Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.08.95 N 843 (ред. от 21.03.98) "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 1995 - 1997 ГОДЫ
Основание для разработки Федеральной программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы (далее именуется Программа) - Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 год.
Цель Программы - разработка и принятие первоочередных мер по предупреждению и профилактике производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда.
Состояние проблемы. В Российской Федерации на протяжении ряда лет усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда в организациях отраслей экономики.
Только в промышленности Российской Федерации в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, занято более 20 процентов от числа всех работников, в том числе под воздействием повышенного уровня шума - 6,8 процента, повышенного уровня вибрации - 1,5 процента, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны с превышением предельно допустимых концентраций - 8,6 процента и т.д.
Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда является рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмируется около 350 тыс. человек, из них более 7 тыс. человек погибают, свыше 14 тыс. человек становятся инвалидами труда. Вследствие полученных травм ежедневно не выходят на работу в среднем 40 тыс. человек.
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих с 1989 года возрос с 0,127 до 0,139 и в 2,5 раза выше чем в США, в 7 раз - чем в Японии и в 8 раз - чем в Великобритании. В организациях автомобильного и водного транспорта он составляет 0,531, концерна "Автодор" - 0,467, компании "Росуголь" - 0,386, лесного хозяйства - 0,326, топливной и энергетической промышленности - 0,272.
С 1987 года уровень профессиональной заболеваемости возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самым высоким в мире.
Критическое положение с охраной труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты работающих.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках и точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Действующая система компенсаций и льгот за работу с тяжелыми вредными и опасными условиями труда, а также система социальной защиты пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не стимулирует работников производства к созданию здоровых и безопасных условий труда.
Решение многих проблем также сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.
1. Правовое и нормативное обеспечение охраны трудаГлавной целью мероприятий данного раздела является проведение работы по совершенствованию правовой и нормативной базы для обеспечения реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. Предусмотрены меры, усиливающие ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.
Запланированы мероприятия по пересмотру действующих и разработке новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил, совершенствованию системы стандартов безопасности труда.
Финансовое обеспечение раздела предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела - усиление защиты прав и интересов работников в условиях рыночных отношений путем совершенствования правовой и нормативной базы, закрепляющей функции и ответственность государства и работодателя за обеспечение надлежащих условий и охраны труда.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны трудаГлавной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является организация работы по управлению охраной труда, производству технических средств охраны труда, включая разработку и развитие производства высокоэффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Социально-экономический эффект реализации мероприятий данного раздела - защита от воздействия производственной среды, создание условий для снижения профессионального риска, сокращения потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью, уменьшения расходов по возмещению вреда работникам от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также для повышения эффективности производства.
3. Обучение работников, подготовка специалистов по охране труда, информационное обеспечение в области охраны трудаГлавная цель мероприятий раздела - повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства.
создание системы подготовки и повышения квалификации в области охраны труда во всех сферах профессиональной деятельности работников;
разработка и подготовка к изданию учебных пособий по охране труда, справочной литературы, плакатов;
организация подготовки и ежегодного выпуска киноальманаха "Техника безопасности", видео- и кинофильмов по межотраслевым и специальным проблемам охраны труда;
проведение общероссийских и международных симпозиумов, научных конференций, семинаров, выставок по вопросам охраны труда.
Финансовое обеспечение предусмотрено осуществить за счет федерального бюджета, средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела - снижение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе повышения уровня знаний и профессионализма участников производства в области охраны труда.
4. Научное обеспечение охраны трудаГлавной целью мероприятий раздела является восстановление и развитие научного обеспечения охраны труда, интеграция науки с производством, разработка научных обоснований, совершенствование нормативных документов по охране труда.
Финансовое обеспечение мероприятий раздела предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Социально-экономический эффект - создание более эффективных систем обеспечения безопасных условий труда и социальной защиты работающих.
Ассигнования на 1997 год могут быть уточнены исходя из сумм, предусматриваемых в федеральном бюджете на 1997 год.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.08.95 N 843 (ред. от 21.03.98) "О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА"