Последнее обновление: 06.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.03.94 N 191 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ)"

Приложения
Приложение N 1
к Государственной программе
демонополизации экономики
и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и
первоочередные меры)
Приложение N 2
к Государственной программе
демонополизации экономики
и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и
первоочередные меры)
N п/п | Содержание и направление работ | Срок исполнения | Ответственный исполнитель или разработчик проекта |
1. | Разработка правового обеспечения работ по демонополизации экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации | ||
1.1 | Законопроект "О монополиях", определяющий порядок государственного контроля и регулирования субъектов естественной и других видов монополий на федеральном и местном уровнях | март 1994 г. | ГКАП России, Российский центр приватизации, Минэкономики России, Госкомимущество России, РЦЭР, Госкомпром России, Госкомоборонпром России, Минтопэнерго России |
1.2 | Законопроект "Об организованных товарных рынках", определяющий правовые основы торгового посредничества и порядок осуществления торгов в виде аукционов, ярмарок, тендерных сделок, а также биржевой торговли | декабрь 1994 г. | ГКАП России, Минэкономики России, РЦЭР, заинтересованные министерства и ведомства |
1.3 | Законопроект "О слияниях и концентрации производства и капитала", определяющий контролируемые уровни концентрации производства и капитала, достигнутые путем слияния, а также систему антимонопольных запретов в целях предупреждения монополизации рынков | июнь 1994 г. | ГКАП России, Российский центр приватизации, Госкомпром России, Госкомоборонпром России, заинтересованные министерства и ведомства |
1.4 | Законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", отражающий изменение государственного статуса и системы государственной власти России, расширяющий правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в целях развития конкурентной среды внутреннего рынка России | апрель 1994 г. | МВЭС России, РЦЭР, Минэкономики России, Минтопэнерго России, Госкомоборонпром России, ГКАП России, Минфин России |
1.5 | Законопроект "О концессиях", определяющий условия и порядок их создания на территории Российской Федерации в целях развития экономики и конкурентной среды рынка | апрель 1994 г. | Минэкономики России, МВЭС России, РЦЭР, Госкомпром России, Минтопэнерго России, ГКАП России |
1.6 | Законопроект "О внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации по налогообложению" в целях стимулирования процессов демонополизации экономики Российской Федерации и развития конкуренции на товарных рынках | март 1994 г. | Минфин России, Госналогслужба России, Минэкономики России, ГКАП России, заинтересованные министерства и ведомства |
2. | Корректировка программ демонополизации и развития конкуренции на рынках продукции хозяйственных комплексов в соответствии с положениями Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) | ||
2.1 | Торговля | апрель 1994 г. | Роскомторг, ГКАП России, Госкомимущество России, Минфин России, Госстандарт России, Минсельхозпрод России, МВЭС России, Госкомстат России |
2.2 | Транспортно-дорожный хозяйственный комплекс | апрель 1994 г. | Минтранс России (Департамент воздушного транспорта, Департамент морского транспорта, Департамент речного транспорта, Департамент автомобильного транспорта, Федеральный дорожный департамент), Госкомимущество России, ГКАП России, предприятия авиационного транспорта |
2.3 | Строительный хозяйственный комплекс | апрель 1994 г. | Госстрой России, Минэкономики России, Госкомстат России, Госкомимущество России, ГКАП России |
2.4 | Хозяйственный комплекс "Связь" | апрель 1994 г. | Минсвязи России, Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Госкомимущество России, ГКАП России |
3. | Разработка программ демонополизации экономики и развития конкуренции в отраслях, не определенных как приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации на 1994 - 1995 гг. | в соответствии с действующими нормативными актами | Госкомпром России, МПС России, Минсельхозпрод России, Минтопэнерго России, Госкомоборонпром России, Роскомнедра, Роскоммаш, Роскомметаллургия, Роскомводхоз, Роскомрыболовство, Роскомхимнефтепром, Рослесхоз, Роскомпечать, ФСТР России, КМФТ России, Минздравмедпром России, Минкультуры России, ГКАП России |
4. | Разработка программы демонополизации внешнеторговых объединений и создание режима равного доступа на внешние рынки для предприятий - экспортеров в целях повышения эффективности экспорта | апрель 1994 г. | МВЭС России, заинтересованные министерства и ведомства, ГКАП России |
5. | Разработка программы демонополизации кредитно-финансовой сферы | апрель 1994 г. | Банк России, Минфин России, Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, ГКАП России, Минэкономики России |
6. | Разработка региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции в соответствии с положениями Государственной программы и систем информационного обеспечения местных товарных рынков | апрель 1994 г. | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные управления ГКАП России |
7. | Экспертиза проектов федеральных, отраслевых и региональных программ по структурной перестройке экономики, включая программы разгосударствления, приватизации, демонополизации и развития конкуренции | постоянно | Межведомственная комиссия по конкурентной политике, ГКАП России и его территориальные органы |
8. | Проведение мероприятий по разукрупнению ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции на федеральном товарном рынке | 1994 г. | ГКАП России и его территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства |
9. | Проведение мероприятий, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ | в соответствии с планами - графика ми работ | ГКАП России и его территориальные органы, местные органы исполнительной власти, министерства и ведомства |
10. | Развитие предпринимательства | постоянно | Минэкономики России, ГКАП России, министерства и ведомства |
11. | Организационное и кадровое обеспечение Государственной программы | постоянно | |
11.1 | Подготовка программ специализированных учебных курсов по антимонопольной политике, демонополизации экономики и развитию конкуренции для использования в качестве базовых на различных уровнях системы обучения и переподготовки кадров | 1994 г. | Минобразование России, ГКАП России, министерства и ведомства |
11.2 | Проведение научно-познавательных, информационных и учебных программ на радио и телевидении, подготовка серии статей в периодической печати, брошюр по проблемам демонополизации экономики и развития конкуренции | постоянно | ГКАП России, Роскомпечать, ФСТР России, министерства и ведомства |
12. | Информационное и техническое обеспечение Государственной программы | ||
12.1 | Разработка технического проекта на создание единой государственной информационной системы наблюдения, контроля и регулирования товарных рынков на федеральном и региональных уровнях | апрель 1994 г. | Госкомстат России, Минэкономики России, ГКАП России, Госкомимущество России, Госстандарт России, Роскомторг, Минфин России, заинтересованные министерства и ведомства |
12.2 | Внедрение единой государственной информационной системы наблюдения, контроля и регулирования товарных рынков на федеральном и региональных уровнях | 1994 г. | Госкомстат России, Минэкономики России, ГКАП России, Госкомимущество России, Госстандарт России, Роскомторг, Минфин России, заинтересованные министерства и ведомства |
12.3 | Разработка технического проекта на создание единой государственной информационной системы наблюдения, контроля и регулирования финансовых рынков на федеральном и региональных уровнях | апрель 1994 г. | Минфин России, Банк России, ГКАП России, заинтересованные министерства и ведомства |
13. | Внедрение единой государственной информационной системы наблюдения, контроля и регулирования финансовых рынков на федеральном и региональных уровнях | 1994 г. | Минфин России, Банк России, Минэкономики России, ГКАП России, заинтересованные министерства и ведомства |
14. | Контроль за ходом выполнения Государственной программы | постоянно | Межведомственная комиссия по конкурентной политике, ГКАП России и его территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Приложение N 3
к Государственной программе
демонополизации экономики
и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и
первоочередные меры)
Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке с устойчивой структурой используется для формирования отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции. Он базируется на анализе соответствующего рынка, положениях Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, исходит из цели создания условий для развития конкуренции на конкретном товарном рынке.
I. Общие признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке1. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения конкуренции между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителями, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок. Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего особого реализационного механизма.
2. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для конкуренции между ними и формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации. Для осуществления реальной независимости посредников необходимо, чтобы они поставляли свой товар имущественно и организационно независимым потребителям. Количество покупателей на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера его потребления и уровня спроса.
3. Для обеспечения эффективной конкуренции на рассматриваемом рынке экономические размеры предприятий должны быть сопоставимы. <*>
<*> Экономические размеры предприятий, конкурирующих на рынке, зависят от затрат производства, уровня спроса, географических и товарных границ рынка и измеряются, как правило, годовым оборотом капитала, объемами производства или поставок.
4. Конкурентная среда рынка поддерживается отсутствием экономических и других препятствий в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений, барьеров для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений.
5. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).
II. Требования к показателям, характеризующим экономическую ситуацию на конкурентном товарном рынке <*>6. Общее количество поставщиков продукции на данный товарный рынок должно отвечать требованиям конкуренции. Минимально необходимое количество поставщиков для создания конкурентной среды может быть задано исходя из характеристик продукции, емкости рынка и других показателей. В случае, если фактическое количество поставщиков на рынке меньше нормативного, мероприятия по его демонополизации должны включать увеличение числа поставщиков.
<*> Эти требования определяют ориентиры в процессе принятия решений о демонополизации и выборе методов демонополизации рынков с устойчивой структурой. Конкретные рынки диктуют свои индивидуальные условия развития конкуренции.
7. Все поставщики продукции на данный товарный рынок с целью эффективной конкуренции и во избежание злоупотреблений доминирующим положением должны быть в определенной мере соизмеримыми по объемам поставок на данный товарный рынок в натуральном измерении. Это требование не относится к рынкам в период изменения структуры, например, благодаря расширению объема поставок или поставкам новой продукции в результате совершенствования организации и (или) технологии производства.
III. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке8. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке включает в себя:
а) формирование предложений по составу естественных монополий с учетом возможности и экономической эффективности создания конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке, в том числе путем ввоза продукции. Включение естественных монополий в систему наблюдения, контроля и регулирования деятельности на законодательной основе;
б) определение товарных приоритетов и этапов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках временных монополий на федеральном и региональных уровнях на основе анализа объемов и структуры потребления продукции и распределения уровней (групп) потребления продукции по степени приоритетности;
в) определение географических границ товарных рынков, отнесенных к товарным приоритетам соответствующего этапа демонополизации и развития конкуренции;
г) оценку фактической структуры товарного рынка, показателей, характеризующих экономическую ситуацию на выделенных товарных рынках, и фиксацию их как базовых. Эта работа производится с помощью информационно-справочной системы антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарном рынке. Фактическая структура товарного рынка и показатели, характеризующие экономическую ситуацию на нем, подлежат регулярной публикации. По результатам анализа фактической структуры товарного рынка и экономической ситуации на нем осуществляется выбор нормативного числа поставщиков на рассматриваемом товарном рынке и принимается решение о достаточности числа поставщиков продукции на данный товарный рынок или необходимости их увеличения. В качестве поставщика продукции на данный товарный рынок может быть квалифицирован хозяйствующий субъект, прошедший регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти или имеющий лицензию на поставку продукции на рассматриваемый товарный рынок, при условии, что имущество его не контролируется другим хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию на этот рынок. В противном случае оба хозяйствующих субъекта должны рассматриваться как один поставщик. Принимается также решение об отсутствии или наличии доминирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке и необходимости (или отсутствии необходимости) проведения мероприятий по изменению структуры этого рынка;
д) формирование перечня подзадач этапа демонополизации данного регионального или федерального товарных рынков, состав и содержание которых определяется необходимостью стимулирования изменения монопольной структуры этих рынков на конкурентную;
е) разработку мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции на выделенных товарных рынках, которые должны быть согласованы по времени и могут включать последовательно:
увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта продукции из-за рубежа или иного региона;
снижение барьеров для входа на рынок;
ликвидацию межрегиональных барьеров для товарообмена;
приватизацию и выделение самостоятельных предприятий из их объединений;
создание юридических лиц на базе структурных подразделений действующих предприятий при условии сохранения основного производства и наличия спроса на эту продукцию;
развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий или создания конкурентной среды по технологическим переделам;
включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы ее реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных;
реализацию продукции путем организации торгов, аукционов;
широкое информирование покупателей о ценах на товары в других регионах.
Приложение N 4
к Государственной программе
демонополизации экономики
и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и
первоочередные меры)
Приложение N 5
к Государственной программе
демонополизации экономики
и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и
первоочередные меры)
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 марта 1994 г. N 191
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.03.94 N 191 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ)"