в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МДС 81-4.99)"
действует Редакция от 17.12.1999 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МДС 81-4.99)"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся разработкой сметной документации для строительства и вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель - В.А. Степанов, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт, исполнители - Г.А. Шанин, А.В. Белов).

РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 Постановлением Госстроя России от 17.12.99 N 76.

ВЗАМЕН: Методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции и Методических рекомендаций о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12 и от 13.11.96 N ВБ-26/12-368, письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248).

Введение

Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.

Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.

Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.

Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп. 2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России.

1. Общие положения

1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:

- заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;

- подрядными организациями для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.

1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно - монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

- укрупненные нормативы по основным видам строительства;

- нормативы по видам строительных и монтажных работ;

- индивидуальные нормы для конкретной строительно - монтажной или ремонтно - строительной организации;

- предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.

1.4. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:

- средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

- сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в прил. 1.

2. Организация разработки нормативов накладных расходов

2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации - разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно - монтажных или ремонтно - строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.

Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.

На основе экспертных заключений организации - разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.

3. Порядок разработки нормативов накладных расходов

3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.

Система указанных нормативов состоит из 9 видов и приведена в прил. 2.

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

3.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям - представителям, в объеме работ которых удельный вес данного вида работ составляет не менее 70%, с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и специальных строительных работ.

Система указанных нормативов состоит из 47 видов и приведена в прил. 3.

Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно - сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных Постановлением Госстроя России от 17.12.99 N 78.

3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.

Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.

3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.

3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно - аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов.

Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в прил. 4.

Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".

К ним относятся:

- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);

- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;

- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально - технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно - строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.

Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью "Накладные расходы", а в сметной документации включаются в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.

3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:

- по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;

- по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.

Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5.

3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.11.98 N 110.

3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в прил. 6 и 7. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.

3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.

Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.

3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:

административно - хозяйственных, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально - техническим снабжением, обеспечением пожарно - сторожевой охраной, техники безопасности, временными (нетитульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.

4. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной документации на строительство объектов

4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы начисление накладных расходов производится в конце расчета (сметы) - за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно - монтажных работ и стадийности проектной документации.

4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:

на стадии проекта:

Н = З х Нс (1)
100

на стадии рабочей документации:

Н = З х Нn (2)
100

n
SUM З х Нрi
Н = i=1 (3)
100

где Н - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;

Нс - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в прил. 2 (в процентах);

Нn - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);

Нрi, - норматив накладных расходов по i-тому виду строительных и монтажных работ, приведенных в прил. 3 (в процентах).

4.4. При применении базисно - индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины основной заработной платы, учтенной в сметно - нормативной базе, действовавшей по состоянию на 01.01.91, могут быть применены следующие формулы:

на стадии проекта:

Н = (Зс + Зм) х Иот х Нс (4)
100

на стадии рабочей документации:

Н = (Зс + Зм) х Иот х Нn (5)
100

Иотn(6)
Н = ---- SUM (Зсi + Змi) х Нрi
100 i=1

где Зс и Зм - суммарная по объекту сметная величина основной заработной платы рабочих - строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 (или в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84 с повышающим коэффициентом 1,25), руб.;

Иот - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.91;

3ci и Змi - суммарные по i-тому виду работ сметные величины основной заработной платы рабочих - строителей и механизаторов в уровне сметных цен с 01.01.91, руб.;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. Для определения стоимости строительства (капитального ремонта) в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах) могут применяться предельные нормы накладных расходов на строительные (ремонтно - строительные) работы, установленные для применения с 01.01.91 соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных организаций.

При использовании сметно - нормативной базы, введенной в действие с 01.01.84, в локальных сметах могут применяться предельные нормы накладных расходов, утвержденные министерствами и ведомствами для применения с 01.01.84.

Для вновь образованных организаций в базисной стоимости работ следует использовать предельную норму накладных расходов в размере 14,2% от сметных прямых затрат.

4.6. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.

4.7. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.

При этом индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов.

5. Учет накладных расходов

5.1. Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.

Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.

5.3. Учет накладных расходов ведется в журнале - ордере N 10-с по счету 26 "Общехозяйственные (накладные) расходы" раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам. Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

5.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительные работ, отражаемым на счете 20 "Основное производство", а также учитываемым на счете 30 "Некапитальные работы" (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).

Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.

5.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 17.12.99 N 76 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МДС 81-4.99)"