в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.07.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Госстроя РФ от 29.12.93 N 12-349 "О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 29.12.1993 Подробная информация
ПИСЬМО Госстроя РФ от 29.12.93 N 12-349 "О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ"

3. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

3.1. Локальные сметные расчеты

3.1.1. Общие положения

3.1.1. Общие положения

3.1.1.1. Локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из следующих данных:

параметров зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;

объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;

номенклатуры и количества оборудования, мебели и инвентаря, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;

действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также свободных (рыночных) и регулируемых цен и тарифов на продукцию производственно - технического назначения и услуги (в т.ч. на оборудование, мебель и инвентарь). При этом приоритет имеют укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели.

Локальные сметные расчеты составляются вместо локальных смет в тех случаях, когда объемы работ еще окончательно не определились и подлежат уточнению при разработке РД или в том случае, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства (отдельные виды работ и конструктивные элементы подводной части гидротехнических сооружений, зданий и сооружений экспериментального строительства, реконструируемых зданий и сооружений, технологической части объектов с новыми видами производства, дноуглубительные и горнопроходческие работы и т.п. <*>.

По мере разработки РД на соответствующую часть проекта, привязки типовых проектов к местным условиям строительства стоимость, определенная локальными сметными расчетами, уточняется в локальных сметах. Локальный сметный расчет определяет сметный лимит по отдельному виду работ и затрат.


<*> Перечень таких работ устанавливается министерствами (ведомствами) - заказчиками и администрациями субъектов Российской Федерации в соответствующих ведомственных и региональных документах по проектированию и определению стоимости строительства.

3.1.1.2. Применительно к особенностям отдельных видов строительства, специализации подрядных строительно-монтажных организаций, структуре проектной документации локальные сметные расчеты (сметы) составляются:

а) ПО ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ:

на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т.п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и на другие работы;

б) ПО ОБЩЕПЛОЩАДОЧНЫМ РАБОТАМ:

на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и другие.

3.1.1.3. Допускается составление на один и тот же вид работ двух и более локальных сметных расчетов (смет) при проектировании сложных зданий и сооружений, при осуществлении разработки технической документации для строительства несколькими проектными организациями, а также при формировании сметной стоимости по пусковым комплексам.

3.1.1.4. В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. Этот порядок должен регламентироваться отраслевыми нормативными документами. При этом по зданиям и сооружениям может быть допущено разделение на подземную часть (работы "нулевого цикла") и надземную часть.

Исходя из названных принципов группировки локальный сметный расчет (смета) может иметь разделы:

на строительные работы: земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия, перегородки; полы и основания; покрытия и кровли; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.;

на специальные строительные работы: фундаменты под оборудование; специальные основания; каналы и приямки; обмуровку, футеровку и изоляцию; химические защитные покрытия и т.п.;

на внутренние санитарно-технические работы: водопровод, канализацию, отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха и т.п.;

на установку оборудования: приобретение и монтаж технологического оборудования; технологических трубопроводов; металлических конструкций (связанных с установкой оборудования) и т.п.

По относительно простым объектам группировка сметной стоимости по разделам может не производиться.

3.1.1.5. Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (плановые накопления).

Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин.

Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

Сметная прибыль (плановые накопления) - это сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций, не относимых на себестоимость работ, и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости (цены) строительной продукции.

Начисление указанных сумм при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

3.1.1.6. Локальные сметные расчеты (сметы) составляются, как правило, по рекомендуемым Госстроем России формам, приведенным в Прил. 2.

При использовании ресурсного или ресурсно-индексного метода могут применяться следующие формы:

при относительно небольшой номенклатуре ресурсных показателей - Форма N 4 (унифицированная), по которой делается выделение, суммирование и оценка этих показателей в соответствующем уровне цен;

при большой номенклатуре ресурсных показателей - Форма N 4а и Форма N 5, на основе которых сначала в составе локальной ресурсной ведомости делается выделение и суммирование ресурсных показателей, а в локальном ресурсном сметном расчете (смете) - оценка показателей.

При этом в инвесторской документации рекомендуется определять стоимость как в базисном уровне (графы 6 и 7), так и в текущем или прогнозном (графы 8 и 9). Примеры составления локальных сметных расчетов (смет) ресурсным методом приведены в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12)(4);

при использовании укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС ВР) и сборников показателей стоимости на виды работ (ПВР) - Форма N 4-в совместно с другими Формами (N 1-исх, N 2-исх, N 4-мат, N 4-мех, N 3-св, N 1-рк, N 2-к), назначение и применение которых указано в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146)(6) и Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275)(9).

3.1.1.7. В тех случаях, когда в соответствии с проектными данными осуществляются разборка конструкций (металлических, железобетонных и других), снос зданий и сооружений, в результате которых намечается получить конструкции, материалы и изделия, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, щебень, лес и др.), за итогом локальных смет на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений и другие работы справочно приводятся возвратные суммы, т.е. суммы, уменьшающие размеры выделяемых заказчиком капитальных вложений, не исключаемые из итога локального сметного расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Возвратные суммы показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы" и определяются на основе приводимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий <*>. Стоимость таких конструкций, материалов и изделий в составе возвратных сумм определяется по свободным (рыночным) ценам за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования. Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи, при невозможности использования их на данном строительстве, но при наличии возможности реализации учитывается по действующим в регионе ценам.

В случае невозможности (подтвержденной соответствующими документами) использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.


<*> Конструкции, материалы и изделия, учитываемые в возвратных суммах, следует отличать от так называемых оборачиваемых материалов (опалубка, крепление и т.п.), применяемых в соответствии с технологией строительного производства по нескольку раз при выполнении отдельных видов строительных работ. Неоднократная их оборачиваемость учтена в сметных нормах и составляемых на их основе расценках на соответствующие конструкции и виды работ.

3.1.1.8. Данные о стоимости оборудования, мебели и инвентаря включаются в локальные сметные расчеты (сметы) согласно положению, предусмотренному в подразделе 3.4. настоящего раздела Порядка.

При использовании оборудования, которое числится в основных фондах и намечается к демонтажу и переносу в строящееся (реконструируемое) здание в пределах расширяемого, реконструируемого или технически перевооружаемого действующего предприятия, в локальных сметных расчетах (сметах) предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования, а за итогом сметы справочно показывается его балансовая стоимость, учитываемая в общем лимите стоимости для определения технико-экономических показателей проекта.

3.1.1.9. При составлении локальных сметных расчетов (смет) на работы, осуществляемые в ходе реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, применяются в основном сметные нормативы, которыми учтены усложняющие факторы и условия производства таких работ:

сборник 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений" (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91);

сборники с 51 по 69 на ремонтно-строительные работы;

индивидуальные сметные нормы (расценки, калькуляции), учитывающие конкретные условия производства работ.

При применении других сборников СНиР-91 и расценок на монтаж оборудования усложняющие факторы и условия учитываются дополнительно с помощью коэффициентов, приведенных в Прил. 4 к Общим положениям по применению сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) и в технической части (п. 2.1) Общих положений по применению расценок на монтаж оборудования (СНиП 4.06-91), а при использовании иных сметных нормативов - в порядке, предусмотренном техническими частями соответствующих сборников сметных нормативов.

При использовании нормативной базы, введенной в действие с 1 января 1984 г. (в т.ч. ЭСН-84, ЕРЕР-84, РМО-84 и др.), могут применяться к сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной в базисном уровне, установленные ранее повышающие коэффициенты.

3.1.1.10. Локальные сметные расчеты (сметы) могут составляться и обычным методом, т.е. на основе объемов работ и текущих сметных цен на отдельные виды работ, для чего могут быть разработаны региональные (построечные или фирменные) каталоги текущих сметных цен по видам работ по удобной для пользователей форме. Такой подход рекомендуется для специализированных (в т.ч. линейных) строек, где сметные цены формировались и ранее на основе индивидуальных транспортных схем.

Для строительства, осуществляемого в конкретном регионе, целесообразно применять уже проработанный для рыночных условий метод ПВР и УПБС ВР, где применяются каталог базовых цен, разработанный единовременно по форме N 1-б, и региональный каталог цен на отдельные виды работ, который составляется по форме N 1-рк, а затем на компьютерной основе поквартально или ежемесячно уточняется по результатам регистрации уровня цен на ресурсы. Более подробно этот подход освещен в Методических рекомендациях (письмо от 05.11.93 N 12-275)(9).

3.1.2. Применение ресурсного и ресурсно-индексного методов

3.1.2. Применение ресурсного и ресурсно-индексного методов

3.1.2.1. При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:

данные о трудоемкости работ (чел.-ч.) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;

данные о времени использования строительных машин (маш.-ч);

данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.).

В составе последних данных выделяются такие данные, как:

расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий (деталей) и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика;

масса строительных материалов, изделий (деталей) и конструкций.

3.1.2.2. Для выделения ресурсных показателей могут на равноправной основе использоваться:

а) проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах:

ведомости потребности материалов (ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ;

данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта "Организация строительства" (в проекте организации строительства - ПОС, в проекте организации работ - ПОР или в проекте производства работ - ППР);

б) общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ), применение которых предусматривается различными программными комплексами, а также ведомственные и местные производственные нормы расхода материалов, применяемые для конкретных подрядчиков и заказчиков;

в) сметно-нормативная (нормативно-информационная) база:

сборники СНиР-91 на строительные работы (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91);

сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и на специальные строительные работы;

сборники укрупненных ресурсных нормативов и показателей на объекты производственного назначения (УРН, УПР и пр.), разрабатываемые по отдельным видам строительства (транспортное, энергетическое и т.п.) с учетом в них отраслевой специфики и применяемые на любой стадии разработки технической документации для строительства;

г) собственная нормативная база пользователя.

Ресурсные показатели, полученные из различных источников, могут сопоставляться, и выбранный вариант, наиболее приемлемый по мнению пользователя, применяется в ресурсном сметном расчете (смете) для определения стоимости работ.

3.1.2.3. Суммарные ресурсные показатели в составе локального сметного расчета (сметы) оцениваются с целью определения сметных прямых затрат. В зависимости от выбора пользователя это делается либо по итогу объекта в целом, либо по объекту в целом и также по соответствующим разделам сметы. Оценку рекомендуется производить как в базисном, так и в текущем (прогнозном) уровне.

Если отслеживание и фиксация текущих сметных цен производится по полной номенклатуре материалов, изделий и конструкций, то обеспечивается применение ресурсного метода. Если же такое отслеживание производится по материалам-представителям (т.е. основным материалам, цены на которые в решающей мере влияют на общую стоимость строительной продукции), а по остальным материалам это осуществляется через индексацию, то обеспечивается применение ресурсно-индексного метода.

3.1.2.4. Применение ресурсного (ресурсно-индексного) метода возможно как в предпроектных проработках и составе проектных материалов (с применением сборников укрупненных ресурсных нормативов и показателей), так и в составе рабочей документации (с применением любой имеющейся в распоряжении пользователей нормативной базы).

3.1.3. Порядок определения сметных затрат по оплате труда

3.1.3. Порядок определения сметных затрат по оплате труда

3.1.3.1. Согласно действующему законодательству <*> подрядчик и заказчик вправе самостоятельно по согласованным расчетам определять в составе свободных (договорных) цен на строительную продукцию (работы, услуги) размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, с отнесением затрат по оплате труда на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 <**> с учетом установленной законодательством нормируемой величины расходов по оплате труда работников предприятий и организаций.


<*> Закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" от 26.06.91 N 1488-1, Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.90 N 445-1.

<**> Для отрасли "Строительство" Госстрой России письмом от 30.11.93 N 7-14/187 ввел в действие по согласованию с Минэкономикой России и Минфином России "Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ".

3.1.3.2. Порядок составления расчетов размера средств на оплату труда для учета в сметах и в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги) зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, наличия исходной информации в конкретной строительно-монтажной организации, а также статистических данных. Рекомендации по составлению таких расчетов приведены в Прил. 5.

3.1.3.3. При любом из применяемых методов составления расчета полученные результаты могут уточняться или индексироваться, если за время строительства (выполнения работ) имеют место повышение цен на применяемые трудовые ресурсы и увеличение заработной платы. Указанные уточнения или индексация размера средств на оплату труда производятся независимо от источника финансирования строительства.

3.1.4. Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин

3.1.4. Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин

3.1.4.1. В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (в маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

3.1.4.2. Нормативная потребность в строительных машинах может определяться:

либо на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР и выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта;

либо сразу по данным ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР.

Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей по строительным машинам приведен в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12)(4).

Порядок корректировки затрат машинного времени на выполнение определенного вида работ (при применении метода ПВР и УПБС ВР) приведен соответственно в разделе 7 Методических рекомендаций (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146) (6) и в разделе 6 Методических рекомендаций (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275)(9).

3.1.4.3. Оценка итоговых данных о потребности в строительных машинах осуществляется:

в базисном уровне - по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);

в текущем (прогнозном) уровне - на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин с составлением ведомости по Форме N 4-мех, предусмотренной в Методических рекомендациях (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).

3.1.4.4. Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или каких-либо других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника. Эта информация может представляться по Форме N 2-исх, предусмотренной в Методических рекомендациях (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).

Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин расчетным путем могут быть использованы рекомендации, приведенные в Прил. 6.

3.1.4.5. Текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин может быть определен и на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), и индексов изменения стоимости машин, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) (см. Прил. 1) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в материальных ресурсах (топливо, смазочные материалы, электроэнергия, запчасти, амортизация, затраты труда машинистов, а также рабочих, занятых на обслуживании и перебазировании машин, и другие статьи затрат), базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен на эти ресурсы.

3.1.4.6. Подрядным организациям, имеющим на своем балансе строительные машины, а также получающим их для работы из других организаций, рекомендуется вести на компьютерной основе и постоянно поддерживать в рабочем состоянии ведомости исходных данных о стоимости эксплуатации строительных машин. Эта ведомость может вестись по форме таблицы СНиП 4.03-91, но по каждой машине в ней целесообразно приводить стоимость по элементам затрат как в базисном, так и в текущем уровне цен, а также иметь строку текущих индексов по составляющим элементам и в целом на эксплуатацию 1 маш.-ч машины.

Аналогичные ведомости рекомендуется вести и в соответствующем регионе силами РЦЦС, которые могут передавать необходимую информацию пользователям на договорной, хозрасчетной основе.

3.1.5. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов

3.1.5. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов

3.1.5.1. В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: куб. м, кв. м, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса.

3.1.5.2. Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнения работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов - ВМ, сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта;

по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.

Порядок выделения и суммирования ресурсных показателей по материальным ресурсам приведен в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.01.92 N БФ-926/12) (4).

Расход материальных ресурсов может быть также определен исходя из приведенного расхода материалов - представителей (ресурсов - представителей), как это предусмотрено при применении метода ПВР и УПБС ВР. Применение этого метода приведено в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146) (6) и в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275) (9).

3.1.5.3. Оценка итоговых данных о нормативной потребности в материальных ресурсах осуществляется:

в базисном уровне - по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональным сборникам (каталогам) сметных цен, разработанным на местах (в регионах) в связи с переходом с 1 января 1991 г. на новые сметные нормы и цены в строительстве;

в текущем уровне - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций (с учетом транспортных и заготовительно - складских расходов) с составлением ведомости по Форме N 4-мат, предусмотренной в Методических рекомендациях (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).

3.1.5.4. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации. Эта информация может представляться по Форме N 1-исх, приведенной в Методических рекомендациях (письма Госстроя России от 04.06.93 N 12-146 и от 05.11.93 N 12-275) (6 и 9).

Стоимость материальных ресурсов отечественного производства определяется в соответствии с "Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги" и "Указаниями о переоценке и порядке формирования и применения реализуемых оптовых цен на продукцию производственно-технического назначения, тарифов на услуги транспорта и связи", утвержденными Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 соответственно N Р-339 и N Р-338.

Стоимость материальных ресурсов импортного производства определяется:

по закупкам, осуществляемым за счет собственных валютных средств организаций, предприятий и объединений, - в соответствии с положениями, приведенными в письме Комитета цен при Минэкономики России от 09.06.92 N 01-17/304-06 "Порядок определения цен на импортные товары, закупаемые организациями, предприятиями и объединениями за счет собственных валютных средств или по товарообмену" (кроме п. 4), с учетом последующих изменений и дополнений;

по закупкам, осуществляемым за счет централизованных валютных средств, и кредитным закупкам - в соответствии с положениями, приведенными в письме от 14.08.92 Комитета цен при Минэкономики России (N 01-17/572-06) и Минфина России (N 74) "Порядок формирования свободных отпускных (оптовых) цен внутреннего рынка на импортные товары (продукцию), закупаемые за счет централизованных валютных средств и кредитных ресурсов"

по закупкам, осуществляемым в государствах - участниках СНГ на клиринговой или взаимосвязанной основе, - в соответствии с "Порядком определения цен внутреннего рынка России на продукцию, закупаемую АО "Федеральная контрактная корпорация "Росконтракт" в государствах - участниках СНГ на клиринговой или взаимосвязанной основе в 1993 году", утвержденным Роскомцен 06.04.93 N 01-17/515-04, с учетом последующих изменений и дополнений.

3.1.5.5. Форма калькуляции стоимости (ведомости) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции может быть различной. Рекомендуется ее составлять по элементам затрат (отпускная цена; заготовительно-складские расходы; транспортные расходы и др.).

3.1.5.6. Текущий уровень сметных цен на материальные ресурсы может быть определен и на основе базисного уровня сметных цен, приведенных в Сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и региональных сборниках (каталогах) сметных цен, и индексов изменения стоимости материалов, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на материальные ресурсы. При этом прямое отслеживание цен рекомендуется вести по материалам - представителям по унифицированной номенклатуре, приведенной в прил. 4 (форма N 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146) (6) и в Прил.2 (Форма N 4) к Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 05.11.93 N 12-275) (9), а по остальным материалам, примыкающим к соответствующему материалу - представителю, - применять текущий индекс, рассчитанный для материала - представителя по отношению к его цене в базисном уровне (т.е. на 01.01.91) или в текущем уровне предыдущего периода.

3.1.5.7. Подрядным строительно-монтажным организациям рекомендуется вести на компьютерной основе отслеживание и формирование текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции с составлением ведомости по удобной для них форме в зависимости от вида франко, а также от того, по какой транспортной схеме завозятся материальные ресурсы: сразу на стройплощадки или с промежуточным складированием. Во втором случае транспортные расходы могут быть разделены по двум графам: в одной показываются расходы от завода - изготовителя до склада подрядчика, в другой - от склада подрядчика до стройплощадки на 1 км доставки.

3.1.5.8. На основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и данных статотчетности о ценах на приобретенные строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе (республике в составе Российской Федерации, крае, области) для составления инвесторских смет рекомендуется силами РЦЦС разработать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции по форме, удобной для пользователей.

В аналогичном порядке могут составляться указанные ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.

3.1.6. Порядок определения накладных расходов

3.1.6. Порядок определения накладных расходов

3.1.6.1. Начисление накладных расходов осуществляется по нормам накладных расходов, применяемым согласно Методическим рекомендациям (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248) (7).

3.1.6.2. Нормы накладных расходов рекомендуется определять в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12) (2) с учетом Перечня статей затрат накладных расходов, приведенного в Прил. 7.

3.1.7. Порядок определения величины сметной прибыли

Сметная прибыль определяется в сметной документации в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12) (1).

3.2. Объектные сметные расчеты (сметы)

3.2.1. Объектные сметные расчеты (сметы) составляются по Форме N 3 (см. Прил. 2 к настоящему Порядку), на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет), с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости "строительных работ", "монтажных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат". Они составляются в одном уровне цен: в базисном либо в текущем (прогнозном). Объектный сметный расчет определяет, как правило, сметный лимит по соответствующему объекту в составе проекта, а объектная смета - стоимость объекта в составе РД.

С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включаются следующие средства на покрытие лимитированных затрат:

на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, и другие подобные затраты, включаемые в сметную стоимость строительно - монтажных работ и предусматриваемые в составе главы "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства, - в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат, от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12)(3);

резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете стоимости строительства, в части, предназначенной для возмещения затрат подрядчика, размер которой определяется по согласованию между заказчиком и подрядчиком. Резерв включается лишь в том случае, когда расчеты осуществляются исходя из твердой (окончательной) свободной (договорной) цены на строительную продукцию.

3.2.2. Если стоимость объекта может быть определена по одной локальной смете, то объектная смета не составляется. В этом случае роль объектной сметы выполняет локальная смета, в конце которой включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и для объектных смет. При совпадении понятий объекта и стройки в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются также данные из локальных смет.

В случаях, предусмотренных п. 3.1.1.3 настоящего Порядка, когда на один и тот же вид работ составляются два или более локальных сметных расчета (сметы), все эти расчеты (сметы) объединяются в объектном сметном расчете (смете) в одну строку под общим названием.

3.2.3. В объектном сметном расчете (смете) построчно и в итоге приводятся показатели единичной стоимости на 1 куб. м объема, 1 кв. м площади зданий и сооружений, 1 м протяженности сетей и т.п.

3.2.4. За итогом объектного сметного расчета (сметы) справочно показываются возвратные суммы, которые являются итогом возвратных сумм, определенных во всех относящихся к этому объекту локальных сметных расчетах (сметах).

3.2.5. При размещении в жилых зданиях встроенных или пристроенных предприятий (организаций) торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания объектные сметные расчеты (сметы) составляются отдельно для жилых зданий и предприятий (организаций). Распределение стоимости общих конструкций и устройств между жилой частью здания и встроенным (пристроенным) помещением производится в ранее действовавшем порядке.

Допускается также составление одного сметного расчета (сметы), но с выделением за ее итогом стоимости жилой части здания и встроенных и пристроенных помещений.

3.2.6. Объектные сметные расчеты составляются, как правило, с использованием укрупненных сметных нормативов (показателей), а также стоимостных показателей по объектам - аналогам.

Выбор аналога должен обеспечивать максимальное соответствие характеристик проектируемого объекта и объекта - аналога по производственно-технологическому или функциональному назначению и по конструктивно-планировочной схеме. С этой целью анализируется сходство объекта - аналога с будущим объектом, вносятся в стоимостные показатели объекта - аналога требуемые коррективы в зависимости от изменения конструктивных и объемно-планировочных решений, учитываются особенности, зависящие от намечаемого технологического процесса, а также отдельно делаются поправки по уровню стоимости для района строительства.

Выбор единицы измерения при составлении сметных расчетов по данным смет к рабочим чертежам аналогичных объектов производится в зависимости от типа здания (сооружения) или вида конструктивного элемента (вида работ).

Единица измерения, к которой приводится стоимость объекта - аналога, должна наиболее достоверно отражать конструктивные и объемно-планировочные особенности объекта.

3.3. Порядок составление сметных расчетов на отдельные виды затрат

3.3.1. Сметные расчеты на отдельные виды затрат, необходимые для определения сметного лимита, если эти виды затрат не учтены в сметных нормативах, составляются в том же порядке, что и локальные сметные расчеты. При этом используются формы локальных сметных расчетов (смет), но с заполнением необходимых граф.

3.3.2. При наличии нормативов, выраженных в процентах от полной сметной стоимости или сметной стоимости строительно - монтажных работ, сметные расчеты не составляются. В этом случае в главы сводных сметных расчетов стоимости строительства "Подготовка территории строительства", "Прочие работы и затраты", "Подготовка эксплуатационных кадров" отдельной строкой включаются средства исходя из имеющегося норматива.

3.4. Порядок определения стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

3.4.1. Общие положения

3.4.1. Общие положения

3.4.1.1. При составлении сметных расчетов и смет в них раздельно определяется стоимость:

оборудования, предназначенного для производственных нужд;

инструмента и инвентаря производственных зданий;

оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий.

3.4.1.2. В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения и подразделяемого по своему назначению на:

технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое;

приборы, средства контроля, автоматики, связи;

инженерное оборудование зданий и сооружений;

транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав, не передаваемый на баланс МПС России, и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

машины по уборке территорий цехов;

оборудование средств пожаротушения;

оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

3.4.1.3. Сметная стоимость оборудования определяется по ценам франко-приобъектный склад строительства или франко-место, определенное договором подряда, для передачи оборудования в монтаж.

Указанные цены складываются из цены приобретения оборудования у поставщика (организации - посредника), транспортных расходов, заготовительно-складских расходов, принимаемых при составлении сметной документации на строительство.

3.4.2. Основные принципы определения сметной стоимости оборудования

3.4.2. Основные принципы определения сметной стоимости оборудования

3.4.2.1. Сметная стоимость оборудования определяется как сумма всех затрат на его приобретение и доставку на приобъектный склад или место передачи в монтаж.

Составляющими сметной стоимости являются:

свободная (рыночная) или регулируемая цена приобретения оборудования (договорная, предельная или фиксированная);

стоимость запасных частей;

стоимость тары, упаковки и реквизита;

транспортные расходы и услуги посредников или снабженческо-сбытовых организаций;

расходы на комплектацию;

заготовительно-складские расходы;

другие затраты, относимые к стоимости оборудования.

3.4.2.2. Основой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство являются цены, по которым оно может быть приобретено у поставщиков. Свободные оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями, как это предусмотрено "Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги", утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339. Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования. Допускается определение стоимости оборудования путем пересчета стоимости оборудования, определенной в базисном периоде, в текущий или прогнозный уровень цен с применением соответствующих индексов изменения цен на промышленную продукцию.

3.4.2.3. Цены приобретения отечественного оборудования, как правило, устанавливаются франко-вагон (судно) станция (пристань, порт) отправления. В них учитываются затраты поставщика (отправителя) по доставке продукции на станцию (пристань, порт) и погрузке, в том числе расходы по подаче и уборке вагонов, станционные сборы и другие расходы на станции (в порту, пристани) отправления.

Цены приобретения импортного оборудования рассчитываются из условий франко-вагон или речное (морское) судно, на которое перегружается оборудование в порту перевалки грузов. При этом стоимость оборудования определяется с учетом положений, приведенных в документах, на которые имеется ссылка в п. 3.1.5.4. настоящего Порядка.


3.4.3. Стоимость запасных частей

3.4.3. Стоимость запасных частей

В сметную стоимость оборудования включаются затраты на приобретение запасных частей, обеспечивающих работу оборудования в период гарантийного срока эксплуатации. Номенклатура и количество запасных частей определяется разработчиком технической документации на оборудование.

Запасные части, как правило, включаются в комплект поставки оборудования, а их стоимость - в цену приобретения оборудования. В случае, когда запасные части не входят в комплект поставки оборудования, их стоимость учитывается дополнительно исходя из спецификации на запасные части по договорным ценам.

Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам отраслевых министерств (ведомств).

3.4.4. Стоимость тары и упаковки

3.4.4. Стоимость тары и упаковки

Стоимость тары и упаковки, если она не входит в цену приобретения оборудования, учитывается в сметной документации дополнительно.

При отсутствии конкретных данных о характеристике тары и виде упаковки их стоимость может определяться в процентах от стоимости оборудования по нормативам отраслевых министерств (ведомств).

3.4.5. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций

3.4.5. Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций

3.4.5.1. В сметной стоимости оборудования в соответствии с "Временным положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги", утвержденным Министерством экономики и финансов РСФСР 23.12.91 N Р-339, учитываются все затраты по его доставке на приобъектный склад строящегося предприятия, здания, сооружения или до места передачи в монтаж.

Затраты на перевозку оборудования определяются на 1 т его массы брутто на основании калькуляций транспортных расходов по группам оборудования.

При калькулировании стоимости транспортных расходов учитываются действующие тарифы на грузовые перевозки железнодорожным, речным, морским, автомобильным и авиационным транспортом.

К исходным данным для определения транспортных затрат относятся:

вид франко, учтенный в цене приобретения оборудования;

наименование пункта отправления и пункта назначения (железнодорожной станции, пристани, порта);

кратчайшее расстояние, определяемое по справочным данным и схемам железных дорог (речным и морским путем), от станции отправления (пристани, порта) с учетом принятого в отпускной цене вида франко до станции назначения (пристани, порта) груза;

условия доставки оборудования от железнодорожной станции (пристани, порта) назначения до приобъектного склада (вид транспортных средств, цена провоза по ветке стройки или других предприятий, расстояние перевозок по подъездным железнодорожным путям и автомобильным транспортом);

тарифная характеристика оборудования (номер тарифной схемы для повагонной отправки партиями, класс, разновидность и группа для погрузочно-разгрузочных работ при автомобильных перевозках);

другие данные, влияющие на стоимость перевозок оборудования (негабаритность и др.).

3.4.5.2. При невозможности определения транспортных расходов на основании калькуляции эти расходы могут определяться по укрупненным показателям.

В укрупненных показателях транспортные расходы, как правило, приводятся в рублях на 1 т оборудования или в процентах от отпускной цены оборудования для определенных строек или районов.

Размеры указанного норматива могут устанавливаться министерствами (ведомствами).

3.4.5.3. В транспортные расходы на перевозку водным и автомобильным транспортом крупных негабаритных видов оборудования в неразобранном виде должны включаться все затраты по приспособлению транспортных средств к условиям перевозки, устройству специальных причалов, усилению мостов, спрямлению дорог, переносу мешающих строений и др.

Стоимость выполнения проектных работ по разработке методов перевозки уникальных видов негабаритного оборудования должна относиться на стоимость оборудования.

3.4.5.4. При поступлении оборудования от посреднических и сбытовых организаций учитывается снабженческо-сбытовая наценка, которая устанавливается в процентах от отпускной цены предприятия - изготовителя оборудования. В указанную наценку, как правило, входят транспортные расходы по доставке оборудования на склад потребителя, посреднические услуги, косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и т.п.) и другие расходы.

Предельный размер снабженческо-сбытовых наценок, выраженных в процентах от отпускной цены оборудования, может регулироваться нормативными актами органов государственной власти и управления.

3.4.6. Расходы на комплектацию оборудования

3.4.6. Расходы на комплектацию оборудования

Эти расходы учитываются в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика или в соответствии с заключенным с ним договором. Затраты на комплектацию определяются расчетом.

3.4.7. Заготовительно-складские расходы

3.4.7. Заготовительно-складские расходы

К этим расходам относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе и передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования и определяются отдельным расчетом.

3.4.8. Другие затраты, относимые на стоимость оборудования

3.4.8. Другие затраты, относимые на стоимость оборудования

3.4.8.1. В отдельных случаях, предусмотренных проектной документацией, техническими условиями на изготовление и поставку оборудования или по согласованию с заказчиком, на стоимость оборудования относятся затраты на:

приобретение технологической оснастки, инструмента и производственного инвентаря для первоначального оснащения производственных зданий и сооружений (если перечисленное не входит в комплект поставки оборудования);

шефмонтаж, осуществляемый представителями предприятий - изготовителей оборудования или по их поручению специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение шефмонтажа оборудования, контроль за соблюдением требований и специальных условий при производстве монтажных работ;

доводку на месте установки крупного металлургического, угольного, горнорудного и другого оборудования, осуществляемую в технологической цепи совместно с другим оборудованием или ввиду экономической нецелесообразности сооружения на заводах - изготовителях дорогостоящих и редко используемых повторно стендов и испытательных станций;

доизготовление (доработку и укрупнительную сборку) в построечных условиях оборудования, как правило, крупногабаритного и тяжеловесного, отгруженного на стройплощадку заводом - изготовителем в виде отдельных узлов и деталей (за исключением доизготовления, проводимого в составе монтажных работ);

предмонтажную ревизию оборудования в связи с нарушением гарантийного срока его хранения на складе заказчика;

проектирование оборудования, индивидуально изготавливаемого по специальным техническим условиям, на которое нет стандартов и отраслевых нормалей;

изготовление специальной оснастки в индивидуальном исполнении, необходимой для монтажа крупногабаритного, тяжеловесного или технически сложного при производстве работ оборудования.

3.4.8.2. Стоимость шефмонтажа определяется расчетом и учитывает все расходы, связанные с его проведением: прямые затраты, накладные расходы (в том числе расходы по командированию персонала), сметная прибыль и другие расходы. Продолжительность проведения шефмонтажа и состав бригад шефмонтажного персонала определяются предприятием-изготовителем оборудования по согласованию с заказчиком.

Стоимость доизготовления и предмонтажной ревизии оборудования, а также проектирования индивидуального оборудования, изготовления специальной оснастки для монтажа оборудования определяется сметным расчетом с включением в него в соответствующих случаях прямых, косвенных затрат (накладных расходов) и сметной прибыли (плановых накоплений).

3.4.9. Порядок определения стоимости инструмента и инвентаря производственных зданий

3.4.9. Порядок определения стоимости инструмента и инвентаря производственных зданий

В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений должна учитываться сметная стоимость предусмотренного проектом или РД инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий.

Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Средства на покрытие затрат на инструмент, приспособления и механизмы для оснастки технологических процессов, и производственный инвентарь в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудование, мебель и инвентарь", а затрат на хозяйственный инвентарь - в графе сметной стоимости "прочие затраты".

3.4.10. Порядок определения стоимости оборудования и инвентаря общественных и административных зданий

В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения.

Сметная стоимость оборудования и инвентаря для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых объектов общественного и административного назначения определяется на основе типовых наборов оборудования и инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

Из состава типовых наборов оборудования, аппаратуры и приборов выделяется оборудование, требующее монтажа, и соответственно в установленном порядке предусматриваются затраты на его монтаж с использованием сборников расценок на монтаж оборудования (СНиП 4.06-91) или сборников ресурсных сметных норм на монтаж оборудования.

В составе типовых наборов оборудования и инвентаря не предусматриваются:

встроенная мебель, затраты на которую включаются в состав строительно-монтажных работ;

дорогостоящие предметы внутреннего убранства помещений (ковры, картины и т.п.);

мягкий инвентарь и мелкие предметы хозяйственно-бытового назначения (столовая посуда, канцелярские принадлежности и т.п.);

специальная одежда для обслуживающего персонала, книжный фонд вновь создаваемых библиотек и т.п.

Средства на покрытие затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря".

3.5. Сводный сметный расчет стоимости строительства

3.5.1. Общие положения

3.5.1. Общие положения

3.5.1.1. Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. В соответствии с действующим порядком планирования капитальных вложений сводные сметные расчеты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.

3.5.1.2. Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство предприятия, здания, сооружения или его очереди составляется по Форме N 1, приведенной в Прил. 2 к настоящему Порядку. В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) (без сумм на покрытие лимитированных затрат) и сметным расчетам на отдельные виды затрат. Позиции сводного сметного расчета стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений должны иметь ссылку на номер указанных сметных документов. Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость "строительных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат" и "общая сметная стоимость".

Сводный сметный расчет на строительство составляется в следующих уровнях цен:

базисно-текущем <*>

базисно-прогнозном, т.е. предназначенном преимущественно для решения вопроса о целесообразности и финансовой возможности осуществления строительства.


<*> По выбору пользователя каждый уровень цен может показываться либо совместно (т.е. на одном и том же экземпляре документа в виде числителя и знаменателя), либо - раздельно (т.е. каждый уровень цен на своем экземпляре).

3.5.1.3. В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:

1. Подготовка территории строительства.

2. Основные объекты строительства.

3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

4. Объекты энергетического хозяйства.

5. Объекты транспортного хозяйства и связи.

6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.

7. Благоустройство и озеленение территории.

8. Временные здания и сооружения.

9. Прочие работы и затраты.

10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения).

11. Подготовка эксплуатационных кадров.

12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся для соответствующей отрасли народного хозяйства номенклатуре сводного сметного расчета стоимости строительства. При наличии нескольких видов законченных производств или комплексов, каждый из которых имеет по нескольку объектов, внутри главы может быть осуществлена группировка по разделам, наименование которых соответствует названию производств (комплексов).

Для отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства на основании нормативных документов по проектированию, утверждаемых министерствами и ведомствами, наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть изменены.

3.5.1.4. Сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.

Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.

3.5.1.5. К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:

ссылка на территориальный район, где расположено строительство;

уровень сметных цен, в которых составлен расчет;

перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство объектов;

наименование генеральной подрядной организации;

нормы накладных расходов и сметной прибыли;

особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

особенности определения для данной стройки средств по главам 8 - 12 сводного сметного расчета (при наличии ссылок на отчетные данные подрядных и других организаций рекомендуется приложить копии соответствующих документов);

расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);

другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки (наличие проектов на строительство объектов общего пользования, документов о включении средств на строительство общих объектов пропорционально потребности в услугах и т.д.), а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для данного строительства.

3.5.1.6. В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4-8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов - по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - "Всего по сводному сметному расчету".

3.5.2. Порядок определения средств, включаемых в главу 1 "Подготовка территории строительства"

3.5.2. Порядок определения средств, включаемых в главу 1 "Подготовка территории строительства"

3.5.2.1. В главу 1 "Подготовка территории строительства" включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам относятся:

отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и красных линий застройки;

разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих государственным, общественным, кооперативным организациям и отдельным лицам (владельцам на правах частной собственности);

осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве или для других целей, в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства;

возмещение убытков, причиненных пользователям земли изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель (стоимость подлежащих сносу или переносу зданий и сооружений; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства - вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы; затраты, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки в виде упущенной выгоды, вызываемые прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства);

возмещение потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий;

другие затраты, связанные с освоением застраиваемой территории и возмещением компенсаций, полагающихся по действующему законодательству.

3.5.2.2. Стоимость подготовительных работ определяется на основе проектных объемов и действующих расценок.

Размер средств, включаемых в главу 1, должен учитывать также стоимость работ, необходимых для размещения на подготавливаемой территории временных зданий и сооружений.

3.5.2.3. Положения по определению размера отдельных видов затрат, учитываемых в главе 1 сводных сметных расчетов стоимости строительства, приведены в Прил. 9.

3.5.3. Общие принципы формирования стоимости по главам 2 - 7

3.5.3. Общие принципы формирования стоимости по главам 2 - 7

3.5.3.1. В главу 2 "Основные объекты строительства" включается сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения.

3.5.3.2. В главу 3 "Объекты подсобного и обслуживающего назначения" включается сметная стоимость объектов подсобного и обслуживающего назначения: для промышленного строительства - здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправлений, эстакады, галереи, складские помещения и др.; для жилищно-гражданского строительства - хозяйственные корпуса, проходные, теплицы в больничных и научных городках, мусоросборники и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно - бытового назначения, предназначенных для обслуживания работающих (отдельно стоящие поликлиники, столовые, магазины, объекты бытового обслуживания населения, другие объекты), расположенные в пределах территории, отведенной для строительства предприятий.

В том случае, когда разрабатывается отдельный проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства таких объектов, как котельная, линия электроснабжения, тепловые сети, благоустройство, дороги и другие, которые обычно указываются в главах 3-7 сводного сметного расчета к комплексному проекту, сметная стоимость этих объектов должна включаться в главу 2 в качестве основных объектов.

3.5.3.3. В главы 4-7 включаются объекты, перечень которых соответствует наименованиям глав.

3.5.4. Порядок определения средств на временные здания и сооружения

3.5.4. Порядок определения средств на временные здания и сооружения

3.5.4.1. В главу 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, к которым относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные (т.е. для обеспечения нужд строительства в целом) и нетитульные (т.е. для обеспечения нужд отдельного объекта, они учитываются в составе накладных расходов). Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в Прил. 1 к Методическим рекомендациям (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12) (3) и в Прил. 8.

3.5.4.2. Размер средств, предназначенных для титульных зданий и сооружений, может определяться:

либо по расчету, основанному на данных ПОС (ПОР) в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

либо по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91), в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 сводного сметного расчета.

Средства включаются в графы 4, 5 и 8 Формы N 1.

3.5.4.3. При составлении расчета, основанного на данных ПОС (ПОР), используется Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям (см. п. 3.5.4.1. настоящего Порядка).

3.5.5. Порядок определения размера средств, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты"

3.5.5. Порядок определения размера средств, включаемых в главу 9 "Прочие работы и затраты"

В главу 9 "Прочие работы и затраты" включаются средства:

на дополнительные затраты при производстве строительно - монтажных работ в зимнее время - в графы 4, 5 и 8;

на возмещение различных прочих затрат, не учитываемых действующими сметными нормативами, - в графы 7 и 8.

Определение размера средств на прочие работы и затраты осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12) (3), с учетом изменений и дополнений, приведенных в Прил. 10.

3.5.6. Порядок определения размера средств на содержание служб заказчика

3.5.6. Порядок определения размера средств на содержание служб заказчика

В главу 10 "Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения)" включаются (в графы 7 и 8) средства на содержание аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия), определяемые в порядке, предусмотренном в п. 2.4. и Прил. 3, 3а и 3б Методических рекомендаций (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12) (3).

По строительству, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, расчеты на содержание служб заказчика согласовываются с Госстроем России, а по строительству, которое ведется за счет средств местных бюджетов, - с местными органами государственной исполнительной власти.

3.5.7. Порядок определения размера средств на подготовку эксплуатационных кадров для строящихся предприятий

3.5.7. Порядок определения размера средств на подготовку эксплуатационных кадров для строящихся предприятий

В главу 11 "Подготовка эксплуатационных кадров" включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами исходя из:

количества и квалификационного состава рабочих, обучение которых намечается осуществить в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, технических школах, учебных полигонах, непосредственно на предприятиях с аналогичными производствами и т.д.;

сроков обучения;

расходов на теоретическое и производственное обучение рабочих кадров;

заработной платы (стипендии) обучающихся рабочих с начислениями к ней;

стоимости проезда обучаемых до места обучения (стажировки) и обратно;

прочих расходов, связанных с подготовкой указанных кадров.

Расчеты выполняются, как правило, в текущем уровне цен.

3.5.8. Порядок определения размера средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор

3.5.8. Порядок определения размера средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор

3.5.8.1. В главу 12 "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор" включаются (в графы 7 и 8) средства на:

выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) - раздельно на проектные и изыскательские;

проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;

проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации;

испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией по техническому заданию заказчика строительства.

3.5.8.2. Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется по договорным ценам. При этом для ориентировки участников инвестиционного процесса до их сведения Госстрой России доводит поквартальную информацию о состоянии сложившихся цен на рынке проектной продукции.

3.5.8.3. Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством определяются расчетом, составляемым на договорной основе. Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

3.5.8.4. Стоимость экспертизы ТЭО и проектов принимается в соответствии с Порядком определения стоимости работ за проведение экспертизы ТЭО и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РСФСР, утвержденным постановлением Госкомархстроя РСФСР от 01.10.91 N 136, с последующими изменениями и дополнениями к нему (письмо Главгосэкспертизы России от 25.03.93 N 24-13-4/82).

3.5.8.5. Средства, связанные с испытанием свай, проводимым подрядной строительно-монтажной организацией по техническому заданию заказчика строительства (приобретение свай, их транспортировка и погружение в основание, устройство приспособлений для нагрузки, испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, осуществление технического руководства и наблюдения в период испытаний, обработка данных испытаний и другие связанные с этим затраты в текущем уровне цен), определяются сметным расчетом на основании проектных данных и сборников СНиР-91 на строительные конструкции и работы с начислением накладных расходов и сметной прибыли (плановых накоплений). Эти средства включаются в графы 4 и 8 сводного сметного расчета на строительство.

3.5.9. О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

3.5.9. О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

3.5.9.1. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Этот резерв определяется от итога глав 1-12, но не более 2 процентов по объектам социальной сферы и 3 процентов для объектов производственного назначения, и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.

3.5.9.2. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением согласно принимаемому законодательству Российской Федерации коэффициентов, льгот, компенсаций и т.п., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам, утвержденным Правительством Российской Федерации, - министерствами (ведомствами) Российской Федерации, органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

3.5.10. О средствах, включаемых за итогом сводного сметного расчета

3.5.10. О средствах, включаемых за итогом сводного сметного расчета

За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются:

3.5.10.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений, в размере 15% сметной стоимости временных зданий и сооружений (с амортизируемой частью стоимости) независимо от срока осуществления строительства;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шефмонтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных (локальных) сметных расчетах (сметах).

3.5.10.2. Суммарная (по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет) балансовая (остаточная) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия <*>.


<*> В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

3.5.10.3. Данные о долевом участии предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

Порядок исчисления размеров долевого участия и их финансирования приведен в разделе 3.6. настоящего Порядка.

3.5.10.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений (торговля и общественное питание, предприятия бытового обслуживания, коммунального хозяйства и др.).

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

стоимость внутриквартирных (дворовых) сетей водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов, стоимость работ по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

остальная стоимость - пропорционально общей площади объектов.

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений должен быть приведен в составе пояснительной записки к сводному расчету стоимости строительства.

3.5.10.5. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (от 06.12.91 N 1992-1), Указом Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (от 22.12.93 N 2270, п. 14) и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 09.12.91 N 1 (с последующими изменениями к ней) предусмотрено, что для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), исчисленная исходя из свободных (договорных) цен на нее, с учетом их изменений, вызванных в процессе выполнения работ повышением (снижением) цен на строительные материалы и конструкции, а также на транспортные и другие виды услуг. Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, приравнены к работам, выполненным на сторону, и облагаются налогом в общеустановленном порядке.

При составлении сметной документации на новое строительство (расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений) независимо от того, осуществляется оно подрядным или хозяйственным способом, следует предусматривать в сводном сметном расчете стройки средства на покрытие указанных затрат. Сумма этих средств принимается в размере, установленном законодательством Российской Федерации <*>, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4 - 8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС". При этом в указанных итоговых данных и при составлении локальных и объектных сметных расчетов (смет) во избежание двойного счета не должно учитываться начисление НДС на стоимость материалов и конструкций, оборудования, а также на транспортные и другие виды услуг.

Работы по строительству жилых домов (общежитий, а также встроенных, встроенных-пристроенных и пристроенных нежилых помещений) включены в Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС. Поэтому по данному строительству за итогом сводного сметного расчета в качестве лимита отдельной строкой включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в т.ч. по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.


<*> Ставка НДС принята в размере 20% в соответствии с новой редакцией статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", принятой статьей 1 (п.2) Закона Российской Федерации от 16.07.92 N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (см. Прил. 4 к настоящему Порядку).

3.5.10.6. Средства на покрытие затрат по уплате специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей (далее именуется спецналог).

Эти средства включаются в сводный сметный расчет в размере 3 процентов от тех же итоговых данных, от которых ведется расчет НДС, с учетом установленных льгот.

3.5.11. Порядок включения средств на отдельные виды затрат

Средства на выполнение работ, связанных с осуществлением архитектурно-художественных решений (произведений) в натуре силами строительных организаций, включаются в графу сметной стоимости "строительных работ" (гр. 4) соответственно объектного сметного расчета (сметы) и сводного сметного расчета на строительство на основе отдельно составленного локального сметного расчета (сметы) на указанные работы.

Средства на осуществление затрат по созданию на объектах строительства художественных произведений, выполненных силами творческих организаций (художественные союзы, организации Минкультуры России и др.), определяются в аналогичном порядке, но включением в графу "Прочие затраты" (гр. 7) сметных документов.

Стоимость художественных произведений станкового характера и изделий декоративно-прикладного искусства, которые являются предметами убранства внутри помещений (отдельно висящие картины, эстампы, скульптуры, вазы, декоративные тарелки и т.п.), также как и других предметов, свободно размещаемых внутри здания или сооружения (мебель, напольные и настольные светильники и часы, ковры, занавеси и т.п.), учитывается в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря" (гр. 6) сметных документов.

3.6. Принципы определения долевого участия в строительстве

Если строительство объектов, обеспечивающих различные организации (предприятия) водой, теплом, электроэнергией и т.п., осуществляется в порядке кооперирования нескольких строек или для группы предприятий (промышленного узла) ведется строительство общих вспомогательных производств и др. объектов общего пользования, то за итогом сводного сметного расчета предприятий (инвесторов) - дольщиков указываются суммы долевого участия в строительстве.

  • Главная
  • ПИСЬМО Госстроя РФ от 29.12.93 N 12-349 "О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ"