Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.99 N 144-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Глава II. ОБСЛЕДОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Обследование кредитной организации применяется в целях определения возможности Агентства принять кредитную организацию под свое управление.
Обследование кредитной организации начинается с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода кредитной организации под управление Агентства или отказом Агентства от перехода кредитной организации под его управление и не должно превышать 90 дней.
2. С момента начала процедуры обследования полномочия учредителей (участников) кредитной организации, связанные с участием в ее уставном капитале, приостанавливаются, за исключением полномочий, указанных в пункте 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Если Агентство принимает решение об отказе от принятия кредитной организации под свое управление, то права учредителей (участников) кредитной организации восстанавливаются в полном объеме со дня принятия Агентством указанного решения.
Статья 7. Предложение Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства1. Банк России обязан направить в Агентство предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства в срок, не превышающий семи дней со дня получения органами Банка России, ответственными за принятие решения о направлении указанного предложения, достоверной информации о возникновении основания для перехода кредитной организации под управление Агентства, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Банк России вправе не направлять в Агентство предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства, если кредитная организация осуществляет меры по предупреждению банкротства, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными актами Банка России. Предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства принимается Советом директоров Банка России и подписывается Председателем Банка России или его заместителем.
2. Банк России прилагает к предложению о переходе кредитной организации под управление Агентства следующие документы:
копии учредительных документов кредитной организации и лицензии на осуществление банковских операций;
копии бухгалтерской и финансовой отчетности кредитной организации, направлявшейся в Банк России в течение последних 12 месяцев;
копии годовой финансовой отчетности кредитной организации за последний отчетный год и аудиторское заключение по ней;
материалы последней проверки кредитной организации, проведенной Банком России;
сведения об учредителях (участниках) кредитной организации, имеющиеся в Банке России, с указанием долей участия в уставном капитале кредитной организации;
заключение Банка России о состоянии кредитной организации.
3. Учредители (участники) кредитной организации, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства. Обжалование решения Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства не приостанавливает его исполнения до вынесения судом решения по существу.
Статья 8. Временная администрация по управлению кредитной организацией1. Банк России не позднее дня, следующего за днем направления предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства, обязан назначить в кредитную организацию временную администрацию по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация), действующую в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение Банка России о назначении временной администрации в соответствии с настоящим пунктом не может быть приостановлено в случае обращения кредитной организации или третьих лиц в суд.
2. Временная администрация при осуществлении обследования реализует полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации, а также вправе осуществлять действия, связанные с уменьшением уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) и с увеличением уставного капитала кредитной организации.
3. Руководителем временной администрации может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к руководителям временной администрации Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также служащий Агентства. На служащих Агентства при назначении их руководителями временной администрации в соответствии с настоящим Федеральным законом не распространяется Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за исключением требования об аттестации.
В состав временной администрации, назначаемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут входить служащие Агентства, служащие Банка России, а также иные лица, рекомендуемые Агентством. Состав временной администрации определяется приказом Банка России о ее назначении.
4. Временная администрация обязана провести анализ финансового состояния кредитной организации и представить заключение о его результатах в Банк России и Агентство, а также предоставить Агентству по запросу Банка России дополнительную информацию о финансовом состоянии кредитной организации и иную информацию, необходимую для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства.
5. Временная администрация действует со дня своего назначения и в случае принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства до дня представления в Банк России учредительных документов кредитной организации для регистрации изменений в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, а в случае отказа Агентства от перехода кредитной организации под управление Агентства - до дня назначения в кредитную организацию арбитражного управляющего (ликвидатора).
6. Руководитель и члены временной администрации не отвечают по обязательствам кредитной организации, а кредитная организация не отвечает по обязательствам руководителя и членов временной администрации. Иски в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации. Руководитель и члены временной администрации могут нести дисциплинарную и уголовную ответственность в случае совершения соответствующих деяний.
Статья 9. Полномочия Агентства при обследовании кредитной организацииПри обследовании кредитной организации Агентство:
1) изучает финансовое состояние кредитной организации и иные данные, необходимые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства, оценивает размер активов (имущества), обязательств и собственных средств (капитала) кредитной организации;
2) получает от временной администрации информацию о финансовом состоянии кредитной организации и иные сведения, необходимые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;
3) вправе обратиться в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений, необходимых для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;
4) принимает решение о переходе кредитной организации под управление Агентства либо решение об отказе от перехода кредитной организации под управление Агентства;
5) вправе обратиться в Правительство Российской Федерации и (или) в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством об определении видов финансовой помощи и (или) иных видов содействия кредитной организации в случае перехода ее под управление Агентства;
6) разрабатывает подходы к реструктуризации кредитной организации.
Статья 10. Решение о переходе кредитной организации под управление Агентства. Отказ от принятия кредитной организации под управление Агентства1. Агентство вправе принять решение о переходе кредитной организации под управление Агентства или отказаться от принятия кредитной организации под управление Агентства.
2. При принятии Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства оно вправе принять решение об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) и о последующем увеличении уставного капитала кредитной организации.
3. Если Агентство принимает решение об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины собственных средств (капитала), оно в течение 15 дней со дня принятия такого решения опубликовывает сообщение об этом решении в "Вестнике Банка России".
4. Агентство вправе отказаться от перехода кредитной организации под управление Агентства по одному из следующих оснований:
если проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации не соответствует организационным и (или) финансовым возможностям Агентства;
если в соответствии с заключением Агентства проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации является неэффективным;
если при обследовании кредитной организации было выявлено, что к кредитной организации настоящий Федеральный закон не может быть применен в соответствии с пунктом 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;
если при обследовании кредитной организации было выявлено, что отсутствует основание для перехода кредитной организации под управление Агентства в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
5. Решение о переходе кредитной организации под управление Агентства подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" в течение 15 дней со дня его принятия.
6. Агентство в случае отказа от принятия кредитной организации под свое управление не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, обязано известить об этом Банк России. Банк России в течение 15 дней со дня получения указанного извещения при наличии оснований, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", принимает решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Статья 11. Уменьшение уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала)1. Величина собственных средств (капитала) кредитной организации рассчитывается по правилам, установленным Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При отрицательном значении величины собственных средств (капитала) кредитной организации уставный капитал кредитной организации уменьшается до одного рубля.
2. Решение Агентства об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) подлежит немедленному исполнению. На основании указанного решения Агентства временная администрация обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов кредитной организации в соответствие с принятым решением.
3. При уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) по решению Агентства не применяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов:
об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
о праве кредиторов требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств,и возмещения связанных с этим убытков;
о необходимости ликвидации кредитной организации, если ее чистые активы (собственные средства) становятся меньше минимального размера уставного капитала.
4. Уставный капитал кредитной организации, действующей в форме акционерного общества, не может быть уменьшен путем приобретения Агентством и (или) кредитной организацией акций кредитной организации у акционеров в целях сокращения их общего количества.
5. Учредители (участники) кредитной организации вправе требовать от кредитной организации возврата стоимости принадлежавших им долей (вкладов) в размере, не превышающем их ликвидационной стоимости на момент направления Банком России предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства.
Статья 12. Увеличение уставного капитала кредитной организации1. При принятии Агентством решения об увеличении уставного капитала кредитной организации временная администрация обязана осуществить действия, направленные на увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций или внесения Агентством дополнительного вклада в уставный капитал.
Размер дополнительной эмиссии акций или вклада Агентства должен быть достаточен, чтобы кредитная организация считалась переданной под управление Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. На случаи приобретения Агентством акций (долей) кредитной организации при ее переходе под управление Агентства не распространяются требования:
о необходимости получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации и об обязательности уведомления Банка России об осуществлении сделки по их приобретению;
о необходимости представления заключения федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил;
о последствиях приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций кредитной организации, являющейся акционерным обществом;
о соблюдении минимального размера уставного капитала кредитной организации, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации кредитной организации.
Статья 13. Последствия перехода кредитной организации под управление Агентства1. Кредитная организация считается переданной под управление Агентства с момента приобретения Агентством акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Срок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации в связи с увеличением ее уставного капитала, не должен превышать 30 дней со дня подачи временной администрацией в Банк России документов о государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в учредительные документы.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
2. С момента перехода кредитной организации под управление Агентства до окончания срока осуществления плана реструктуризации кредитной организации:
1) Банк России не применяет к кредитной организации, находящейся под управлением Агентства, мер ответственности за нарушение требований банковского надзора, контроля за деятельностью кредитной организации в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, а также не взыскивает в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и не налагает штрафы за нарушение норматива обязательных резервов;
2) обязательные резервы депонируются кредитной организацией в соответствии с порядком, установленным Банком России, с учетом особенностей, определенных пунктом 4 настоящей статьи;
3) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до момента принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства. Обязательства кредитной организации, возникшие после перехода кредитной организации под управление Агентства, подлежат исполнению кредитной организацией в полном объеме.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации действует до 12 месяцев и может быть продлен Агентством, но не более чем на шесть месяцев или отменен Агентством до истечения срока его действия. Решение об отмене указанного моратория подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России", а также может быть опубликовано в средствах массовой информации.
3. Банк России на основании решения о переходе кредитной организации под управление Агентства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций о том, что кредитная организация находится под управлением Агентства.
4. С момента перехода кредитной организации под управление Агентства ей предоставляется отсрочка по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок до окончания осуществления плана реструктуризации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен по решению Банка России.
Кредитная организация обязана ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России. Сумма недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, подлежит восполнению в сроки, согласованные с Банком России.
В случае нарушения кредитной организацией порядка формирования обязательных резервов, установленного настоящей статьей, более чем на одну отчетную дату действие отсрочки внесения суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, прекращается.
5. На учредителей (участников) кредитных организаций, имевших право давать обязательные для кредитной организации указания или имевших возможность иным образом определять ее действия, решением суда может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации перед кредиторами в случае доведения кредитной организации до финансового состояния, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона. Агентство в случае принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства обязано направить в суд иски о привлечении указанных лиц к ответственности.
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.99 N 144-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"