
организация автостоянок, в том числе подземных и многоэтажных, у крупных культурно-бытовых, административных и торговых комплексов;
резервирование участков для стоянок автомобилей, пунктов обслуживания транспорта и долговременного хранения транспортных средств.
В качестве основного территориального резерва развития г. Владивостока рассматривается остров Русский. Для градостроительства наибольшую ценность представляют собой некоторые акватории и территории острова, прежде всего бухты с прилегающими территориями.
Бухты западной части острова, входящие в систему Амурского залива (Новик, Бабкина, Рында, Филипповского, Воевода и Боярин), являются ценными рекреационными и биовоспроизводящими акваториями. Они имеют небольшие глубины, хорошо защищены от преобладающих в летнее время юго-восточных муссонных ветров, некоторые из них имеют развитые галечниковые пляжи. Экологическое состояние этих бухт в основном удовлетворительное. Это дает возможность развивать на их берегах объекты туристической индустрии, водного спорта и развлечений.
Бухты северной и северо-восточной части острова имеют большие глубины. Бухты Аякс и Парис имеют глубины до 15 метров, а бухта Безымянная - до 29 метров. Они очень хорошо защищены от господствующих ветров и находятся в непосредственной близости от главного судового хода в порты г. Владивостока.
Бухты южной части острова (Новый Джигит, Холуай), а также бухты в районе острова Шкота и Лаврова имеют большие глубины, прочные грунты дна и частично защищены от ветров. Некоторые из них имеют зоны пляжей.
Предполагается, что к 2012 году в рамках подпрограммы на территории острова будет в основном создана инженерная и транспортная инфраструктура, что позволит комплексно осваивать участки острова, в том числе удаленные.
Наличие на острове Русский инфраструктуры и базовых коммерческих объектов позволит Российской Федерации обеспечить организацию и проведение на Дальнем Востоке России научных, спортивных и культурных мероприятий международного уровня уже в 2012-2015 годах.
Отдельные инвестиционные проекты и мероприятия по развитию инфраструктуры г. Владивостока необходимо реализовывать комплексно путем объединения усилий частных инвесторов и государства в лице федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для достижения этой задачи предусматривается использование механизмов частно-государственного партнерства, в том числе в рамках создания особых экономических зон, а также привлечение инвестиций за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в инфраструктурные проекты, реализуемые на территории Приморского края.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
В целях реализации этих мер особую значимость приобретает разработка механизма стимулирования реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне, поскольку наряду с решением задач по развитию частно-государственного партнерства как основы стимулирования инвестиционной деятельности необходимо обеспечить развитие энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры регионального значения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Использование такого механизма позволит повысить эффективность реализации крупных системообразующих инфраструктурных проектов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2009 N 965)
Решение этих задач необходимо увязать с обеспечением проведения в 2012 году саммита.
Таким образом, программно-целевой метод представляется наиболее эффективным для осуществления к указанному сроку комплексного развития г. Владивостока и формирования на его основе центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.96 N 480 (ред. от 18.08.2011 с изменениями, вступившими в силу с 06.09.2011) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"