в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ВАЛЮТНОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПОРТА СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ВАЛЮТНОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПОРТА СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ

I. Проверка полноты поступления валютной выручки от экспорта сырьевых товаров и доходов от других операций на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации

1. Проверить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках валютных средств от инофирм в оплату поставленной на экспорт продукции.

Основными видами нарушений порядка зачисления валютной выручки являются:

1.1. Зачисление валютной выручки на счет в иностранном банке без разрешения Банка России.

Лицензия Банка России на открытие счета за границей означает разрешение не зачислять валютную выручку на счета в Российской Федерации только по тем операциям, которые указаны в самой лицензии, и не означает автоматического разрешения на незачисление валютной выручки по всем операциям предприятия или организации.

В случае отсутствия специального разрешения Банка России предприятию следует руководствоваться пунктом 7 раздела II "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352.

1.2. Незачисление на счет в российском банке валютной выручки от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

Под валютной выручкой от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации в смысле Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" понимается не только реализация товаров, работ, услуг гражданам в установленном порядке, но и любая иная выручка предприятия в иностранной валюте, полученная им по несвязанным с экспортом операциям на территории Российской Федерации (например - оплата фирмой - нерезидентом товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации).

Данным Указом Президента установлено, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. Валютная выручка, оприходованная в валютной кассе предприятия, но не сданная в установленные для предприятия сроки в российский банк, также является незачисленной.

Таким образом, установлен единый порядок зачисления как валютной выручки от экспортных операций, так и валютной выручки от реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

2. Если проверяемое предприятие осуществляло бартерные операции, то необходимо иметь в виду следующее.

Согласно статье 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая, 1996 года) бартерные операции представляют собой разновидность договора мены, в соответствии с которым между сторонами производится обмен одного имущества на другое.

При этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он передает, и покупателем имущества, которое он получает.

Таким образом, бартерная сделка - это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый, как правило, единым договором (контрактом) и представляющий собой единую сделку, в которой обязательства сторон взаимоувязаны и зависят друг от друга.

Основным признаком бартерной сделки является отсутствие платежей контрагентов за поставляемые товары. В случае осуществления таких платежей не имеет значения, зачислялась ли валютная выручка на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации или на счета в иностранных банках, или она расходовалась со счетов иностранных юридических лиц по указаниям российского предприятия - поставщика. В любом таком случае контракт не может считаться бартерным.

Другим признаком бартерных поставок является оформление их единым контрактом или двумя контрактами, в условиях которых указывается, что поставляемые товары по одному из контрактов оплачиваются поставками товаров по другому контракту.

В случае, если имеет место прямой обмен товарами, работами или услугами, то оснований для применения штрафов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" нет. При том не имеет принципиального значения, укладывается ли данная сделка в 180 дней или нет, поскольку основанием для применения штрафа является сокрытие валютной выручки от зачисления на счета в Российской Федерации, а не неполучение ее вообще. Таким образом, при применении штрафа налоговая инспекция должна доказать, что валютная выручка поступила в собственность или распоряжение предприятия, но не была им зачислена на счета в банках Российской Федерации.

Встречная закупка товаров также относится к разновидности бартерных сделок, поскольку не предусматривает непосредственных расчетов между ее участниками в денежной форме. Однако следует обратить внимание на то, что данной сделкой не предусматривается прямого обмена. В данном случае иностранный партнер обязуется принять от предприятия товар, реализовать его от своего имени и на вырученные от его реализации средства закупить и поставить интересующий предприятие товар (встречная закупка). Для этих целей иностранный партнер иногда открывает специальный счет в заграничном банке, на который зачисляются средства от реализации поставленного предприятием товара для целей исполнения договора о встречной закупке, либо держит эти средства на своем счете.

Таким образом, если в первом случае происходит прямой обмен и взаимоотношения сторон представляют собой отношения по купле - продаже (продавец - покупатель), то во втором случае имеют место отношения комитент - комиссионер.

По общему правилу имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитент, является собственностью последнего. Следовательно, выручка, поступившая к инопартнеру (комиссионеру) от реализации имущества предприятия (комитента) в рамках договора о встречной закупке, является собственностью последнего и подлежит обязательному зачислению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" на счет в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

Использование валютной выручки без соответствующего разрешения Банка России до ее зачисления на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации налоговые органы вправе квалифицировать как сокрытие валютной выручки.

Указами Президента Российской Федерации от 30.12.91 N 335 "О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" не предусматривается право использования валютной выручки предприятием либо третьими лицами по поручению предприятия на любые цели до ее зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.

Следовательно, валютная выручка предприятия от экспорта не может быть использована для встречной закупки без разрешения Банка России, поскольку в соответствии с абзацем первым пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" она подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 раздела II "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352, допускалось использование валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей до ее перевода в СССР, только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

При таких обстоятельствах использование валютной выручки без разрешения Банка России за границей на иные цели до ее перевода в Российскую Федерацию налоговые органы вправе рассматривать как сокрытую от зачисления на счета в уполномоченные банки на территории Российской Федерации и применять штрафные санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин". При этом пункт 2 официального разъяснения Государственно - правового управления (ГПУ) Президента Российской Федерации N 1 от 04.11.93, согласно которому санкции, предусмотренные пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629, применяются только в случаях, когда валютная выручка умышленно не зачислена на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, применяться не может. Наличие умысла, направленного на незачисление валютной выручки на счета в уполномоченные банки, устанавливается исключительно судебными органами по отношению к должностным лицам хозяйствующих субъектов. Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 предусмотрена ответственность предприятий, а не их должностных лиц, как указано в разъяснении ГПУ. Учитывая, что Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 не предусмотрен судебный порядок взыскания штрафов, разъяснение ГПУ Президента РФ от 04.11.93 N 1 входит в противоречие с указанным документом и, следовательно, применяться не должно, что подтверждается практикой рассмотрения споров о применении указанного штрафа в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

На наличие экспортной валютной выручки могут, в частности, указывать соответствующие условия контрактов и дополнений к ним (например, обязанность одной из сторон перечислять валютные средства по указанному контракту на соответствующий счет в целях (встречной закупки товаров), письма, телеграммы, факсы, телексы сторон, в которых сообщается о поступлении оплаты на соответствующий счет, а также о подтверждении факта зачисления валютных средств на соответствующий счет, а также (косвенно) грузовые таможенные декларации, в которых в графе "Характер сделки" может быть указан код 21 (поставка товаров за наличные с расчетом в СКВ), а не код 51 (поставка товаров в порядке товарообмена).

С 01.11.96 вступил в действие Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", согласно которому под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.

3. При обнаружении нарушений порядка зачисления валютной выручки, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" государственные налоговые инспекции налагают на предприятие штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Центрального банка России в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" от 23.05.94 N 1006 на момент выявления нарушений.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" Государственная налоговая служба представляет собой единую систему, состоящую из центрального республиканского органа государственного управления (Госналогслужбы России) и государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации.

Следовательно, применение названных штрафных санкций относится как к компетенции Госналогслужбы РФ, так и местных госналогинспекций.

В случаях, когда валютная выручка не была также отражена в бухгалтерском учете предприятия, такая выручка в соответствии с налоговым законодательством одновременно является доходом, что влечет за собой применение соответствующих финансовых санкций, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.

  • Главная
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ВАЛЮТНОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПОРТА СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ