Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.99 N 228-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Глава VI. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ
1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности категории "А", а также зарегистрированные кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, на время участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации либо копии документов, удостоверяющих, что в этот срок было подано заявление об освобождении от своих обязанностей, и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Президент Российской Федерации, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации и являющийся зарегистрированным кандидатом, продолжает выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.
4. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебного положения, установлен пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона.
5. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании указанными зарегистрированными кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания в соответствии со статьей 49 настоящего Федерального закона.
6. Должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций телерадиовещания и редакций средств массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами, или их доверенными лицами, или уполномоченными представителями по финансовым вопросам зарегистрированных кандидатов, или уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, членами, уполномоченными представителями инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
7. Соблюдение установленных настоящей статьей ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению обязанностей перед избирателями.
8. Не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, вошедшие в состав такого избирательного блока, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и (или) организаций. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку зарегистрированных кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, и их уполномоченных представителей.
Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В случае освобождения от работы, службы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов Президента Российской Федерации, более чем в 20 раз. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска.
2. Зарегистрированный кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов при пользовании любыми видами транспорта общего пользования в пределах территории Российской Федерации, за исключением такси и заказных рейсов. При этом зарегистрированному кандидату возмещается стоимость проездных билетов при поездках на пригородном (не более 30 поездок) и на междугородном (не более 89 поездок от места жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, до центра субъекта Российской Федерации и обратно) транспорте - по предъявлении проездных билетов, а также стоимость проездных билетов при поездках на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок.
3. Возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
4. Выплата денежной компенсации и возмещение транспортных расходов не производятся после сдачи зарегистрированным кандидатом в установленные настоящим Федеральным законом сроки в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итогового финансового отчета.
5. Зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента Российской Федерации засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
6. Зарегистрированный кандидат не может быть без согласия Генерального прокурора Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче такого согласия Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
7. Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право на получение в соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.
8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации даты повторного голосования, при этом в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 73 настоящего Федерального закона, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом зарегистрированного кандидата.
Статья 42. Доверенные лица зарегистрированного кандидата1. Зарегистрированный кандидат может иметь до 600 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть его доверенным лицом. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа. Список доверенных лиц представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. На срок, указанный в пункте 1 статьи 41 настоящего Федерального закона, администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
3. Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.
4. Зарегистрированный кандидат, назначивший своих доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен их других, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения, выданные отозванным доверенным лицам. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата.
5. Полномочия доверенных лиц зарегистрированного кандидата начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушениями настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство, - не позднее окончательного решения суда.
Статья 43. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата1. Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное уведомление не подлежит отзыву.
2. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление зарегистрированного кандидата.
3. Избирательное объединение, избирательный блок по решению органа, выдвинувшего кандидата, зарегистрированного кандидата, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, зарегистрированного кандидата, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения, избирательного блока средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.
4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом, зарегистрированным кандидатом права быть избранным Президентом Российской Федерации.
6. В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
7. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в результате того, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо регистрация кандидата была отменена в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 80 настоящего Федерального закона, расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов, взыскиваются соответственно с этого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Если обязанность по возмещению указанных расходов возлагается на избирательный блок, то необходимые для возмещения средства распределяются в равных долях между избирательными объединениями, вошедшими в этот блок на день принятия им соответствующего решения, если иное распределение не предусмотрено в решении о создании этого избирательного блока, представленном в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
8. В настоящем Федеральном законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.99 N 228-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"