Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.01.99 N 35 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 1999-2005 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"
Решение о разработке - постановление Правительства Российской Программы Федерации от 27 марта 1997 г. N 339 "О неотложных мерах по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 1997 году"
Государственные - Федеральная служба лесного хозяйства заказчики России, Министерство сельского хозяйства Программы и продовольствия Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
Основные разработчики - Министерство экономики Российской Программы Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
Основные цели Программы - повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической иправовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов
Сроки и этапы - 1999-2005 годы реализации Программы
Исполнители Программы -
территориальные органы управления лесным хозяйством;
базы авиационной охраны лесов;
территориальные органы по охране окружающей среды;
предприятия и организации сельского хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства; лесхозы, осуществляющие ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях обороны; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; исполнители, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305
Объемы и источники - общий объем финансирования составляет финансирования 23468,61 млн. рублей, в том числе: Программы капитальные вложения - 4478,12 млн. рублей;
текущие расходы - 18990,49 млн. рублей;
из них:
из федерального бюджета - 23301,41 млн. рублей;
из бюджетов субъектов Российской Федерации, собственных средств организаций - 167,2 млн. рублей
Ожидаемые конечные - сокращение убытков, причиняемых лесными результаты пожарами лесному хозяйству и экономике реализации Программы страны, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение их экологического и ресурсного потенциала
Контроль за реализацией контроль за ходом работ по выполнению Программы программных мероприятий осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством науки и технологий Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиНастоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 339 "О неотложных мерах по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 1997 году" и доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г.
По состоянию на 1 января 1998 г. охраняемая от пожаров площадь лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов составила 804,89 млн. гектаров.
Площадь лесного фонда, охраняемая организациями:
Федеральной службы лесного хозяйства России - 740,59 млн. гектаров;
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 43,3 млн. гектаров;
Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды - 16,2 млн. гектаров.
Организациями Министерства обороны Российской Федерации охраняется 4,8 млн. гектаров лесов, расположенных на землях обороны.
В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы уже не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.
Последние 5 лет каждый год начинается с изыскания средств (составляющих до 12 процентов годового бюджета лесного хозяйства) на выплату задолженности авиапредприятиям за аренду воздушных судов в минувшем году и оплату привлекавшихся работников и техники других ведомств, что задерживает упреждающую весеннюю подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами в текущем году. Выделяемых бюджетных средств хватает, в основном, на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров.
Удельные затраты на охрану лесов страны от пожаров составили в 1997 году около 550 рублей на гектар общей площади лесного фонда (в 30 раз ниже, чем в США).
Из-за недостаточного финансирования Государственной программы охраны лесов от пожаров на 1993-1997 годы организационно-технические и инвестиционные мероприятия лишь частично реализованы (выделено 35 процентов необходимых средств на текущие расходы и около 4 процентов необходимых капитальных вложений).
В незначительных объемах осуществляются работы по организации новых пожарно-химических станций и строительству зданий для них, а также для авиаотделений, лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ. Не осуществляются установка новых и замена пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек и мачт.
Невыполнение программных мероприятий в период 1993-1997 годов резко снизило уровень противопожарной охраны лесов России. По сравнению с 1991 годом более чем в 4 раза сократился налет часов воздушными судами по охране лесов от пожаров, количество дней с полетами уменьшилось в 3,2 раза. В то же время повысилась стоимость летного часа до 4,7 млн. рублей. Сократилась на 42,4 млн. гектаров охраняемая с использованием самолетов и вертолетов площадь лесного фонда, снизилась интенсивность авиапатрулирования, уменьшилось число пожарно-химических станций (с 2,6 тысячи до 2,2 тысячи) и пунктов наблюдения (с 2,2 тысячи до 1,14 тысячи), а численность парашютной и десантно-пожарной службы авиационной охраны лесов сократилась с 6,3 тыс. человек до 3,7 тыс. человек. Прекращена подготовка специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа работников высшего и среднего управленческого звена государственной лесной охраны.
Немногим более 1 процента составляет ежегодное поступление новых пожарных автоцистерн для оснащения лесопожарных служб. Пополнение пожарно-химических станций мотопомпами и ранцевыми огнетушителями ежегодно составляет менее 30 процентов необходимого количества. Отсутствие единой сети диспетчерских пунктов оперативного управления охраной лесов от пожаров, недостаточная их оснащенность техническими средствами не позволяют создать централизованную службу оперативного управления охраной лесов страны от пожаров, обеспечить четкое взаимодействие специализированных авиационных и наземных сил и средств и оперативное маневрирование ресурсами пожаротушения.
В результате возросло число крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. На их долю приходится свыше 70 процентов площади лесов, пройденной огнем.
Из-за ограниченного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность работников научно-исследовательских институтов лесного хозяйства за последние 5-7 лет значительно сократилась за счет ухода наиболее опытных и ценных специалистов, что привело к снижению научного потенциала отрасли.
По-прежнему важной проблемой остается разработка новых сливных устройств к самолетам и вертолетам, а также эффективных, экологически безопасных огнетушащих химикатов для борьбы с лесными пожарами с воздуха.
Вынужденное ориентирование территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с противопожарной охраной леса, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов, увеличению вреда, наносимого пожарами лесам и экономике России.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение финансовых средств местных бюджетов и различных фондов на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки мобилизации людских и материально-технических ресурсов, а также предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.
Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных министерств и ведомств, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке в различных регионах страны.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации ПрограммыЦелью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
Специфичность решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни страны вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов от пожаров,
создание собственного парка воздушных судов и организация их работы (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники и т.д.);
создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирования деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами.
Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты в финансировании программных мероприятий.
В 1999 году в первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:
обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;
материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;
содержание сил и средств пожаротушения;
работы по профилактике лесных пожаров;
создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении N 1.
3. Организация борьбы с лесными пожарамиПрограмма предусматривает федеральный, региональный и местный уровни управления охраной лесов от пожаров.
На федеральном уровне управления охраной лесов от пожаров формируется научно-техническая политика в охране лесов, определяются направления развития лесопожарных служб (наземной и авиационной) и их подразделений, обосновывается выбор оптимального уровня охраны и режимов работы лесопожарных служб при различных условиях их функционирования, распределяются ресурсы, выделяемые на охрану лесов от пожаров, координируется деятельность региональных лесопожарных служб, а также решаются вопросы, требующие привлечения научных, технических и финансовых ресурсов других министерств и ведомств, определяющие порядок и условия функционирования лесопожарных служб и жизнедеятельности их работников.
На федеральном уровне также определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, распределяются по регионам денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на их выполнение, осуществляется перераспределение сил и средств пожаротушения по регионам.
На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой разрабатываются региональные целевые программы, планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри региона с учетом комплекса мер и задач, решаемых на федеральном уровне охраны лесов. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами региона и координации деятельности авиационной и наземной служб.
На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда, состоянии и дислокации подразделений лесопожарных служб и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.
Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.
3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаровОколо 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт и опыт других стран (Франция, Германия) показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу в конкретном регионе.
В техникумах и высших учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и их органы на местах слабо освещают лесопожарную проблему и не формируют у населения бережного отношения к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации не привлекаются специалисты по рекламе.
В целях повышения экологического образования населения Программой предусматривается включение в программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на телеканале "Россия" в пожароопасный период передач по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения страны о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.
Особое внимание предусматривается уделять совмещению традиционных и новых современных способов ведения противопожарной пропаганды.
Планируется на региональном и федеральном уровнях ежегодное проведение среди школьников конкурсов на тему: "Друзья леса", "Лес в огне", "Подрост", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств.
Программой предусмотрено изготовление и установление 700 тыс. штук средств наглядной агитации (витрины, аншлаги), а также выпуск и распространение 200 млн. листовок, памяток и буклетов; выпуск 22 рекламных фильмов по пожароохранной тематике и другие мероприятия.
Намечается увеличить длительность эфирного вещания о пожарной обстановке в лесах до 60 часов в год, провести около 13 тысяч выступлений в год на радио, телевидении и в печати, разрабатывать и тиражировать для показа в регионах не менее 3 видеороликов (клипов, мультфильмов) ежегодно, издавать методическую литературу (учебные пособия, дидактические материалы) по противопожарной тематике объемом 70 печатных листов.
Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.
Стоимость затрат на предусмотренную Программой противопожарную пропаганду составит 157,45 млн. рублей.
3.2. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаровПоследние 5 лет на территории ряда регионов Сибири и Дальнего Востока в порядке осуществления профилактики лесных пожаров проводят ранневесенние и позднеосенние контролируемые выжигания накопившихся в лесах валежника, сучьев, листьев, сухой травы. Разрабатывается инструкция по проведению профилактических палов, которая будет учитывать лесорастительные и экономические особенности каждого региона.
Для выполнения намечаемых работ, включая проведение исследований, потребуется финансирование затрат из бюджета в сумме 8,1 млн. рублей (текущие затраты).
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.
В 1997 году в лесах Российской Федерации проложено 154,2 тыс. километров указанных барьеров. Уход за ранее созданными барьерами выполнен в объеме 549,2 тыс. километров. Программа предусматривает создание таких барьеров во всех светлохвойных лесах в районах наземной охраны лесов, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.
Таблица 1
Работы по обустройству лесной территории
Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.
3.3. Организационно-технические мероприятияНа территории лесного фонда установлено 1142 пожарные вышки и мачты, обслуживающие 55 процентов площади районов наземной охраны лесов, где обнаружение лесных пожаров осуществляется наземными силами и средствами.
Предусматривается разработка нового поколения промышленных телевизионных установок с лазерным дальномером и управлением по радиоканалу, создание технических средств для обнаружения и картирования лесных пожаров в наземных условиях и с воздуха днем и ночью, а также в условиях сильного задымления, что потребует финансирования в сумме 248,5 млн. рублей, в том числе на научно-технические разработки - 37,5 млн. рублей и приобретение телеаппаратуры - 211 млн. рублей (капитальные затраты).
Для обеспечения контроля за пожарной обстановкой на всей территории наземной охраны лесов Программой предусматривается приобретение и установка дополнительно 1102 пожарно-наблюдательных вышек и мачт. Стоимость приобретения и установки пожарно-наблюдательной вышки (мачты) с монтажом на ней телевизионной установки составляет 150 тыс. рублей.
В районах наземной охраны лесов действует 2,2 тысячи пожарно-химических станций. Кроме того, в составе баз авиационной охраны лесов и управлений лесами организовано 16 механизированных отрядов.
Предусматривается создание дополнительно 678 пожарно-химических станций. Потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб Федеральной службы лесного хозяйства России приводится в приложении N 2.
При разработке новых эффективных технических средств тушения низовых, торфяных и особенно верховых пожаров предусматривается использование конверсионной техники и двойных технологий. Для испытания новой лесопожарной техники намечается строительство специального полигона в г. Луга, Ленинградская область.
Для разработки и создания новых образцов технических средств пожаротушения потребуются средства в сумме 160,5 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 157 млн. рублей (текущие затраты) и на строительство полигонной и экспериментальной базы - 3,5 млн. рублей (капитальные вложения).
Дефицит финансирования и отсутствие предоплаты часто приводят к отказу в выделении воздушных судов и, как следствие, к срыву работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.
Для своевременного обнаружения и оперативной ликвидации лесных пожаров в районах, обслуживаемых авиацией, необходимо ежегодно арендовать 585 воздушных судов, из них 305 самолетов и 280 вертолетов с минимальным гарантийным налетом 70 тыс. часов. С целью экономии выделенных средств планируется постепенный переход авиапатрулирования на самолеты малой легкомоторной авиации, стоимость летного часа которых в сравнении с Ан-2 ниже в 2-3 раза. Общие расходы на аренду воздушных судов составят 3378,9 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 426,5 млн. рублей.
В условиях рыночной экономики при дефиците финансирования лесного хозяйства увеличение интенсивности авиапатрулирования территории лесного фонда и усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку невозможны без изменения структуры парка используемых воздушных судов, без создания в отдельных регионах собственных авиационных подразделений с легкими одномоторными самолетами для патрулирования лесов и специальными воздушными судами для тушения пожаров непосредственно с воздуха водой или растворами огнетушащих веществ.
По состоянию на 1 января 1998 г. служба авиационной охраны лесов располагает 2 авиапредприятиями с собственными аэродромами, на которых имеется 43 самолета Ан-2 (из них 12 переоборудованы в пожарный вариант), 2 самолета Ан-24, 3 самолета Ан-26 и 9 вертолетов Ми-8МТ. Кроме того, на 20 аэродромах арендованы стоянки вертолетов и взлетные полосы, а также сделаны запасы горюче-смазочных материалов. Подготовлено 40 самолетных водосливных устройств для самолетов Ан-2П.
Наличие собственного парка воздушных судов позволяет улучшить авиационное обслуживание и снизить на 3-5 процентов стоимость авиалесоохранных работ.
Вместе с тем наличие собственного парка воздушных судов требует выделения средств на ремонт авиатехники, на создание технической базы, позволяющей осуществлять мелкий и текущий ремонт воздушных судов, на содержание аэропортовых комплексов, посадочных площадок, находящихся на балансе авиационных подразделений Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".
Потребность в средствах на ремонт собственных воздушных судов составляет 84,92 млн. рублей, на содержание аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос - 119,2 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 18,3 млн. рублей.
Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное и авиационное обнаружение, является использование информации, получаемой с современных спутниковых систем.
Для этого необходимо создать систему мониторинга лесных пожаров, включающую в себя:
геоинформационный аппаратно-коммуникационный комплекс;
программы обработки цифровой спутниковой информации;
технологию использования спутниковой информации в целях оперативного обнаружения лесных пожаров и слежения за лесопожарной обстановкой на всей территории лесного фонда.
Программой предусматривается дальнейшее продолжение на договорной основе сотрудничества с Российским космическим агентством, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подведомственными им организациями. Предметом совместной деятельности остается получение спутниковой информации по вопросам лесопожарного состояния лесов и ее обработка.
Создание и внедрение технологии применения спутниковой информации для мониторинга лесных пожаров потребуют затрат в сумме 48,6 млн. рублей, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - 39,2 млн. рублей, приобретение программно-аппаратного комплекса - 14,4 млн. рублей (капитальные вложения).
Продолжатся работы по созданию самолетов-танкеров, в том числе амфибий, а также водосливных устройств для вертолетов.
С целью интенсификации разработки и внедрения метода тушения лесных пожаров с воздуха предусматривается в 1999-2005 годах:
приобрести 30 самолетов Ил-103, 20 самолетов Бе-103П, 12 самолетов Ан-38;
оборудовать сливными устройствами 30 самолетов и 25 вертолетов;
закончить доработку и испытание самолетов-танкеров Бе-12П200, Бе-200П, Бе-103П и безаэродромного судна типа "ЭКИП Л"
изготовить 30 комплектов модульного водосливного оборудования к вертолетам типа Ми-8 МТ;
обеспечить авиаотделения более эффективными, экологически чистыми огнетушащими составами и оборудованием для приготовления из них рабочих растворов.
На осуществление мер по созданию специализированных видов авиатехники для борьбы с лесными пожарами непосредственно с воздуха и приобретения легкомоторной авиации для осуществления авиапатрульных работ Программой предусматриваются затраты в сумме 498,8 млн. рублей.
Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств являются разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством персональными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.
Программой предусматривается создание в системе лесного хозяйства подразделения, координирующего вопросы радиосвязи и информатики, а также 20-25 центров внедрения и технического обслуживания средств радиоэлектроники со своими стационарными и передвижными мастерскими, складами резервного оборудования, эксплуатационных расходных материалов.
В дополнение к авиационному патрулированию не менее чем в 4 регионах предполагается организовать центры приема спутниковой информации с целью мониторинга лесных пожаров и оценки степени пожароопасной обстановки на всей территории лесного фонда страны. Общая стоимость указанных работ (с учетом стоимости станций приема спутниковой информации) составляет 48,6 млн. рублей.
Общая сумма затрат на создание автоматизированных систем связи составляет 440,4 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 2,2 млн. рублей, на приобретение радиотехнических средств (капитальные вложения) - 293,7 млн. рублей, на ремонт и содержание радио- и телефонной связи (текущие расходы) - 144,5 млн. рублей.
Затраты на создание типовой автоматизированной региональной системы управления охраной лесов от пожаров составят 12 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 4 млн. рублей, на проектные работы и промышленную эксплуатацию (капитальные вложения) - 8 млн. рублей.
Наземная и авиационная охрана лесов в силу своей специфики нуждаются в кадрах, сочетающих в себе организаторские способности с хорошей теоретической подготовкой в области лесоводственных и технических наук. В настоящее время 65 процентов численности специалистов среднего и низового звена, работающих в охране лесов, не имеют высшего образования.
Программой предусматривается организация кафедры по подготовке специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа высшего и среднего управленческого звена работников наземной и авиационной охраны лесов в институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино, Московская область, г. Дивногорск, Красноярский край). К 2005 году необходимо подготовить 2000 специалистов в области охраны леса среднего и низового звена, в том числе специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами, приобретающими характер стихийных бедствий.
Затраты на подготовку кадров в 1999-2005 годах составят 24 млн. рублей; на переподготовку, повышение квалификации и тренировку работников парашютно-авиадесантной службы - 17 млн. рублей.
Программой предусматриваются расходы на содержание команд и групп пожаротушения, работников государственной лесной охраны и временных пожарных сторожей в сумме 9488,9 млн. рублей, затраты на охрану труда и профилактику производственного травматизма - 519,6 млн. рублей.
Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин лесхозов, а также лесопожарных формирований предприятий и организаций, производящих работы или имеющих объекты в лесу. В отдельных регионах России с участием добровольных пожарных дружин и лесопожарных формирований тушится до 40 процентов всех пожаров. Указанные формирования могут стать значительной силой в решении лесопожарной проблемы при соответствующем их стимулировании и техническом оснащении. Ориентировочная численность добровольных пожарных дружин составит около 20 тыс. человек.
В качестве стимулирующих факторов для работников добровольных пожарных дружин предусматриваются: выплаты компенсаций за тренировки, боевое дежурство и привлечение к работе по тушению лесных пожаров, льготное получение древесины, сенокосов и т.п.
На материальную поддержку и выплаты компенсаций за тренировки, боевое дежурство и привлечение к работе по тушению пожаров предусматривается выделение 16,7 млн. рублей.
Коэффициент травматизма среди работников государственной лесной охраны остается высоким и в 1997 году составил на 100 человек 3,6.
Согласно отраслевому тарифному соглашению на охрану труда и страхование работников охраны леса предусматривается 5 процентов средств, выделенных на ведение лесного хозяйства.
Для успешной реализации Программы предусматриваются внесение изменений в отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушения лесного законодательства Российской Федерации, переработка Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Порядка и размеров материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству, и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны лесов от пожаров.
В результате будут расширены права и обязанности работников государственной лесной охраны, а размеры материального вознаграждения будут зависеть от конечных результатов труда. Затраты на совершенствование правовой базы в 1999-2005 годах составят 0,7 млн. рублей.
3.4. Научно-техническое обеспечениеПрограммой предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям: профилактика лесных пожаров, совершенствование методов прогноза пожарной опасности в лесах, разработка новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, создание автоматизированной системы связи и управления охраной лесов на региональном уровне, совершенствование правовой базы охраны лесов.
Перечень заданий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приведен в приложении N 3.
Реализация Программы предполагает оперативное внедрение результатов этих работ в практику наземной и авиационной охраны лесов, что должно способствовать повышению эффективности и технического уровня охраны лесов с целью сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.
Сумма затрат на научно-техническое обеспечение Программы составит 240,6 млн. рублей.
4. Ресурсное обеспечение ПрограммыВ соответствии с Конституцией Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд и расположенные на землях Министерства обороны Российской Федерации леса находятся в федеральной собственности, и расходы на государственное управление и осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, а также капитальные вложения в охрану лесов финансируются за счет средств федерального бюджета. Поэтому основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является федеральный бюджет.
Таблица 2
Объемы и источники финансирования
(млн. рублей, в ценах 1998 года)
Примечание.
Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
Вместе с тем при разработке региональных программ субъектами Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные средства на охрану лесов от пожаров за счет бюджета субъекта Российской Федерации или собственных средств территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Общая сумма средств, необходимых для реализации Программы
в 1999-2005 годах, составляет 23468,61 млн. рублей (в ценах 1998 г.), в том числе из средств федерального бюджета - 23301,41 млн. рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 167,2 млн. рублей.
Из общей суммы финансовых затрат капитальные вложения на приобретение технических средств для оснащения лесопожарных служб и строительство противопожарных объектов составят 4478,12 млн. рублей, в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 3825,72 млн. рублей.
Текущие расходы на реализацию программных мероприятий составят 18990,49 млн. рублей, в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 16929,19 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 240,6 млн. рублей.
Предлагается увеличить плату за древесину, отпускаемую на корню, доведя ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде до 7-9 процентов. Прогнозируемый в ближайшем пятилетии рост отпуска древесины на корню (65 процентов) позволит увеличить отчисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом поступления в лесхозы от разных платежей за пользование древесиной по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей также увеличатся.
Страхование лесного фонда от лесных пожаров путем включения этих затрат в себестоимость лесной продукции (5-10 процентов рыночной цены) и выплаты страхового взноса от лесных пожаров при выдаче лицензий на использование лесного фонда позволят создать страховые резервы по данному виду страхования и обеспечат получение Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами 5 процентов страховой премии (около 100 млн. рублей) на осуществление предупредительных мероприятий по охране лесного фонда.
Дальнейшее повышение минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и увеличение отпуска древесины по рубкам главного пользования позволят давать значительные средства в консолидированный бюджет страны и увеличить доходность лесного хозяйства.
5. Механизм реализации ПрограммыМеханизм реализации Программы определяет государственный заказчик - координатор Программы - Федеральная служба лесного хозяйства России.
Отбор организаций для выполнения программных мероприятий осуществляется путем проведения открытых конкурсов (торгов).
Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд, предусмотренной программными мероприятиями, определяет Федеральная служба лесного хозяйства России с учетом Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.
Порядок организации и проведения конкурсов определяет этапы и условия организации и проведения конкурсов (торгов), функции государственного заказчика, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений и оформление результатов конкурсов.
Указанный порядок устанавливает перечень работ (услуг, поставок продукции) с указанием объемов и сроков поставок, основные технико-экономические требования к изготовлению, соответствию государственным стандартам и особым условиям конкретных территорий.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполненияУправление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
К реализации мероприятий Программы привлекаются организации Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России.
Для управления Программой формируется дирекция, возглавляемая заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. В состав дирекции включаются руководители структурных подразделений этой Службы, а также ответственные представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. В соответствии с показателями, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, предусматривается ежеквартальная статистическая отчетность о реализации Программы.
В целях рационального использования выделяемых на осуществление Программы ассигнований дирекция Программы устанавливает очередность реализации основных направлений, а в их пределах - финансирование конкретных мероприятий.
К числу первоочередных задач следует отнести восстановление технической вооруженности лесопожарных служб, усиление авиационной охраны лесов, совершенствование ее организационной и функциональной структуры. Приоритетным направлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров, базирующейся на комплексном использовании наземных, воздушных и космических средств и методов наблюдения. Размещение заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на конкурсной основе. Общий контроль осуществляют Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство науки и технологий Российской Федерации.
Федеральная служба лесного хозяйства России и дирекция Программы:
организуют выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с организациями любых форм собственности;
координируют реализацию региональных целевых программ субъектов Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров;
несут ответственность за рациональное использование бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку материально-технических ресурсов в лесопожарные службы;
совместно с федеральными органами исполнительной власти издают нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий;
оказывают соисполнителям Программы методическую, техническую и иную помощь по организации охраны лесов от пожаров.
Федеральная служба лесного хозяйства России ежегодно анализирует ход реализации Программы и направляет:
в Министерство экономики Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств.
Федеральная служба лесного хозяйства России участвует в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, и в подготовке Министерством экономики Российской Федерации ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации Программы.
7. Оценка экономической эффективности реализации программных мероприятийВ соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и международные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров.
Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров стихийного характера на активно охраняемой территории лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, расположенных на землях обороны.
Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, ожидается за счет применения новых технических средств обнаружения (лазерных, космических и др.) и тушения лесных пожаров: самолетов-амфибий и вертолетов-танкеров, эффективных огнетушащих составов, самоходной лесопожарной техники и т.д.
Конечным результатом реализации Программы будет сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранение экологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала, что отвечает положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Прямой ущерб от лесных пожаров, причиненный только имуществу лесохозяйственного производства, включающий стоимость сгоревшей древесины на корню, зданий, сооружений лесхозов и т.п., затраты на тушение пожара, расчистку горельников и лесовосстановление на территориях, пройденных огнем, составил в 1997 году более 1 трлн. рублей (в ценах 1997 года).
В то же время стоимость сохранившихся древесных запасов (к возрасту спелости древостоев) в результате реализации мероприятий Программы составит 1,9-2,2 млрд. рублей ежегодно, а возможная сумма от реализации сохранившейся от огня древесины в круглом виде (в ценах 1998 года) составит 5-5,9 млрд. рублей, что превысит общие затраты на реализацию Программы.
Определение экономической эффективности использования средств, вкладываемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.01.99 N 35 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА 1999-2005 ГОДЫ"