Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.11.97 N 1403 "О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫВОЗОМ В ИРАК ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИНЫХ СРЕДСТВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ПОСТОЯННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ"
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫВОЗОМ В ИРАК ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИНЫХ СРЕДСТВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ПОСТОЯННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления контроля за вывозом из Российской Федерации в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, происходящих из Российской Федерации либо выпущенных в свободное обращение на территории Российской Федерации, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения и иных средств, экспорт которых в Ирак в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН контролируется и подлежит уведомлению или запрещен, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. N 972 (далее именуется - Список).
2. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности ООН от 11 октября 1991 г. N 715 и от 27 марта 1996 г. N 1051 в отношении создания международного механизма постоянного наблюдения и контроля за поставками в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, которые могут быть использованы Ираком для создания запрещенных видов оружия (далее именуется - международный механизм постоянного наблюдения и контроля).
3. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми участниками внешнеторговой деятельности независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и места регистрации при осуществлении ими внешнеторговых операций, связанных с вывозом в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, включенных в Список (далее именуются - контролируемые товары и технологии).
4. Не допускается вывоз в Ирак контролируемых товаров и технологий:
предназначенных для использования в деятельности, запрещенной Ираку резолюциями Совета Безопасности ООН;
в отношении которых действуют запреты и ограничения, введенные на основании резолюций Совета Безопасности ООН от 6 августа 1990 г. N 661, от 3 апреля 1991 г. N 687, от 15 августа 1991 г. N 707 и от 11 октября 1991 г. N 715, за исключением случаев, когда на вывоз таких товаров и технологий получено в установленном Советом Безопасности ООН порядке соответствующее разрешение Комитета, учрежденного резолюцией Совета Безопасности ООН от 6 августа 1990 г. N 661, либо Специальной комиссии ООН по разоружению Ирака.
5. Порядок контроля за вывозом в Ирак контролируемых товаров и технологий, предусмотренный настоящим Положением, включает:
согласование проектов международных договоров Российской Федерации, предусматривающих поставки в Ирак контролируемых товаров и технологий;
подготовку и выдачу заключений о возможности вывоза в Ирак контролируемых товаров и технологий;
лицензирование вывоза в Ирак контролируемых товаров и технологий;
таможенное оформление и таможенный контроль перемещаемых за пределы Российской Федерации контролируемых товаров и технологий;
предоставление в Объединенную группу Специальной комиссии ООН по разоружению Ирака и Международного агентства по атомной энергии (далее именуется - Объединенная группа) информации о вывозе из Российской Федерации в Ирак контролируемых товаров и технологий.
6. Вносимые в Правительство Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации (независимо от их формы и наименования), связанных с поставками в Ирак контролируемых товаров и технологий либо предусматривающих иной, чем определен настоящим Положением, порядок вывоза таких товаров и технологий из Российской Федерации, помимо согласования в установленном порядке подлежат согласованию с Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации.
7. Вывоз в Ирак контролируемых товаров и технологий, подпадающих под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по экспортному контролю и настоящим Положением.
8. Вывоз в Ирак контролируемых товаров и технологий, заявляемых для использования в военных целях, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для экспорта продукции, работ, услуг военного назначения и настоящим Положением.
9. В контракте (договоре, соглашении) на экспорт в Ирак контролируемых товаров и технологий должны быть указаны:
цели использования предметов экспорта;
конечные пользователи предметов экспорта.
В случае если экспортируемые контролируемые товары и технологии подпадают под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, в контракт (договор, соглашение) должны быть также включены предусмотренные законодательством Российской Федерации по экспортному контролю обязательства импортера (конечных пользователей) в отношении использования предметов экспорта и иные условия экспортной сделки.
10. Экспорт из Российской Федерации в Ирак контролируемых товаров и технологий осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в установленном порядке.
11. Для оформления лицензии на экспорт в Ирак контролируемых товаров и технологий, заявляемых для использования в военных целях, экспортер представляет в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для экспорта продукции, работ, услуг военного назначения, а также:
заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий - в случае если экспортируемые товары или технологии подпадают под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;
извещение о намерении экспортировать в Ирак контролируемые товары или технологии, составленное по форме согласно приложению N 1 в соответствии с правилами согласно приложению N 2, и добавочные листы к нему согласно приложению N 5.
12. Для оформления лицензии на экспорт в Ирак контролируемых товаров и технологий, заявляемых для использования в невоенных целях, экспортер представляет в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации:
заявление о выдаче лицензии;
копию контракта (договора, соглашения) на экспорт контролируемых товаров и технологий;
заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий;
иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
13. Для получения заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта в Ирак контролируемых товаров и технологий экспортер представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю:
копию контракта (договора, соглашения) на экспорт контролируемых товаров и технологий. Копия контракта (договора, соглашения) должна быть заверена руководителем или уполномоченным на то должностным лицом и печатью организации-экспортера. На копии контракта (договора, соглашения) должна быть также указана дата ее выдачи и сделана отметка о местонахождении оригинала;
копию свидетельства о своей государственной регистрации, заверенную нотариусом;
извещение о намерении экспортировать в Ирак контролируемые товары и технологии, составленное по форме согласно приложению N 1 в соответствии с правилами согласно приложению N 2, и добавочные листы к нему согласно приложению N 5. Извещение о намерении экспортировать в Ирак контролируемые товары и технологии, созданные за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательному согласованию с министерством (ведомством) Российской Федерации, осуществлявшим функции государственного заказчика, или его правопреемником;
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации по экспортному контролю документы в случае экспорта товаров и технологий, подпадающих под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки;
разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти в случае экспорта товара, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлен особый порядок экспорта.
Кроме того, до принятия Советом Безопасности ООН решения об изменении или отмене ограничительных мер, введенных в отношении Ирака, экспортер представляет также копию письменного разрешения Комитета, учрежденного резолюцией Совета Безопасности ООН от 6 августа 1990 г. N 661, а после принятия решения об изменении или отмене ограничительных мер в случае экспорта химикатов, включенных в часть 2 раздела 1 Списка, и токсинов, включенных в позиции 2.2.5.9 и 2.2.5.10 Списка, - копию письменного разрешения Специальной комиссии ООН по разоружению Ирака.
Документы, выданные на иностранном языке, представляются экспортером с приложением их заверенных переводов на русский язык.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от экспортера, других участников внешнеторговой деятельности и имеющих отношение к сделке по экспорту контролируемых товаров и технологий, а также федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации информацию и документы, необходимые для подготовки заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий.
Участники внешнеторговой деятельности, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации несут ответственность за достоверность представляемых ими сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. В извещении о намерении экспортировать в Ирак контролируемые товары и технологии должен быть указан присвоенный Объединенной группой регистрационный номер сделки, в соответствии с которой осуществляется экспорт указанных товаров и технологий.
В соответствии с порядком, установленным международным механизмом постоянного наблюдения и контроля, получить регистрационный номер сделки обязаны представители Ирака. Регистрационный номер сделки должен быть затем сообщен иракским импортером экспортеру.
Допускается представление извещения о намерении экспортировать в Ирак контролируемые товары и технологии, заявленные для использования в невоенных целях, без регистрационного номера сделки, если по каким-либо причинам этот номер неизвестен экспортеру. В этом случае обращение экспортера о выдаче заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий подлежит рассмотрению только после получения Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю копии подтвержденного Объединенной группой уведомления, направляемого в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения, с указанием присвоенного сделке регистрационного номера, который доводится Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю до сведения экспортера.
15. Решение о выдаче или об отказе в выдаче заключения о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий принимается Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации по результатам межведомственной проработки обстоятельств конкретной экспортной сделки исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств Российской Федерации.
Рассмотрение обращений экспортеров о выдаче заключений и принятие по ним решений осуществляются в течение 30 дней после получения Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения межведомственной экспертизы значительных по объему и сложности материалов, представленных для рассмотрения, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, с обязательным извещением об этом экспортера.
Основанием для отказа в выдаче заключения являются:
несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
представление неполной или недостоверной информации;
иные обстоятельства, связанные с экспортной сделкой, в результате которых может быть нанесен ущерб интересам национальной безопасности или нарушены международные обязательства Российской Федерации.
В случае принятия решения Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации об отказе в выдаче заключения Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю направляет экспортеру соответствующее письменное уведомление с указанием причин отказа.
16. Заключение Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и экспортеру, который в течение 6 месяцев с даты подписания указанного заключения должен представить его в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации для оформления лицензии в установленном порядке. Заключение, представленное экспортером позже указанного срока, является недействительным.
17. Экспортер обязан в 10-дневный срок сообщить в письменной форме Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю и Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации о любых изменениях условий экспортной сделки с контролируемыми товарами и технологиями, а также о ставших ему известными каких-либо иных обстоятельствах, относящихся к сделке, если эти изменения или обстоятельства влекут за собой необходимость переоформления заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий, лицензии на экспорт таких товаров и технологий либо внесения изменений и дополнений в документы, представленные экспортером в указанные федеральные органы исполнительной власти.
В случае изменения условий экспортной сделки, касающихся предмета экспорта, цели использования предмета экспорта, конечного пользователя либо возникновения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для экспортной сделки, ранее выданное Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации заключение о возможности экспорта может быть аннулировано или его действие может быть приостановлено. Решение об аннулировании или приостановлении действия заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации о возможности экспорта контролируемых товаров и технологий направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю экспортеру и в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и влечет за собой соответственно аннулирование или приостановление действия лицензии, выданной на основании указанного заключения.
18. Требования, установленные в пунктах 9-17 настоящего Положения для экспорта контролируемых товаров и технологий, распространяются также на вывоз для временного использования в Ираке указанных товаров и технологий.
Для получения соответствующего заключения Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации участник внешнеторговой деятельности, осуществляющий такой вывоз, направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю документы, перечисленные в пункте 13 настоящего Положения, а также документ, содержащий обязательства о возврате вывозимых предметов или продуктов их переработки в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае вывоза контролируемых товаров или технологий для демонстрации на выставке или ярмарке, осуществляемого без заключения контракта (договора, соглашения), представляется любой иной документ, подтверждающий цель использования и сроки их нахождения в Ираке.
19. Вывоз из Российской Федерации в Ирак контролируемых товаров, являющихся продуктами переработки иностранных товаров, специально ввезенных на территорию Российской Федерации с целью переработки, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением для экспорта таких товаров. При этом необходимым условием для таможенного оформления иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с целью переработки, является наличие лицензии, выданной Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации на экспорт продуктов их переработки.
20. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю сведения по согласованной форме о выданных на основании заключений Правительственной комиссии по экспортному контролю Российской Федерации лицензиях на вывоз контролируемых товаров и технологий (за исключением лицензий на вывоз товаров и технологий, заявленных для использования в военных целях). Указанные сведения представляются не позднее 10 дней с даты выдачи лицензии.
21. Вывозимые из Российской Федерации в Ирак контролируемые товары и технологии подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.
Необходимым условием для проведения таможенного оформления указанных товаров и технологий является наличие у участника внешнеторговой деятельности, осуществляющего их вывоз, лицензии, выданной Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. При этом завершение таможенного оформления вывозимых в Ирак контролируемых товаров и технологий возможно только при условии предоставления отправителем отчета о фактическом экспорте в Ирак указанных товаров и технологий, составленного по форме согласно приложению N 3 в соответствии с правилами согласно приложению N 4, и добавочных листов к нему согласно приложению N 5, а также проверки заполнения в этом отчете соответствующих реквизитов таможенным органом Российской Федерации, производящим это оформление.
Таможенный орган Российской Федерации, производящий таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, не позднее 5 дней после его завершения направляет отчет о фактическом экспорте в Ирак контролируемых товаров и технологий в соответствии с указанными экспортером в графе 23 этого отчета данными для регистрации и учета:
в случае экспорта (вывоза) контролируемых товаров и технологий, заявляемых для использования в невоенных целях, - в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю;
в случае экспорта (вывоза) контролируемых товаров и технологий, заявляемых для использования в военных целях, - в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
22. На основе предоставленной экспортерами и таможенными органами Российской Федерации информации Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю в части товаров и технологий, заявляемых для использования в невоенных целях, и Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в части товаров и технологий, заявляемых для использования в военных целях, подготавливают по форме и в соответствии с требованиями, установленными Специальной комиссией ООН по разоружению Ирака и Международным агентством по атомной энергии, и направляют в Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующей передачи в Объединенную группу уведомления о намерении экспортировать и о фактическом вывозе из Российской Федерации в Ирак контролируемых товаров и технологий.
Министерство иностранных дел Российской Федерации возвращает соответственно в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации для целей учета и контроля копии подготовленных указанными федеральными органами исполнительной власти уведомлений с отметкой, подтверждающей их получение Объединенной группой.
23. Вывоз контролируемых товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и настоящим Положением.
24. Федеральные органы исполнительной власти информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю обо всех ставших им известными фактах вывоза из Российской Федерации в Ирак иностранных контролируемых товаров и технологий, в отношении которых Ирак первоначально не был заявлен в качестве страны назначения (при транзите, перегрузе, временном ввозе, нахождении в свободной таможенной зоне, на таможенном складе), которая направляет полученную информацию в Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего уведомления Объединенной группы.
25. Не урегулированные настоящим Положением вопросы, связанные с вывозом в Ирак контролируемых товаров и технологий, решаются в пределах своей компетенции Правительственной комиссией по экспортному контролю Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами и законодательством Российской Федерации.
26. Лица, осуществляющие вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий с целью их последующего ввоза на территорию Ирака с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.11.97 N 1403 "О КОНТРОЛЕ ЗА ВЫВОЗОМ В ИРАК ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИНЫХ СРЕДСТВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ПОСТОЯННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ"