Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ФСК РФ от 03.08.94 N 280 (ред. от 15.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ КОНТРРАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ КОНТРРАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. - Приказа ФСБ РФ от 15.07.99 N 325)
1. Общие положения1.1. Настоящая Временная инструкция определяет единый порядок учета (регистрации), рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан <*>, в том числе рапортов военнослужащих по личным вопросам (далее - заявления), а также организации приема граждан в Федеральной службе контрразведки Российской Федерации и подведомственных ей органах контрразведки, научных учреждениях, учебных заведениях и воинских частях (далее - органы контрразведки и воинские части).
<*> Под гражданами в настоящей Временной инструкции имеются в виду граждане Российской Федерации, государств - участников СНГ, иностранных государств и лица без гражданства.
1.2. Рассмотрение и разрешение заявлений граждан является служебной обязанностью руководителей органов контрразведки и командования воинских частей (далее - руководители) или по их поручению других должностных лиц. Руководители несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению заявлений граждан и их приему в органах контрразведки и воинских частях.
При поступлении заявлений руководители в пределах своей компетенции решают вопрос о принятии их к своему рассмотрению либо направлении в другой орган контрразведки, воинскую часть или в другие министерства, ведомства, предприятия, учреждения и организации (далее - министерства и ведомства) в зависимости от поднятых в заявлениях вопросов. О направлении заявления в другие министерства и ведомства сообщается заявителю.
При разрешении заявлений граждан принимаются решения по существу поставленных в них вопросов, о чем сообщается заявителю.
3. Письменные заявления граждан должны быть ими подписаны с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа заявления также данные о месте их жительства.
Заявления граждан, не содержащие указанных сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат. Регистрация таких заявлений осуществляется в порядке, установленном настоящей Временной инструкцией, а уничтожение - в порядке, установленном требованиями по делопроизводству в органах контрразведки.
При этом анонимные письма, содержащие сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях <*>, дела о которых отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной безопасности, направляются для проверки этих сообщений в органы контрразведки, наделенные правом их рассмотрения, а о других преступлениях - в соответствующие органы по подследственности или подсудности.
<*> Порядок работы с заявлениями о преступлениях регламентируется Инструкцией "О порядке регистрации, учета и рассмотрения в органах контрразведки заявлений и сообщений о преступлениях".
Коллективными заявлениями признаются заявления, поданные от имени двух и более лиц и подписанные хотя бы одним из этих лиц с указанием его фамилии, имени, отчества, данных о месте его жительства, а также работы или учебы.
2. Порядок регистрации, учета, рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и предложений граждан2.1. Все поступающие в органы контрразведки и воинские части заявления граждан, в том числе о преступлениях, регистрируются в секретариатах <*> в день их поступления в журнале контрольно-номерного учета (Приложение 1), на них заполняются регистрационно-контрольные карточки (Приложение 2). При учете заявлений граждан с использованием средств электронно-вычислительной техники могут использоваться другие формы регистрационно-контрольных карточек, приспособленные к машинной обработке, с обязательным сохранением всех реквизитов. Количество экземпляров регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из необходимости обеспечения учета, справочной работы, контроля за исполнением поручений по заявлениям и их анализа.
<*> Под секретариатами в настоящей Временной инструкции понимаются также Управление делами ФСК России, секретные части и должностные лица, выполняющие обязанности секретарей.
Заявления граждан, принятые по телефону, оформляются справками, которые также подлежат регистрации в порядке, установленном для заявлений в письменной форме.
В подразделениях органов контрразведки и воинских частях, в которые поступает незначительное количество заявлений, разрешается производить их учет в регистрационно-контрольном журнале (Приложение 3), который может вестись переходящим.
Аналогичным образом в секретариатах регистрируются заявления, получаемые сотрудниками непосредственно от граждан, обратившихся к ним как к представителям органов контрразведки, воинских частей.
2.2. Присвоенный по журналу контрольно-номерного учета регистрационный номер указывается в регистрационном штампе, проставляемом на свободном месте первой страницы заявления, и в регистрационно-контрольной карточке.
Регистрационный номер состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего заявления (например, "Д-401"), коллективных и анонимных заявлений - из букв "Кл" или "Ан" и номера (например, "Кл-137", "Ан-650").
2.3. Повторным заявлениям <*> граждан при их поступлении присваивается очередной регистрационный номер, а в соответствующей графе регистрационно-контрольной карточки указывается регистрационный номер первого заявления.
<*> Повторным следует считать заявление, поступившее от одного или того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени направления первого заявления истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
2.4. Картотека с регистрационно-контрольными карточками ведется в алфавитном порядке. Карточки на коллективные и анонимные письма хранятся в отдельных разделах картотеки в порядке их поступления.
2.5. Данные о пересылке (передаче) заявлений, содержании поручений по ним, постановке документов на контроль, ходе исполнения, продлении срока исполнения, окончательном исполнении и сообщении заявителям о принятых решениях, а также о месте хранения материалов рассмотрения заявлений отражаются в регистрационно-контрольных карточках и журналах.
2.6. Пересылка заявлений осуществляется за их учетными номерами с листами резолюций (Приложения 4 и 5).
Сопроводительные записки к заявлениям регистрируются как отдельные документы в установленном порядке.
2.7. Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения заявлений граждан подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями ведения делопроизводства в органах контрразведки.
2.8. Для обеспечения информационно-справочной работы на каждое лицо, в отношении которого в заявлении содержится информация, относящаяся к компетенции органов контрразведки и воинских частей (проходящие лица), работником секретариата, осуществляющим регистрацию заявлений, выписывается отдельная регистрационно-контрольная карточка, в которой делается ссылка на фамилию автора, регистрационный номер и дату поступления заявления. Указанная карточка помещается в картотеку с регистрационно-контрольными карточками на заявления в алфавитном порядке. При журнальной системе учета проходящие по заявлению лица вписываются в соответствующие разделы журнала по алфавиту со ссылкой на фамилию автора заявления, регистрационный номер и дату поступления заявления.
2.9. Делопроизводство по заявлениям граждан в органах контрразведки и воинских частях ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с требованиями по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах контрразведки, воинских частях и возлагается на специально назначенных должностных лиц.
2.10. Заявления граждан, копии ответов на них и материалы, связанные с их рассмотрением, а также документы по приему граждан формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Листы резолюций нумеруются как отдельные документы (конверты, в которых получены заявления, не нумеруются).
При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные заявления граждан, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
2.11. Сроки хранения заявлений граждан и материалов, связанных с их рассмотрением, определяются в соответствии с перечнями документальных материалов и сроков их хранения, действующими в органах контрразведки и воинских частях. В необходимых случаях постоянно действующими экспертными комиссиями органов контрразведки и воинских частей может быть принято решение об увеличении сроков хранения наиболее ценных обращений граждан и материалов по их реализации.
2.12. Дела после завершения делопроизводства по ним, по истечении установленных сроков хранения в секретариатах, сдаются в архив органов контрразведки или воинских частей.
2.13. Руководители при рассмотрении и разрешении заявлений граждан обязаны:
а) всесторонне и оперативно разбираться в существе заявления, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в заявлении фактов, принимать другие меры для объективного разрешения поступивших заявлений;
б) принимать в пределах своей компетенции законные и обоснованные решения по заявлениям граждан и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
в) сообщать гражданам о решениях, принятых по их заявлениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб граждан и разъяснять порядок их обжалования.
Руководители, к компетенции которых не относится решение вопросов, поставленных в заявлениях, не позднее чем в пятидневный срок направляют их по принадлежности, извещая об этом заявителя.
Заявления, содержащие сведения, касающиеся специфики деятельности органов контрразведки, пересылать в другие министерства и ведомства в полном объеме запрещается. В этих случаях в министерства и ведомства направляются выписки из поступивших таких заявлений.
2.14. Заявления с пометкой "Лично" или "Только лично" рассматриваются теми руководителями, которым они адресованы, или другими сотрудниками по их поручению.
Письма, адресованные конкретным лицам, не вскрываются и передаются им без регистрации. Если в письме поднимаются вопросы, требующие разрешения в органах контрразведки, воинских частях или в других министерствах и ведомствах, оно должно быть возвращено в секретариат для регистрации и последующего направления по принадлежности.
2.15. В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаружения закладки или возникновения подозрения о ее наличии всякая дальнейшая работа с ним должна быть немедленно прекращена и на место вызван специалист оперативно-технического подразделения. Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обязательной изоляцией почтового отправления.
Прием посылок (крупногабаритных бандеролей) с заявлениями от граждан возможен только после специальной проверки их содержимого сотрудниками оперативно-технического подразделения. В случае невозможности проведения такой проверки указанные почтовые отправления от граждан не принимаются.
2.16. При получении писем, содержащих угрозы совершения террористических и иных экстремистских акций, принимаются меры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
2.17. После ознакомления с содержанием заявления проводится его подготовка к докладу руководству (проверяется, не обращался ли заявитель ранее по данному вопросу и какое при этом было принято решение; при необходимости выясняются дополнительные установочные данные автора и лиц, указанных в заявлении, другие сведения, требующиеся для принятия правильного решения при его рассмотрении). При получении данных о психическом заболевании автора работа по его заявлению осуществляется в обычном порядке.
В отдельных случаях к заявлению может готовиться аннотация.
2.18. Если руководителем, рассматривающим заявление, дано поручение нескольким подразделениям (должностным лицам), то основным исполнителем является подразделение (лицо), указанное в поручении первым, если не оговорено иное. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координации их работы.
2.19. Запрещается направление заявлений граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
2.20. На письменных заявлениях граждан запрещается делать резолюции и надписи.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 15.07.99 N 325)
2.22. Заявления граждан, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются и по ним принимаются решения безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган контрразведки или воинскую часть, обязанные разрешить вопрос по существу.
Заявления, требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в срок до одного месяца.
Решения по заявлениям военнослужащих и членов их семей принимаются:
а) в Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, управлениях ФСК России по республикам, краям, областям, автономной области, автономным округам, отдельным регионам Российской Федерации, управлениях и отделах военной контрразведки ФСК России - в срок до 15 дней со дня поступления;
б) в подразделениях органов контрразведки и воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления.
Учет, регистрация, порядок рассмотрения и принятия решений по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих, связанным с прохождением службы, в воинских частях осуществляется в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок и сроки рассмотрения запросов и обращений депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируются Законом Российской Федерации "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Заявления граждан по вопросам реабилитации жертв политических репрессий рассматриваются в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В каждом отдельном случае руководитель, ответственный за разрешение заявления, может установить для подчиненных более короткий срок исполнения.
Началом срока исполнения заявлений, поступивших в ФСК России, считается день их регистрации в Управлении делами, а заявлений, поступивших непосредственно в подразделения ФСК России, другие органы контрразведки, воинские части, - день их регистрации в соответствующих секретариатах.
Выступления и опубликованные в средствах массовой информации материалы, связанные с предложениями, заявлениями и жалобами, рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей Временной инструкцией и другими ведомственными нормативными правовыми актами.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 15.07.99 N 325)
2.23. В тех случаях, когда для разрешения заявления необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки его рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены: по заявлениям граждан - не более чем на один месяц, а по заявлениям военнослужащих и членов их семей - не более чем на 15 дней.
2.24. Продление срока рассмотрения производится по мотивированному рапорту исполнителя руководителем органа контрразведки или воинской части, чье поручение исполняется, или его заместителем. О продлении срока рассмотрения заявления сообщается его автору.
2.25. Если по заявлениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и по ним были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось заявителю, руководителем органа контрразведки может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким заявлениям. Данные заявления приобщаются к соответствующим делам. О прекращении проверок и переписки сообщается заявителю.
2.26. Ответ автору заявления готовится на бланке органа контрразведки, воинской части без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ, и направляется за учетным номером заявления.
Ответ на коллективное заявление направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях - каждому из подписавших такое заявление.
2.27. Итоговые документы по результатам рассмотрения заявлений при наличии нескольких исполнителей перед докладом руководству должны быть завизированы соответствующими должностными лицами в подразделениях - соисполнителях.
Доклад результатов рассмотрения заявлений, взятых на контроль в Управлении делами ФСК России, осуществляется, как правило, через отдел писем и приема граждан Управления. При этом итоговые документы докладываются с оригиналом обращения и листом резолюций руководителя, чье поручение исполнялось.
Порядок доклада результатов рассмотрения заявлений в подразделениях ФСК России, органах контрразведки и воинских частях устанавливается их руководителями.
2.28. Заявления граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты по ним необходимые меры и авторам даны ответы.
Письменное или устное заявление не считается разрешенным, если в процессе его рассмотрения были подготовлены, но не доложены или доложены, но не утверждены руководством и возвращены на доработку предложения, проекты ответов и т.п. Рассмотрение заявления не может считаться законченным, если сообщается лишь о предполагаемых мерах для решения поставленных автором вопросов.
2.29. Заявления граждан после их разрешения, а также переписка по ним, за исключением приобщаемых к материалам дознания, к делам оперативных подразделений, а также документов, подлежащих хранению в личных делах сотрудников и лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам контрразведки, должны быть возвращены в секретариаты органов контрразведки, воинских частей, должностным лицам, ведущим делопроизводство по заявлениям граждан, для приобщения в дело или в Управление делами ФСК России, если есть отметка "Возвратить в Управление делами ФСК России".
Заявления могут храниться в других подразделениях органов контрразведки и воинских частей, если имеется необходимость приобщения их к финансовым, медицинским и т.п. документам.
Конверт, в котором было получено заявление, сохраняется до окончательного исполнения заявления, а затем уничтожается, если нет необходимости в его дальнейшем хранении.
2.30. На материалах, связанных с рассмотрением заявлений, после принятия решения и их исполнения должна быть надпись: "В дело" и личная подпись должностного лица, принявшего это решение.
2.31. Данный порядок рассмотрения и разрешения заявлений граждан не распространяется на заявления, рассматриваемые в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданско - процессуальным законодательством и законодательством о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
3. Организация приема граждан3.1. В органах контрразведки и воинских частях организация приема граждан осуществляется в соответствии с Положением о Приемной Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и другими соответствующими нормативными актами ФСК России.
3.2. Руководители и их заместители осуществляют прием граждан лично.
Прием граждан проводится также членами коллегий территориальных органов контрразведки, другими должностными лицами по поручению руководителей.
Дни и часы приема граждан руководителями, членами коллегий устанавливаются исходя из местных условий.
3.3. В органах контрразведки и воинских частях для приема граждан отводятся специальные помещения - приемные.
На внешней стороне здания, где расположена приемная, должна быть вывеска: "Приемная (наименование органа контрразведки или номер войсковой части)" и указаны часы приема посетителей.
3.4. В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в служебных кабинетах руководителей или других должностных лиц. В случае необходимости встречи организуются по месту жительства или работы заявителей.
3.5. Должностное лицо, осуществляющее прием, обязано внимательно выслушать гражданина и тщательно разобраться в существе его заявления.
Выяснив все обстоятельства, связанные с вопросом, по которому обратился гражданин, должностное лицо по возможности сразу же принимает решение, которое объявляется устно со ссылкой на действующее законодательство.
Должностные лица, осуществляющие прием граждан, имеют право обращаться по вопросам, связанным с приемом, в другие органы (подразделения) контрразведки, воинские части, руководители и сотрудники которых обязаны оказывать им помощь и содействие: представлять необходимые справочные и информационные материалы, обеспечивать квалифицированной консультацией, открытой и специальной связью, в том числе междугородной, направлять в приемную сотрудников для осуществления приема и т.д.
3.6. В тех случаях, когда посетитель совершает в приемной действия, представляющие непосредственную опасность для себя или окружающих, затрудняет работу приемной, должностное лицо вызывает представителей органов внутренних дел, а в случаях, когда посетитель совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, - врача - психиатра для оказания ему медицинской помощи.
(в ред. Приказа ФСБ РФ от 15.07.99 N 325)
3.7. По вопросам, разрешение которых не входит в компетенцию органов контрразведки и воинских частей, гражданину разъясняется, в какое министерство или ведомство ему следует обратиться, и по возможности оказывается в этом содействие.
В необходимых случаях по существу устного обращения гражданина составляется справка, которая регистрируется в порядке, установленном для заявлений в письменной форме.
3.8. В случае, если гражданин прибыл с целью передать письмо или сделать устное заявление о совершенном или подготовляемом преступлении, отнесенном законом к ведению органов государственной безопасности, прием такого лица осуществляется сотрудником подразделения, наделенного правом производства дознания.
3.9. Лица, осуществляющие прием граждан, несут ответственность за правильность принятых ими мер по полученным в ходе приема сообщениям, а также за соответствие законодательству принятых лично ими решений, данных разъяснений и рекомендаций.
3.10. В ФСК России и территориальных органах контрразведки прием граждан осуществляется круглосуточно. В органах военной контрразведки, подразделениях территориальных органов контрразведки, воинских частях прием граждан осуществляется в рабочее время. Порядок приема граждан должен обеспечивать минимальную затрату времени на ожидание приема.
3.11. Приемные обеспечиваются необходимой мебелью и имуществом, средствами связи, звукозаписи, личной безопасности сотрудников, нормативными, справочными и иными материалами. В помещении, где производится прием, запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к приему граждан.
3.12. Для письменных заявлений в приемных устанавливаются ящики, которые должны после каждого вскрытия запираться и опечатываться. Выемка заявлений из ящика производится не реже трех раз в сутки сотрудниками приемных или секретариатов, ответственными за работу с заявлениями граждан.
3.13. Учет посетителей ведется на регистрационно-контрольных карточках (Приложение 2), из которых формируется картотека, или в специальном журнале (Приложение 6), который может вестись переходящим.
4. Контроль за исполнением поручений по рассмотрению заявлений граждан. Анализ и обобщение содержащейся в них информацииТом N __________________
Начат "____" _________ 19______ г.
Окончен "____" _________ 19______ г.
На ____ листах
Журнал в ____ томах
Порядковый регистрационный номер | Фамилия и инициалы | Кому передано (фамилия и дата) | Когда направлено | Прим. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пояснение к форме: дата записей в журнале проставляется в начале каждого рабочего дня.
Приложение 2
к Временной инструкции
(п. п. 2.1, 3.13), утвержденной
Приказом ФСК России
от 3 августа 1994 г. N 280
Содержание заключения (справки), когда и кем утверждено | |||||||
Ответ автору | |||||||
Дело N | Том N | Листы | |||||
Подпись контролера |
Приложение 3
к Временной инструкции
(п. 2.1), утвержденной
Приказом ФСК России
от 3 августа 1994 г. N 280
- Главная
- ПРИКАЗ ФСК РФ от 03.08.94 N 280 (ред. от 15.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ КОНТРРАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"