в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"
не действует Редакция от 06.03.1998 Подробная информация
ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"

4. Контроль за соблюдением лицензионных требований, установленных законодательством

Кроме проверки соблюдения лицензионных условий, предусмотренных непосредственно в лицензии, органы юстиции осуществляют контроль за исполнением лицензиатом лицензионных требований, установленных Положением, другими нормативными правовыми актами, в том числе правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, принятыми в пределах его компетенции по вопросам лицензирования платных юридических услуг (п. 20, абзац 8 п. 23 Положения).

Эти требования касаются, в основном, вопросов передачи лицензии другому лицу, прекращения и приостановления деятельности лицензиата, достоверности данных лицензиата, переоформления лицензии, представления юридическим лицом списка юристов, непосредственно оказывающих платные юридические услуги.

Проверка соблюдения лицензиатом каждого из этих требований законодательства имеет определенную специфику, которую рассмотрим ниже.

4.1. Передача лицензии другому лицу

В пункте 5 Положения содержится запрет владельцу лицензии на передачу лицензии (копии лицензии) другому физическому или юридическому лицу. Очевидно, что передача лицензии подразумевает незаконное ее использование другим лицом с ведома владельца. Установление факта передачи лицензии другому лицу, не являющемуся владельцем лицензии, служит основанием для аннулирования лицензии (абз. 5 пункта 23 Положения).

Пользование чужой лицензией лицом, не обладающим соответствующим правом, также предполагает использование чужого зарегистрированного наименования. Поэтому при выявлении случая неправомерного использования чужой лицензии и чужого наименования без ведома владельца лицензии рекомендуется разъяснить потерпевшему его право требовать возмещения причиненного вреда.

4.2. Приостановление деятельности лицензиата

Деятельность лицензиата (юридического лица или индивидуального предпринимателя) может быть приостановлена государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этих случаях действие лицензии также должно быть приостановлено (абзац 5 пункт 22 Положения) до вынесения окончательного решения государственных органов о возобновлении или прекращении деятельности лицензиата.

Обнаружение в ходе проверки фактов невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов по вопросам оказания платных юридических услуг является основанием для аннулирования лицензии (абзац 6 пункт 23 Положения).

Орган юстиции вправе самостоятельно предъявить лицензиату предписание или распоряжение об устранении нарушений в связи с осуществлением им деятельности по оказанию платных юридических услуг. В случае их невыполнения к лицензиату также может быть применена санкция в виде приостановления или аннулирования лицензии.

4.3. Прекращение деятельности лицензиата

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица (пункт 18 Положения), либо смерти гражданина.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Статья 61 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований для ликвидации юридического лица, в том числе в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Требование о ликвидации юридического лица по этому основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 Положения, ликвидированное юридическое лицо и физическое лицо, утратившее статус предпринимателя, обязаны возвратить лицензию в выдавший ее орган юстиции. В случае невыполнения этого требования, а также использования лицензии в целях оказания платных юридических услуг после ликвидации юридического лица и прекращения действия свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя органу юстиции рекомендуется принять соответствующие меры к привлечению виновных к ответственности (например, обратиться в налоговый орган, орган прокуратуры и др.).

Ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является основанием для вынесения решения органа юстиции об аннулировании лицензии в соответствии с абзацем 7 пункта 23 Положения.

4.4. Достоверность данных лицензиата

В ходе проверки деятельности лицензиата могут быть обнаружены недостоверные данные в документах, представленных для получения лицензии. В зависимости от характера обнаруженной недостоверности к лицензиату может быть применена санкция в виде приостановления действия лицензии до устранения нарушения (абзац 3 пункт 22 Положения), либо аннулирование лицензии в случае неустранения в установленный срок нарушения, явившегося основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии (абзац 4 пункт 23 Положения).

4.5. Переоформление лицензии

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (пункт 19 Положения).

При проверке деятельности лицензиата могут быть вскрыты факты несообщения в установленный срок в орган юстиции о подобных изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, влияющих на изменение лицензионных условий, а также об изменении места нахождения юридического лица или паспортных данных физического лица. В этих случаях орган юстиции может в соответствии с пунктом 22 Положения приостановить действие лицензии до устранения допущенных нарушений.

Следует помнить, что приведение учредительных документов юридических лиц в форме товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствие с нормами главы 4 Кодекса не означает реорганизацию юридического лица.

Так, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации <*> разъясняют, что изменение типа акционерного общества не приравнивается к реорганизации юридического лица, т.к. организационно - правовая форма в данной ситуации не изменяется.


<*> Совместное Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" N 4/8 от 02.04.97.

Центральный банк Российской Федерации также направил по своей системе разъяснения, что лицензии на осуществление банковского аудита, выданные аудиторским фирмам, которые после выдачи лицензии изменили свою организационно - правовую форму в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют законную силу до истечения срока действия лицензий <*>.


<*> Письмо Центрального банка Российской Федерации N 26-1/1231 от 14.07.97.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в указанных случаях не требуется обязательного переоформления лицензии, что, однако, не исключает возможности такого переоформления по инициативе самого лицензиата.

4.6. Список юристов

Положение предусматривает представление в орган юстиции соискателем лицензии списка лиц, которые непосредственно будут осуществлять платные юридические услуги от имени этого юридического лица. Если представленные документы не подтверждают необходимую профессиональную подготовку юристов, то орган юстиции может отказать в выдаче лицензии, мотивируя свое решение отсутствием у соискателя возможности обеспечить оказание юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства (пункт 17 Положения).

Это требование Положения подчеркивает важное значение, предъявляемое к составу юристов. Поэтому при осуществлении контроля за деятельностью лицензиата необходимо выяснить состав юридических работников на период проверки и его соответствие списку юристов, заявленному при получении лицензии. Если обнаружится, что лицензиатом впоследствии были приняты на работу новые юристы, а требуемые документы, подтверждающие их квалификацию, не были представлены в орган юстиции для внесения соответствующих изменений и дополнений в список, то это обстоятельство рекомендуется рассматривать как нарушение требования законодательства о представлении достоверной информации в лицензионный орган. В этом случае орган юстиции вправе вынести решение о приостановлении действия лицензии.

Ранее органам юстиции уже рекомендовалась для приобщения к лицензионному производству форма обязательства руководителя юридического лица <*>, получающего лицензию на платные юридические услуги, своевременно сообщать в лицензирующий орган юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, влияющих на изменение лицензионных условий. Обязательство также содержит напоминание сообщать об изменении и дополнении списка юристов, непосредственно оказывающих платные юридические услуги от имени юридического лица. При осуществлении контроля за соблюдением требований Положения указанное обязательство руководителя может иметь существенное значение.


<*> Письмо Минюста России от 27.12.95 N 09-17-176-95 "О Методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг" (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации N 1, 1997).

  • Главная
  • ПИСЬМО Минюста РФ от 06.03.98 N 1459-ЕС "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ"