в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"
не действует Редакция от 06.03.1998 Подробная информация
ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"

3. Контроль за соблюдением лицензионных условий

Установленные нормативными правовыми актами условия осуществления платных юридических услуг фиксируются непосредственно в лицензии. При осуществлении контроля рекомендуется проверять соблюдение следующих лицензионных условий: наименование (фамилия, имя, отчество) лицензиата; место нахождения (место жительства) лицензиата; лицензированный вид деятельности; территория действия лицензии; срок действия лицензии; сведения о регистрации лицензии на территориях субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно особенности осуществления контроля за соблюдением каждого из этих лицензионных условий.

3.1. Наименование лицензиата

Наименование юридических лиц является средством их индивидуализации и указывается в учредительных документах. Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно - правовую форму.

Юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет фирменное наименование, которое составляет объект исключительного права. Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица путем внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

В наименованиях некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должно содержаться указание на характер деятельности юридического лица, его специальную правоспособность (ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Некоторыми названиями могут пользоваться только соответствующие специализированные организации (например, банки, биржи, адвокатура и т.д.). Имеются случаи, когда лицензиаты неправомерно используют в своем наименовании слова и словосочетания "адвокат", "адвокатский", "коллегия адвокатов", "юридическая консультация". В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.97 N 2-П подчеркивается, что коллегия адвокатов является организационно - правовой формой деятельности адвокатов. Поэтому использование в наименованиях других юридических лиц не присущей им организационно - правовой формы является нарушением законодательства, в том числе статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации <*>.


<*> Более подробно этот вопрос отражен в письме Минюста России от 27.08.97 N 09-19-251-97.

В ходе проверки деятельности лицензиата рекомендуется, прежде всего, проверить соответствие указанных в лицензии наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества юриста - индивидуального предпринимателя аналогичным данным владельца лицензии на день проведения проверки. Для этого необходимо ознакомиться с действующими учредительными и регистрационными документами юридического лица и внесенными в них в установленном порядке изменениями и дополнениями, а также паспортными данными юриста.

В случае изменения наименования юридического лица либо изменения паспортных данных физического лица лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (пункт 19 Положения). Несообщение лицензиатом в орган юстиции в установленный срок об этих изменениях является основанием для приостановления действия лицензии в соответствии с пунктом 22 Положения.

3.2. Место нахождения (жительства) лицензиата

Место нахождения юридического лица имеет важное значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Указанная норма должна вступить в силу с момента принятия закона о регистрации юридических лиц. Учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие этого Закона применяется действующий порядок регистрации юридических лиц <*>, рекомендуется исходить из того, что в настоящее время местом нахождения юридического лица является место нахождения его постоянно действующего органа (дирекции, правления и т.д.) <**>.


<*> Статьи 34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482.


<**> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Место нахождения юридического лица, так же как и его наименование, указывается в учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако следует иметь в виду, что юридически зафиксированное место нахождения юридического лица не всегда совпадает с фактическим местом его расположения. В этой связи органам юстиции рекомендуется запрашивать у соискателя лицензии, наряду с зарегистрированным в учредительных документах адресом, его почтовый (фактический) адрес. В Федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ, например, записано (статья 4, пункт 3), что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В силу пункта 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

3.3. Вид лицензируемой деятельности

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности <*>. Указание вида лицензируемой деятельности является основным лицензионным условием.


<*> Пункт 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69).

В связи с требованием статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации об определении законом перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, необходимо иметь в виду, что лицензирование деятельности граждан и юридических лиц по оказанию правовых услуг введено Указом Президента РСФСР от 05.12.91 N 261.

Согласно статье 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ изданные до введения части первой Гражданского кодекса РФ нормативные акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Утверждение Постановлениями Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 и от 15.04.95 N 344 порядка ведения лицензионной деятельности и условий ее осуществления не противоречит Гражданскому кодексу РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию платных юридических услуг без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия, выдаваемая органом юстиции, предоставляет лицензиату право оказывать именно платные юридические услуги, а не осуществлять любую юридическую деятельность. При проверках выявляются случаи, когда на основании полученной лицензии лицензиат осуществляет иную деятельность, либо не подлежащую лицензированию, либо ту, для которой установлен особый порядок лицензирования. При этом чаще всего лицензиат "вмешивается" в адвокатскую деятельность. Наиболее распространенной формой такого вмешательства является его участие в качестве защитника на стадии дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В то время, как в силу статьи 47 УПК РСФСР в качестве защитников на этой стадии процесса допускаются лишь адвокаты по предъявлении ими ордера юридической консультации, а также представители профессиональных союзов и других общественных организаций.

Отказ в допуске в качестве защитников лиц, не являющихся членами коллегий адвокатов и не представляющих общественные объединения, со ссылкой на часть 4 статьи 47 УПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 15 июня 1996 года) послужил причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации некоторых граждан. Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части 4 статьи 47 УПК РСФСР не противоречащим Конституции Российской Федерации (Постановление от 28.01.97 N 2-П).

Иногда юристы, имеющие лицензию на оказание платных юридических услуг, необоснованно представляются своим клиентам или в средствах массовой информации адвокатами, не состоя членами коллегий адвокатов. При этом нарушаются требования Закона РСФСР от 20.11.80, утвердившего Положение об адвокатуре РСФСР, Закона РФ "О рекламе", Закона РФ "О защите прав потребителей" и ряда других законодательных актов.

При выявлении в ходе проверки таких нарушений органам юстиции рекомендуется требовать от лицензиата их устранения (в виде предписания или распоряжения лицензиату в соответствии с абзацем шестым пункта 23 Положения), либо применить к нарушителю любую из санкций, предусмотренных в пунктах 22 и 23 Положения.

Положение не требует представления лицензиатом в орган юстиции учетных данных по статистическим кодам. Однако при решении вопроса о выдаче лицензии и при проведении контроля за деятельностью лицензиата может возникнуть потребность уточнить статистический код деятельности юридического лица. При этом следует иметь в виду, что по инициативе Минюста России в Классификатор отраслей народного хозяйства были внесены изменения в связи с необходимостью отделить деятельность предпринимательских структур по оказанию платных юридических услуг от правовой помощи, оказываемой адвокатами. Госкомстатом РФ в апреле 1997 года утвержден новый ОКОНХ для предприятий и организаций, оказывающих платные юридические услуги на основании лицензии - 84600 (вместо старого кода ОКОНХ 97820).

3.4. Территория действия лицензии и регистрация лицензии

В соответствии с Положением органы юстиции в субъектах Российской Федерации выдают лицензии на оказание платных юридических услуг регионального статуса, т.е. физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации выдает лицензии общероссийского статуса, т.е. действующие на территории всей Российской Федерации, а также лицензии межрегионального статуса, т.е. действующие на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территория действия лицензии указывается в лицензии в строке "Условия осуществления данного вида деятельности".

Выданная Минюстом России лицензия общероссийского статуса действительна на всей территории Российской Федерации и не подлежит дополнительной регистрации в органах юстиции субъектов Российской Федерации.

Выданная Минюстом России лицензия межрегионального статуса должна быть зарегистрирована органом юстиции соответствующего субъекта РФ. Форма реестра приведена в приложении N 11 к Приказу Минюста России от 21.04.95 N 19-01-51-95. Например, если в лицензии, выданной Минюстом России, указана территория действия лицензии: "г. Санкт - Петербург, Ленинградская область, Калининградская область", то лицензиат обязан зарегистрировать свою лицензию в органах юстиции г. Санкт - Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.

Порядок ведения региональных и Сводного реестров лицензий, в т.ч. исключения сведений о лицензиате в связи с аннулированием лицензии изложен в Положении о Сводном реестре лицензий.

Проверяя соблюдение лицензиатом условия действия лицензии на определенной территории, необходимо учитывать Методические рекомендации Минюста России от 27.12.97 (пункт 12) <*>.


<*> Письмо Минюста России от 27.12.95 N 09-17-176-95 "О Методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг" (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации N 1, 1997).

Если в ходе проверки обнаружится, что лицензиат превысил территориальные пределы действия лицензии, т.е. оказывает платные юридические услуги на территории, не предусмотренной лицензией, то к нему могут быть применены соответствующие санкции от приостановления действия лицензии до ее аннулирования, в зависимости от характера и повторяемости допущенных нарушений.

3.5. Срок действия лицензии

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В Положении о Сводном реестре лицензий (пункт 6) установлено, что право осуществлять платные юридические услуги возникает у лицензиата со срока, указанного в лицензии, и прекращается по истечении срока ее действия.

Срок действия лицензии, запрашиваемый соискателем, указывается в его заявлении о выдаче лицензии. Положением установлен максимальный срок действия лицензии до трех лет (пункт 14). Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения (п. 14 Положения). Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия (пункт 22 Положения).

Если обнаружится в ходе проверки, что срок действия лицензии истек, а лицензиат продолжает оказывать платные юридические услуги, то органу юстиции рекомендуется направить в налоговую инспекцию по месту регистрации лицензиата информацию о прекращении действия лицензии в связи с истечением срока ее действия для принятия к лицензиату мер в пределах компетенции налогового органа.

  • Главная
  • ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"